Анализ демографической ситуации в России, поиск основных проблем и путей их решения

Динамика продолжительности жизни населения. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к такому результату как депопуляция которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. Есть опасение что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. Население как объект демографии Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социальноэкономических природных условий миграции изучающая численность территориальное...

2015-08-23

80.62 KB

63 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


План

Введение………………………………………………………………….……...2

Глава 1. Информационно-теоретическая основы демографического процесса

1.1. Понятие демографии. Население как объект демографии………………5

1.2. Структура демографии и демографические процессы…………………...7

Глава 2. Проблематика демографического процесса в РФ

2.1. Динамика продолжительности жизни населения……………………..….11

2.2. Дефицит рождаемости и профицит смертности………………………….23

Глава 3. Разработки и предложения по улучшению демографической ситуации………………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………........34

Список использованной литературы………………………………………..…35

Введение

Актуальность. Основное богатство страны - это население, и жизнь государства без него невозможна. Но в последнее время демографические процессы, которые происходят в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к такому результату как депопуляция, которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. В принципе, Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом. Есть опасение, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (около 42% которых сосредоточено в России), долговременное существование огромной территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным. На данный момент демографическая ситуация в РФ стала одной из самых актуальных социально-экономических проблем в обществе. Стало понятно, что демографический кризис не решится сам по себе, даже если применять немалые усилия для выхода из кризиса, результат будет достигнут не сразу, а через года или десятилетия. Это говорит об актуальности темы работы, которую я выбрал.

Цель - анализ демографической ситуации в России, поиск основных проблем и путей их решения

Объект - демография

Предмет – демографическая ситуация РФ.

Задачи:

1. Охарактеризовать структуру и процессы демографии.

2. Проанализировать основные проблемы современной ситуации демографии в России.

Нормативно-правовая база составили нормативно-правовые источники, статьи, научные издания таких авторов как- Борисов В., Баранов А. и других.

Практическое значение работы. Данная работа может применятся в работе аналитиков демографических процессов, других специалистов сфере демографических исследований.

Методы исследования- анализ литературных и электронных источников.

Глава 1. Информационно-теоретическая основы демографического процесса

1.1. Понятие демографии. Население как объект демографии

Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и т. д. [2]

Под населением обычно представляют совокупность людей, которые проживают на какой-либо территории. Такого понимания, которое выделяет два основных признака - количественный и территориальный, вполне хватает для большинства наук, для которых население является объектом исследования. Но в демографии такое обоснование не является достаточным. Оно отражает лишь поверхностную оболочку определения населения как понятия демографической науки, то, с чего начинается его изучение, что является начальной точкой демографической анализа. Важно знать, какой является численность населения, в какой тенденции и с какой быстротой меняется эта численность, разница численности между мужчинами и женщинами, как население распределяется между основными возрастными группами. И это знание является частью демографической статистики, или статистики населения. И в первую очередь человека, который занимается демографией, будет интересовать то, из-за какого фактора чего данное количество и данный состав населения изменяются. Другими словами, население интересует демографа с точки зрения его воспроизводства, того социального процесса, который представляется собственным и особым предметом демографии. Ученый считает главным и существенным признаком не количественный и не территориальный признак, а исключительно способность населения к воспроизводству, постоянному возобновлению через смену поколений, то есть через рождаемость и смертность. Таким образом, можно утверждать, что население для демографа - это самовоспроизводящаяся совокупность людей.

1.2. Структура демографии и демографические процессы

Под структурой населения обычно представляют разделение людей по тем или иным, выбранным по разным причинам, типологическим группам. Это одна из более общих черт населения и общественной структуры при их разборе. Состав населения может быть представлен по двум или нескольким последовательностям признака, при этом каждая из них может быть поделена на подгруппы исходя из другого признака или признаков (например, разделение людей по возрасту рассматривается раздельно, в зависимости от пола) и представляться числом людей в выделенных группах, долей данных групп во всем населении или количеством людей одной группы, приходящихся на 100 человек другой группы. Но демографию интересуют не все структуры, которые можно выбрать по различным признакам, а только те, которые непосредственно связаны с воспроизводством населения. [5]

Такие структуры и называют демографическими. Такими структурами являются: половая - разделение населения на мужчин и женщин; возрастная - разделение населения по возрастным группам; брачная - разделение населения по брачному статусу; семейная - разделение людей на семьи разной величины, конструкции, составов и типов. Именно эти структуры, с одной стороны, оказывают прямое воздействие на воспроизводство в целом, а также на составляющие его процессы рождаемости, смертности, брачности, а с иной стороны, - сами прямо и непринужденно зависят от этих процессов.

Последние, в свою очередь, процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроизводства населения, и именуются демографическими процессами. Все остальные мыслимые структуры населения являются недемографическими.

Это не значит, что демография ими не интересуется. Но интерес к ним - качественно другой, нежели к демографическим структурам. Половая, возрастная, брачная и семейная структуры непосредственно входят в предмет демографии, в то время как все остальные выступают только как экзогенные факторы демографических процессов, оказывающие на них то или иное, но всегда непрямое воздействие. Они действуют опосредованно, через демографические структуры.

