Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законодательства при их исполнении

Понятие и задачи надзора за соответствием закону судебных постановлений а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Предмет и пределы надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении.

2015-08-25

23.35 KB

21 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Контрольная работа

Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законодательства при их исполнении


Содержание

1.Понятие и задачи надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении

2.Предмет и пределы надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении

3.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении

4.Надзор за соответствием закону не вступивших в законную силу судебных постановлений

5.Проверка прокурором соответствия закону судебных постановлений, вступивших в законную силу

6.Надзор прокурора за соответствием закону судебных постановлений при возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам

7.Надзор прокурора за соблюдением законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях

8.Организация работы по надзору за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении

Литература


1. Понятие и задачи надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении

Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений всех судебных инстанций по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.

Прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, вынесенных общими и экономическими судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

Правовую основу прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении составляют:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»;

3) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;

4) Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

5) Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

6) Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

7) приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 2 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства;

8) приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса»;

9) приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 28 августа 2012 г.  № 28 «Об организации поддержания государственного обвинения и осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам»;

10) приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 марта 2009 г. № 27 «Об организации надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам»;

11) постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве»;

11)иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли, руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на приговор, решение, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

Конкретные задачи прокурорского надзора в этой отрасли обусловлены требованиями укрепления законности в области правосудия и особым положением суда в системе государственных органов.

Задачами прокурорского надзора в этой отрасли является обеспечение:

1) защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства;

2) защиты прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности, укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере;

3) законности при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях;

4) соблюдения законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений суда.

2. Предмет и пределы надзора  за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении

В ст. 32 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Вместе с тем следует отметить, что предметом надзора являются не законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений судов, соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, а сами эти судебные акты, правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, которые должны соответствовать закону, а также действия участников судебных заседаний и лиц, исполняющих судебные постановления. Поэтому предметом надзора в этой отрасли являются:

1) приговоры, решения, определения и постановления общих судов;

2) акты, выносимые органами и должностными лицами при исполнении судебных постановлений;

3) действия участников судебного заседания.

4) действия должностных лиц при осуществлении исполнительного производства по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях.

Прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами приговоров, решений, определений, постановлений, соблюдения законодательства при исполнении судебных постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания.

Участники уголовного, гражданского судопроизводства, судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому. Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона, независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии со ст. 23 ГПК, прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Согласно ч. 6 ст. 34 УПК, прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя, вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены. По смыслу закона, прокурор, также как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства.

Прокурор, действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реагирования любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом.

Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт.

Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы.

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении

 

Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении определены уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с указанным законодательством, прокурор в пределах своей компетенции вправе, а в случаях, предусмотренных законом, и обязан участвовать в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на приговоры, решения, определения и постановления суда; направлять в суд заключения по уголовным делам и представления по гражданским и экономическим делам о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений; истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому приговор, решение, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; отзывать принесенный им протест на приговор, решение, определение или постановление суда до начала рассмотрения протеста судом; проверять законность исполнения приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.

Согласно Хозяйственному процессуальному кодексу, прокурор вправе также приносить апелляционные протесты на решения судов, рассматривающих экономические дела.

Свои полномочия в уголовном, гражданском, процессуально-исполнительном судопроизводстве об административных правонарушениях, судопроизводстве в судах, рассматривающих экономические дела, прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законодательства, допущенных при рассмотрении судами уголовных, гражданских, экомических дел и дел об административных правонарушениях, относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Указанные правовые средства прокурорского реагирования на установленные нарушения процессуального законодательства органически взаимосвязаны.

4. Надзор за соответствием закону не вступивших в законную силу судебных постановлений

В соответствии со ст. 370 УПК, ст. 399 ГПК, ст. 267 ХПК, ст. 12.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), приговоры, решения, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах.

Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам – апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом как с участием прокурора, так и без его участия, и опротестовать судебные постановления, которые не соответствуют или противоречат закону. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного иди необоснованного постановления суда. Прокуроры осуществляет надзор за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным, гражданским, экомическим делам, делам об административных правонарушениях в пределах их компетенции.

В ч. 3 ст. 370 УПК указано, что право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела.

