Особенности основных средств и методов учебно-тренировочного процесса

Для человека бег как и ходьба жизненно необходим. На одной из скал Греции обнаружена надпись: Если хочешь быть сильным бегай Хочешь быть красивым бегай Хочешь быть умным бегай В данном случае речь идет о спортивном тренировочном процессе для спортсменов юношеских разрядов по легкой атлетике под которым как правило подразумевают подготовку спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. Кроме того необходимые для полноценной спортивной подготовки формы и средства это в первую очередь: теоретическое обучение с целью...

2015-06-30

36.6 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

Бег — отличное средство физического совершенствования, укрепления здоровья.

Бег - естественный способ передвижения человека, характеризующийся регулярным повторением одного и того же цикла движений, при котором тело «то соприкасается с почвой одной ногой, то летит в воздухе» (Л.Ф. Лесгафт).

Для человека бег, как и ходьба, жизненно необходим. В течение всей истории своего развития человека, человек в борьбе за существование широко применял бег.

На одной из скал Греции обнаружена надпись:

«Если хочешь быть сильным - бегай,

Хочешь быть красивым — бегай,

Хочешь быть умным - бегай»

В данном случае речь идет о спортивном тренировочном процессе, для спортсменов юношеских разрядов по легкой атлетике, под которым, как правило, подразумевают подготовку спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. В настоящее время это понятие применяется как в узком, так и в широком смысле. Так, под спортивной тренировкой в узком смысле понимает физическую, технико-тактическую и морально-волевую подготовку спортсмена, осуществляемую посредством физических упражнений.

Тренировочный процесс, а конкретнее учебно-тренировочный процесс в широком смысле характеризуется, как весь планомерный процесс подготовки спортсменов к выполнению юношеских разрядов,  данном случае по легкой атлетике.[1]

Совершенствование спортсмена в процессе тренировки, которое постоянно должно рассматриваться и организовываться в аспекте единства образования и воспитания, осуществляется в различных формах и различными средствами. Главная форма — это физическая нагрузка посредством физических упражнений (тренировка в узком смысле и соревнования). Кроме того, необходимые для полноценной спортивной подготовки формы и средства — это в первую очередь: теоретическое обучение с целью сообщения спортивно-технических, тактических результатов, обсуждения и совещания в тренировочной группе, которые служат по преимуществу для анализа и оценки тренировки и соревнований. Сверх того, разнообразные внетренировочные формы и средства своим образовательным и воспитательным содержанием содействуют формированию личности и тем самым повышению спортивных достижений.

В настоящее время известно, что общественные влияния, целеустремленные воспитательные и образовательные воздействия и другие факторы, могут  сильнее влиять на физическое развитие детей школьного возраста и эффективно стимулировать процесс естественных морфофункциональных свойств всего организма в течение индивидуальной жизни, и в особенности в период 14 – 15 лет (период, когда выполняются юношеские разряды) с правильным целенаправленным использованием специальных физических упражнений в учебно-тренировочном процессе и дополнительных разнообразных упражнений на уроках физкультуры. Это относится, прежде всего, к самостоятельной работе со спортивной книгой, образованию и воспитанию в семье, в школе и в других учебно-воспитательных учреждениях.

Задачи курсовой работы:

- дать общую характеристику  учебно-тренировочному процессу, технической подготовленности школьников юношеских разрядов, занимающихся легкой атлетикой;

- показать примерный план тренировок в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов юношеских  разрядов  


1 Планирование тренировочных нагрузок легкоатлета

Для успешного функционирования идей тренировочного процесса в легкой атлетике, предлагается выполнять комплекс мероприятий, включающих множество компонентов.

Особое внимание необходимо уделять объективности полученной исходной информации, т.к. от ее достоверности зависит содержание планируемых задач и установок [2]

Не менее значима достоверность сведений о качественной и количественных сторонах соревновательной деятельности и подготовленности легкоатлетов, так как они служат основой.

 В процессе реализации намеченных программ необходимо постоянно сравнивать, насколько реальные изменения тренированности спортсмена, соответствуют запланированным нагрузкам, учитывать темпы прироста показателей подготовленности от этапа к этапу тренировки, а также динамику нагрузок, при этом необходим постоянный медико-биологический и врачебный контроль.

Одним из важных моментов в начальной стадии тренировочного процесса, служит правильный отбор в секции легкой атлетики.

Как известно, подготовка легкоатлетов носит многогранный характер. Как и в других видах спорта, а в легкой атлетике особенно, в структуре подготовленности выделяют следующие самостоятельные стороны: физическую, техническую, психологическую, тактическую и интегральную.

Многокомпонентность и разнохарактерность требований к подготовленности спортсменов – легкоатлетов диктуют необходимость развития у занимающихся всех физических качеств и вооружение их большим объемом двигательных умений и навыков.

Решение этих задач регламентируется целенаправленностью теоретических и экспериментальных исследований, которые пока не в состоянии охватить все проблемы тренировочного процесса в таком виде спорта, как легкая атлетика.

Задачи и цели учебно-тренировочного процесса заключаются в подготовке спортсменов к выполнению сначала юношеских разрядов, а далее и высших разрядов.  Тем самым спортивная тренировка вносит ценный вклад в подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе. Она представляет собой наиболее действенную форму физического совершенствования человека.

Способность к спортивным достижениям зависит в первую очередь от спортивных возможностей готовности к достижениям, возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям характеризуется отношением спортсмена к спортивной деятельности и к требованиям, предъявляемым тренировкой и соревнованием. Готовность к достижениям, прежде всего, включает в себя систему мотивов, которая должна базироваться на развитых общественно полезных началах, воле и других качествах личности.

Существенная предпосылка развития готовности к достижениям — это воспитание у спортсменов идейной морали. Готовность спортсмена к большим напряжениям, к самоотверженной тренировке с тем, чтобы высокими спортивными результатами достойно представлять свою республику и область, является важным критерием его политической и идеологической зрелости.

Все педагогические воздействия педагогика подразделяет на образование и воспитание. В тренировочном процессе образование и воспитание спортсмена неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно использовать.

В процессе тренировки возникают следующие основные задачи, которые нужно рассматривать и решать комплексно [3].

1. Физическая подготовка. Главное содержание физической подготовки заключается в развитии физических способностей, особенно выносливости, силы, быстроты и гибкости. Данные способности, в совокупности обозначаемые также термином «кондиция», и составляют решающую предпосылку спортивной работоспособности. Это справедливо и для таких видов спорта, в которых спортивная техника составляет предмет оценки в соревновании и для таких, где успех в соревновании в большой мере зависит от владения разнообразными и сложными технико-тактическими навыками (например, в спортивных играх и в спортивных единоборствах).

Физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на развитие физических способностей, характерных для избранной специализации. Основой при этом служит общая физическая работоспособность и стабильное здоровье. Для достижения необходимого эффекта требуется включать в тренировку наряду с упражнениями, составляющими программу соревнований, разнообразные общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения.

2. Спортивно-техническая и тактическая подготовка. Рациональная техника обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей. В процессе спортивно-технической подготовки спортсмен изучает технику и закрепляет ее в специфических условиях соревнования. По мере повышения уровня развития силы, выносливости и быстроты, спортсмен должен повышать и уровень технической подготовленности. Поэтому физическая и спортивно-техническая подготовка постоянно и тесно связаны между собой. В связи с этим необходимо также развивать ловкость, нужную для оптимального применения техники.

Техническая и тактическая подготовка составляют неделимое единство. Технические навыки служат основой для тактических действий. Технические навыки нужно развивать в аспекте их применимости в определенных тактических ситуациях. Эту взаимосвязь спортсмен должен осознать уже при изучении техники.

3. Интеллектуальная подготовка. Требования к интеллекту в большом спорте непрестанно возрастают. Спортсмен должен быть в высокой степени самостоятельным в тренировке, уметь в состязаниях при постоянно повышающихся уровне и плотности результатов творчески реализовать тактические концепции. Он должен также активно развивать спортивную технику и уметь использовать ее в тренировке и т. д. Все это требует, чтобы спортсмен постоянно совершенствовал знания во всех областях теории спорта и учился творчески применять их в тренировке и соревнованиях. Интеллектуальное образование и воспитание должны быть составной частью тренировки.

4. Воспитание. В процессе воспитания необходимо учитывать несколько аспектов, которые неотделимы друг от друга. Главная задача воспитания заключается в развитии определенного сознания у спортсмена. В связи с этим идеологическое и нравственное воспитание составляют суть воспитательной работы тренера и всех действующих в большом спорте кадров. Руководством для воспитательного образа действий являются десять заповедей морали, которые определяют принципы и нормы поведения личности. Они также составляют основу для выработки общественно полезных мотивов деятельности в большом спорте и развития готовности к достижениям. Кроме того, необходимо воспитывать типичные для данного вида спорта волевые качества и другие ценные черты характера. Наконец, тренер должен вносить свою лепту — в тесном взаимодействии с другими воспитателями — в дело умственного, эстетического и политехнического образования и воспитания спортсменов как в процессе тренировки, так и вне его.

Тренировка всегда направлена на достижение индивидуально возможного высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине. Постоянно повышающийся международный уровень спортивных результатов не дает уже теперь возможности даже крупному таланту готовиться к высшим достижениям одновременно по нескольким видам спорта. Это не исключает того, что в тренировку можно включать и другие виды спорта, но лишь как вспомогательные [4].

Специализацию в одном виде или разновидности спорта не нужно отождествлять с односторонностью в подготовке. В сочетании с избранным видом спорта в тренировке нужно применять разнообразные специальные и общеразвивающие упражнения. Однако эти упражнения должны непосредственно способствовать повышению результатов в избранном виде спорта. Поэтому целесообразность применения каждого отдельного упражнения должна быть точно определена. Это относится также ко всем нормативам, представляющим собой конкретную цель общеподготовительной тренировки.

Принцип всесторонности, принятый в физическом воспитании, таким образом, не отменяется, но уточняется в смысле постановки цели в большом спорте. Спортивный результат складывается из многочисленных компонентов, которые у разных спортсменов могут весьма различно проявляться, даже если их результаты на соревнованиях приблизительно совпадают. Например, временно могут компенсироваться: нехватка в силе — лучшей техникой, недостаточная способность к спурту — превосходством выносливости, техническое отставание — особой мобилизованностью. В острой борьбе за международные победы и рекорды успех или поражение в решающей мере зависят зачастую от нескольких сантиметров или долей секунды. Поэтому огромное значение имеет точное выявление индивидуальных резервов и умение полностью их мобилизовать. Это будет тем лучше удаваться, чем яснее будут распознаны индивидуальные особенности спортсменов, их сильные и слабые стороны.

Сказанное не требует, чтобы спортсмен обязательно тренировался в одиночку. Тренировка в группе не только, как правило, более экономна, она также составляет важное условие воспитания коллектива и создает необходимую эмоциональную основу для мобилизации резервов повышения результатов. Однако и в групповой тренировке, в достаточной мере, должны учитываться индивидуальные особенности спортсменов. Это преимущественно относится к дозировке воздействий и к целесообразному выбору тренировочных средств и методов. Что касается организационных форм тренировки, то надо соблюдать принцип: тренировать спортсменов по возможности коллективно и, насколько это нужно, индивидуально. Разумеется, и при разработке планов групповой тренировки важно учитывать в необходимой мере индивидуальные особенности спортсменов [5].

Спортивная тренировка характеризуется планомерностью и систематичностью. Этим она существенно отличается от других факторов, которые также оказывают воздействие на физическую и спортивную работоспособность человека. Здесь следовало бы в первую очередь назвать игру, которая под влиянием современных средств связи принимает у детей и молодежи все более «спортивный характер». В отличие от спортивной тренировки в ней нет, однако, сознательного стремления к повышению результатов.

Планомерность спортивной тренировки находит свое выражение в тренировочных планах, которые, будучи составлены на научной основе и с учетом обобщенного опыта передовой практики, обеспечивают систематическое повышение спортивной работоспособности.

Как и для всякого другого педагогического процесса, для спортивной тренировки характерно единство образования и воспитания. Тренеру особенно важно хорошо разобраться в существующей взаимосвязи между способностью к достижениям и готовностью к ним, сознательно и последовательно этой взаимосвязью пользоваться.

Наконец, важная характерная черта спортивной тренировки состоит в руководящей роли тренера при достаточно высокой степени самостоятельности спортсменов. Руководство тренера распространяется на все стороны и формы тренировки. В области воспитания ведущая роль тренера в широком смысле заключается в том, что он кроме своего непосредственного влияния на спортсмена должен осуществлять тесное сотрудничество со всеми остальными лицами, оказывающими на него воспитательное воздействие, и координировать их деятельность.

Спортивная подготовка, как совокупность средств, обеспечивающих физическое развитие, отличное здоровье и достижение наивысших спортивных результатов, представляет собой многолетний, круглогодичный процесс воспитания, обучения, развития и повышения функциональных возможностей спортсмена.

Высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только при условии овладении техникой и тактикой, проявления соответствующих моральных и волевых качеств, развития общих и специальных качеств, приобретения практических навыков и теоретических знаний в области легкой атлетики, гигиены и самоконтроля.