Это не уменьшает их роли в демографическом анализе, а всего лишь точнее определяет ее. К недемографическим структурам можно отнести: этническую структуру, которая распределяет людей по признаку этнической принадлежности; религиозную структуру, которая распределяет людей по вероисповеданию; экономическую структуру, которая распределяет людей по группам в зависимости от наличия источников средств существования, занятий и отраслей; образовательную структуру, которая распределяет жителей по группам в соответствие с уровнем образования; социальную структуру, которая распределяет население по социальным группам.

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию:

1) Фактор политики государства. Безусловно понятно, что политика, проводимая государством, влияет и на экономическую обстановку в стране, и на уровень общественной защищенности, и на законодательную поддержку семьи и брака. Направленность же демографической политики зависит от цели, преследуемой той или другой страной. Например, в Китае и Японии, где на относительно маленькой территории живет большое количество людей, политика государства направлена на снижение продуктивности. Основной девиз этих стран: «Одна семья - один ребенок». Целями демографического развития России являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к демографическому росту.

2) Экономический фактор. Данный фактор оказывает влияние на все демографические структуры и процессы. Доля тяжелых условий жизни, ухудшение материального положения составляет в общей сложности снижение рождаемости приблизительно на 30%. А падение уровня благосостояния и как итог ухудшение питания, рост цен на лекарства и медицинское обслуживание напрямую ведет к увеличению смертности. Экономический фактор влияет также на внутреннюю и внешнюю миграцию, потому что расселение населения в большей степени зависит от факторов заработной платы и вероятности трудоустройства.

3) Фактор социальной защищенности. Все слои населения должны получать от государства социальную защиту, если это не происходит, то возрастает масштаб внешней миграции, в следствие которой происходит уменьшение численности населения. Государству нужно предоставлять населению пенсии, детские пособия, субсидии, льготы. Это не только материальная помощь, этакая опека со стороны государства порождает в людях чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

4) Фактор войн. Война является одной из основных причин неестественной убыли населения. Во время войн погибает большое число людей, еще больше лишаются здоровья. Два из четырех демографических кризиса в истории России были связаны с войнами разного характера. Первый кризис (1914 - 1920) происходил в годы Первой Мировой Войны, а также Гражданской войны. Третий кризис (1941 - 1945) связан с Великой Отечественной Войной, где наша страна потеряла по разным оценкам от 16 до 20 млн. человек.

5) Национальный и религиозный факторы. На сегодняшний день в России обострилась национальная обстановка. В связи с многочисленными террористическими актами у населения появилась настороженность к представителям других национальностей. Ежедневно происходят акты мести со стороны русского населения по отношению к азербайджанцам, армянам, таджикам и др. Появилась тенденция к созданию однорелигиозных и однонациональных семей. Такие события также приводят к снижению уровня миграции из многих государств.

6) Фактор государственной и законодательной защищенности института семьи и брака. На сегодняшний день одной из главных составляющих демографического кризиса является отказ от материнства, выражающийся в абортах, отказе от детей, отречении от родительства как такового, а также тенденция к созданию малодетных семей. Сильное воздействие оказывает утрата среди населения ценностей семьи и брака, выраженная в так называемых гражданских и гостевых браках, многочисленных разводах, внебрачном рождении детей и т. п. Это происходит потому, что государство мало внимания посвящает вопросам семьи и брака. Необходимо возрождение института семьи и брака на государственном уровне, всесторонняя поддержка матерей и отцов, супругов, детей и т. д.

7) Фактор эпидемий. Негативное влияние этого фактора нереально побороть без правильной политики государства в области здравоохранения, достойного материального обеспечения медицинских учреждений, тщательным наблюдением за здоровьем населения. Ведь эпидемии способны за сравнительно короткий срок значительно снизить численность населения, они невероятно опасны. [5]

Глава 2. Проблематика демографического процесса в РФ

2.1. Динамика продолжительности жизни населения

Проблема демографии в России обсуждается очень давно. С середины 90-ых в стране прослеживалась убыль населения. В 2010 году прекратился процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. [6]

Занимающиеся проблемами старения ученые установили, что жизнь человека должна продолжаться около ста пятидесяти лет. Но даже в развитых странах, благополучных с точки зрения социального обеспечения и системы здравоохранения, продолжительность жизни человека в среднем составляет не более восьмидесяти лет. А в так называемых развивающихся странах, к каким относится Россия, средняя продолжительность жизни ещё меньше. Связано это с несколькими причинами, такими как:

1) экологическая обстановка - 15% территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая безопасность здесь не гарантирована. При этом удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире.

Превышение допустимых концентраций вредных веществ отмечается в атмосферном воздухе 185 городов и промышленных центров с населением свыше 61 млн. человек (40% всего населения страны). Случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций загрязнителей воздуха отмечены более чем в 120 городах. Основными источниками загрязнения воздуха по-прежнему являются предприятия черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, строительной индустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности, а также автотранспорт.

