Техническая документация на уроках технологии. Формирование чертежно-графической грамоты младших школьников

Осевая центровая линия служит для обозначения оси симметрии в симметричных деталях; обозначается штрихпунктиром. Они служат для обозначения размеров детали или изделия. Учебноинструкционная карта комплексный документ который в полном виде включает в себя следующие компоненты: 1 изображение и описание готового изделия образца 2 описание всех материалов и инструментов необходимых для работы 3 последовательное описание всех операций по изготовлению деталей и сборке изделия. Ранее мы уже упоминали о том что подобный документ...

2015-08-27

392.09 KB

71 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


10.Техническая документация на уроках технологии. Формирование чертежно-графической грамоты младших школьников

Учебные вопросы:

  1.  Развитие чертежно-графической грамоты у младших школьников.
  2.  Особенности работы с технической документацией в начальных классах.

Чертежно-графической грамотой принято называть умение читать и выполнять техническую документацию, выраженную в наглядно-графической форме, и использовать ее в практической работе при конструировании и изготовлении изделий.

В начальной школе используются следующие виды технической документации: чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки, учебно-инструкционные карты.

Смысл использования подобной документации на уроках практического труда заключается отнюдь не в самоцельном освоении чертежно-графических знаний и умений, а в интенсификации с ее помощью познавательных процессов у школьников. Обозначенные выше виды технической документации представляют собой специфическую наглядность, работа с которой позволяет развивать, прежде всего пространственные представления, воображение, абстрактное мышление. В отечественной психологии принципиально разрешен вопрос о тесной связи словесно-логических, наглядно-образных и действенно-практических компонентов в единой психической деятельности человека. Многими исследованиями доказано, что не только младшим, но и старшим школьникам, и взрослым специалистам даже при решении чисто логических задач необходима опора на наглядные образы (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Ф. Н. Шемякин, И. С. Якиманская и др.). Важнейшим достоинством перечисленных видов наглядности является их условность, что позволяет сделать переход от чувственного познания к абстрактному мышлению более простым. В них, по замечанию Т. В. Кудрявцева, «с одной стороны, образ обладает многими достоинствами «живого созерцания», с другой - уже заключает в себе некоторую абстракцию, так как существенные признаки объекта могут быть отдифференцированы в какой-то мере от несущественных и выступать на передний план»(Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. - С. 110.).

Рассмотрим подробнее особенности работы с технической документацией в начальных классах.

Чертеж - это условное графическое изображение предмета, выполненное с помощью специальных (чертежных) инструментов с точным соблюдением размеров в определенном масштабе. Чертеж содержит данные о форме, конструкции и размерах предмета. При изображении трехмерного объекта в чертеже обычно даются виды его отдельных сторон, которые располагаются на строго определенных местах. В начальной школе преимущественно используются чертежи не трехмерных предметов, а их разверток; причем, изображаются развертки только таких образцов, поверхности которых образованы многоугольниками.

Рис.24.

В чертеже используются определенные условные обозначения, которые являются общепринятыми и в основном соответствуют государственным стандартам (ГОСТ) по Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Разумеется, в начальной школе нет необходимости давать информацию обо всех типах условных обозначений, поэтому младшие школьники знакомятся только с теми из них, которые встретят в процессе своей работы.

Линия видимого контура - сплошная, толстая. Обозначает контур изделия или заготовки, а также надрезы, вырезы, разрезы.

Все остальные линии на чертеже примерно в два раза тоньше.

Линию сгиба в настоящее время принято изображать штрих-пунктиром с двумя точками.

Осевая, центровая линия служит для обозначения оси симметрии в симметричных деталях; обозначается штрих-пунктиром.

Выносная и размерная линии - сплошные тонкие - являются вспомогательными. Они служат для обозначения размеров детали или изделия. Размерная линия ограничена с обеих сторон стрелками, которые острыми концами упираются в размерные линии. Размеры обозначаются над серединой размерной линии. Размеры круглых деталей или отверстий обозначают с помощью радиуса

Размерные числа обычно указывают в миллиметрах. В начальной школе допустимо все размеры обозначать в сантиметрах, но в этом случае - с обязательным указанием наименований.

Места нанесения клея - это особое условное обозначение, не предусмотренное ГОСТом, которое, однако, часто бывает необходимо при изготовлении объемных изделий из разверток. Участки, на которые наносится клей, обозначают штриховкой. При этом иногда различают нанесение клея с лицевой стороны (сплошные линии штриховки) и с изнаночной стороны детали (штриховка прерывистыми линиями).

Младшие школьники сами чертежей не строят, а только учатся их читать и использовать в своей работе. При этом, вычерчивая по чертежу какую-либо деталь изделия, ученики не повторяют указанных условных обозначений: в их разметке все необходимые линии обозначаются сплошными и должны быть не слишком толстыми, чтобы не испачкать и не порвать бумагу.

Эскиз - предварительный набросок к картине, рисунку или проекту; может изображать внешний вид целого комплекса предметов, отдельного изделия или его детали, а также их устройство. На уроках технологии в начальных классах чаще всего имеют дело с эскизами разверток изделий. В отличие от чертежа, эскиз выполняется от руки, без соблюдения точного масштаба, но передает общие соотношения размеров.

Эскизы младшие школьники не только учатся читать, но и сами выполняют их в процессе анализа устройства изделия или в процессе конструирования (доконструирования, переконструирования) изделий.

Технический рисунок - менее условное (в отличие от чертежа) наглядное изображение предмета. Технический рисунок показывает внешний вид и форму предмета в целом с соблюдением пропорций и указанием размеров.

Рис.25.

Схема - условное графическое изображение конструкции или принципа ее действия, в котором закодированы определенные взаимосвязи при помощи специальных символов. Например, схема устройства простейшей электрической цепи показывает, из каких именно элементов она состоит, и позволяет в общих чертах понять принцип действия.

По сравнению с вышеперечисленными видами технической документации такая схема, пожалуй, обладает наибольшей степенью абстракции в изображении предмета. Однако в современной практике уроков технологии в начальной школе схема в ее настоящем виде используется крайне редко. Главным образом, ученики знакомятся со схемами и схематическими изображениями, принятыми в технике оригами; кроме того, в схематическом виде им предлагаются условно-графические инструкции, демонстрирующие, например, поэтапное изготовление изделия. Подобные учебные схемы как раз обладают значительно большей степенью наглядности по сравнению, скажем, с чертежом или эскизом конструкции.

Рис. 26.

Учебно-инструкционная карта комплексный документ, который в полном виде включает в себя следующие компоненты: 1) изображение и описание готового изделия (образца), 2) описание всех материалов и инструментов, необходимых для работы, 3) последовательное описание всех операций по изготовлению деталей и сборке изделия.

Ранее мы уже упоминали о том, что подобный документ разработан по аналогии с одним из видов производственной документации - технологической картой для рабочего, изготавливающего изделие по готовой инструкции. В связи с этим наибольшее применение инструкционная карта обычно находит в случаях организации репродуктивной работы учащихся по воспроизведению образца. Оценивая образовательный смысл таких карт, мы уже отмечали, что их постоянное использование может существенно затормозить развитие познавательных процессов у учеников, поскольку подробно расписанные действия не способствуют ни самостоятельному мышлению, ни самостоятельной организации работы. Учебно-инструкционная карта даже в репродуктивной деятельности детей должна применяться лишь в тех случаях, которые связаны с еще не освоенными способамии приемами действий.

Кроме того, учебная инструкционная карта должна отличаться от производственной тем, что она не всегда и не во всем упрощает процесс изготовления изделия, а в каком-то смысле может намеренно (в дидактических целях) усложнять его. Например, в поэтапной инструкции могут быть пропуски отдельных «шагов», чтобы заставить учеников думать самостоятельно. Далее, не всегда имеет смысл включать в нее полную и детальную информацию о предмете; лучше поставить перед учениками вопросы, требующие самостоятельного анализа конструкции и проч.

                                                           Рис. 27.

В настоящее время в своем полном виде инструкционная карта вообще мало кем используется. В современных учебниках по технологии зачастую присутствуют лишь «фрагменты» таких карт: более или менее развернутое описание (текстовое и графическое) хода работы над изделием.

Завершая краткую характеристику видов технической документации, используемой на уроках практического труда в начальных классах, еще раз заметим, что чертежно-графическая грамота не должна рассматриваться как самоцель этих уроков; она является лишь одним из средств развивающего обучения.

Техническая документация в учебном процессе используется в решении определенных задач. Оперирование чертежно-графическими изображениями включает в себя процессы восприятия, преобразования и реконструкции тех образов, которые складываются в сознании на основе чтения технических изображений. Работа с подобными условными изображениями особенно важна для развития у школьников пространственных представлений, умения мысленно трансформировать плоскую фигуру в объемную (и обратно), а также умения мысленно изменять, реконструировать объект - что чрезвычайно важно для развития мышления в целом.