Существует три взаимосвязанных и взаимообусловленных направления в подготовке л/атлетов: воспитание, обучение, физическое развитее.

Научное обоснование построения и эффективности спортивной подготовки определяют её принципы, т.е. закономерности и правила тренировки.

Принципы тренировки отражают такие закономерности, как единство человека и внешней среды, взаимосвязь органов и систем в организме человека, соответствие тренировочных нагрузок функциональным и адаптационным возможностям организма, регулярность тренировки, ее вариативность, органическая взаимосвязь общей и специальной подготовки. К ним следует отнести всесторонность, специализацию, постепенность, повторность и индивидуализацию.

Основные направления подготовки реализуются на практике через общую физическую и специальную подготовку.[6]

Все виды подготовки, будут органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, составляют единый процесс подготовки, будучи органически взаимосвязаны. Из занятий слагаются малые группы: они составляют средние циклы (этапы, периоды), в свою очередь обуславливающие большие (годичные) циклы, повторение которых создает многолетний процесс подготовки.

2 Периоды годичного тренировочного цикла

Годичный тренировочный цикл состоит из следующих периодов: Подготовительный период - 6 месяцев (середина сентября и середина мая) — состоит из пяти этапов:

втягивающего (октябрь - ноябрь); базово-развивающего (ноябрь — февраль); зимнего соревновательного (февраль - март); второго базово-развивающего (март - апрель); предсоревновательного (апрель - май). Соревновательный период

Основным содержанием тренировочного процесса в подготовительном периоде является кроссовая подготовка. Объем беговой подготовки в этот период является самым большим до 500 км в месяц. Вот здесь-то и закладывается тот фундамент, от которого зависит крепость того «знания», которое будет построено для легкоатлетов впервые выполняющих юношеские разряды, объем которым (месячной нагрузки в среднем) будет до 150 км.

Упражнения на гимнастической стенке и на гимнастических снарядах. Нагрузку в силовой тренировке  по объему, так и по качеству её выполнения надо увеличивать постоянно с учетом состояния опорно-двигательного аппарата.

Параллельно с развитием силы и силовой выносливости в тренировке бегунов необходимо уделять большое внимание развитию гибкости и способности расслабления. Хорошая эластичность мышц, связок, большая подвижность в суставах обеспечивает более эффективную свободу действий при беге.

2.1 Развитие основных технических приемов и физической нагрузки в тренировочном процессе

Для развития гибкости и способности расслабления можно применять следующие упражнения:

Поочередные пружинистые покачивания в положении выпада; Поочередные махи свободной ногой вперед и назад у опоры; Круговые вращения тазом вправо и влево;

Наклоны туловища вперед и назад, не сгибая ног в коленных суставах; Наклоны туловища;

Упражнения барьериста сидя, стоя и в движении, а также собственно бег через барьеры с разной их расстановочной системой и высотой.

Дальнейший рост спортивного мастерства связан с правильным применением определенных методов тренировки, с повышением объема бега, с уменьшением скоростной нагрузки.[7]

При планировании многолетней тренировки, необходимо руководствоваться правилами, что не спортсмен с его специфическим психологическим и физическим развитием подгонялся под методику тренировки того или иного спортсмена, добивающегося выдающегося результата, а чтобы осуществлялся учёт индивидуальных способностей спортсмена, условий быта, целей и задач его подготовки:

Для подготовки спортсменов 2 и 3 юношеских разрядов рекомендуется примерные недельные циклы в подготовительный период на вытягивающем этапе (октябрь-ноябрь):

1-я неделя

ый день:

Утро: кросс 5-6 км (пульс 130 уд/мин); ОРУ — 15 сек;

День: кросс 8-10 км (140 уд/мин); ОРУ - 15 сек; ОПФ 15-20 сек.

ой день:

Утро: кросс 5-6 км (пульс 130 уд/мин); ОРУ - 20 сек;

День: кросс 10-12 км (140 уд/мин); ОРУ - 15 сек.

й день:

Утро: кросс 5-6 км (пульс 130 уд/мин); ОРУ и ОФЛ - 30 сек;

День: кросс 13-14 км (150 уд/мин); ОРУ - 15 сек.

й день:

Утро: кросс 5-6 км (пульс 130 уд/мин); ОРУ и ОФЛ - 30 сек;

День: спортивные игры — 1 час; парная баня.

й день:

Утро: кросс 6-7 км (пульс 130 уд/мин); ОРУ - 15 сек;

День: кросс 10-12 км (150 уд/мин); ОРУ и ОФЛ - 30 сек.

й день:

Утро: кросс 6-7 км (пульс 130 уд/мин); ОРУ и ОФЛ - 30 сек;

День: кросс 15-16 км (130-140 уд/мин); ОРУ - 15 сек.

й день:

Спокойное длительное плавание;

Смешанные передвижения на местности в виде ходьбы и другие циклические виды спорта.

Средства и методы тренировки скоростной (анаэробной) выносливости

Переменный бег на отрезках различной длины с пониженной и средней скоростью

Этот метод в настоящее время распространен в практике тренировки бегунов на средние дистанции. Его часто комплексным методом. При его применением определенных методов тренировки, с повышением объема бега, с уменьшением скоростной нагрузки.

При планировании многолетней тренировки, необходимо руководствоваться правилами, что не спортсмен с его специфическим психологическим и физическим развитием подгонялся под методику тренировки того или иного спортсмена, добивающегося выдающегося результата, а чтобы осуществлялся учёт индивидуальных способностей спортсмена, условий быта, целей и задач его подготовки [8].

Этот метод в настоящее время распространен в практике тренировки бегунов на средние дистанции. Его часто комплексным методом. При его применении бегун в недельном цикле тренировки гораздо чаще встречается с упражнениями на специальную скоростную выносливость. Переменный бег является одним из основных методов тренировки в развитии специальной выносливости. Объем тренировочной нагрузки в подобной тренировке у бегунов среднего класса  от 1000  2000м, пробегаемых на отрезках различной блины со средней и пониженной скоростью.

Особым методом тренировки является «ФАРТЛЕН»

Фартлен  это разновидность переменно-повторного метода, как комплексная тренировка на местности или на стадионе, где в одном тренировочном занятии совершенствуется.

Фартлен включает в себя пробегание длинных и средних отрезков, много- скоки в гору, бег под гору и спринтерские пробежки с околопредельной скоростью. Отдых варьируется и проводится в ходьбе или в виде бега трусцой.

Фартлен включается в тренировки бегунов чаще всего на весеннем этапе подготовки, когда скорость бега при занятиях на местности не регламентируются.