2) криминогенная обстановка - Каждое государство, как известно, характеризуется не только политико-идеологическими, социально-экономическими, экологическими, гуманитарными и др. показателями, но и в не меньшей степени состоянием общественной безопасности и правопорядка. Как же живется гражданам России и приезжающим иностранцам, в какой криминогенной обстановке они находятся? Наглядно динамика регистрируемых сообщений о преступлениях и удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений показана в таблицах

Несмотря на положительные тенденции в борьбе с преступностью за последние годы она продолжает оставаться сложной и требует государственного и общественного контроля, чтобы каждый гражданин России и иностранец чувствовали себя в состоянии обеспеченной безопасности независимо от места и времени своего нахождения. Для достижения этой цели необходима последовательная и результативная деятельности всех правоохранительных органов, которая в свою очередь требует также качественного совершенствования. [7]

3) уровень развитости и качества систем социального обеспечения и здравоохранения - В России значительная часть нововведений являются имитационными, а по уровню и инновационного развития наша страна продолжает отставать не только от развитых, но и развивающихся стран, закрепляясь в статусе мировой периферии. Если в СССР доля предприятий, осуществляющих новаторскую деятельность, составляла около 50%, то сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9%. http://top.rbc.ru/economics/17/10/2013/882656.shtml В Восточной Европе этот показатель находится на уровне 25-30%, в Западной Европе - более 40-50%, следует из данных исследования ВШЭ и Росстата. Доля новых для рынка инновационных товаров, работ и услуг в России в 2011г. составила 0,8%, тогда как в Польше - 4,5%, в Германии - 3,3%, Португалии - 8,6%.

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2015г. составила 146,3 млн.человек. С начала года число жителей России уменьшилось на 9,9 тыс.человек, или на 0,01% в результате сложившейся убыли населения. Миграционный прирост на 81,1% компенсировал численные потери населения.

 

Общая характеристика воспроизводства населения в Российской     Федерации.

Таблица 1

показатели естественного движения населения

I квартал

тысяч

на 1000 человек населения

2015г.

2014г.

прирост (+),
снижение (-)

2015г.

2014г.

Родившихся

454,8

458,3

-3,5

12,6

12,7

Умерших

507,3

483,5

+23,8

14,1

13,4

  из них детей
в возрасте до 1 года

3,2

3,7

-0,5

6,62

7,82

Естественный
прирост (+), убыль (-)

-52,5

-25,2

-1,5

-0,7

Браков

183,5

210,6

-27,1

5,1

5,9

Разводов

143,2

173,0

-29,8

4,0

4,8

В целях обеспечения статистической сопоставимости данных показатели по Российской Федерации за 2014г. пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г.Севастополю. Здесь и далее в разделе показатели помесячной регистрации приведены в пересчете на год.

В I квартале 2015г. в России отмечалось снижение числа родившихся (в 53 субъектах Российской Федерации) и увеличение числа умерших (в 74 субъектах). [7]

В целом по стране в I квартале 2015г. число умерших превысило число родившихся на 11,5% (в I квартале 2014г. - на 5,5%), в 19 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,9 раза.

Естественный прирост населения в I квартале 2015г. зафиксирован в 27 субъектах Российской Федерации (в I квартале 2014г. - в 35 субъектах).

Таблица 2

Распределение умерших по причинам смерти1)

I квартал

тыс.человек

2015г.

на 100 тыс.человек населения

2015г.

2014г.

прирост
(+), сни-
жение (-)

в % ко
всем
умершим

2015г.

2014г.

2015г.
в % к 2014г.

Всего умерших

507,3

483,5

+23,8

100

1406,8

1343,1

104,7

 из них от:

болезней системы
 кровообращения

259,1

247,3

+11,8

51,1

718,4

686,9

104,6

новообразований

74,6

71,8

+2,8

14,7

206,8

199,5

103,7

внешних причин смерти

40,7

42,3

-1,6

8,0

112,9

117,6

96,0

из них от:

всех видов транспортных несчастных случаев

4,9

5,3

-0,4

1,0

13,7

14,8

92,6

   случайных отравлений
    алкоголем

2,7

2,8

-0,1

0,5

7,6

7,9

96,2

   самоубийств

6,0

6,4

-0,4

1,2

16,6

17,7

93,8

убийств

3,1

3,5

-0,4

0,6

8,7

9,7

89,7

болезней органов
 пищеварения

25,8

23,5

+2,3

5,1

71,6

65,2

109,8

болезней органов дыхания

23,6

19,3

+4,3

4,7

65,4

53,7

121,8

некоторых инфекционных
 и паразитарных болезней

8,3

7,8

+0,5

1,6

22,9

21,6

106,0

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской          Федерации.

За I квартал 2015г. число мигрантов, переселяющихся в пределах России, увеличилось на 82,8 тыс.человек, или на 10,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России увеличился на 1,8 тыс.человек, или на 4,5%, что произошло в результате возросшего числа прибывших в Российскую Федерацию (на 24,5 тыс.человек, или на 23,0%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 24,1 тыс.человек, или на 25,3%. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 22,6 тыс.человек, или на 34,4%, в том числе в государства-участники СНГ - на 19,6 тыс.человек, или на 34,2%.