В соответствии с этим учитель должен хорошо понимать, что в формировании чертежно-графической грамоты у школьников является главным, а что - второстепенным. В частности, не имеет смысла концентрировать основное внимание лишь на формальной стороне работы и требовать от учеников, например, неукоснительного следования всем предписаниям ГОСТа. Разумеется, школьники не должны просто заучивать рассмотренные выше условные обозначения, тем более не следует проводить специальные занятия по чертежно-графической подготовке. К тому же следует помнить, что условные обозначения потому так и называются, что люди условились, договорились обозначать какие-то вещи определенным образом, чтобы проще было понять друг друга при решении тех или иных задач. Условные обозначения со временем могут меняться; они также могут быть разными в разных государствах и проч. - поэтому нет никаких оснований относиться к ним, как к «священной корове». Напротив, чтобы у учащихся изначально вырабатывалось правильное отношение к данной проблеме, а у учителя не было соблазна заучивать с ними условные обозначения, в ряде случаев Н.М. Конышева предлагает специально отходить от жестко регламентированных обозначений (особенно в 1 классе). В подобных случаях суть работы и смысл заданий в документах переданы вполне определенно - что и является главным для ученика.

Работа с чертежно-графической документацией предполагает и выработку у школьников определенных практических умений и навыков: графических, измерительных, разметочных и проч. Все они даются в системе, постепенно усложняясь и совершенствуясь от класса к классу. Причем, в практической работе важно учитывать соответствующие знания и умения, которыми младшие школьники овладевают на уроках математики и изобразительного искусства.

Кратко рассмотрим, формирование каких именно знаний, умений и навыков предусмотрено в рамках чертежно-графической грамоты.

1 КЛАСС

Первоклассники получают, главным образом, подготовительные умения и навыки в области чертежно-графической грамоты. Они учатся выполнять разметку с помощью шаблона, а также по линейке. В последнем случае линейка используется только в качестве направляющего инструмента, а не измерительного. Ученики осваивают приемы четкого и правильного выполнения этой работы: учатся удерживать шаблон рукой, не сдвигая его во время разметки, обводить точно по контуру, проводить прямые линии по линейке между двумя точками или приложив линейку к краю прямоугольного листа. В процессе разметки они приучаются правильно сидеть, держать линейку, карандаш, контролировать силу нажима и проч.

В учебнике-тетради «Умелые руки» (автор Н.М. Конышева) даются несложные схемы, которые ученики читают под руководством учителя. Так формируются умения читать и использовать в работе условную графическую информацию.

Для практической работы в тетради в некоторых случаях предлагаются уже размеченные заготовки, в которых разными линиями обозначены разные операции - на них первоклассники также учатся понимать условные обозначения.

2 КЛАСС

Во втором классе школьники должны прочно усвоить прием построения прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов. В данном случае их работа связана с аналогичными математическими заданиями, но способ построения прямоугольника здесь существенно иной. Дело в том, что на уроках математики ученики строят прямоугольники на бумаге в клетку, где направляющие линии уже имеются; соответственно, имеются и прямые углы, на их сторонах остается только отложить отрезки нужной длины. При построении прямоугольника на нелинованной бумаге необходимо самостоятельно позаботиться о том, чтобы все углы прямоугольника были действительно прямыми, что возможно лишь при использовании определенного способа построения.

Рис.28.

В данной работе важно научить второклассников прикладывать линейку к листу бумаги, точно и правильно устанавливая ее для работы (нулевая отметка точно совпадает с краем листа, а сама линейка точно направлена вдоль другого края). Необходимо научить детей ставить при разметке точки в соответствии с чертежом или эскизом детали, обозначая не только контуры, но и места сгибов, надрезов точно на требуемом расстоянии.

Поскольку специальные чертежно-графические упражнения младшим школьникам неинтересны, подобные задания на построение в учебнике и в рабочей тетради с самого начала  связаны с задачами, требующими активизации мышления, пространственного воображения и проч. Но учителю следует помнить, что правильный прием разметки прямоугольника необходимо постоянно закреплять на тех уроках, на которых второклассники строят детали прямоугольной формы.

Во втором классе ученики знакомятся с разверткой, учатся читать чертежи разверток и строить развертки изделий.

Довольно много внимания уделяется работе с использованием технических рисунков, схем.

В процессе работы с этими видами технической документации учащиеся решают задачи, направленные на развитие пространственного воображения, умения мысленно трансформировать предмет. С целью более эффективной организации данной работы в учебнике и рабочей тетради второклассникам предлагаются всевозможные задания на выполнение эскизов (рисунков изделий по их разверткам и наоборот).

3 КЛАСС

Третьеклассники осваивают приемы построения разверток и деталей изделий с помощью циркуля. Они не только учатся строить окружности заданного размера, но и использовать циркуль для более точных построений: делить с его помощью окружность на равные части, откладывать отрезки нужной длины и проч.

Помимо этого в третьем классе школьники учатся строить прямоугольник на листе неправильной формы с помощью угольника.

Все эти новые приемы и виды работ необходимо изначально правильно сформировать и надежно закрепить, для чего в учебнике и рабочей тетради к нему предусмотрена система специальных заданий. Как обычно, эти задания не являются простыми упражнениями, а включают в себя технические задачи и направлены на развитие мышления, воображения.

4 КЛАСС

В четвертом классе ученики не осваивают принципиально новых способов работы или инструментов в области чертежно-графической грамоты; их деятельность направлена на углубление и совершенствование ранее полученных знаний и умений. В учебнике «Секреты мастеров» и рабочей тетради предлагается большое количество разнообразных заданий на основе использования чертежей, технических рисунков, эскизов и схем. Эти задания не просто более сложные; они требуют от ученика более высокого уровня абстрагирования и умения мысленной реконструкции предмета. Например, дан технический рисунок складной конструкции из бумаги, и к нему предлагаются вопросы: «1. Может ли деталь каркаса внутри такой открытки иметь линию сгиба не посередине? Как тогда ее нужно вклеить? Можно ли приклеить так, как показано на рисунке? 2. Какие размеры нужно поставить вместо вопросительных знаков? 3. Может ли длина розовой или зеленой части обложки быть меньше 140 мм? А больше 200 мм? Что будет, если эти части будут разной длины? Обоснуй свои ответы. Проверь их практическим путем».

Рис. 29

Практические чертежно-графические приемы работы в четвертом классе также более сложные; они требуют более высокой точности в расчетах и построениях.

Тема № 11. Лекция. 11.Организация уроков технологии

Учебные вопросы:

  1.  Культура и организация работы учащихся. Инструменты, материалы, технологии.
  2.  Подготовка материальной базы уроков.

Думается, излишне объяснять, что культура труда, организованность и аккуратность желательны для человека любой профессии. Четкая организация работы, порядок на рабочем месте дисциплинируют детей, создают деловой настрой, приучают к добросовестному труду, оказывают эстетическое воздействие.

В культуре труда на уроках технологии можно выделить несколько основных компонентов:

материальная база уроков (материалы и инструменты для работы);

организация рабочих мест (подготовка к уроку, поддержание
порядка на рабочих местах и уборка их в конце урока);

владение основными технологиями и приемами работы (правильное использование инструментов, грамотное выполнение основных операций);

экономное расходование материалов, рациональное использование рабочего времени;

- оформление рабочего помещения;

- культура представления детских изделий, оформление выставок.

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

Подготовка материальной базы уроков

Говоря о материальной базе уроков технологии, мы придерживаемся того мнения, что ее подготовка не должна быть излишне обременительной для учителя, учащихся или их родителей ни в материальном, ни в каком-либо другом плане; прежде всего в этом вопросе следует исходить из здравого смысла и учитывать реальные возможности и условия. Вместе с тем нельзя и недооценивать эту проблему, поскольку недостаточное внимание к ней иногда сводит на нет все усилия учителя и учащихся; так что соблюдение некоторых разумных требований просто необходимо.

На первом родительском собрании учитель в общих чертах обрисовывает те задачи, которые будут решаться на уроках практического груда в предстоящем учебном году, и предлагает родителям перечень материалов и инструментов, которые нужно будет подготовить к началу года. На этом этапе очень важно убедить родителей в том, что уроки труда так же необходимы школьникам для общего образования и развития, как и все остальные, и отметить, что обеспечить ребенка соответствующими материалами и инструментами - это значит создать ему условия для успешной учебной деятельности.

При этом сразу же следует нацелить родителей на то, что какие-то вещи необходимо будет купить, но многие материалы даже не потребуют денежных затрат, а только лишь некоторого внимания: на уроках будут использоваться природные и различные «бросовые» материалы, подготовленные соответствующим образом (лучше всего совместно с детьми). На этом же собрании учитель знакомит родителей с правилами собирания и хранения таких материалов.

Стоит заметить, что большинство инструментов, приспособлений и материалов, которые будут приобретены для первоклассников, пригодится им на уроках технологии в течение всех лет обучения в начальной школе - так что имеет смысл позаботиться об этом сразу как следует.

