Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства

Одновременно с социальными создавались и иные многочисленные фонды. Однако, впоследствии правительство РФ, убедившись в неэффективности большого числа внебюджетных фондов, приняло решение о консолидации их в бюджет, с сохранением некоторой автономности, и трансформации их в целевые бюджетные фонды.

2015-06-30

58.35 KB

42 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE  2

Курсовая работа

на тему:

«Роль государственных внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства»

Содержание

[0.1] Содержание

[0.2]  

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

[2.1] 1.1. Источники формирования Пенсионного фонда РФ

[2.2] 1.2 Расходы Пенсионного фонда РФ

[2.3] 1.3 Программа государственного софинансирования

[2.4] 1.4 Материнский (семейный)  капитал

[2.5] 1.5 Политика государства в области пенсионного обеспечения

[3] ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СРАХОВАНИЯ РФ

[3.1] 2.1 Источники формирования Фонда социального страхования РФ

[3.2] 2.2 Расходы Фонда социального страхования

[3.3] 2.3 Пособия по социальному обеспечению

[3.4] 2.4 Обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

[3.5] 2.5 Роль Фонда социально страхования

[4] ГЛАВА 3. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

[4.1] 3.1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

[4.2] 3.2 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

[4.3] 3.3 Основная цель обязательного медицинского страхования

[4.4] 3.4 Обязательное медицинское страхование в системе социальной защиты населения

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6] Список использованной литературы

[7] Приложение 1

[8] Приложение 2

 

 ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с действующей Конституцией Россия «является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Активная социальная политика, направленная на регулирование всего комплекса социальных  процессов и отношений между людьми – это одна из главных функций России как современного правового государства.  Она включает решение ряда важнейших задач связанных с обеспечением определённого стандарта благосостояния для всех членов общества, предоставлением необходимой медицинской помощи и бесплатного образования, поддержку наиболее уязвимых слоёв населения.

Для регулирования социальных вопросов государство пользуется многочисленными административными инструментами, такими как гарантийный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице.

Социальные расходы составляют довольно существенную долю расходов государства, и финансировать их в рамках бюджета было бы  экономически не целесообразно, с  этой целью гораздо лучше справляются государственные социальные внебюджетные фонды, которые начали создаваться в начале  90-х годов – в период перехода нашей страны на новые экономические отношения.

Одновременно с социальными создавались и иные многочисленные фонды. Однако, впоследствии правительство РФ, убедившись в неэффективности большого числа внебюджетных фондов, приняло решение о консолидации их в бюджет, с сохранением некоторой автономности, и трансформации их в целевые бюджетные фонды. И только социальные фонды сохранили за собой статус внебюджетных.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов России в настоящее время входят:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования РФ;

- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ2;

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий. Процессы мобилизации, размеры и цели расходования средств, чётко определенны российским законодательством.

Государственные социальные внебюджетные фонды занимают ведущее место в системе финансов России и играют одну из главных ролей в реализации социальной политики государства. В этом нам поможет убедиться данная курсовая работа.  

В ней будут рассмотрены особенности различных федеральных и территориальных государственных социальных внебюджетных фондов РФ, источники их формирования и статьи расходов, а также роль каждого из них в  реализации социальной политики государства.

Актуальность темы, рассматриваемой в рамках этой курсовой работы бесспорна, так как каждому человеку, в какое бы время он не жил, всегда необходима уверенность в завтрашнем дне, уверенность в своём государстве, в его гарантированной поддержке и помощи, в тяжелых для человека положениях.

 ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

Пенсионный фонд Российской Федерации – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.

Он является крупнейшим и наиболее значимым социальным институтом России.

Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, в основные задачи,  которые должен выполнять Пенсионный фонд, входит:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;

- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

- организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;

- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение научно - исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Пенсионный фонд также может принимать участие в финансировании различных целевых программ социальной помощи и защиты.

1.1. Источники формирования Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ имеет собственный бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Существует несколько источников формирования бюджета Пенсионного фонда:

- суммы единого социального налога, поступающие из федерального бюджета — в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии — по ставкам, установленным российским законодательством;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии — по ставкам, установленным российским законодательством;

- средства федерального бюджета и целевых бюджетных фондов, передаваемые в Пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации — в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год,

- доходы от размещения временно свободных средств;

- доходы от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

- прочие доходы.