Проблема развития силы и силовой выносливости в современной системе тренировки бегунов все больше и больше привлекают внимание тренеров и ученых, т.к. — сила весьма важный компонент в общем синтезе физических качеств. Для развития этих качеств бегуна на средине дистанции применяют всевозможные беговые и прыжковые упражнения, а также специальные упражнения с отягощениями (мешок с песком, легкая штанга, гантели).

К ним относятся:

Бег с высокого и низкого старта;

Семенящий бег в быстром темпе;

Бег с высоким поднимание бедра;

Пружинистый бег на носках;

Многоскоки с ноги на ногу;

Бег в гору и под гору;

Бег в затрудненных условиях по глубокому снегу, песку, по камню в воде.

Бег с отягощением в виде свинцового пояса, автопокрышки или с сопротивляющимся партнером;

Бег с постепенным ускорением;

Бег со сменой ритма и амплитуды движений;

Барьерный бег и прыжковые упражнения через барьеры;

Прыжки разные (с места в длину, тройной, 5-ые и 10-ые);

Различные упражнения и многоскоки с грифом и диском от штанги;

Различные упражнения для определенных групп мышц с отягощением в виде мешка с песком, гирь, гантель;

Бросание набивного мяча из различных положений;

Как говорится, что посеешь в подготовительном периоде, (и,) то и пожнешь в соревновательном, т.е. чем выше будет уровень подготовленности спортсмена во время подготовки, настолько стабильнее и выше будут его результаты в соревновательном периоде.

Тренировочные нагрузки не возрастают из дня в день на протяжении длительного периода, а носят волнообразный характер [9].

В подготовительный период развивают такие физические качества как общая и специальная выносливость, сила, подвижность в суставах и гибкость.

2.2 Роль тренера в планировании тренировочного процесса легкоатлета

Руководящая роль тренера не должна сводиться к попечительству или мелочной опеке. Спортивные рекорды немыслимы без самостоятельного мышления и действий спортсмена, его активности, без творческого сотрудничества с тренером. Эти качества — обязательная предпосылка успешных выступлений в соревнованиях [10].

Работа тренера должна быть направлена на то, чтобы взаимоотношения учитель — ученик в тренировке юного спортсмена перешли в подлинное сотрудничество: тренер — спортсмен в тренировке к рекордным результатам. И наконец, тренер должен заботиться о том, чтобы воспитать в спортсменах способность тренироваться самостоятельно, что особенно важно в индивидуальных видах спорта. При этом, однако, ведущая роль тренера не должна утрачиваться, она должна лишь приобретать соответствующие формы.

Во всех легкоатлетических секциях коллективов физической культуры и спортивных клубов тренировочные занятия должны проводиться регулярно и систематически на протяжении всего года.

Для достижения эффективности тренировочного процесса необходимо четко планировать подготовку легкоатлетов.

В настоящее время применяются следующие виды планирования: однодневное, недельное, этапное (от 2 до 8 недель) и перспективное (от годичного до многолетнего).

Система планирования предполагает установление целей, задач и определения основных показателей подготовки: спортивных результатов, контрольных нормативов, тренировочных и соревновательных нагрузок.

Управление процессом подготовки осуществляется тренером на основании обобщения личного практического опыта и изучения закономерностей совершенствования тренированности и спортивной формы, что:

- составление перспективных индивидуальных планов тренировки, отражающих передовую систему подготовки по данному виду легкой атлетики;

- выявление индивидуальных особенностей учеников (уровень развития функциональных возможностей организма, двигательных и волевых качеств, технической подготовленности и др.);

- четкое определение в каждом виде средств и методов общей и специальной физической и технической подготовки легкоатлетов;

- систематическое повышение годовых нагрузок в непрерывном многолетнем тренировочном процессе. Чем длительнее тренировка в избранном упражнении, тем прочнее биохимическая основа развиваемого качества, которая во многом обусловливает стабильность спортивных результатов;

- комплексное развитие качеств двигательной деятельности, в первую очередь наиболее отстающих, в сочетании с совершенствованием техники движений;

- изменение тренировочной нагрузки за счет волнообразного характера динамики ее компонентов (объема и интенсивности);

- оперативный текущий учет тренировочных средств, самочувствия и анализа эффективности подготовки (ежедневный и еженедельный учет и анализ тренировки позволяют своевременно обнаружить имеющиеся отклонения);

- создание устойчивого психологического состояния спортсмена в условиях напряженной спортивной борьбы (применение средств психологической подготовки, воспитание и самовоспитание волевых качеств, саморегулирующая тренировка и т. п.).

Перспективные многолетние планы тренировки составляются как для группы спортсменов (новичков, спортсменов III и II разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего I разряда) [11].

Общий перспективный план подготовки спортсмена, команды может включать следующие разделы:

  1.  краткая характеристика;
  2.  цель многолетней подготовки и главные задачи по годам;
  3.  этапы и сроки подготовки;
  4.  главные соревнования на каждом этапе;
  5.  спортивно-технические показатели по этапам;
  6.  основная направленность тренировочного процесса по этапам;
  7.  число занятий, соревнований и отдыха по этапам;
  8.  тренировочная нагрузка по этапам;
  9.  контрольные нормативы по этапам;

перспективы в учебе, работе, повышение уровня специальных знаний;

  1.  сроки врачебного контроля и диспансеризации;

график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

Групповые перспективные планы целесообразно разрабатывать на 2 года, индивидуальные — на 4.

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований по различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам — соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение группового плана) с учетом особенностей того или иного спортсмена.

Определение цели и задач в индивидуальных перспективных планах должно основываться на всестороннем учете возможностей спортсменов и условий для их полного проявления.

Планирование малого (среднего) изменения годовых нагрузок (объема и интенсивности) по основным средствам подготовки прыгунов в длину является необходимым условием дальнейшего развития физических качеств и совершенствования в технике движений.

Для остальных видов легкой атлетики — по принципу двух циклов.

Первый — осенне-зимний цикл (23 недели),

подготовительный период — октябрь — январь (17 недель),

соревновательный период — февраль — 15 марта (6 недель).

Расширение зимнего календаря соревнований имеет особое значение, когда речь идет о повышении темпов подготовки и роста спортивного мастерства легкоатлета.

Второй — весенне-летний цикл (29 недель),

подготовительный период — с 16 марта до конца мая (11 недель),

соревновательный период — июнь — 15 сентября (15 недель),

лечебно-профилактический период — 16 сентября — 7 октября (3 недели).

Кульминация развития спортивной формы — зимой с 15 февраля по 15 марта (4 недели) и летом с 15 июля по 15 сентября (8 недель).