В I квартале 2015г. в обмене населением cо странами дальнего зарубежья отмечается уменьшение миграционного прироста. Это связано с окончанием сроков пребывания для иммигрантов, зарегистрированных на длительный период (9 месяцев и более). Наибольшее сокращение прироста наблюдается в миграционном обмене с Китаем.

Существенно увеличился миграционный прирост в обмене населением с Украиной. [7]

Таблица 3

показатели международной Миграции

человек

I квартал
2015г.

Справочно
I квартал 2014г.

число
прибывших  

число
выбывших

миграционный
прирост (+), снижение (-)

число
прибывших  

число
выбывших

миграционный
прирост (+), снижение (-)

Международная миграция

130924

88407

+42517

106433

65760

+40673

    в том числе:

 с государствами-
  участниками СНГ

119648

76806

+42842

95502

57222

+38280

     в том числе:

    Азербайджан

5232

3483

+1749

5767

2894

+2873

    Армения

10570

6164

+4406

8965

5150

+3815

    Беларусь

4521

3852

+669

4692

2239

+2453

    Казахстан

14465

6226

+8239

11674

3115

+8559

    Киргизия

5515

4335

+1180

6226

3101

+3125

    Республика Молдова

7336

4092

+3244

5907

3100

+2807

    Таджикистан

9227

10189

-962

10280

7600

+2680

    Туркмения

1092

526

+566

938

307

+631

    Узбекистан

17781

28564

-10783

28139

22296

+5843

    Украина

43909

9375

+34534

12914

7420

+5494

 со странами дальнего
  зарубежья

11276

11601

-325

10931

8538

+2393

     в том числе:

    Германия

609

840

-231

618

799

-181

    Греция

135

61

+74

149

53

+96

    Грузия

1734

802

+932

1610

705

+905

    Израиль

232

186

+46

199

174

+25

    Канада

33

91

-58

34

118

-84

    Китай

1475

2613

-1138

1634

1416

+218

    Латвия

330

204

+126

274

152

+122

    Литва

186

130

+56

150

118

+32

    США

191

341

-150

134

291

-157

    Финляндия

77

130

-53

102

107

-5

    Эстония

274

232

+42

263

187

+76

    другие страны

6000

5971

+29

5764

4418

+1346

В I квартале 2015г. в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 58769 человек, статус вынужденного переселенца получили 26 человек, беженца - 29 человек (в I квартале 2014г. соответственно получили временное убежище 3168 человек, статус вынужденного переселенца - 4 человека, беженца - 2 человека).

Таблица 4

Распределение беженцев, вынужденных переселенцев, и лиц,
получивших временное убежище по странам прежнего проживания,
состоящих на учете на 1 апреля 2015 года
(по данным ФМС России, с начала регистрации)

Беженцы

Вынужденные
переселенцы

Лица, получившие
временное убежище

человек

в % к
итогу

человек

в % к
итогу

человек

в % к
итогу

Всего

767

100

27887

100

285298

100

Азербайджан

9

1,2

291

1,0

4

0,0

Афганистан

378

49,3

-

-

681

0,2

Грузия

59

7,7

6924

24,8

457

0,2

Казахстан

1

0,1

6838

24,5

4

0,0

Киргизия

4

0,5

442

1,6

41

0,0

Россия

-

-

8398

30,1

-

-

Сирия

2

0,3

63

0,2

1805

0,6

Таджикистан

10

1,3

1154

4,1

10

0,0

Узбекистан

19

2,5

2960

10,6

97

0,0

Украина

244

31,8

209

0,7

281987

98,8

другие страны

41

5,3

474

1,7

200

0,1

Все субъекты Российской Федерации предоставили временное убежище: 20,9 тыс. (7,3% от общей численности имеющих временное убежище) - в Краснодарском крае, 10,6 тыс. человек состоят на учете в Белгородской области (3,7%), 10,1 тыс. (3,6%) - в Тульской области, 10,0 тыс. (3,5%) - в Курской области, по 9,2 тыс. (3,2%) - в Нижегородской и Липецкой областях, по 8,2 тыс. (2,9%) - в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и Калужской области. В Крымском федеральном округе со статусом временного убежища проживают 0,6 тыс.человек (0,2%), более 0,3 тыс.человек обратились с заявлением о предоставлении временного убежища. [7]

Наибольшее число беженцев проживает в Москве - 421 человек, или 54,9% от общей численности.

Вынужденные переселенцы расселены практически по всем субъектам Российской Федерации: около 7,3 тыс.человек находятся на территории Республики Северная Осетия - Алания, 7,0 тыс. - Республики Ингушетия, от 0,8 тыс. до 0,5 тыс.человек - Белгородской и Самарской областей, Ставропольского края, Оренбургской области, Алтайского края, Новосибирской области, Краснодарского края.

2.2. Дефицит рождаемости и профицит смертности

Данная проблема демографии является очень актуальной, так как, начиная с 1992 года, смертность в России превышала рождаемость. Что касается рождаемости, в целом за время с 1991 по 1998 гг. повторные рождения сократились в 1,9 раза. В настоящее время Россия заняла по этому показателю место в ряду стран мира самой низкой рождаемостью.