Основную часть поступлений в доходную часть Пенсионного фонда составляют страховые взносы предприятий и организаций и средства, выделяемые из федерального бюджета.

До 2010 года предприятия уплачивали государству Единый Социальный налог (ЕСН), часть которого отчислялась в бюджеты Пенсионного фонда, однако с 2010 года Единый Социальный налог заменился страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования3.

С 2010 года совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды остался на уровне ЕСН, уплачиваемого предприятиями ранее – 26%, из них в Пенсионный фонд РФ будет перечисляться – 20% от базы для начисления страховых взносов. Для отдельных категорий предприятий предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. В течение переходного периода с 2011 до 2015 года, государство планирует повышать тарифы страховых взносов предприятий в Пенсионный фонд.

1.2 Расходы Пенсионного фонда РФ

Средства из бюджета Пенсионного фонда могут расходоваться только на конкретные цели, предусмотренные российским законодательством. Они направляются на выплату различных видов пенсий, адресную социальную помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

В расходной части бюджета Пенсионного фонда  около 97% всех расходов приходится на выплату пенсий населению.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой, определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством.

Предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.

Социальная значимость пенсионного обеспечения велика - в России оно затрагивает жизненно важные интересы больше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. Однако существовавшая до последнего времени пенсионная система не способна полностью удовлетворять интересы и потребности общества. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен, недотягивая даже до прожиточного минимума.

Кроме того, в среднесрочной перспективе возможно нарушение ее финансового равновесия, прежде всего из-за изменения возрастной структуры населения, ухудшения количественного соотношения между занятыми и пенсионерами. Если сегодня в России на 128 граждан трудоспособного возраста приходится 100 пенсионеров, то к 2030 году - на каждого работника по одному пенсионеру. Поэтому сегодня в качестве одной из первоочередных задач социальной политики государства является реформа пенсионной системы.

 1.3 Программа государственного софинансирования

Особый интерес в современном российском обществе представляет Программа государственного софинансирования трудовой пенсии.  

Таким образом, всем тем, кто вступил или вступит в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Согласно этой программе, каждый гражданин, достигший 14-ти летнего возраста, подав соответствующее заявление до 31 декабря 2014 года, может увеличить свою будущую пенсию при помощи государства.

Ежегодно гражданин, участвующий в программе добровольного пенсионного софинансирования, вносит не менее 2000 рублей. После этого государство обязуется внести сумму, равную той, что внёс гражданин, но не более 12 тысяч рублей в год. Государство будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Размер взносов участника, а также прекращение или возобновление выплат зависит только от него самого.

Например, если в фонд софинансирования социальных расходов вы вносите 4000 рублей в год, то государство вносит на ваш счёт ещё 4 тысячи рублей за тот же год и индивидуальный счёт гражданина в Пенсионном фонде пополнится на 8000руб; если вы платите 12000 руб. в год, то государство доплачивает ещё 12 000 рублей, т.е. всего пополнений будет на сумму 24000руб., но если же в федеральный фонд софинансирования вы вносите более 12 000 рублей, то государство всё равно доплатит лишь 12000.

Граждане, достигшие пенсионного возраста, но не подавшие заявление на выплату трудовой пенсии, имеют право на особые условия, предусмотренные в пенсионной программе софинансирования накоплений. На накопительную часть пенсии государство обязуется внести сумму в 4 раза превышающую взнос этого гражданина, но не более 48000 тысяч рублей, т.е. если вы внесли 2 тысячи рублей — государство заплатит 8, если вы внесёте 12000, то государство соответственно перечислит 48000 руб.

Право на особые условия имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, но не подавшие заявление на выплату трудовой пенсии. На накопительную часть пенсии государство обязуется внести сумму в 4 раза превышающую взнос этого гражданина, но не более 48000 тысяч рублей, т.е. если вы внесли 2 тысячи рублей — государство заплатит 8, если вы внесёте 12000, то государство соответственно перечислит 48000 руб.