Вместе с родителями решается, будут ли материалы и инструменты приобретаться на весь класс сообща с помощью родительского комитета или для каждого ученика в индивидуальном порядке. В зависимости от этого определяется и порядок размещения и хранения их в кабинете. Для индивидуального хранения на каждого ученика должна быть заготовлена именная папка, которая вмещает необходимые рабочие инструменты и материалы на ближайшие уроки.

В другом случае инструменты и материалы к урокам являются общими и хранятся в специальном шкафу, с использованием определенных приспособлений, облегчающих их рациональное размещение: укладок, подставок, ящиков, папок.

Дежурные перед уроком раскладывают все необходимое на столы - тогда дети ничего не будут забывать дома и не будет проблем с подготовкой материальной части уроков.

Материалы, инструменты и приспособления для работы.

Из материалов, которые придется купить, назовем цветную бумагу, цветной картон и нитки. Нужны будут также небольшие пластмассовые «Конструкторы». Все остальное не покупается, а заготавливается из подручных материалов. Даже в дополнение к наборам цветной бумаги и картона желательно собирать разноцветные фантики, старые открытки и картинки из журналов: они бывают очень хорошего полиграфического качества, с более разнообразными оттенками цветов, чем наборы для рукоделия. На уроках пригодятся также фольга, бусинки, бисер, природные материалы и проч.

Из инструментов, прежде всего, понадобятся специальные ученические ножницы со скругленными концами. Подбирая ножницы, необходимо проверить, насколько хорошо они режут бумагу; никаких дополнительных «детских» украшений и прочих изысков на них не должно быть.

Кроме ножниц, будут нужны: линейка, хорошо отточенный карандаш, гладилка или короткая линейка для приглаживания сгибов и складок, клей ПВА и кисточка для клея (лучше всего приобрести плоские щетинные кисти шириной 1-1,5 см), швейные и штопальные иглы с большим ушком; на отдельных уроках могут понадобиться заостренные палочки или спички, при помощи которых легче подвинуть и приклеить на место мелкие детали аппликации. Помимо всего перечисленного с 1 класса желательно также иметь еще один специальный инструмент для предварительного продавливания линий сгибов на плотной бумаге и картоне. В качестве такого инструмента лучше всего использовать старую ручку с исписанным стержнем.

Нужны будут также некоторые дополнительные приспособления: игольницы, подставки для кистей, розетки или баночки для клея (когда дети будут работать с клеем ПВА или крахмальным клейстером), подкладные доски для лепки; на каждом столе должна быть подставка для книги; на отдельных уроках понадобятся коробочки для мелких деталей, шаблонов и обрезков бумаги.

Организация рабочих мест

Организационным вопросам можно посвятить отдельное вводное занятие, но и при этом их придется решать в дальнейшем в течение какого-то времени на каждом уроке.

С целью воспитания у детей организованности и аккуратности следует приучать их своевременно и быстро готовиться к урокам труда, постоянно поддерживать порядок на рабочем месте и убирать егов конце урока.

Порядок подготовки к уроку зависит от того, являются материалы и инструменты общими или у каждого ученика они свои и, соответственно, как они хранятся (в личных папках или все вместе разложены в шкафах). Однако в любом случае основная нагрузка по подготовке рабочих мест лежит на дежурных; каждый ученик в отдельности готовит лишь то, за что отвечает лично он.

Поверхность столов не следует закрывать на время урока клеенками или целиком застилать газетой: стол становится недостаточно гладким и недостаточно твердым, что делает неудобной разметку на листе бумаги. А вот использование небольших листов бумажной макулатуры для аккуратной работы с клеем совершенно необходимо.

Расположение материалов, инструментов и приспособлений на рабочем месте зависит от характера работы и не должно быть всегда одинаковым. Учитель, особенно на первых порах, может рекомендовать первоклассникам, куда, что лучше положить, обосновывая это тем, что так удобнее работать и легче поддерживать порядок в течение урока. Требовать от учеников строгого следования этим рекомендациям, вероятно, не имеет смысла, поскольку и в этом нужно исходить, прежде всего, из принципа целесообразности: например, удобное расположение для леворуких и праворуких детей будет разным; кроме того, вообще несущественно, будут ли ножницы лежать слева или справа от кисточки и т. п., но приучить школьников к соблюдению порядка во время работы необходимо. Обычно рекомендуется справа класть те инструменты, которыми работают правой рукой, а слева - те, которые берут левой рукой; посередине раскладываются материалы.

Специальное замечание необходимо сделать об использовании в процессе работы учебника. Помещенная на его страницах наглядность должна находиться во время работы перед глазами. Поэтому при подготовке к урокам следует обязательно предусмотреть специальные подставки для книги на каждом столе.

Разумеется, в процессе формирования у учеников культуры труда нужно уделить внимание и таким вопросам, как экономия материалов m времени. При этом желательно организовать работу таким образом, чтобы ученики сознательно усваивали необходимые правила и требования, а не выполняли их «поневоле». Скажем, для вырезания мелких деталей учителю вовсе не следует заранее заготавливать для всего класса маленькие кусочки бумаги: это не приучает к сознательной экономии. Лучше, наоборот, вести работу с листами обычного формата, но при этом специально уделять несколько минут на соответствующих этапах урока обсуждению того, как наиболее рационально организовать работу: как можно экономно разметить детали, наиболее быстро их заготовить и т. д. Причем не следует излишне настойчиво заострять внимание школьников на том, будто экономить материалы приходится лишь по соображениям «бережливости»; экономия - это вовсе не просто меркантильность или расчетливость. Излишне объяснять, что бездумная расточительность часто сродни неряшливости и производит неприятное впечатление, а разумная экономия, помимо всего прочего, означает и определенную нестандартность мышления. В связи с этим весьма полезно время от времени даже предлагать ученикам специальные задачи на сообразительность, требующие от них наиболее рациональных, экономных и остроумных способов разметки и т. п.

Для мелких обрезков бумаги многие учителя заводят специальные конверты, в которые бумага раскладывается по цветам. Когда на уроке кому-нибудь понадобится вырезать небольшую деталь, ученик не будет использовать новый лист из набора, а выберет из конверта подходящий кусочек.

Порядок уборки рабочих мест в конце урока учитель определяет по своему усмотрению: например, каждый ученик может сам вымыть по окончании работы кисть и положить ее вместе с другими инструментами на место или это сделают дежурные. Единственное, чего нельзя делать - это пускать все на самотек.

Особый вопрос - о специальной одежде для уроков труда. Насколько она необходима? Какой она может быть? Думается, что одежда тоже определяет культуру труда и решать этот вопрос следует, исходя из здравого смысла. Специальная одежда позволит ребенку работать более раскованно и свободно: ведь как ни стараешься быть аккуратным, всегда есть опасность испачкать клеем или краской платье или джинсы; а ходить потом неряхой до конца учебного дня нежелательно. Но требовать от родителей дополнительных расходов на какую-то «специальную одежду» было бы, вероятно, неэтично. Кроме того, есть опасение, что в «рабочей» одежде красивые нарядные дети превратятся в унылых «разнорабочих». Тем не менее, вопрос можно решить просто и остроумно. Договоритесь с родителями, что для этих уроков можно сделать ребенку «блузу художника» - например, из старой маминой блузки или папиной рубашки. Для этого достаточно отрезать воротник и стянуть горловину на завязке. Дополнительно можно пришить яркий декоративный карман (в котором во время работы будет лежать, например, тряпочка для рук) или веселую аппликацию - на что хватит времени, умения и фантазии. Просторная удобная блуза одинаково подойдет и мальчику, и девочке; в такой одежде дети будут выглядеть оригинально и весело и, пожалуй, скорее почувствуют себя мастерами и художниками. Думается, что и родителям важно при поддержке учителя продемонстрировать в этих вещах свой вкус, умение «из ничего сделать нечто» и тем самым придать «черной» работе яркость и живость. Разумеется, если убедить родителей в важности и необходимости рабочей одежды не получается, нельзя требовать от них обязательного обеспечения детей такой одеждой.

Обучение технологиям и приемам работы

Помимо всего обозначенного выше, культура труда предполагает, главным образом, четкость действий, отточенность приемов работы, т. е. определенный уровень практической, технологической подготовки. Если ученики не владеют в достаточной мере инструментами, не могут свободно использовать те или иные способы обработки материалов, затраты времени и труда на уроке становятся неоправданно большими, а изделия получаются примитивными, что затрудняет включение в учебный процесс творческих задач.

Какие же общие приемы работы должны быть обязательно сформированы у младших школьников, чтобы на их основе можно было строить интеллектуальную и художественную деятельность соответствующего уровня?

Прежде всего, это приемы разметки. В первом классе дети учатся размечать детали на глаз, от руки, по шаблону, сгибанием, а в дальнейшем - еще и с помощью линейки, угольника, циркуля. Основные правила, которые при этом следует соблюдать, хорошо известны: любая карандашная разметка производится по изнаночной стороне; детали размечаются с учетом экономии материала; при разметке сгибанием сгибы проглаживаются на столе (а не на весу) и проч.