В масштабах страны, как уже отмечалось выше, рождаемость имеет четко выраженную тенденцию к уменьшению, что в конкретных исторических условиях и с учетом стратегических задач, стоящих перед Россией, не может расцениваться иначе как негативное явление. Одно из отрицательных явлений складывающейся демографической ситуации - постоянно возрастающее число рождений детей вне зарегистрированного брака. В 1998 г. не состоящими в браке женщинами рождено 346 тыс. детей (27%) от общего числа родившихся. Тенденция увеличения числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака, отмечается с середины 80-х годов, но тогда число внебрачных детей не превышало 12-13% от общего числа родившихся.

В последние несколько лет за счет рождения вне брака ежегодно возникает около 300 тыс. неполных семей, дети в которых с первого дня рождения ущемлены не только в материальном отношении, но и ущербны по своему психологическому самочувствию. При сложившейся тенденции можно предполагать существенное увеличение числа семей, которые изначально являются неполными со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями.

Что же касается смертности, то продолжительность жизни российских мужчин в 1998 г. составила 61,3 года, что на 13-15 лет короче, чем у мужского населения развитых стран, у женщин - 72,9 года (короче на 5-8 лет). При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей, достигших 16 лет, 40% не доживет до 60 лет.

Но несмотря на все эти неблагоприятные цифры последних лет, впервые за всю историю новой России рождаемость в стране превысила смертность. В 2013 году естественный прирост населения составил более 20 тысяч человек. Эксперты гадают, за счет чего были достигнуты показатели, за которые государство борется на протяжении долгого времени. [2]

На данный момент миграция является одной из самых важных проблем народонаселения и рассматривается как сложный общественный процесс, который затрагивает многие аспекты социально-экономической жизни.

В частности, в России проблема, усугубляющая демографический кризис в стране - это иммиграционный вызов национальной идентичности. На данный момент стабилизация численности населения в России была достигнута за счет миграционного сальдо. Первые несколько лет после распада СССР характеризовались двумя потоками миграции: русского населения из бывших союзных республик в Россию и русского населения из России в страны Европы, США и Израиль.

Усложнение форм и проявлений миграционных процессов привело к значительному ухудшению статистического учета миграций. Внешние миграции поддаются статистическому учету в настоящее время лишь в небольшой степени. Недоучет прибытий в Россию весьма значителен. Тем не менее, можно утверждать, что приток мигрантов в Россию на постоянное место жительства сейчас меньше пикового 1994 года, когда он составил более 1 млн. человек. Регионами массового притока мигрантов из стран СНГ и Балтии в середине - конце 1990-х годов были территории равнинного Предкавказья (особенно Краснодарский и Ставропольский края), области Черноземной России (в первую очередь, Белгородская) и Приволжья, юг Урала (Оренбургская обл.) и Западной Сибири (Алтайский край). В эти же регионы были направлен и т.н. "западный дрейф" внутрироссийских миграций, мощность которого была максимальна в середине 1990-х годов.

Таким образом, миграционный приток населения распределялся по стране неравномерно: принимающими были центральные и юго-западные регионы страны. Регионами массового оттока стали "севера". Чукотский автономный округ лишился 67% населения, Магаданская обл. - 54%, вклад миграции в этой убыли огромен. Ощутимы потери регионов Восточной Сибири и европейского Севера. Потери "северов" во внутренних миграциях в середине - конце 1990-х годов частично (на 9-25% в разные годы) возмещались мигрантами из стран СНГ и Балтии. Начиная с 1999 года эти регионы имеют отрицательный миграционный баланс в обмене и с этими странами.

Положительный общий миграционный баланс регионов в последние годы складывается почти исключительно за счет положительного внутреннего сальдо миграции. Статистически регистрируемый вклад внешней миграции в 2000-е годы повсеместно в России стал столь незначителен, что чаще всего не может компенсировать миграционную убыль во внутренней миграции.

Во внутрироссийском миграционном обмене наиболее аттрактивны столицы и пристоличные области, а также отдельные экономически развитые регионы Северо-Запада (Калининградская обл.), Центра (Ярославская, Белгородская обл.), Приволжья (Татарстан, Нижегородская, Самарская об.), Урала (Свердловская обл.), Западной Сибири (Кемеровская обл.). Чем восточнее на карте страны находится регион, тем менее привлекателен он для внутренних мигрантов. В целом поток внутренних мигрантов устойчиво ориентирован с севера и востока в центр и на юго-запад и находится во власти так называемого "западного дрейфа".

Притягательность Центра для внутренних мигрантов с течением времени усиливается. Дальний Восток и почти вся Восточная Сибирь стабильно непривлекательны. [2]

За период 1989-2010 годов Центральный федеральный округ за счет обмена населением с другими федеральными округами получил почти 1,5 млн. человек, а Дальний Восток отдал в пользу других округов около 800 тысяч чел. Данные Всероссийской переписи населения 2010 года позволят сказать о еще больших масштабах перемещений населения между крупными частями страны.