Работодатель может принять участие к Программе в качестве третьей стороны софинансирования и также делать дополнительные страховые отчисления, на накопительную часть трудовой пенсии своих работников, не зависимо от суммы взносов самих граждан.

Участие в Программе даёт предприятию некоторые преимущества. Выступая третьей стороной, работодатель освобождается от уплаты ЕСН в 2009году, а с 2010 года от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 руб. в год на одного работника. Также сумма софинансирования исключается при налогообложении прибыли.

На первый взгляд новый закон достаточно выгоден. Он может представлять интерес даже для молодого поколения.  Во-первых, в нее можно войти в любом возрасте и открыть свой лицевой счет, начать формировать свои пенсионные накопления. Во-вторых, ежегодно на сумму взноса, по сути, можно получить на свои 12 тыс. руб. доход в размере 100% годовых. В-третьих, эта программа позволяет дать старт такому хорошему начинанию, как забота о своих пенсионных накоплениях загодя.

Но в соответствии с актуарными расчетами, в 2022 году, когда начнутся первые массовые выплаты накопительной части пенсии, средняя прибавка к трудовой пенсии за счет накопительной части составит 496 рублей. По крайней мере, именно эта цифра утверждена Минэкономразвития и лежит в основе законопроекта о выплате накопительной части пенсии. Очевидно, что найдётся немного желающих копить на такую пенсию. Сегодня Россияне предпочитают тратить, доля сбережений в доходах не превышает 10% и устойчиво снижается.

1.4 Материнский (семейный)  капитал

Еще одной государственной программой по поддержке населения России, осуществляемой в рамках деятельности Пенсионного фонда, является выплата материнского (семейного) капитала.

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Семья, в которой  после 1 января 2007 года появился второй ребенок ( а может быть третий и последующие — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) может рассчитывать на государственный сертификат на получение материнского капитала, который выдает Пенсионный фонд Российской Федерации.

Размер материнского капитала ежегодно индексируется: если в 2007 году, когда программа только стартовала, он составлял 250 тыс.руб., то сегодня эта сумма уже 453 026 рублей4(приложение 2).

Использовать средства материнского капитала можно по своему усмотрению, но только на цели предусмотренный российским законодательством, а именно:

- на улучшение жилищных условий

- на образование детей

- на увеличение будущей пенсии мамы

- на повседневные нужды в пределах единовременной выплаты – 12тыс. руб.

- на погашение кредитов на покупку или строительство жилья

Материнский (семейный) капитал – это не наличные денежные средства, которые могут быть переданы на руки конкретному лицу, а средства на счетах Пенсионного фонда России. Пенсионный фонд РФ, в свою очередь, направляет их на счета строительных компаний, образовательных учреждений и на формирование накопительной части пенсии, в зависимости от того, как было решено распорядиться указанными средствами.

Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня появления в семье ребенка. Поэтому реальные выплаты материнского капитала начались с 2010 года.

1.5 Политика государства в области пенсионного обеспечения

Являясь главным гарантом стабильности и нормальных условий для жизни, государство обязано их обеспечивать. Проводя социальную политику, государство активно воздействует на пенсионную систему, осуществляя коренные изменения в области пенсионного обеспечения. По реформированию системы пенсионного обеспечения уже проделана большая работа в рамках пенсионной реформы, но далеко не всё из задуманного приносит ожидаемые результаты.

Россия должна разработать грамотную и продуманную стратегию  в области пенсионного обеспечения, что поможет справиться со всеми сегодняшними трудностями и проблемами.

Несомненным  плюсом является то, что такой важной задачей, как создание прочной системы пенсионного обеспечения,  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельный, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства.

Осуществляя реформу, Пенсионный фонд Российской Федерации играет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и создания новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работниками и государством. Результатом пенсионной реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан.

 ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СРАХОВАНИЯ РФ

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. На основании Указа Президента РФ от 07.08.1992г. действует как самостоятельное  финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации5.

Целью создания Фонда социального страхования было обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и улучшение материальных условий определённых групп населения.

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Фонд социального страхования РФ состоит из 88 региональных отделений, 14 центральных отраслевых отделений (деятельность которых имеет межрегиональный характер) и сотен филиалов отделений.