Соблюдение правил обеспечивает аккуратность, рациональность, четкость в работе - следовательно, они необходимы и должны быть хорошо усвоены детьми.

Одной из самых распространенных операций при обработке бумаги является сгибание. Предварительное продавливание линии сгиба фальцовкой позволяет получить красивую, отчетливую складку; без этого ученики часто просто мнут бумагу, а если она плотная, изделие получается неряшливым и некрасивым. Надо научить первоклассников правильно прорабатывать сгибы, это позволит им в дальнейшем работать более легко и качественно.

В отдельных случаях, возможно, все это и не будет иметь существенного значения, но таких случаев единицы, поэтому лучше с самого начала сформировать у учеников правильные приемы работы, чтобы в дальнейшем вообще не отвлекаться на них. К тому же переучивать всегда очень трудно.

К числу общих базовых приемов относятся и приемы выкраивания деталей. Прежде всего, школьники учатся пользоваться ножницами; сначала при работе с бумагой и картоном: разрезают по начерченной прямой и кривой линии, по линии сгиба (предварительно расправив согнутый лист), на глаз; в дальнейшем - при работе с тканью и другими материалами. На первых порах можно использовать специальные упражнения: как взять ножницы, как их передать, как держать во время резания, как поворачивать в руке заготовку и т. д. Но в основном отработка всех приемов будет производиться непосредственно в процессе изготовления изделий.

Помимо разрезания и вырезания дети учатся выкраивать детали, обрывая их пальцами. Эта работа полезна для развития руки и позволяет создавать особые художественные эффекты в изделиях.

Надежное освоение всех приемов требует системы в работе и основано на постоянном их повторении и закреплении, что должно быть учтено в содержании занятий.

Следующая группа практических приемов - это приемы сборки изделия.

Особого внимания среди них потребует обучение приемам работы с клеем. Сборка изделий при помощи склеивания является самой распространенной, но очень часто именно из-за неумения правильно приклеить деталь ученик не может добиться соответствующего качества работы. Художественный или конструктивный замысел может при этом пострадать настолько, что изделие теряет смысл, а у учащихся пропадает интерес к работе. Приемы приклеивания уже в первом классе используются различные. В некоторых видах работ можно, например, наносить клей непосредственно на участки фона и на эти места накладывать кусочки бумаги, обрезки ниток, семена и проч., передвигая их заостренной палочкой или спичкой. Подобный способ используется сравнительно редко и, как правило, в тех случаях, когда наклеивать приходится очень мелкие детали: в некоторых видах коллажей (из семян растений, бисера и т. п.), в мозаиках.

Наиболее распространенным приемом является такой, при котором клей наносится на ту деталь, которая должна быть приклеена к какой-либо поверхности. Очень важно приучить детей сразу делать это правильно. На каждом уроке во время работы с клеем на столах должны быть стопки сухой газетной бумаги небольшого размера. Под деталь, на которую нужно нанести клей, сначала подкладывают такой листочек; это позволяет наносить клей быстро, не заботясь о том, что он выходит за пределы детали: стол при этом все равно не пачкается. После нанесения клея деталь прикладывают на свое место и приглаживают через сухой бумажный лист. Для приклеивания следующей детали используют другие газетные листы, а грязные складывают в отдельную стопку - это позволяет работать чисто и быстро. Придется поработать и над тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по всей поверхности детали. Лучший клей, который подходит для всех работ и материалов, - ПВА; для работы с бумагой можно использовать крахмальный клейстер. Применение клеящих карандашей возможно далеко не во всех изделиях.

Очень важно приучить детей правильно просушивать проклеенные изделия. В противном случае работа покоробится, и будет выглядеть неряшливой и некрасивой. Плоские изделия (аппликации, коллажи и т. п.) просушивают под прессом. Для этого их обычно кладу! между газетными листами и сверху придавливают, например тяжелой книгой, оставляя так до полного высыхания. Важно, чтобы изделие по всей поверхности было закрыто грузом. Если поделка объемная (например, барельеф из бумаги или коллаж с использованием объемных семян, бусин, пуговиц), ее просушивают врастяжку: бумажную основу, хорошо расправив, прикалывают булавками к картонке и тоже оставляют до высыхания.

Уже в первом классе ученики осваивают и такой прием сборки, как сшивание деталей. На этих уроках желательно научить их завязыванию узелка, правильному отмериванию длины нити. С первого же урока самое серьезное внимание обращается на технику безопасности при работе с иглой.

Обучение школьников технике безопасности в обращении с любыми инструментами также следует отнести к важнейшим вопросам культуры и организации работы. К сожалению, на практике этот важный вопрос зачастую решается весьма формально: ученики заучивают «правила безопасной работы», например, с ножницами или иглой, а на определенном этапе урока один из вызванных учителем школьников наизусть перечисляет эти правила. Наблюдения за детьми на уроках, однако, показывают, что простое заучивание правил почти никогда не обеспечивает их реального соблюдения во время работы. Более того, обязательное перечисление всех правил подряд (и тех, которые надо будет учитывать именно на данном уроке, и тех, что непосредственно на нем не потребуются), по-видимому, вообще вредно для детского сознания: ребенок начинает воспринимать их как нечто формальное, не имеющее прямого отношения к тому, чем он будет заниматься на уроке. В частности, практически все ученики уже с первого класса знают, что передавать ножницы нужно кольцами вперед, что ножницы нельзя класть на стол с разомкнутыми лезвиями, что игла должна находиться в игольнице, а не лежать на столе среди других инструментов и материалов - но реальное соблюдение этих правил является редчайшим исключением! Почему так происходит? Все дело в том, что между формальным знанием и реальным опытом обычно находится большая пропасть, которая должна быть заполнена регулярными упражнениями.

Учителю необходимо познакомить детей с соответствующими правилами, но главная его забота - добиться их строгого и неукоснительного соблюдения. Эту работу нужно проводить систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов, наряду с освоением приемов и культуры труда. Во время первого знакомства с инструментом учитель должен рассказать о правилах обращения с ним, продемонстрировать их и по возможности выполнить соответствующие упражнения с учениками. В дальнейшем придется постоянно напоминать детям о правилах безопасности, следить за их соблюдением, а при необходимости специально отрабатывать в упражнениях.

Устное повторение правил в качестве какого-то самостоятельного фрагмента урока, вероятно, вообще должно быть сведено к минимуму. Кроме того, повторять нужно лишь те правила, которые имеют смысл именно на данном уроке, в данном виде работы.

Оформление кабинета

Если для уроков труда отведен отдельный класс, то ближе к началу учебного года следует позаботиться об обновлении оформления учебного кабинета. Его конкретный вид определяет сам учитель, исходя из образовательных и воспитательных задач и реальных возможностей. При этом следует помнить: все, что окружает учеников во время работы, оказывает на них постоянное воздействие и потому должно быть тщательно отобрано.

Долгое время бытовало мнение, что в оформлении кабинета трудового обучения должны преобладать материалы сугубо дидактического толка: таблицы технологических операций и правил безопасной работы и проч. Между тем практика и психологическая теория показывают недостаточную обоснованность такого мнения. Технологии и правила работы с инструментами не являются столь сложными и глубокими, чтобы для их усвоения требовалось постоянное восприятие; напротив, очень скоро эти таблицы вообще перестают замечать. Кроме того, художественные достоинства таких материалов, как правило, не бывают особенно высокими. Все это говорит о том, что в оформлении кабинета подобные таблицы лучше не использовать.

Гораздо больше образовательного смысла несут в себе, скажем, произведения прикладного искусства, интересные в художественном отношении, хорошо и качественно выполненные. С одной стороны, они убедительно демонстрируют детям определенные технологические требования, а с другой - формируют их художественный вкус, стимулируют зарождение собственных творческих идей. В зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач, возможностей школы и даже личных склонностей и предпочтений учителя в оформлении кабинета могут преобладать те или иные материалы, виды работ и направления. Это вполне нормально и позволяет придать помещению индивидуальные черты. Однако основным требованием является высокая художественная ценность этих материалов. Таких работ на должно быть много, чтобы они выглядели не как дидактические пособия, а именно как произведения художественно-конструкторской мысли. Время от времени их можно заменять новыми.

В кабинете уместны и специальные стенды со сменным содержанием. Один из них может быть предназначен для размещения дополнительной информации (зрительной или словесной) по материалам уже идущих или предстоящих уроков, а другой -для постоянно меняющейся экспозиции тех работ, которые ученики создают на занятиях.

Если в классе для таких стендов трудно найти место, то их можно поместить в рекреации, чтобы у детей была возможность более подробно ознакомиться с этими материалами.

К культуре труда относится также и вопрос о подаче детских работ в процессе их итогового просмотра на уроке и особенно на выставках. Ни в коем случае нельзя подавать их в виде «полуфабрикатов», без обрамления. Каждая композиция должна иметь завершенный вид. Иногда бывает достаточно просто наложить работу на лист бумаги другого цвета, чтобы получилась рамка. Это существенно меняет вид изделия и придает работе более высокую значимость. Нельзя ставить отметку или подпись прямо на композиции; это нужно делать только на оборотной стороне, а для выставки следует заготавливать специальные этикетки.