Аналогично решается вопрос о кассационном опротестовании судебных решений, вынесенных по первой инстанции в гражданском судопроизводстве. Согласно ч. 3 ст. 399 ГПК, кассационный протест вправе принести прокурор или заместитель прокурора независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить протесты на решение только по делам, в рассмотрении которых они участвовали. При этом прокуроры должны первоочередное внимание обращать на законность судебных постановлений, вынесенных по делам, затрагивающим интересы Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных юридических лиц и граждан, которые не могут самостоятельно защитить свои права (приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 марта 2009 г. № 27 «Об организации надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам»).

Вместе с тем несколько по иному разрешен вопрос об опротестовании прокурором решений хозяйственного суда. В ч. 2 ст. 267 ХПК указано, что прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, и их согласия на принесение протеста. Как видно из содержания этой нормы, прокуроры, их заместители, не принимавшие участие в рассмотрении экономического дела судом, не вправе приносить апелляционные протесты.

В то же время Пленум Высшего Хозяйственного Суда в постановлении  от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» разъяснил, что в случае, если в судебном разбирательстве участвовал прокурор на основании переданных ему полномочий прокурором, предъявившим иск (заявление), судам следует учитывать, что право апелляционного опротестования принадлежит как прокурору, предъявившему иск (заявление), так и прокурору, участвовавшему в заседании суда первой инстанции. Другие прокуроры, в том числе вышестоящие, правом апелляционного опротестования судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции не обладают. Условием принесения прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, апелляционного протеста на решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих в уставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защиты интересов индивидуальных предпринимателей или граждан является письменное заявление указанных лиц, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста.

В п. 7 ч. 2 ст. 2.15,ч. 2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП не указано, какие прокуроры вправе приносить протесты на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Представляется, что по смыслу закона протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле. В приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса» указано на необходимость принимать к разрешению жалобы на не в вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в случаях, требующих прокурорского вмешательства. Протесты на постановления по делу об административном правонарушении по таким жалобам приносить с соблюдением требований ст. 12.2-12.5 ПИКоАП.

Срок, в течение которого может быть принесен протест, ограничен законом. В соответствии с ч. 1 ст. 374 УПК, кассационные протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Согласно ст. 410 ГПК, кассационный протест может быть принесен в течение десяти дней со дня вынесения судом решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью. В ч. 1 ст. 269 ХПК указано, что апелляционный протест может быть подан в течение пятнадцати дней после принятия судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции обжалуемого судебного постановления, если иное не предусмотрено этим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП, протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение десяти суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, который может быть принесен в течение пяти суток.

Протест, принесенный по истечении кассационного (апелляционного) срока, оставляется судом без рассмотрения и возвращается прокурору, принесшему протест.

Если срок принесения протеста пропущен по уважительной причине (несвоевременное изготовление протекала судебного заседания, задержка с рассмотрением замечаний на протокол, болезнь или командировка прокурора и т.п.), он может быть восстановлен судом, постановившим решение, по ходатайству прокурора (ст. 375 УПК, ст. 154 ГПК, ст. 269 ХПК, ст. 12.5 ПИКоАП).

Согласно ч. 5 ст. 373 УПК, ч. 2 ст. 416 ГПК, ч. 1 ст. 272 ХПК, прокурор, принесший протест, вправе отозвать его с рассмотрения кассационной (апелляционной) инстанцией. Это может быть сделано до начала судебного заседания. ПИКоАП не предусмотрен отзыв прокурором протеста. Если прокурор в ходе судебного заседания при пересмотре в кассационном (апелляционном) порядке уголовных, гражданских и экономических дел убеждается в необоснованности принесенного протеста, он не вправе его отозвать и протест подлежит рассмотрению кассационной (апелляционной) инстанцией.

Основания и порядок пересмотра не вступивших в законную силу приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях установлены соответственно в ст.ст. 370-398 УПК, ст.ст. 399-435 ГПК, ст.ст. 267-299 ХПК, ст.ст. 12.1—12,10 ПИКоАП.