Основными задачами Фонда социального страхования России являются:

- обеспечение выплат гарантированных государством пособий и предоставление социальной помощи;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, обеспечение обязательного страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;

- осуществление мер по обеспечению финансовой устойчивости Фонда;

- разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

2.1 Источники формирования Фонда социального страхования РФ

Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда социального страхования РФ ежегодно утверждается Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда после рассмотрения правлением Фонда социального страхования, утверждаются его председателем.

Средства Фонда образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

  •  страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений.

Как и в случае с формированием пенсионного фонда главными источниками являются налоги и страховые вносы, уплачиваемые предприятиями в размерах установленных законодательно, субвенции из федерального бюджета, а так же из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных не допускается.

 2.2 Расходы Фонда социального страхования

Средства бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации предназначены для расходования по следующим направлениям:

- выплаты различных пособий;

-  оказание медицинской и социальной  помощи пострадавшим  от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний;

- оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- санаторно-курортное обслуживание льготных категорий граждан; работников и членов их семей.

- обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;

- обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления Фонда, а также подразделений органов исполнительной власти;

- проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

- создание централизованного резервного фонда для предоставления помощи регионам;

- разработка и реализация государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Основной статьёй расходов Фонда социального страхования является выплата пособий и компенсаций. На них приходиться около 70% всех расходов.

 2.3 Пособия по социальному обеспечению

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В зависимости от предназначения, пособия по социальному обеспечению, выплачиваемые из бюджета Фонда социального страхования, подразделяются на следующие виды:

- пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов). Выплата пособий по временной нетрудоспособности предоставляется лицам, работающим по трудовому договору, лицам, являющимся государственными и муниципальными гражданскими служащими и иным лицам, подлежащим государственному социальному страхованию. Производится в размерах, пропорциональных заработку, иному доходу или в твердой сумме, при заболевании или травме, связанных с потерей трудоспособности, а также в связи с болезнью члена семьи и других случаях, предусмотренных действующим законодательством;  

- пособие на погребение. В случае смерти гражданина лицам, возложившим на себя обязанности по осуществлению погребения умершего, предоставляется пособие в виде единовременной денежной выплаты, в размере, достаточном для возмещения стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.  

- пособия гражданам, имеющим детей, включая пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также ежемесячное пособие на ребенка.

Существуют также пособия, выплачиваемые пострадавшим и ликвидаторам ядерных катастроф (Чернобыльская АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий).

2.4 Обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является частью государственной системы социальной защиты населения. Обеспечение обязательного страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве - одна из основных обязанностей Фонда социального страхования.

В соответствии с действующим законодательством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

-   возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных соответствующим Федеральным законом, случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Существенной особенностью этого вида обязательного страхования от несчастных случаев является то, что страховые взносы полностью уплачивает работодатель. Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве обычно подлежат все наемные работники, обучающиеся, дети, посещающие дошкольные учреждения, фермеры и лица, работающие в крестьянских хозяйствах.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не являются налоговыми платежами, и уплачиваются предприятиями, а также физическими лицами, нанимающими других физических лиц по трудовому договору, отдельно и непосредственно в Фонд социального страхования.

Размеры тарифов зависят от видов экономической деятельности по классам профессиональных рисков (всего таких классов 22) и колеблются в пределах от 0,2% (для предприятий, функционирующих в области управления, образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, страхования, банковской деятельности и других)  до 8,5% (горнорудная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и некоторые другие аналогичные виды деятельности) к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Объектом обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

При нанесении ущерба жизни, здоровью и профессиональной трудоспособности работников им самим или их близким гарантируется:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- единовременные и/или ежемесячные страховые выплаты:

- оплата дополнительных расходов на дополнительную медицинскую помощь, посторонний уход за пострадавшим, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение необходимыми приспособлениями для трудовой деятельности и в быту, обеспечение специальными транспортными средствами и их содержание, профессиональное обучение и переобучение.

Страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей по своей регистрации (перерегистрации), своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным работникам.