При наличии показаний со стороны врачебного и педагогического контроля конец сентября и начало октября могут отводиться для лечебно-профилактических целей.

При отсутствии таких показаний эти дни должны быть включены в подготовительный период.

На протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подготовки, направленных на укрепление организма, совершенствование его функциональных возможностей, улучшение координации движений, повышение волевых качеств.

Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической напряженностью. Однако границы между периодами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характера тренировочных нагрузок.

Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для дальнейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения, приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств [12].

Разносторонняя комплексная тренировка в подготовительном периоде должна обеспечить не только высокий уровень двигательных навыков и качеств, но и необходимую связь между ними.

В соревновательном периоде решается задача достижения наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки.

Тренировочная нагрузка, ее объем и интенсивность в соревновательных этапах имеют значительные колебания. С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, а изменение интенсивности происходит соответственно особенностям вида легкой атлетики.

Планирование тренировки строится на основе недельного цикла или цикла с другим числом дней. Объем основных средств тренировки за неделю отмечается в плане в конкретных цифрах, а в конце каждой недели показатели суммируются.

Непрерывное развитие необходимых качеств и эффективная реализация их при совершенствовании в технике осуществляются изменением недельного объема и интенсивности тренировочных средств на различных этапах тренировки. Наибольший эффект в решении данной проблемы достигается при комплексном построении занятий с большим числом повторений отдельных средств в недельном цикле подготовительного (3—4 раза) и соревновательного (2—3 раза) периодов. В подготовке спортсменов можно выделить следующие этапы [12].

улучшение состояния здоровья и общей физической подготовки (переходный и начало подготовительного периода);

совершенствование специальной физической подготовки в сочетании с технической подготовкой (подготовительный период);

совершенствование в технической подготовке (соревновательный период);

достижение высших результатов.

Каждому этапу в зависимости от его направленности соответствует определенное содержание недельного тренировочного цикла, которое для краткости обозначим: неделя ОФП-1 (общая физическая подготовка без средств легкой атлетики), ОФП-2 (то же с включением средств легкой атлетики), СФП (специальная физическая подготовка), ТП (техническая подготовка), СП (соревновательная подготовка).

Следует подчеркнуть ориентировочный характер недельных объемов тренировочных средств, особенно при переходе от одного периода к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств специальной подготовки могут и должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач в ходе тренировочного процесса.

Варьирование объема и интенсивности с учетом меняющегося соотношения основных тренировочных средств и методов является своеобразным пультом управления тренировкой.

С учетом специфики местных условий данного коллектива физкультуры могут иметь место некоторые отклонения в периодизации, расстановке акцентов и длительности этапов в круглогодичной тренировке. Однако общая схема построения, последовательность в постановке и решении основных задач по этапам должны быть постоянными.

Во всех случаях подготовительный период начинается с фундаментальной общей физической, а затем углубленной специальной подготовки.

Подготовка в октябре ведется по плану 4 недель ОФП-2. Под влиянием такой тренировки постепенно повышается функциональное состояние и работоспособность организма спортсмена. Очень важно на этом этапе соблюдать постепенность в нарастании нагрузки, осуществляя самоконтроль за изменением работоспособности. Объективным показателем воздействия тренировочной нагрузки может служить частота пульса, измеряемого ежедневно утром (лежа и стоя). По мере повышения тренированности или снижения нагрузки частота пульса в минуту снижается.

3 Особенности основных средств и методов учебно-тренировочного процесса

Тренер, вооружившись средствами и методами тренировки, имеет возможность глубоко и всесторонне воздействовать на организм спортсмена, вызывать определенные функциональные изменения, постоянно совершенствовать физические качества спортсмена и технику его движений.

На весеннем этапе нагрузка в целом остается большой. Характерным является возрастание интенсивности в специальной подготовке, увеличение числа повторений основного упражнения в различных условиях (усложненных, обычных, облегченных) при сохранении объема скоростно-силовой подготовки. Тренировка ведется по планам 1—2 недель ОФП-2 (до конца марта), а дальше включает 7—8 недель СФП (до середины мая) и 3 недели ТП (до начала июня).

В соревновательном периоде нагрузка значительно снижается, главным образом за счет объема. Интенсивность в применении основных средств тренировки достигает наибольшей величины и чередуется со средней и выше средней интенсивностью. Тренировка осуществляется по планам соревновательных и «технических» недель, которые чередуются в зависимости от соревнований и их масштаба, а также самочувствия спортсмена.

Необходимо включать средства для поддержания и некоторого развития специальных скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.

Лечебно-профилактический период характеризуется постепенным снижением тренировочной нагрузки. Она зависит от того, насколько напряженно прошел сезон для каждого легкоатлета [13].

Активный отдых на протяжении 3 недель ОФП-1 должен включать различные игры, плавание, прогулки или кроссы на местности. В этот период необходимо самым серьезным образом заняться профилактикой и лечением застарелых травм.

С повышением квалификации спортсмена все больше изменяется равномерность в распределении объема и интенсивности основных средств тренировки на протяжении сезона. На подготовительный период приходится все больший удельный вес тренировки как по нагрузке, так и по средствам, способствующим развитию скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и координации движений. Этот процесс проходит в тесной связи с совершенствованием основного двигательного навыка, а также техники своего вида.

В соревновательном периоде в этом процессе основное место отводится работе по совершенствованию скорости и ритма основного упражнения и поддержанию уровня развития специальных качеств.

Специальная продуманная подготовка и участие в серии 5—6 зимних соревнований, затем переключение на средства подготовительного периода и, далее, участие в серии летних соревнований позволяют ускорить темпы роста результатов за спортивный сезон, особенно у молодых легкоатлетов.

Таким образом, планирование подготовки состоит из точного (в соответствии с задачами тренировки) выбора основных средств и методов и распределения их по дням недельного цикла, подбора недельных циклов определенной направленности на этапах, определения нагрузок по этапам, периодам и за год [14].

3.1 Распределение объемов тренировочных нагрузок

Разумное варьирование объема интенсивности нагрузок, регулирование психического напряжения, обеспечение необходимого соотношения основных тренировочных средств и методов, а также оптимального соотношения между функциональными возможностями спортсменов и тренировочной нагрузкой и составляют систему управления процессом подготовки спортсменов.

Учебно-тренировочный процесс в легкой атлетике строится с учетом следующих закономерностей: всестороннего формирования и развития личности занимающихся; единства общей и специальной подготовки; непрерывности тренировочного процесса с цикличным нарастанием тренировочных нагрузок; индивидуальных особенностей при сознательном отношении к тренировке занимающихся, а также дидактических принципов советской педагогики.