В частности, в силу ч.1 ст. 388 УПК, основаниями к отмене или изменению приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются: 1) односторонность или неполнота судебного следствия; 2) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; 3) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; 4) неправильное применение уголовного закона; 5) несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого. Согласно ст. 401 ГПК, основания к отмене не вступившего в законную силу решения суда в кассационном порядке являются: 1) полная или частичная необоснованность его; 2) незаконность решения, то есть неприменение или неправильное применение судом подлежащих применению норм материального либо процессуального права.

5. Проверка прокурором соответствия закону судебных постановлений, вступивших в законную силу

В стадии надзорного производства, а по экономическим делам и в стадии кассационного производства, могут быть пересмотрены приговоры, решения, определения, постановления судов, вступившие в законную силу.

Согласно ст. 282 ХПК, на судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции прокурор, участвовавший в деле, вправе принести кассационный протест.

В надзорном порядке могут быть пересмотрены приговоры, решения, определения, постановления как не пересматривавшиеся в кассационном порядке (по экономическим делам – в апелляционном порядке), так и проверенные кассационной (апелляционной) инстанцией.

Прокурор проверяет законность и обоснованность постановлений судов, вступивших в законную силу. Если прокурор устанавливает, что приговор, решение, определение, постановление суда не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по экономическим делам и в кассационном порядке.

Право принесения надзорного протеста принадлежит прокурорам, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 404 УПК, ст. 439 ГПК, ст. 301 ХПК. Этот перечень расширительному толкованию не подлежит. Прокурор района, города и приравненные к ним прокуроры, их заместители, а по хозяйственным делам и прокурор области, его заместитель не вправе приносить надзорный протест на постановления судов по уголовным, гражданским и экономическим делам, вступившим в законную силу. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, установивший незаконность и необоснованность приговора, решения, определения суда, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Окончательное решение о принесении надзорного протеста принимает прокурор, полномочный принести протест в надзорном порядке.

В ч. 1 ст. 12.11 ПИКоАП указано, что по протесту прокурора может быть пересмотрено вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. В законе не отмечено, какие конкретно прокуроры вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. В приказе Генерального прокурора от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса» разъяснено, что протесты на вступившие в законную силу постановления районных и приравненных к ним судов по делам об административных правонарушениях для рассмотрения в порядке пересмотра приносятся прокурорами областей, г. Минска или их заместителями председателям областных судов, областных экономических судов, экономического суда г. Минска.  Генеральным прокурором или его заместителями протесты приносятся Председателю Верховного Суда. Представления об опротестовании вступивших в законную силу постановлений районных судов по делам об административных правонарушениях направляются прокурорам областей, г. Минска или их заместителям нижестоящими прокурорами вместе с материалами дела об административном правонарушении в пределах установленного ч. 3 ст. 12 ПИКоАП для опротестования шестимесячного срока со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, за исключением представлений, вносимых в связи с наличием в действиях физического лица состава преступления в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности. В аналогичном порядке прокурорами областей, г. Минска или их заместителями направляются представления об опротестовании вступивших в законную силу постановлений председателей областных судов, г. Минска, областных экономических судов, экономического суда г. Минска по делам об административных правонарушениях Генеральному прокурору Республики Беларусь или его заместителям. Протесты на вступившие в законную силу постановления иного органа, ведущего административный процесс, по делам об административных правонарушениях в соответствии с подсудностью, установленной ст. 12.3 ПИКоАП, следует направлять в соответствующий районный (городской) или экономический суд.

В соответствии со ст. 409 УПК, ст. 441 ГПК, прокуроры, полномочные приносить надзорный протест, а также прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда уголовные и гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора.

Если дело истребовалось для проверки в пределах своей компетенции районным, городским или приравненным к ним прокурором, то в случае, когда прокурор обнаружит основания для принесения надзорного протеста, он направляет дело вышестоящему прокурору, уполномоченному принести надзорный протест, со своим представлением, в котором излагает указанные основания. Подобным же образом поступает прокурор области, г. Минска, приравненные к ним прокуроры, когда необходимо принести по проверенному ими уголовному делу надзорный протест, который вправе приносить вышестоящий прокурор в пределах его компетенции.