Необходимость обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний обусловлена высоким травматизмом и смертностью, происходящими на рабочем месте или в рабочее и сопутствующее ему время. Государство, путем установления размеров взносов, стимулирует предприятия улучшать качество условий труда, снижать производственные риски, проводить меры по уменьшению производственного травматизма и профессиональных заболеваний  и обеспечению соблюдения техники безопасности.

2.5 Роль Фонда социально страхования

Фонд социального страхования РФ является одним из главных финансово-кредитных учреждений при Правительстве Российской Федерации. Из бюджета Фонда финансируются расходы, связанные с обеспечением выполнения государственных гарантий в системе социального страхования, таких как выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечений и оздоровление работников и членов их семей, а также других гарантий государственного социального страхования.

Полное и качественное выполнение этих гарантий возможно только в рамках самостоятельного централизованного денежного фонда, каким и является Фонд социального страхования РФ. Целевое финансирование позволяет обеспечить материальной и социальной помощью те категории граждан, которые в этом действительно нуждаются, которым она жизненно необходима.

Однако положение Фонда социального страхование не идеально, об этом свидетельствует устойчивый дефицит бюджета, высокая задолженность по выплатам пособий. Правительству необходимы изменения в области социального страхования, направленные на ликвидацию дефицита,  улучшению системы социальных гарантий, повышение уровня контроля за целевым расходованием бюджета Фонда. Главное,  чтобы при этом не пострадала та часть населения, благополучие которых, в той или иной степени,  зависит от социальной политики, проводимой государством.

 ГЛАВА 3. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи по программам обязательного медицинского страхования

Добровольное медицинское страхование, коллективное или индивидуальное, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования Законом РФ от 28.06.1991г. «Об обязательном медицинском страховании» был создан Фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд ОМС имеет двухуровневую структуру: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, функционирующие на уровне субъектов РФ.  

Фонды обязательного медицинского страхования - централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают  аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

 3.1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением. Его основными задачами являются: аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС, контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов и за рациональным использованием поступивших финансовых средств, а также участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области медицинского страхования.

Средства Федерального фонда ОМС формируются за счёт:

- страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размере, уставленном соответствующим Федеральным законом

- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств;

- нормированного страхового запаса фонда;

- поступлений из других источников.

За работающее население страховые взносы обязаны платить предприятия их нанимающие, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.   

За неработающее население страховые взносы на ОМС платят высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят: детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных.  

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом. Финансовые средства Федерального фонда ОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов других фондов и расходуются только по целевому назначению, а именно:  

- финансирование установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда ОМС.

3.2 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 

Территориальные фонды ОМС создаются представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Положение о территориальном фонде ОМС утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1. 

Территориальные фонды ОМС выполняют следующие основные функции:

- финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями;

- накапливание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

- организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

- контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов;

- согласование с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию и т.п.

Доходы территориальных фондов ОМС складываются из:

- страховых платежей хозяйствующих субъектов;

- платежей органов исполнительной власти субъектов РФ на ОМС неработающего населения по подушевым нормативам;

- дополнительных платежей из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;

-средства федерального бюджета (субсидии) на ОМС детей;

-других поступлений.

Порядок формирования фондов и средств целевого назначения является единым для всех территориальных фондов, включая их филиалы.

Денежные средства бюджета территориального фонда расходуются на оплату медицинских услуг и лекарственной помощи, предоставляемых гражданам в соответствии с программами ОМС, финансирование целевых программ в области охраны здоровья, на улучшение материально-технического обеспечения  здравоохранения и др.

3.3 Основная цель обязательного медицинского страхования

Основной целью ОМС является сбор и капитализации страховых взносов и предоставлении за счёт собранных средств медицинской и лекарственной помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах.

Застрахованным по системе ОМС может быть любой гражданин РФ. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Медицинское обслуживание в рамках обязательного медицинского страхования предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации.

Базовая программа содержит основные гарантии, предоставляемые застрахованным в рамках ОМС, и включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

В состав медицинской помощи, предоставляемой бесплатно по базовой программе ОМС, входит:

- скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

- амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений;

- стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях; при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.