Всесторонность развития личности достигается единством, состоящим из занятия спортом и воспитания — умственного, нравственного, эстетического и трудового.

Всесторонность выступает как основное условие формирования советского человека, строителя коммунизма, способного принести нашему обществу наибольшую пользу.

Применение многих разнообразных упражнений, обеспечивающих всестороннюю физическую подготовку, лежит в основе пути к специализации. В зависимости от возраста, подготовленности занимающихся и особенностей вида легкой атлетики средства специальной и общей физической подготовки имеют разное соотношение.

Одна из тенденций в современной легкой атлетике заключается в снижении возраста, с которого начиналась бы специализация. Однако прежде времени значительно изменять соотношение средств общей и специальной физической подготовки не следует. Это положение распространяется и на методы подготовки. Нельзя также форсировать подготовку на отдельных этапах, что приведет в дальнейшем к срыву специальной подготовки и темпов роста спортивных результатов.

Физические упражнения как средства спортивной тренировки можно разделить на три группы: основные, специальные и общеразвивающие.

  1.  Основные упражнения охватывают вид легкой атлетики, в котором специализируется спортсмен.
  2.  Специальные упражнения применяются для развития необходимых качеств атлета, а также для обучения технике и тактике.
  3.  Общеразвивающие упражнения используются легкоатлетами для общего, всестороннего физического развития. Они включают занятия другими видами спорта: тяжелой атлетикой, гимнастикой, акробатикой, спортивными играми, плаванием, греблей и др.

Первые две группы объединяют средства специальной физической подготовки, в то время как третья группа включает средства общей физической подготовки. Такая классификация физических упражнений в зависимости от их назначения значительно облегчает ориентировку во всем многообразии средств, спортивной тренировки.

Каждое физическое упражнение характеризуется следующими факторами: амплитудой, направлением и скоростью перемещения определенных частей тела, последовательностью и силой напряжения работающих мышц, числом и темпом повторений или общей длительностью выполнения, а также исходным положением тела.

Эти факторы при исследовании  дают возможность четко представить, какие основные мышечные группы участвуют в данном упражнении, а также судить о характере их работы.

При выполнении каждого упражнения спортсмен может развивать необходимые ему двигательные качества. Так, выполнение упражнений с наибольшей амплитудой будет способствовать развитию гибкости, а с возможно большей скоростью и темпом повторений — совершенствовать быстроту. Упражнения с преодолением постепенно увеличивающихся внешних сопротивлений сопровождаются проявлением соответствующих мышечных напряжений и развивают силовые качества. Возрастание числа повторений или увеличение длительности выполнения упражнения будут развивать выносливость [15].

Упражнения с участием значительного числа мышечных групп и быстрой сменой условий и последовательности их напряжения будут способствовать достижению согласованности в работе мышц, улучшать координацию и ловкость в движениях.

Упражнения целесообразно выполнять в определенном ритмическом рисунке (в соответствии с основным упражнением), с определенными акцентами в напряжении и расслаблении мышц.

На начальных этапах тренировки применение разнообразных физических упражнений способствует равномерному, всестороннему развитию двигательных качеств.

Для каждого основного упражнения (бег, прыжок, метание) характерна четкая нервно-мышечная координация и вегетативная основа. Только на этой конкретной основе проявляется все большая «специализация» двигательных качеств и их определенное соотношение.

В этом раскрывается причина единства двигательных навыков и качеств. Нарушения в определенном соотношении физических качеств отрицательно отражаются на технике выполнения основного упражнения.

Таким образом, развитие физических качеств протекает одновременно с овладением и совершенствованием техники движений в каждом виде легкой атлетики, только в разных соотношениях.

В комплексе физических качеств легкоатлета с ростом его квалификации все больше выделяется ведущее качество, определяющее достижение высоких спортивных результатов в данном виде. Например, результат в беге на короткие дистанции зависит от способности выполнять беговые движения максимально быстро на протяжении 12—25 сек. Барьеристам помимо качеств спринтера, необходимо иметь высокую подвижность в тазобедренных суставах и свободу движений при максимальной их быстроте. Достижение высоких результатов в «длинном» спринте требует от спортсмена поддержания скорости, близкой к максимальной, но более длительное время.

По мере увеличения дистанции снижаются требования к уровню развития скоростно-силовых качеств и способности развивать максимальную скорость, но повышаются — к способности длительно поддерживать возможно большую среднюю скорость. Например, марафонцу необходимо обладать выносливостью для поддержания средней скорости в непрерывном беге на 40—50 км [34].

Исследовав современную тактику бега на средние и длинные дистанции требует от спортсменов быстрого переключения со средней скорости на максимально возможную, особенно при финишировании.

Результаты в прыжках и метаниях зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств. Но если для прыгунов в высоту эти качества необходимы для создания вертикального движения, то для прыгунов в длину и тройным — для высоты прыжка на максимальной скорости бега.

Прыгуны с шестом достигают высоких результатов благодаря качествам, присущим прыгуну в длину, а также силе, необходимой для сгибания шеста, быстрого подъема тела и ловкости, смелости.

В толкании ядра результат зависит от мгновенного проявления максимальной силы при разгоне, разгибании тела и выталкивании снаряда.

У метателей диска эти качества проявляются (но во вращательном движении тела) в быстром хлестообразном завершающем движении руки. Для достижения результатов в метании молота спортсмену необходимо преодолевать воздействие огромной центробежной силы при максимально быстрых поворотах с тяжелым снарядом [15].

Копьеметатели выполняют сложные по координации и точности движения в разбеге и завершают бросок мгновенным хлестообразным движением руки, для чего необходима большая подвижность плечевого сустава.

И, наконец, многоборцы должны иметь оптимальное соотношение в развитии всех этих качеств и требований.

Высокое развитие одного физического качества может быть достигнуто только при определенном уровне развития остальных. Поэтому в зависимости от уровня подготовленности и периода тренировки рекомендуется использовать определенное соотношение основных, специальных, подготовительных и общеразвивающих упражнений.

Современная практика убедительно демонстрирует исключительные физические возможности человека. Физические качества находятся в прямом соответствии с волевыми, то есть со способностью легкоатлета мобилизовать свои силы для достижения поставленной цели.

Развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений, а, следовательно, и совершенствование функциональных возможностей центральной нервной системы, аппарата дыхания, сердечнососудистой системы достигается многократным повторением физических упражнений. Повторное воздействие физических упражнений определяет чередование работы и отдыха. Продолжительность отдыха в несколько раз превышает длительность выполнения упражнений на тренировочных занятиях. В период отдыха восстанавливаются те функции организма, которые изменялись в результате выполнения упражнений. Следует помнить, что воздействие упражнений на организм не ограничивается периодом выполнения, временем тренировки, а продолжается и по их окончании, в связи с чем качество отдыха (восстановительного периода) с учетом гигиенических и естественных природных факторов играет важную роль в повышении эффективности спортивной тренировки [16].