Подготовка и проведение учителем урока технологии

Хорошо известно, что подготовка учителя к любому уроку начинается не накануне этого конкретного урока, а задолго до него и включает в себя весь период становления личности и совершенствование профессиональной квалификации в целом. Именно от широты культурного кругозора, общей эрудиции, а также от глубины психолого-педагогических познаний учителя в значительной мере зависит умение наполнить урок глубоким образовательным смыслом,   придать ему правильную методическую интерпретацию, а также сделать интересным и привлекательным для учащихся. Однако эта сторона подготовки учителя - постоянная и одинаково значимая для его работы в целом; она не носит специального характера, поэтому в данной книге подробно не раскрывается. Мы не будем здесь также останавливаться и на практической подготовке учителя, т. е. на овладении приемами обработки поделочных материалов, технологиями и проч. Безусловно, эта сторона подготовки очень важна. Прежде чем предложить учащимся ту или иную поделку, учитель должен хорошо представлять себе способы ее изготовления, учитывать все технологические тонкости, особенности «поведения» материалов, приемы использования инструментов и т. д. Как правило, даже при наличии учебника, дающего детям необходимые технологические сведения, желательно к уроку иметь хотя бы один образец, выполненный самим учителем. Помимо всего прочего, собственная практика изготовления образца позволяет лучше прогнозировать трудности, с которыми школьники могут столкнуться в процессе работы, учесть основные технологические нюансы, которые потом придется объяснять ученикам, а также точнее рассчитать время урока.

Предварительная подготовка учителя к уроку

Она включает следующие этапы:

  1.  ознакомление с программой и учебниками;
  2.  подготовка материальной базы уроков;

перспективное планирование работы на учебный год или полугодие.

  1.  Ознакомление с программой и учебниками

Изучение программы и учебников, по которым будут работать школьники, потребует определенного времени, такая работа должна начинаться заранее. При ознакомлении с учебной программой важно, прежде всего, разобраться в ее концептуальных основах, т. е. уяснить, в чем тот или иной автор усматривает основной смысл данной учебной дисциплины, каковы ее задачи и принципы построения. Весь этот материал дается в пояснительной записке к программе - ее-то и следует обстоятельно изучить в первую очередь. Дальнейшее ознакомление с содержанием программы позволит установить, насколько оно реально может обеспечить осуществление тех задач, которые заявлены в пояснительной записке, и что для этого должен будет предпринять сам учитель. При наличии значительного количества альтернативных программ, к сожалению, приходится сталкиваться с такими случаями, когда обозначенные автором достойные и современно звучащие принципы и задачи можно рассматривать лишь как декларацию или попытку выдать желаемое за действительное. Особенно это касается таких задач, как развитие творческих способностей, эстетическое воспитание, развитие самостоятельности и инициативы, умения размышлять, воспитание трудолюбия и т. п. Они наиболее популярны в методической литературе по трудовому обучению, однако часто это является лишь следствием уже рассмотренных нами заблуждений в трактовке понятий «творчество», «мышление», «деятельность», «познавательная самостоятельность» и других. Поэтому учителю следует проявить максимальную самостоятельность при анализе программы, основываясь при этом исключительно на научном понимании затронутых в ней понятий и положений.

Еще более конкретную информацию в этом плане можно получить из знакомства с учебниками или учебными пособиями, созданными в соответствии с программой. Обычно в них отражается не только содержание знаний и умений, но и основные методы и приемы организации работы учащихся - таким образом, программа и учебники вместе дают достаточно четкую информацию о действительных образовательных возможностях, заложенных автором в учебный курс. Разумеется, от учителя при этом требуется проявить по-настоящему профессиональный подход, чтобы избежать поверхностного толкования рассматриваемых материалов. Как показывает практика, наиболее распространенная ошибка, которую допускают педагоги, - это сосредоточение основного внимания исключительно на конкретных изделиях, помещенных в учебнике: знакомые они или незнакомые, эффектные и привлекательные или не очень и т. д. Хотя изделие, разумеется, тоже является важным показателем, гораздо важнее разобраться в том, как учебник позволяет организовать работу над ним: будет ли результатом урока лишь очередная поделка или задания для учащихся программируют настоящую познавательную деятельность, формируют у них новый взгляд на окружающий мир и проч. Как мы уже поняли, это главное.

В результате общего анализа программы и учебников учитель определяет, насколько для него приемлема предлагаемая система работы, и делает выбор. В дальнейшем ему еще не раз придется вернуться к изучению этих материалов на последующих этапах подготовки к урокам.

  1.  Подготовка материальной базы уроков

Этот этап начинается обычно в конце учебного года и в основном завершается к началу следующего. Ориентируясь на требования программы и содержание учебника, учитель определяет, какие именно материалы и инструменты потребуются для работы.

Пришедшие в негодность инструменты и пособия ликвидируются и намечаются возможные пути их обновления и пополнения.

При подготовке материальной базы уроков обычно приходится также рассчитывать на помощь родителей учеников. На собрании по итогам прошедшего учебного года (а для первоклассников - на самом первом родительском собрании) учитель в общих чертах обрисовывает те задачи, которые будут решаться на уроках в предстоящем учебном году, и предлагает родителям перечень материалов и инструментов, которые нужно будет подготовить для детей.

Ближе к началу учебного года следует позаботиться об обновлении оформления учебного кабинета.

Планирование работы на учебный год

На этом этапе предполагается создание календарного плана занятий с учетом конкретного количества учебных часов на данный предмет и в соответствии с утвержденным расписанием. Приступая к этой работе, учитель вновь обращается к программе и учебнику. В зависимости оттого, какие из альтернативных материалов взяты на вооружение, учитель может рассчитывать на разную степень помощи в данном отношении. Некоторые из программ и особенно учебников построены непосредственно с учетом размещения содержания работы в течение учебного года; в них разделы и темы уже составляют основу календарно-тематического планирования. Другие программы структурированы иначе. Скажем, разделы в них могут быть выделены по типу обрабатываемых материалов, при этом оговаривается, что весь раздел не может быть пройден одним блоком; учитель должен сам определить распределение отдельных уроков в четверти и учебном году. В подобных случаях учителю предстоит серьезная работа по распределению программного материала на весь год.

Обычно единый процесс планирования подразделяют на два этапа:

  1.  перспективное планирование;
  2.  составление календарно-тематического плана.
  3.  Перспективное планирование предполагает разработку общей

стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего, производится так называемая разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется, сколько должно быть выполнено в каждой четверти.

После этого устанавливается последовательность прохождения материала в объеме установленного времени.

На основе проведенного таким образом перспективного планирования составляется календарно-тематический план работы: на весь учебный год, четверть или полугодие. В плане отражается тема каждого урока и их последовательность, с указанием количества часов. В соответствии с расписанием в этот план затем вписывается и точная дата проведения урока:

Тема урока

Обычно весь описанный объем работы учителю приходится проделывать на основе тех программ и учебных пособий, которые в основном сориентированы на технологическую подготовку учащихся, с преимущественным вниманием к конкретным изделиям и приемам обработки материалов. Как правило, в этих программах последовательность уроков не обозначается, поэтому учителю нужно самому продумать разумное чередование различных техник, чтобы обеспечить разнообразие видов работы учащихся и возможность переноса трудовых операций с одного вида работ на другой.

Иначе выглядит процесс планирования работы на основе тех программ, которые в своей структуре уже предусматривают определенную логику прохождения материала и выстраивают его по соответствующим тематическим блокам. Как правило,в этих случаях разделы и темы выделены с учетом количества уроков в каждой учебной четверти и в году. Если такая программа оснащена учебниками, то в каждом из них фактически уже содержится конкретная основа для календарного планирования: последовательно представлены разделы и темы, в общем виде определено содержание работы учащихся(именно таким образом построена программа и комплект учебников по технологии Н. М. Конышевой).

Если учитель имеет дело с такими материалами, то у него нет необходимости осуществлять разноску часов по четвертям и составлять перспективный план. Тем не менее, календарно-тематический план составить нужно: следует более определенно распределить уроки в течение четверти, руководствуясь следующими соображениями. Прежде всего, необходимо по календарю сверить точное количество часов, отведенных расписанием в данной учебной четверти на предмет, и сопоставить их с содержанием учебника. Одна и та же тема, представленная в нем, может быть, дана более сжато или развернуто и соответственно рассчитывается учителем на то или иное количество уроков. По некоторым темам в учебниках предусмотрены дополнительные задания и изделия; право учителя определить, будет ли он использовать их для организации дифференцированной работы на уроке или последовательно предложит всему классу, т. е. увеличит количество уроков по этой теме. Кроме того, в процессе календарного планирования учитель имеет возможность вносить изменения в предусмотренное программой содержание работ. Обычно такая процедура допускается любой программой, но, в зависимости от концепции, ей придается разный смысл. Так, технологически направленные программы, в которых главным ориентиром является вооружение учеников приемами обработки материалов, обусловливают это, как правило, возможным отсутствием у учителя тех или иных материалов и инструментов. В этих случаях учитель должен найти им соответствующую замену, т. е. похожие материалы (например, если нет тонкого листового металла, можно заменить чеканку тиснением по фольге или изготовлением изделий из проволоки).