В рамках базовой программы осуществляется  проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых перечень видов медицинской помощи может быть расширен за счет средств субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

3.4 Обязательное медицинское страхование в системе социальной защиты населения

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания.

В России обязательное медицинское страхование является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создаёт специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование.

Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами обязательного медицинского страхования.

Полная реализация  гарантий государства в области была бы невозможной без Фонда обязательного медицинского страхования – одного из важнейших финансово-кредитных институтов при Правительстве РФ. Благодаря их деятельности каждый гражданин России может быть уверен в соблюдении своих неотъемлемых прав: на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи, закреплённых Конституцией РФ.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены социальные внебюджетные фонды Российской Федерации: Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, их цели, задачи, выполняемые функции.

В отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач.

Каждый из них, в зависимости от своего назначения, играет особую роль в реализации социальной политики государства.  Пенсионный фонд формирует и распределяет финансовые ресурсы в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Фонд социального страхования призван обеспечивать выполнение государственных гарантий в системе социального страхования и улучшение материальных условий определённых групп населения. Федеральный и Территориальные фонды обязательного страхования занимаются аккумулированием денежных средств и финансированием расходов на медицинскую и лекарственную помощь.

С помощью многочисленных программ и  проектов, проводимых в рамках деятельности  внебюджетных фондов, государство создает достойные условия жизни для граждан своей страны, независимо от их пола, возраста и социального статуса.

Внебюджетные фонды - относительно новое звено финансовой системы государства, но они уже доказали свою эффективность.  Конечно,  государству ещё предстоит провести немало реформ и преобразований  в области пенсионного, социального, медицинского обеспечения, чтобы решить существующие проблемы, однако главный шаг на пути создания высокоразвитого правового государства, полностью обеспечивающего социальную защищенность своих граждан, уже сделан – внебюджетные фонды созданы и успешно справляются с возложенными на них обязанностями.

Список использованной литературы

  1.  Конституция РФ от 12 декабря 1993г
  2.  Бюджетный кодекс РФ
  3.  Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  4.  Федеральный закон от 30 ноября 2009 года № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  5.  Федеральный закон от 28 ноября 2009 года N 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  6.  Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»
  7.  Федеральный закон от 28 июня 1991 года N 1499-1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации»
  8.  Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»
  9.  Федеральный закон  от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
  10.  В.А. Ершов, И.А. Толмачёв. Право социального обеспечения: Учебное пособие
  11.  В.П. Литовченко, В.И. Соловьев. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие – М: 2008
  12.  Гришин В.В., Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 2003
  13.  Лукьянова  З.А., Горская О.В.,Рерих Л.М., Третьякова О.В., Степанова Л.Ю. Финансы: УМК. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008
  14.  Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  15.  проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанги. — М: Юрайт-М, 2004
  16.  Российский статистический ежегодник 2009: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2009 , ст.531
  17.  Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007.
  18.  Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпорина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
  19.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского,
  20.  Ю.П. Мамаев. Современная пенсионная реформа в России: Учебное пособие
  21.  Оф. сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. – www.pfrf.ru.
  22.  Оф.  сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. – www.fss.ru.
  23.  Оф. сайт Фонда обязательного медицинского страхования. – www.ffoms.ru.

Приложение 1

Обновлено 15.12.2014

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1)

2010

2011

2012

2013

Численность пенсионеров 2):

всего, тыс. человек

39706

40162

40573

41019

в процентах к предыдущему году

101,6

101,1

101,0

101,1

Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения2)

277,9

280,7

283,0

285,5

Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, человек

1,72

1,70

1,68

1,66

Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб.

7476,3

8202,9

9040,5

9917,5

Величина прожиточного минимума пенсионера3), руб.

4521

5032

5123

5998

в процентах к предыдущему году

110,3

111,3

101,8

107,74)

Соотношение среднего размера назначенных пенсий, процентов:

с величиной прожиточного минимума пенсионера

165,4

163,0

176,5

165,4

со средним размером начисленной заработной платы

35,7

35,1

33,9

33,3

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

134,8

101,2

104,9

102,8

1) Данные о численности пенсионеров и среднем размере назначенных пенсий приведены по пенсионерам, состоящим на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

2) Данные приведены по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

3) Оценка на основе данных, установленных Правительством Российской Федерации за IIV кварталы соответствующего года в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

4) В сопоставимой методологии исчисления величины прожиточного минимума.