При том что вообще число привлекательных для мигрантов регионов невелико, Москва с ее огромным рынком труда, далеко превосходит их все по части "аттрактивности" и реализует почти 60% миграционного прироста Центрального округа во внутренних миграциях и значительную часть внешнего прироста. Более того, в связи с сокращением притока населения из СНГ в Центре восстановился миграционный ландшафт, характерный для 1980-х годов, когда Москва стягивала на себя население со всей ближайшей округи. Влияние Санкт-Петербурга значительно меньше, зона его миграционных притязаний - север и северо-запад европейской части страны.

Таким образом, следует констатировать наличие значительной дифференциации российских регионов по складывающейся в них миграционной ситуации. Около десятка регионов отличаются значимым положительным миграционным приростом и во внутренней, и во внешней миграции. Подавляющее же большинство регионов имеют либо нулевой, либо отрицательный миграционный баланс. Социально-экономическая поляризация регионов, влияющая на миграцию чрезвычайно сильно, проявляется в том, что по-настоящему аттрактивными становятся только регионы, возглавляемые крупными городами с емкими рынками труда; из остальных с разной активностью население выезжает.

Глава 3. Разработки и предложения по улучшению демографической ситуации

Нынешняя возрастная структура населения, с высокой долей населения в трудоспособном возрасте и пока еще высокой, но сокращающейся долей женщин в активном репродуктивном возрасте, создает дополнительные возможности для экономического и демографического развития. Именно в ближайшие 2-3 года дополнительные меры, направленные на рост рождаемости и поддержку семей с детьми, создание условий для совмещения профессиональных обязанностей родителей с воспитанием детей могут дать максимальный эффект. В дальнейшем с каждым годом придется прикладывать все больше усилий, чтобы добиться изменений. Через 10 лет будет поздно. Полная компенсация текущей убыли населения потребует увеличения суммарного коэффициента рождаемости почти в 2 раза, что нереально.

Потенциал дополнительных мер особенно важен для вторых и последующих рождений. Женщины оценивают вероятность рождения ближайшие три года 2го ребенка в 1,4 раза выше, а 3-го в 1,66 раз выше, если будут какие-нибудь дополнительные к ныне действующим мерам помощи семьям. Следует учитывать и тот факт, что в активном репродуктивном возрасте сейчас находятся те, кто вырос в двухдетной и трехдетной семьях, что в значительной степени повышает вероятность появления у них второго, третьего и последующего ребенка. Если для молодого поколения не будут созданы лучшие условия для рождения и воспитания детей, то уже через несколько десятилетий коренное население России может быть замещено миграционным притоком из сопредельных государств. Доля «коренных» жителей страны и дальше будет неуклонно сокращаться. Такой сценарий приведет к тому, что уже к середине текущего столетия значительная часть населения России будет мигрантами и их потомками. Исторический шанс демографического возрождения будет упущен. [6]

Для преодоления демографической ямы необходима обновленная государственная стратегия демографической и семейной политики. Семейная политика должна быть ориентирована на снижение препятствий у семей иметь желаемое число детей, наибольшими из которых по данным многолетних исследований являются материальные и жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимо добиться радикального снижения уровня семейного неблагополучия - экономического и социального. На федеральном уровне должна быть сформирована система социальных гарантий и экономических возможностей для рождения и воспитания нескольких детей в семье. Многодетная семья должна стать важнейшей общественной ценностью - желаемой социальной нормой. При этом не следует забывать о необходимости поддержки молодых семей, стимулировании более раннего появления первого ребенка в семье и сокращении временных периодов между рождениями детей.

Государство совместно с работодателями должно обеспечить условия для того, чтобы молодое поколение имело возможность одновременно решать две задачи - рождение большего числа детей и профессиональную занятость, совмещать родительские обязанности и карьеру, что актуально, прежде всего, для женщин. В связи с этим развитие системы услуг по уходу за детьми до 3 лет должно быть выделено в отдельную государственную задачу. В области здравоохранения главными целями должно стать, радикальное снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужского, сохранение здоровья детей и молодежи, активное долголетие старшего поколения. В миграционной политике основные усилия должны быть сосредоточены на формирование миграционного притока, обеспечивающего рост человеческого потенциала, прежде всего за счет соотечественников, проживающих за рубежом. Для смягчения и преодоления последствий «демографической ямы» должен быть выработан оптимистический сценарий демографического развития, который позволит в перспективе обеспечить рост численности населения - до 154-156 млн. чел. к 2050 году.

В качестве одного из таких сценариев можно рассматривать вариант, предполагающий при ежегодном миграционном приросте 300 тыс. чел. достижение к 2018 и 2025 гг. следующих целевых показателей:

Таблица 1.