В программе Н.М. Конышевой возможность внесения изменений в содержание работы учащихся предусмотрена на основании одного из программных принципов - «вариативности содержания и творчества учителя». Однако имеется в виду не просто технологическая замена, а учет конкретных условий работы, региональных особенностей, склонностей и интересов учителя. При такой замене может быть взят совершенно другой материал и другие технологии, но следует обязательно учитывать, насколько новое изделие позволяет решить поставленные образовательные и развивающие задачи.

Формулировка темы занятия требует от учителя понимания смысла и назначения уроков труда в целом. Методистами и педагогами уже многократно говорилось об этой проблеме: тема отражает основное содержание работы на уроке и не должна сводиться к наименованию изделия (изделие является лишь средством, позволяющим реализовать запланированное содержание); тема не может формулироваться и как наименование используемого материала. Тем не менее, именно такие формулировки приходится встречать чаще всего; это является лишним свидетельством того, насколько трудно в нашем сознании преодолевается «поделочный» подход к урокам трудового обучения. Вот типичные примеры из календарного плана, составленного учителем: «Работа с разными материалами. Лепка. Грибы в лесу»; «Работа с бумагой. Складная сумочка»; «Техническое моделирование. Работа с конструктором». Подобные формулировки урочных тем ничего не говорят о системе знаний и умений, которыми овладевают дети, а лишь последовательно перечисляют материалы и изделия; трудно установить какую-либо логику в таком планировании, а уроки можно как угодно перемещать в этом перечне.

Между тем грамотно составленный календарно-тематический план позволит учителю наглядно строить систему учебных занятий на учебную четверть и при необходимости своевременно вносить в нее коррективы.

Для того чтобы проиллюстрировать некоторые возможности вариативного подхода к этой работе, приведем в качестве примера два варианта тематического плана на I четверть, составленных по одному учебнику.

Примерный тематический план уроков на 1 четверть, 2 класс (по учебнику Н. М. Конышевой «Чудесная мастерская»)

Тема урока

Изделие

кол-во часов

1

Организация работы на четверть. Культура труда. Построение прямоугольника от двух прямых углов

Чертежи, эскизы, упражнения в построении прямоугольника

1

2-3

Конструирование приспособлений для удобной работы. Развертка

Подставка для кисти

2

4

Оригами. Приемы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Простые складки.

Квадрат, маска собачки

1

5

Оригами. Закрепление приема. Другие складки

Бабочка, тюльпаны

1

6

Композиция

Картина в овальной раме

1

7-8

Формы и краски осени. Ритм движения

Аппликация «Листопад»

2

9-10

Формы и краски осени. Композиция. Приклеивание засушенных листьев и цветов

Композиция на плоскости из засушенных растений (букет)

2

11-12

«Превращения» листьев (создание образа по ассоциации)

Композиция на плоскости из засушенных растений (образы животных)

2

13-14

Симметричное вырезание из бумаги. Симметрия и асимметрия в композиции

Листья. Картина для сказочного героя

2

15-16

Лесная скульптура. Создание образа из природных материалов. Приемы работы

Объемно-пространственная композиция «Сова»

2

17-18

Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина

Симметричные и асимметричные вырезки из бумаги (головоломки)

2

2 ВАРИАНТ

1

Организация  работы  на

Чертежи,эскизы,

1

четверть. Культура труда. По-

упражнения в построении прямоугольника -

строение прямоугольника от

двух прямых углов

2-3

Конструирование      при-

Подставка для кисти

2

способлений для удобной ра-

боты. Развертка

4-5

Оригами.   Приемы   изготовления

Квадраты.    Тюльпаны.

2

квадрата без помощи -

Коллективное панно«Цветущий луг»

чертежных инструментов.

Простые складки

6

Оригами: другие складки.

Рыбки.     Коллективное

1

Композиция

панно «Аквариум»

7

Формы и краски осени.

Аппликация «Листопад»

1

Ритм движения

(работа в группе)

8-9

Формы и краски осени.

Композиция на плоскости

2

Композиция.    Приклеивание

 из   засушенных растений(букет)

засушенных листьев и цветов

10

«Превращения» листьев (создание образа по ассоциации)

Композиция на плоскости из засушенных

растений

1

11-12

Способы симметричного вырезания из бумаги с одной и двумя осями симметрии

Листья, цветы. Открытка

2

13-14

Симметрия и асимметрия в композиции. Использование цвета

Картина для сказочного героя (композиция из листьев и цветов)

2

15-16

Лесная скульптура. Создание образа из природных материалов. Приемы работы

           Объемно-простраственная композиция «Рыбка»

2

17-18

Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина

Симметричные           и асимметричные    вырезки /из бумаги (головоломки)

2

Составление плана и конспекта урока

На данном этапе подготовки к уроку в наибольшей степени проявляется профессионализм и творчество учителя. Это очень ответственная работа, поскольку именно на уроке осуществляется основное целенаправленное воздействие наличность ребенка. Оттого, насколько грамотно он будет продуман и организован, зависит реализация поставленных в учебной программе образовательно-воспитательных задач. В рамках строго отведенного учебного времени учителю приходится находить оптимальные для каждого этапа урока пути и средства организации работы учащихся; именно это помогает обеспечить наибольшую интенсивность ее образовательного воздействия.

Разрабатывая конкретный урок, учитель имеет в виду содержание работы всей четверти, ее ведущие идеи - только тогда он может четко выстроить логику заданий отдельного занятия.

Описание урока может быть более или менее развернутым. Опытный учитель способен ограничиться лаконичным планом, но студентам следует делать подробные конспекты, поскольку это позволит им более тщательно осмыслить все нюансы подготовки к уроку и его проведения. Конспект записывается в тетради или на отдельных листах.

соответствующая предварительная работа. Как это сделать, учитель продумывает заранее.

Могут быть и такие подготовительные задания: вспомнить или выучить какие-то стихотворения, подготовить краткие сообщения по теме предстоящего занятия и т. п.; обычно они даются не как обязательные, а по желанию учащихся.

После того как вся подготовительная работа будет продумана и обозначена, в конспект включается описание хода урока. Он излагается последовательно, в соответствии с намеченными структурными этапами.

Нами уже был рассмотрен вопрос о структуре урока технологии. Мы обозначили ряд основных структурных компонентов, которые содержатся практически в каждом уроке, и отметили, что к планированию взаимного расположения и сочетания этих компонентов учителю следует проявить творческий подход.

Рассмотрим возможное содержательное наполнение и особенности организации каждого из этапов подробнее.

  1.  Организационный момент

Как правило, если не запланировано какой-то необычной процедуры вхождения учеников в класс после перемены, они по звонку подходят к своим рабочим столам и занимают места. Всем понятно, что при этом дети бывают возбуждены, они еще не успокоились после перемены и нужно как-то установить порядок. Обычно для этого бывает достаточно на несколько секунд оставить их стоять возле своих столов, после чего тихо посадить с помощью жеста или слов «садитесь, пожалуйста».

Иногда учителя сочетают установление порядка с проверкой готовности учеников к уроку: учитель перечисляет, что именно должно быть, а дети при этом проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. Если у кого-нибудь не окажется необходимого, учитель пополняет это из классных запасов или обращается за помощью к учащимся. Обычно на все это полагается отводить от трех до пяти минут. Такая форма организации сразу настраивает школьников на рабочий лад, однако наряду с положительными чертами (приучаем детей перед началом работы все проверять) она имеет и отрицательные (теряем время урока). При достаточно организованной и ответственной работе дежурных по подготовке класса к уроку необходимость в подобной проверке будет возникать не всегда.

И наконец, как уже было сказано, возможен такой вариант организации урока, когда детей даже не придется специально успокаивать: перед самым звонком учитель еще за дверью класса предлагает им тихо войти и сразу занять свои места. Входя, они, скажем, слышат какую-то музыку или попадают в затемненный класс с включенным диапроектором - и с самого начала настраиваются на урок. Понятно, что такое начало используется в тех случаях, когда нужно создать какой-то особый эмоциональный настрой. Чаще всего это бывает на уроках художественного типа.

Таким образом, организация учащихся в начале занятия - необходимый первый структурный элемент урока любого вида и содержания, но проходить он может по-разному.

  1.  Сообщение темы урока. Постановка цели и учебных задач

Это нужно для того, чтобы школьники представляли себе содержание работы на уроке и ее дидактический смысл, а также понимали, каков должен быть результат этой работы; в этом случае их деятельность будет более сознательной и целенаправленной.