Прежде всего, спортсмен должен придерживаться установленного распорядка дня. Спать 8—9 часов и регулярно питаться разнообразной, высококалорийной и богатой витаминами пищей. Нарушение режима приводит к понижению работоспособности и ухудшению самочувствия. Употребление алкоголя и курение совершенно недопустимы. Ежедневно утром необходимо делать специальную зарядку или разминку и принимать душ. Регулярное использование таких мощных факторов закаливания организма, как солнечные лучи, свежий воздух, свето-воздушные ванны и водные процедуры, имеет большое значение для укрепления здоровья и повышения работоспособности спортсмена. При больших тренировочных нагрузках желательно регулярно применять массаж, самомассаж или гидромассаж.

При развитии и совершенствовании физических качеств и двигательных навыков применяется повторный метод (основной) и «до отказа», равномерный, или непрерывный, переменный, интервальный, методы максимальных усилий и динамических усилий (быстрое проявление силы), а также круговой метод.

При параллельном совершенствовании техники и физических качеств эффективен метод сопряженных воздействий, когда величина отягощения не искажает техники, а также метод чередования нагрузок (от малых до максимальных) в отдельных упражнениях, тренировках и недельных циклах.

3.2 Результаты планируемого тренировочного процесса

Результаты оценок тренировочного процесса по ходу и по этапам осуществляется методом контрольных упражнений и соревновательным методом их проведения, а также методами учета и анализа всех сторон подготовки.

Рассмотрим общеразвивающие упражнения по группам.

I. Упражнения без предметов.

1. Упражнения для мышц плечевого пояса, рук и шеи:

а) движения руками: одновременные, поочередные, попеременные и последовательные в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах, стоя на месте и в ходьбе;

б) сгибание и разгибание рук в упоре, передвижение на руках, подпрыгивание;

в) наклоны головы вперед, назад и в стороны, повороты головы и круговые движения головой с помощью рук для развития мышц шеи и тренировки вестибулярного аппарата.

2. Упражнения для мышц туловища:

а) наклоны вперед, назад, в стороны;

б) повороты и вращения туловища с различными положениями рук и ног;

в) подъем туловища и ног из различных исходных положений с закрепленными руками или ногами.

3. Упражнения для мышц ног:

а) в положении стоя с опорой руками поочередные размахивания прямой и согнутой ногой вперед, назад, в стороны и перед собой, круговые движения;

б) выпады вперед и в стороны с дополнительными пружинистыми покачиваниями, ходьба выпадами с постепенным увеличением длины шагов до максимальной; то же с подскоками;

в) переходы из положения стоя в полуприсед, глубокий присед и обратно на одной и двух ногах в разном темпе и с задержкой в различных положениях;

г) вставания на гимнастическую скамейку и стенку, плинт, коня и спрыгивание с разной высоты на две и одну ногу с последующим прыжком вверх, вперед ;

К основным средствам первого метода относятся: разминочный, восстановительный и легкий кроссовый бег, длительный кроссовый, темповый кроссовый и длительный кросс в переменном темпе. Эти средства развивают главным образом аэробные возможности спортсменов.[16]

Основные средства второго метода — прерывного: повторный бег, переменный, повторно-переменный сериями и интервальный. При этом совершенствуются как аэробные, так и анаэробные возможности спортсменов.

Прерывный метод включает следующие пять компонентов, изменение которых образует большое число вариантов данного метода: 1) длину отрезков; 2) скорость пробегания отрезков; 3) длительность интервалов отдыха; 4) форму отдыха (пассивный — сидя, стоя, активный — ходьба, бег трусцой и т. д.); 5) число повторений.

Третий метод — соревновательный — включает контрольный бег, прикидки и соревнования. Особенностью этого метода являются максимальные требования, которые предъявляются к организму спортсмена при беге со скоростью 95—100% от личного достижения на любой дистанции [16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с 13-15 лет для детей доступны многие виды спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки, позволяют в этом возрасте достигнуть высоких спортивных результатов. Даже к детям относящихся к основной группе, следует в процессе тренировок, относиться с ответственностью, по отношению применения нагрузок.

Прежде чем составлять учебно-тренировочный план на этап подготовительного, предсоревновательного, соревновательного и переходного периодов подготовки, нужно точно проанализировать состояние тренированности, уровень достижений, применявшуюся тренировочную и соревновательную нагрузку. Необходимо в первую очередь выявить: реакцию спортсмена на тренировочные и соревновательные нагрузки, тенденцию в развитии достижений и стабильности результатов, уровень развития определяющих физических способностей, степень устойчивости техники спортсмена в условиях соревнования, психическое состояние спортсмена в данный момент и его готовность к достижениям. Исходя из этого, следует разделять нагрузку в учебно-тренировочном процессе, для легкоатлетов планирующих выполнить юношеские разряды.

Отсюда становится ясным: учебно-тренировочный процесс, должен строиться индивидуализировано и не может проводиться по стандартной схеме. Напротив, все уроки физкультуры в общеобразовательной школе, проводятся по стандартной школьной программе.

В содержание тренировочных занятий  первого  этапа, включаются следующие средства: утренняя специализированная зарядка, продолжительные кроссы в лесу по пересеченной местности в сочетании с ходьбой, бегом и прыжками по ровной дорожке, в гору и под уклон в различном темпе; различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в висах; маховые упражнения с большими амплитудами, метания камней, ядер из различных положений; переменный бег на стадионе и местности с различными двигательными установками; повторный бег со старта и с хода на прямой и поворотах на технику и скорость; повторный бег на отрезках 200-250м для юношей,  и 100-150 для девушек сохранение длины шага, темпа бега и с заданной скоростью; переменный бег с заданной скоростью на отрезках 300-350 м для юношей—200м для девушек на стадионе и местности, пробегание по дистанции  для юношей 250 для женщин или отрезков этих дистанций с заданной скоростью; то же, повышая скорость пробегания на отдельных отрезках; то же, пробегая дистанцию в равномерном темпе или повышая темп бега на второй половине дистанции; участие в прикидках и соревнованиях на более коротких или длинных дистанциях; участие в специализированных многоборьях.

Неделя первого этапа подготовки (Специальная подготовка) бега на короткие и средние дистанции с целью выполнения юношеских разрядов:

Всего: кроссовый бег 20 мин., бег на длинных отрезках 4,1 км — 4,9, на коротких отрезках 1,2 км (—0,8 км), старты 15— 16 раз.