Показатель

2018 год

2025 год

Суммарный коэффициент рождаемости, детей на 1 женщину

1,75

2,05

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

74

79

Такой оптимистический сценарий в нынешней ситуации кажется труднореализуемым. Для его выполнения необходимо, чтобы в течение ближайших 5 лет (до 2018 года) в России родилось не менее 9 млн. 420 тыс. детей, а до 2025 года примерно 22 млн. 730 тыс. детей. Это соответственно на 980 тыс. детей и на 2 млн. 325 тыс. детей больше, чем при нынешних целевых ориентирах Концепции демографической политики. При этом нужно добиться сокращения смертности по сравнению с параметрами Концепции в абсолютных показателях на 2,1 млн. человек к 2018 году и не менее чем на 5,76 млн. человек к 2025 году. Очевидно, что оптимистический сценарий может быть достигнут только в случае, если будут приняты адекватные поставленным целям дополнительные меры поддержки семей с детьми и меры по снижению смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. В то же время, постановка параметров рождаемости и смертности в абсолютных показателях позволит на уровне субъектов Российской Федерации выработать конкретные действия по их достижению с учетом особенностей демографической ситуации. Опыт демографически успешных стран Европы, и недавний опыт России, показали, что за сравнительно короткое время можно добиться существенных успехов в повышении рождаемости и снижении смертности. Например, благодаря эффективным мерам поддержки семей с детьми во Франции за 1994-2010 гг. удалось поднять коэффициент суммарной рождаемости с 1,6 до 2,07 ребенка на женщину и выйти на уровень воспроизводства населения, Швеция за 1999-2010 гг. - с 1,5 до 1,98 ребенка на женщину.

При этом Франция и демографически успешные страны Северной Европы расходуют до 4-5% ВВП на семейную политику, что является одним из факторов успеха. Россия сейчас расходует из федерального бюджета на поддержку семей с детьми 0,8% ВВП и примерно столько же из региональных бюджетов. Важным фактором успешности семейной политики является наличие сильных институтов, обеспечивающих эффективное управление, межуровневую координацию и межсекторное партнерство. Во Франции, например, такими являются Высший совет по делам семьи и детей, Национальная касса семейных пособий, Национальный союз семейных ассоциаций. В России институты семейной политики пока не получили должного развития. Главная особенность настоящего момента состоит в том, что в результате реализации мер демографической политики в 2007-2012 гг. у семей с детьми сформированы значительные ожидания государственной поддержки. Если нынешние ожидания семей не оправдаются, а демографическая политика будет воспринята как политическая кампания, и

для возвращения доверия потребуются значительно большие время и ресурсы. Опыт Советского союза и стран Восточной Европы в 1970-1980 гг. свидетельствует о том, что меры семейной политики без поступательности и долгосрочности сохраняли эффективность в течение 2-3 лет. Российский и международный опыт последних десятилетий напротив подтверждает эффективность продолжительных и поступательных мер. Эффективность продолжительных мер для обеспечения роста суммарного коэффициента рождаемости, прежде всего для женщин 1990-х годов рождения, прогнозируют и ведущие российские эксперты.

В России существуют колоссальные резервы для снижения смертности при использовании лучшей международной практики. Возможности обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни в постсоветский период продемонстрировали культурно близкие к России страны - Эстония и Польша. Есть положительные примеры в регионах России, например, в Республике Ингушетия с 1999-2009 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла с 70 до 80 лет. Опыт стран Северной и Центральной Европы показывает, что смертность можно существенно снизить за счет продолжения реформ, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, ограничения доступности и сокращения потребления крепких алкогольных напитков, нелегального алкоголя, изменения структуры потребления алкоголя, сокращения табакокурения, поддержки общественного движения за здоровый образ жизни. Должно быть значительно повышена доступность лекарственных средств для населения, в особенности для больных тяжелыми хроническими, социально значимыми, в том числе онкологическими заболеваниями. Существенным фактором повышения рождаемости и снижения смертности должно стать партнерство государства с социально ориентированными общественными и религиозными организациями традиционных конфессий, которые оказывают поддержку многодетным семьям, выступают в защиту семейных ценностей, поддержку здорового образа жизни. [6] При других вариантах развития событий замещение убывающего населения возможно только за счет роста миграции. При этом надо учитывать, что потенциал миграции из традиционных для России стран-доноров сокращается, а определяемых понятием «соотечественники» и вовсе исчерпывается. Продолжающаяся эмиграция из России не замещается по качественному составу иммиграционным притоком. Реальный миграционный потенциал «нового» зарубежья, ориентированный на Россию, не превышает 5-6 млн. человек. На постсоветском пространстве миграционные потоки переориентируются на страны ЕС, США и др. В этих условиях проблематично долгое время удерживать сальдо миграции в 300 тыс. человек, без серьезного расширения круга стран - основных миграционных доноров. Поэтому следует обратить особое внимание на такие приоритеты, как повышение рождаемости и снижение смертности населения.

Каковы же приоритетные направления стратегии преодоления последствий «демографической ямы»? Следует выделить приоритеты для реализации демографического оптимистического сценария.

В области рождаемости и семейной политики:

- Создание условий для совмещения женщинами профессиональных и родительских обязанностей, прежде всего за счет развития системы услуг по уходу за детьми до 3 лет.

- Создание механизмов улучшения жилищных условий семьи по мере рождения детей.