Формулировки темы и задач урока, предлагаемые ученикам, могут не совпадать с теми, что обозначены в тематическом плане и в конспекте урока. Для детей они должны быть изложены по возможности не только просто и понятно, но и привлекательно. Можно даже объявить тему как название изделия, которое предстоит изготовить; для учеников это будет одновременно выступать и в качестве цели работы. Дополнительно к этому можно также обсудить с учениками, для каких конкретно целей изготавливается изделие, то есть каково его назначение.

При постановке учебных задач обычно сообщают, какие новые знания планируется усвоить на уроке, каким новым умениям научиться, а также что предстоит вспомнить или закрепить из ранее усвоенных знаний и умений. На этом же этапе урока необходимо сообщить, какова предстоящая работа по длительности, на сколько уроков она рассчитана.

Например, тема урока во 2 классе: «Разметка ткани продергиванием нити. Шов «вперед иголку»; изделие - салфетка с бахромой.

При объявлении темы и цели урока учитель сообщает детям о том, что им предстоит изготовить красивую салфетку с вышивкой, которую затем можно будет использовать во время завтрака.

Задачи этого урока в конспекте сформулированы следующим образом:

  1.  Обучение способу разметки ткани путем продергивания нити.

Обучение приему выполнения бахромы в изделиях из ткани с
полотняным переплетением.

Формирование умения выполнять шов «вперед иголку», ознакомление с его декоративными свойствами.

Формирование приема отмеривания нити для ручного шитья и
вышивки,

Формирование представлений о композиции вышивки на салфетке прямоугольной формы.

  1.  Ознакомление с техникой безопасности при работе с иглой.
  2.  Ознакомление с полотняным переплетением нитей в ткани.

Задачи урока можно поставить перед учениками следующим образом: «В процессе работы вы научитесь выполнять разметку на ткани особым способом, без карандаша, украшать изделие бахромой и вышивкой. Вы повторите, как правильно отмерять нить для шитья или вышивания. Кроме того, узнаете новое о некоторых видах ткани и вышивки».

Сообщение о продолжительности предстоящей работы над изделием учитель может построить так: «Работа с тканью, особенно вышивка, требует много времени и терпения, поэтому изготавливать салфетку начнем на этом уроке и продолжим на следующем. Кроме того, над изделием придется работать понемногу даже дома, и при желании вам может помочь мама, сестра или бабушка, но в этом случае вы должны будете им все хорошо объяснить, то есть на время стать для них учителями».

  1.  Анализ задания. Подготовка учащихся к практической работе

Смысл данного этапа состоит в том, чтобы школьники представляли себе конкретные требования, которые предъявляются к их работе и к изделиям, над которыми предстоит трудиться.

Выше мы уже частично коснулись этого вопроса, отметив, что содержание и организация подготовки учащихся к практической работе различаются в зависимости от типа урока, степени новизны и сложности задания.

В каких-то случаях на данном этапе достаточно проанализировать задание лишь в самом общем виде и наметить план работы над изделием. На других уроках может потребоваться более детальный анализ, в процессе которого ученики также получат новую информацию, необходимую для работы. Как уже было сказано, анализ задания может быть разделен на несколько частей, каждая из которых непосредственно связывается с практической работой над изделием. Содержание, формы и методы подготовительной работы и проведения анализа задания зависят также от вида конструирования, которое запланировано на уроке (этот вопрос рассмотрен во втором параграфе третьей главы). На данном этапе ученики могут выполнять эскизы, расчеты, специальные упражнения, требующие активизации конкретных психических процессов (воображения, памяти, мышления), решать задачи и т. п.

Ранее мы также отметили некоторые типичные ошибки, связанные с включением во вступительную беседу не относящегося к содержанию урока материала. Напомним об этом еще раз. Время урока слишком ограничено, а познавательная деятельность является целостным процессом, поэтому следует очень тщательно отбирать материал, чтобы не тратить зря времени и не разрушать этой целостности.

Например, следует сказать несколько слов о получившей широкое распространение практике внесения в уроки «элементов игры и занимательности». Обычно эти элементы включаются именно в подготовительный этап занятия, вероятно, с целью повысить интерес детей к работе. Очень часто учитель начинает вступительную беседу примерно такими словами: «Ребята, шла я сегодня утром в школу очень рано, еще никого не было. И вдруг вижу: на ступеньках лежит красивый конверт, а на конверте написано: "Ученикам 1 «А» класса"! Посмотрела кругом - нет никого! Взяла я конверт и принесла вам, ученикам 1 «А». Давайте посмотрим, что там лежит». Далее учитель открывает конверт и достает из него письмо, скажем, от зайчика, или Самоделкина, или что-нибудь в этом роде. В письме к ученикам содержится просьба сделать какое-то изделие (например, елочную игрушку, так как герою «обидно, что его новогодняя елочка совсем не нарядная»). И ученики на призывный вопрос учителя: «Ну что, ребята, сделаем мы для зайчика игрушки?» - дружно отвечают: «Да!» После этого детям предлагается образец игрушки (она может быть абсолютно любой, никак не напоминающей о зайчике), и урок идет своим чередом.

Как оценить подобную подготовительную работу? Как и все остальное в уроке: с точки зрения ее смысла. Дана ли здесь какая-то важная информация, без которой задание осталось бы непонятым? Нет. Может быть, это было обобщение полученных ранее знаний, необходимых для предстоящей работы? Тоже нет. Остается, пожалуй, лишь одно объяснение: такое вступление вызывает у учеников интерес. Однако и в данном отношении прием сомнителен. Во-первых, он не может срабатывать больше одного раза и действует только на малышей. Во-вторых, у них интерес к этим урокам и так достаточно высокий. Следовательно, это пустая трата времени (вспомним и о том, что надо было заранее заготовить конверт и написать письмо!).

Не менее распространенным приемом «подготовки учеников к работе» являются загадки. Скажем, им предстоит освоить прием симметричного вырезания из бумаги, и учитель выбрал в качестве изделия грибок (симметричные шляпка и ножка). Как только школьники заняли места, учитель предлагает отгадать загадки. Например: «Стоит Антошка на одной ножке» и др. После того, как несколько раз в отгадках прозвучит слово «гриб», объявляется, что сегодня на уроке они как раз и будут делать грибок.

Заметим, что загадки в таких случаях обычно не способствуют привлечению внимания детей к тем особенностям предмета, которые потом будут играть существенную роль в его изготовлении. В частности, о симметричном устройстве грибка (что будет основным содержанием урока) они ведь не говорят. Следовательно, такой прием в данном случае - это тоже не подготовка к работе. Другое дело, если удастся подобрать такую загадку, которая помогала бы лучше понять задание, тогда она уместна. Например, рассмотрим такой урок. Первоклассники будут изготавливать рыбок; им предстоит передать красивое, упорядоченное расположение чешуек, изображая их с помощью семян растений. Тут важно обратить внимание на особенности образа: много мелких деталей образуют общую поверхность. Загадка «У родителей и деток все пальтишко из монеток» поможет лучше «увидеть» этот образ. Кстати, те же самые загадки про грибы могут быть вполне уместны в другом месте того же этапа урока. Допустим, сначала дети рассмотрели явление симметрии, прием вырезания симметричной заготовки - здесь эти загадки были ни к чему; далее ученикам предлагают сделать не любой грибок, а красивый мухомор. Вот здесь, чтобы привлечь их внимание к особенностям этого образа, можно предложить отгадать подходящую загадку: «На лесной полянке красуется Татьянка - алый сарафан, белые крапинки».

Таким образом, содержание этапа подготовки учеников к практической работе непосредственно зависит от дидактического смысла урока.

4. Практическая работа по изготовлению изделия

Если на предыдущих этапах урока ученики достаточно хорошо уяснили суть работы, то эта часть их деятельности будет продолжением начатого творческого поиска, воплощением в материале поставленных задач.

Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной, групповой или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Большая часть работ выполняется учениками индивидуально; в этом случае каждый из них самостоятельно оценивает стоящие перед ним цели, намечает пути их достижения, осваивает весь технологический процесс.

Групповые и коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда нет возможности в индивидуальном изделии достаточно ярко и наглядно продемонстрировать те или иные художественные идеи или когда для его изготовления отдельному ученику потребовалось бы слишком много времени. При этом могут быть такие коллективные формы, которые хотя и предполагают одновременное участие в работе группы детей (возможно даже всего класса), но в действительности обычно представляют собой выполнение каждым участником какого-то индивидуального изделия, а затем они объединяются в общую композицию. Каждая работа в этом случае все равно сохраняет свою относительную самостоятельность, но в ней уже присутствуют элементы сотрудничества и целостной деятельности.

Например, первоклассники выполняют композицию «Хлебный букет» именно как коллективное панно. За урок каждый из них успевает сделать один колосок, решая при этом совершенно определенный комплекс задач. Но отдельное изделие производит впечатление, скорее, полуфабриката. Можно было бы посвятить этой теме еще один урок,
чтобы каждый ученик, в конце концов, создал небольшую завершенную самостоятельную композицию. Однако для решения поставленных задач
вполне достаточно каждому сделать один колосок

                                            Рис.30.