Приложение 2

Размер материнского капитала

Год

Размер

Инфляция

Индексация

2007

250000

12

-

2008

276250

12

10,5

2009

312162

13

13

2010

343378

9

10

2011

365698

9

6,5

2012

387640

6,5

6

2013

408960

6

5,4

2014

429 408

5

5

2015

453 026

5

5

Рис. Динамика размера материнского капитала

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Глава 1 статья 7 пункт1

2 Бюджетный кодекс РФ Глава 17 статья 144

3 Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

4 Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (01 декабря 2014 г.).

5 Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5110. Домохозяйство как объект экономической и социальной политики государства 352.71 KB
  Сущность домашнего хозяйства как субъекта экономических отношений. Деятельность домашнего хозяйства реализующего эти решения оказывает значительное влияние на развитие национальной экономики. На сегодняшний день домашнее хозяйство остается одним из наименее исследованных субъектов рынка несмотря на то что социологи и экономисты последнего десятилетия пытаются систематически...
8785. Сущность и роль государственной социальной политики 19.34 KB
  Государственное регулирование рынка труда и занятости граждан. Основными элементами системы социальных гарантий является признание обязательности общедоступного и безоплатного образования содействия реализации способностей в процессе трудовой деятельности недопущения принудительного труда и гарантирования минимизации потерь в связи с окончанием трудовой деятельности. Государственное регулирование рынка труда и занятости граждан Однозначной трактовки понятия рынок труда как и рынку вообще невозможно найти в современной экономической...
1665. Развитие государственной социальной политики на региональном уровне на основе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Кировской области. 1.3 MB
  Проблема курсовой работы – как развивается государственная социальная политика на региональном уровне Цель работы – развитие государственной социальной политики на региональном уровне на основе реализации приоритетного национального проекта Образование в Кировской области. Задачи: 1изучить теоретические и методические основы социальноэкономических процессов; 2охарактеризовать социально – экономические процессы в Кировской области в 20112013 годах; 3 проанализировать роль Департамента Образования как основного субъекта реализации...
21142. Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики 216.63 KB
  В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.
7031. Правовое регулирование целевых государственных и муниципальных денежных фондов 102.01 KB
  Направления расходования денежных средств. Финансовый контроль за расходованием средств внебюджетных фондов. Одним из направлений финансовой деятельности Российского государства является аккумуляция денежных средств в своем распоряжении. Помимо этого государство и муниципальные образования используют для формирования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью от вложения средств в ценные бумаги от использования имущества и т.
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
  Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
3167. Макиавелли о формах государства и государственных преобразованиях 8.82 KB
  Первоначально она устанавливается в форме монархии но постепенно эти правящие монархии те самые справедливые и мудрые кот выбрал народ по договору больше Макиавелли не конкретизирует конструкцию своей договорной теории они начинают отделять себя от народа и жить в такой роскоши что совершенно перестают считаться с мнением народа и постепенно власть становится наследственной.о Макиавелли против наследственной монархии. Но Макиавелли в отличие от Полибия даже 2 поколений не дает аристократии для нормального сущ потому что не внуки...
12544. Особенности формирования и реализации долговой политики в РФ 212.67 KB
  Анализ российской практики формирования долговой политики. Характеристика динамики государственных заимствований. Исследование основных тенденций и перспектив в управлении долговой политикой РФ
20289. Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики 34.59 KB
  Ценностные ориентации современной российской молодежи. Социализация молодежи в современном российском обществе. Информированность молодежи. Обеспечение информационных потребностей молодежи в Республике Башкортостан.
20089. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39.42 KB
  Перемены в экономике, произошедшие после распада СССР, проявились и в социальной политике. Главное – системы государственных бесплатных социальных услуг распались, а условия для создания новой системы, к сожалению, не созданы. Это объясняется тем, что социальная сфера в России в прошедший период реформ не была приоритетной в плане преобразований. При отсутствии целенаправленного воздействия объектами социальной политики становилась то одна социальная группа, то другая
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.