- Создание системы социальных гарантий и экономических возможностей, необходимых для рождения и воспитания нескольких детей в семье.

- Государственная поддержка многодетных и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

- Укрепление института семьи и сокращение уровня семейного неблагополучия - бедности, разводов, социального сиротства.

В сфере охраны здоровья населения:

- Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний через диагностику и фармакологический контроль повышенных уровней холестерина и сахара в крови, артериального давления.

- Совершенствование экстренной медицинской помощи при сердечно-сосудистых катастрофах, ДТП и пр.

- Формирование здорового образа жизни и снижение потребления крепкого и нелегального алкоголя, табака, в том числе за счет повышение акцизов до уровня стран Центральной и Восточной Европы.

- Снижение смертности от внешних причин, прежде всего мужского населения.

- Улучшение условий и безопасности труда в организациях.

- Гармонизация медицинских практик (клинических рекомендаций, стандартов и протоколов ведения заболеваний) с таковыми в Европе, США, Канаде, Австралии.

- Обеспечение территориальной и экономической доступности медицинской помощи на селе.

- Повышение доступности лекарственных средств для населения.

В миграционной политике:

- Формирование необходимых условий для привлечения мигрантов, по своему качественному составу, способных увеличить человеческий капитал России.

- Содействие возвращению соотечественников, постоянно проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья и создание условий для их приоритетного расселения в геополитически важных для страны регионах (прежде всего, южные районы Дальнего Востока).

- Создание условий, способствующих сокращению эмиграции из России молодых образованных людей и высококвалифицированных кадров.

- Упрощение порядка оформления гражданства для всех групп мигрантов, включая и временных, если их качественные параметры, соответствуют интересам долгосрочного экономического развития России, оказание им необходимой помощи по интеграции в российское общество.

Заключение

Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2017 гг. и создание условий для его последующего роста.

Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России. Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

2. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть.-2009.

3. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. //Вопр. Статистики.-2010

4. Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. Демографические исследования. 2006.

5. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общейредакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2011.

6. Эберштадт Н. Демографический кризис в России в мирное время. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2014.

7. www.gks.ru официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
15044. Исследование финансового обеспечения деятельности предприятия, анализ проблем и разработка путей их решения 29.6 KB
  Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.
12818. Разработка основных направлений решения актуальных проблем, возникающих в ходе организации и проведения налоговых проверок налоговыми органами 249.75 KB
  Основная цель государства при осуществлении налогового контроля заключается в своевременном формировании налоговых доходов бюджетов а также на постоянной основе в выявлении и изъятии в бюджетную систему доначисленных сумм налогов и сборов предотвращения совершения нарушений налогового законодательства воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка и применение единой методики планирования подготовки и проведения налоговых проверок как одного из наиболее важных...
10084. Анализ заочного рассмотрения уголовных дел, выявление законодательных и правоприменительных проблем, поиск решений для их устранения и совершенствования заочного судебного разбирательства 95.54 KB
  При наличии исключительных оснований по уголовным делам о тяжких или особо тяжких преступлениях, когда подсудимый находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к уголовной ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.
12876. Эволюция системы монополизма в России. Анализ современной ситуации 378.16 KB
  Сущностью же антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии. Эффективность данной политики напрямую зависит от: характера самих законов, то есть на какие виды монополий они направлены, в отношении каких монополистических организаций они действительны
3721. Механизмы решения социальных проблем молодежи 55.86 KB
  Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.
9837. Пути решения проблем связанных с реализацией кадровой политики организации 51.32 KB
  Процесс понимания значимости человека как производственного персонала, в настоящее время еще не полностью охватил существующие организации. Заработные платы и социальный пакет трудящихся очень маленькие. Социальных пакетов на трети предприятий вообще нет.
12509. Изучение основных проблем и методов управления активами 609.99 KB
  Управление внеоборотными активами предприятия. Управление оборотными активами. Анализ состояния активов предприятия на примере МП Центральный Парк Культуры и отдыха. Организационно-производственная характеристика предприятия. Организационная структура предприятия.
9493. Желчь. Дискинезия желчных путей. Дополнительные методы исследования при заболеваниях желчевыводящих путей 21.15 KB
  Желчь Секреция жёлчи производится гепатоцитами — клетками печени. Жёлчь собирается в жёлчных протоках печени, а оттуда, через общий жёлчный проток поступает в жёлчный пузырь и в двенадцатиперстную кишку, где участвует в процессах пищеварения.
1733. Характеристика основных проблем работы ООО «Кредитный Эксперт» на рынке кредитного брокериджа РФ 686.12 KB
  Во-вторых, оптимизация рынка капитала обусловлена нарастанием процессов финансовой глобализации. Это стимулирует разработку национальной модели рынка, обеспечивающей финансовый суверенитет страны и, вместе с тем, не провоцирующей обособленность рынка.
17630. Развития внутриполитической ситуации в России 30.89 KB
  Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. Цель работы – произвести анализ внутриполитической обстановки в России в начале XXI века. Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи: - изучение внутренней политики России в начале XXI века - анализ внутриполитической ситуации на 2014-2015 года Объект работы –...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.