Объединив их в общую композицию, мы получаем вполне завершенную работу, которая производит на детей более сильное эмоциональное впечатление.

Иначе выглядит работа в небольших группах (обычно от двух до шести человек). В них ученики действуют уже не так автономно; работа каждого больше зависит от других и сильнее подчиняется общему первоначальному замыслу. Например, в четвертом классе при изучении темы «Архитектурная керамика» предлагается изготовить композицию в технике, имитирующей изразцовое панно - из нескольких отдельных «плиток».

Такую работу проще выполнить сообща, небольшой бригадой. Все ее участники ориентируются на единый эскиз композиции; в соответствии с ним определяется, какая часть общего рисунка попадает на отдельную плитку. Школьники должны договориться, каким образом лучше обеспечить технологическое и декоративно-художественное единство работы, и затем, уже исходя из этого, каждый работает над своей частью изделия, постоянно сверяя ее с остальными. Организация таких форм работы, разумеется, должна быть тщательно продумана учителем заранее. При этом большое значение имеет даже размещение участников группы в классе: они не могут сидеть отдельно друг от друга, поскольку им постоянно придется согласовывать свои действия. На таких уроках обычно сдвигают по два-три стола вместе и рассаживают детей вокруг, лицом друг к другу.

Этап практического изготовления изделия занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями, может подсказать какие-то идеи. Если даже дети работают каждый над своим изделием и осуществляют индивидуальные замыслы, во время практической работы имеет смысл поддерживать их творческое общение, обмен идеями. Имеется в виду не хождение учеников по классу (хотя, возможно, не следует это однозначно запрещать), а действия учителя. Очень хорошо, если он будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения, особо удачные идеи отдельных учащихся. Во-первых, это создает дополнительный стимул для творческих поисков, во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы.

По ходу работы может также возникнуть необходимость в дополнительных разъяснениях и размышлениях о ее выполнении. В таких случаях следует на время приостановить деятельность класса, чтобы предупредить какие-то общие ошибки или обсудить творческие идеи, заслуживающие особого внимания именно на данном этапе.

5. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы

Главный смысл этого этапа урока заключается отнюдь не в выставлении отметок ученикам. Гораздо важнее другие его содержательные компоненты. Назовем их: 1) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений; 2) повторение и обобщение пройденного на уроке; 3) формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга; 4) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; 5) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

Понятно, что при таком определении значения этого этапа он уже не может быть организован как поочередный просмотр учителем детских работ и выставление отметок в журнал. Как и все предыдущие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода.

Прежде всего, на данном этапе обычно проводится анализ и оценка изготовленных учениками изделий: они являются основным показателем достигнутых результатов. Чаще других приемов с этой целью можно использовать организацию выставки работ учащихся с ее коллективным просмотром и обсуждением. Изделия по мере их завершения ученики с помощью учителя закрепляют на доске (например, магнитами), на специальном стенде или ставят на стол. Когда экспозиция будет готова, учитель направляет внимание детей в нужное русло. При этом нельзя ограничиться лишь предложением: «Покажите, какие работы вам больше всего нравятся» или «разбором» недочетов. Анализ готовых изделий следует проводить с учетом тех требований, которым они должны удовлетворять.

Возможно, учитель сначала сам в нескольких словах выскажет общую оценку достижений учеников, отметит несколько творческих идей (если выполнялась творческая работа), чтобы задать тон обсуждения, побудить детей к внимательному рассматриванию. Следует поощрять их не только за собственные практические достижения, но и за умение увидеть их в работах товарищей, за наиболее тонкие наблюдения и доброжелательность в оценке. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказать и критические замечания, но неизменно в плане совета и пожелания по улучшению работы: «Я думаю, было бы лучше, если...»

Такая выставка не является сколько-нибудь длительной, это лишь обычный поурочный просмотр, но на какое-то время она может быть перемещена в рекреацию, чтобы все, в том числе и другие ученики школы, могли более внимательно рассмотреть работы.

Подведение итогов урока можно организовать в виде защиты проектов, когда каждый автор по отдельности представляет свою работу на суд зрителей. Такая форма имеет смысл в тех случаях, когда изделие именно проектировалось и должно отвечать определенным условиям: например, домик или чашка для сказочного героя. Зрители будут определять, насколько удачно автору удалось выразить характер героя через эти вещи. Автор, со своей стороны, объясняет, почему он решил использовать те или иные приемы.

После анализа и оценки выполненных изделий необходимо также отметить, насколько в целом удалось выполнить поставленные в начале урока задачи: что нового узнали на уроке, чему научились, что повторили. Наряду с этим отмечают, что еще недостаточно хорошо удается.

На этапе подведения итогов урока уместно также задать ученикам некоторые обобщающие вопросы по пройденной теме, предложить задачи, основанные на изученном материале.

Если это необходимо, дается задание на дом.

Следует заметить, что в тех случаях, когда изготовление изделия осуществляется в течение нескольких уроков, подведение итогов и оценка полученных результатов должны, тем не менее, проводиться по завершении каждого из этих уроков.

Уборка рабочих мест

Выше уже говорилось, что в зависимости от конкретных условий работы этот этап может быть организован по-разному. Очевидно, каждый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инструменты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы. Если в классе есть раковина, то имеет смысл каждому ученику по окончании работы промыть свою кисть. Все остальное на перемене уберут дежурные. Возможно, учитель определит какой-то другой порядок уборки.

Записывая в конспекте ход урока, следует обозначать примерную продолжительность каждого из запланированных этапов (в минутах). Это позволит лучше распределить время, а в процессе урока при необходимости своевременно перераспределить его.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21506. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 176.1 KB
  Не секрет что многие молодые родители полагают что в ребенке надо воспитывать сильный характер который поможет ему в жизни. Актуальность исследования заключается в необходимости совершенствования нравственных ориентиров учащихся так как сложившаяся в педагогической практике ситуация позволяет констатировать что воспитание нравственных ориентиров у младших школьников не соответствует современным требованиям. Так заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в...
20761. Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира 38.04 KB
  На данный момент времени можно сказать без преувеличений что большинство людей на планете не имеют абсолютно никаких знаний и навыков о состоянии окружающей среды. Уничтожая собственную среду обитания люди тем самым заставляют себя задумываться над тем как же в дальнейшем будут существовать их предки и что же останется от природы после деятельности современного человека. Чтобы ответить на эти вопросы требуется экологическая грамотность всего населения. Можно предположить что уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо...
11628. Работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики 50.15 KB
  Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников. Понятия мышления. Проблема развития творческого мышления. Условия формирования творческого мышления младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики.
18244. Проектная деятельность школьников на уроках технологии 1.66 MB
  Метод проектов как технология организации проектной деятельности школьников. Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии. Экспериментальная работа по организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. Методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии.
21534. Экпериментальная работа по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка 67.49 KB
  Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме интеллектуального развития школьников показал что оно зависит прежде всего от содержания и логики изложения учебных предметов. Возникновение таких проблем трудностей неожиданностей означает что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного скрытого. их интеллектуальное развитие что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без...
11008. Процесс развития младших школьников на уроках обучения грамоте в начальной школе 181.76 KB
  Предмет исследования педагогические условия использования дидактической игры как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте у младших школьников. B исследовании поставлена гипотеза согласно которой процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать эффективнее если на уроках обучения грамоты в начальной школе будут использоваться дидактические игры. Cогласно цели и гипотезе поставлены задачи исследования: Изучить состояние влияние дидактической игры на младших школьников в педагогической...
5388. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 564.87 KB
  Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на развитие речи младших школьников на уроках русского языка. Огромные возможности в работе по развитию речи имеют дидактические игры.
18121. Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках обучения грамоте 181.76 KB
  Предмет исследования - педагогические условия использования дидактической игры как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте у младших школьников. B исследовании поставлена гипотеза согласно которой процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать эффективнее если на уроках обучения грамоты в начальной школе будут использоваться дидактические игры. Cогласно цели и гипотезе поставлены задачи исследования: Изучить состояние влияние дидактической игры на младших школьников в педагогической...
11003. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках литературы 100.39 KB
  Что это подразумевает По нашему мнению это состоит из отношения ребенка к изучению нового который проявляется в интересе к преподносимому материалу и желания справиться со способами деятельности и применением морального и волевого усилий. Предмет исследования: методика формирования и деятельности младших школьников познавательном процессе изучения литературы. В соответствии установленой цели и выдвинутой гипотезе...
972. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 104.33 KB
  Особенности словарного запаса младших школьников. Содержание и методы работы по обогащению словарного запаса младших школьников. Лексика межличностных отношений. Анализ учебных пособий по русскому языку и литературному чтению в аспекте обогащения словарного запаса учащихся лексикой межличностных отношений.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.