Для совершенствования техники бега: ходьба широкими низкими шагами. Бег толчками. Ходьба в различном темпе, высоко поднимая бедра, с загребающим движением стопой. То же в беге. Бег длинными шагами. Повторные пробежки с различной скоростью от 100 до 400 м. Переменный бег в различных сочетаниях темпа и длины пробегаемых отрезков. Бег сериями в различных сочетаниях. Прикидки на коротких и длинных отрезках дистанции. Специальные упражнения для бегуна на средние дистанции.

Для повышения общей и специальной выносливости: кроссы без ускорений и с ускорениями. Продолжительный бег с изменением темпа бега. Специальные беговые и прыжковые упражнения в гору и под гору. Переменный бег в различных сочетаниях. Повторный бег в медленном, повышенном и соревновательном темпе.

Список использованной литературы

П.Матвеев, «Учение о тренировке», М.,ФКиС, 1971, стр.34

Кайтмазова Е.Н. «Легкая атлетика за рубежом», М.,ФКиС, 1974, стр.23

Макаров, «Бег,бег,бег,», М.,ФКиС, 1998, стр.12

Куду Ф.О.»Легко-атлетические многоборья», ФКиС, М.,1978, стр.45

Коробов «Школа легкой атлетики»,М.,ФКиС.,1978, стр.67

Озолин С.И., «Легкая атлетика», М., ФКиС, 1999, стр.19

Аникина Т.Д., Ковтун Л.Г. и др. «Избранные главы по легкой атлетике», М., ФКиС, 2001, стр.44

Больсевич В.К. «Физическая активность человека», Киев, 1982, стр.11

Озолин С.И., Запорожанов В.П. «Возрастное развитие физических качеств человека», Минск, 1998, стр.132

Озолин С.И «Возрастные особенности циклических движений детей и подростков в легкой атлетике», М.,ФКиС. 2001, стр.51

Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. «Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств», М., ФКиС, 1991, стр.141

Головина Л.Л. «Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников», М.,ФКиС, 1996, стр.28

Головина Л.Л. «Физиологическая характеристика легкой атлетики», М., ФКиС,1981, стр.24-27

Гонестова Н.В. «Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта», Журнал «Теория и практика физического воспитания», М.,ФКиС. 2004, стр.4-6

Дворкин П.Т, Медведев Н.Л. «Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств»,М.ФКиС, 1995, стр.38

Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности. Методическое пособие, М., ФКиС, 1993, под. ред. Раменской Н.И.стр.149

PAGE  27



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11144. Особенности методики проведения учебно-тренировочного процесса в легкой атлетике 898.52 KB
  Критериями оценки изменения годового объема основных средств тренировки упражнений различной интенсивности бег с различной скоростью прыжки с разбега разной длины метания снарядов разного веса и т. Допустим в прошлом году число пробеганий по разбегу составило...
17912. Создание программного модуля для автоматизации процесса формирования основных показателей банка для анализа привлеченных средств 299.41 KB
  Изучить методологию формирования основных показателей банка для анализа привлеченных средств; поставить задачу автоматизации процесса формирования привлеченных средств банка; сделать обзор существующих программных средств формирования основных показателей банка для анализа привлеченных средств; выбрать средства средств программирования; привести структурную схему программы...
11481. РОЛЬ ВИТАМИНОВ В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА 38.31 KB
  Изза этого человек начинает худеть у него снижается работоспособность и устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды и возникает ряд других явлений свидетельствующих о серьезных нарушениях в состоянии здоровья. Энергозатраты и потребность в энергии у здорового человека при нормальной физической нагрузке складываются из четырех главных параметров. Он характеризуется потребностью в энергии человека находящегося в покое до приема пищи при нормальной температуре тела и температуре окружающей среды 22 С.Соблюдение принципов...
18211. Особенности использования методов музыки, танца и цветотерапии как средств психолого-педагогической коррекции детей, особенно подростков 198.7 KB
  В современной педагогике и психологии создаются новые концепции воспитания и стандарты образования изучающие и практикующие теоретические основы и технологии оздоровления обучения и воспитания детей с точки зрения интегративных процессов происходящих в обществе искусстве и науке и возникновения пограничных междисциплинарных отраслей знаний. Сверхновые задачи педагогики определяются системным характером усложнения современной картины мира: обострение всех социальных процессов рост психического напряжения в обществе разрушительные...
15806. Разработка технологического процесса и изготовление электрического лобзика в условиях учебно-производственных мастерских 5.96 MB
  Инструмент для ручной обработки дерева играет важную роль при обработке древесины так как от инструмента зависит качество выполнения работы. Немаловажную часть декоративно прикладного искусства занимает изготовление инструмента для работ по материалам. Для достижения цели решаются следующие задачи: Изучить литературу по теме исследования. Изготовить электрический лобзик с учетом всех требований предъявляемых для данного типа устройств.
12509. Изучение основных проблем и методов управления активами 609.99 KB
  Управление внеоборотными активами предприятия. Управление оборотными активами. Анализ состояния активов предприятия на примере МП Центральный Парк Культуры и отдыха. Организационно-производственная характеристика предприятия. Организационная структура предприятия.
20434. Классификация и характеристика основных методов оценки персонала 33.27 KB
  Исследование предмета оценки персонала в отечественной и зарубежной литературе. Классификация и характеристика основных методов оценки персонала. Классификация методов оценки персонала в литературе зарубежных и отечественных авторов. Анализ содержания аттестации как основного метода оценки персонала в социальной сфере в литературе отечественных авторов.
4862. Инвентаризация основных средств 31.14 KB
  В инвентаризационные описания основные средства заносят по их назначению с учетом реконструкции, расширения или переоборудования, проведенных капитальных работ (пристройка новых помещений, надстройка этажей и т.п.) или частичной ликвидации строений, т.е. с учетом изменений стоимости.
8859. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 18.53 KB
  Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе План Основы деятельности психологической службы в школе Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса Программа изучения личности школьника Программа изучения коллектива школьного класса Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы Психологические основы анализа урока 1.Основы деятельности психологической службы в школе Для эффективного осуществления...
20356. АНАЛИЗ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СЕТЕЙ 479.44 KB
  Использовать службы терминалов для удаленного администрирования компьютеров, на которых локально установлены средства администрирования с поддержкой режимов графического интерфейса и командной строки. Чтобы избежать ограничения в два сеанса, можно использовать режим сервера приложений для установки сервера или службы терминалов на компьютере под управлением Windows Server 2013 или Windows 8. Если между системами существуют проблемы взаимодействия, необходимо выполнять задачи администрирования с сервера с включенным сервером или службой терминалов
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.