Согласно ст. 308 ХПК, правом истребования из суда экономических дел обладают только прокуроры, уполномоченные законом приносить надзорные протесты. Статьей 12.12 ПИКоАП предусмотрено, что правом истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления, вступившего в законную силу, обладают должностные лица, имеющие право пересмотра этого постановления. Согласно ч. 2 ст. 12.11 ПИКоАП, постановление суда по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено председателем вышестоящего суда.

Прокуроры, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут, в соответствии со ст. 405 УПК, ст. 441 ГПК, ст. 307 ХПК, приостанавливать исполнение соответствующих судебных актов до окончания производства в порядке надзора. Согласно ст. 12.12 ПИКоАП, приостановить исполнение постановления суда по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, вправе прокурор, принесший протест.

Статьями 406, 408 УПК, 437, 442, 445 ГПК, 300, 305, 308, 309, 312 ХПК установлены сроки подачи надзорных жалоб, принесения надзорных протестов и рассмотрения дел надзорными инстанциями.

При отсутствии оснований для принесения протеста прокурор, уполномоченный приносить надзорный протест, отказывает в принесении протеста, о чем сообщает лицу, обратившемуся с надзорной жалобой о пересмотре дела, или нижестоящему прокурору, обратившемуся к нему с представлением о принесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа. В этом случае дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано.

В случае отклонения жалобы при отсутствии оснований для принесения протеста прокурор составляет заключение. В нем указывается:

1) содержание постановления суда и кассационного определения;

2) наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе;

3) ссылка на доказательства, опровергающие доводы, жалобы;

4) материальные и процессуальные основания, в силу которых постановления суда признаются законными и обоснованными;

5) решение об отказе в принесении протеста и сообщение заинтересованному лицу о принятом решении.

Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. Оно остается в надзорном производстве, которое хранится в управлениях Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, отделе по надзору за исполнением законодательства в войсках и на транспорте, в соответствующих отделах областных прокуратур.

Заявителю дается мотивированный ответ за подписью прокурора, имеющего право приносить протест в порядке надзора.

В соответствии со ст. 404 УПК, ст. 444 ГПК, ст. 309 ХПК должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

В случае несогласия прокурора, участвовавшего в рассмотрении дела, с определением (постановлением) суда надзорной инстанции, он вправе обратиться с представлением к вышестоящему прокурору о необходимости принесения надзорного протеста в суд вышестоящей надзорной инстанции.

Основания и порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях установлены соответственно в ст. 404-417 УПК, ст. 436-451 ГПК, ст. 300-318 ХПК, ст. 12.11-12.15 ПИКоАП.

6. Надзор прокурора за соответствием закону судебных постановлений при возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам

Если суды первой инстанции не выяснили всех обстоятельств по уголовному, гражданскому или экономическому делу и неверно оценили все исследованные в судебном заседании доказательства, в связи с чем вынесли незаконное и необоснованное судебное постановление, то это постановление подлежит пересмотру в кассационном порядке (по экономическим делам также и в апелляционном порядке) или в порядке надзора. По вновь открывшимся обстоятельствам дело может быть пересмотрено только в тех случаях, когда эти обстоятельства на момент рассмотрения уголовного, гражданского или экономического дела не только не были известны суду, но и не могли быть ему известны. Например, при постановлении судебного акта он не мог даже предполагать, что принимает решение по делу на основе ложных показаний свидетеля, ложного заключения эксперта и т. д.

По делам об административных правонарушениях возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам ПИКоАП не предусмотрено.

Основания для пересмотра уголовных, гражданских или экономических дел установлены в ст. 418 УПК, ст. 452 ГПК, ст. 319 ХПК.

В соответствии со ст. 421, 422 УПК, уголовные дела могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам по заключению прокурора. Согласно ст. 454 ГПК, ст. 320 ХПК производство о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению прокуроров, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» разъяснено, что, в соответствии со ст. 30, 320 ХПК, производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителей при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 319 ХПК. Для внесения представления сроки не устанавливаются. Представление Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителей рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением указанных должностных лиц заказным письмом с уведомлением о вручении, неявка которых в судебное заседание не препятствует рассмотрению представлению. Суд не может пересмотреть судебное постановление по вновь открывшимся обстоятельствам по своей инициативе.

В соответствии со ст. 421,422 УПК, заключение прокурора вместе с уголовным делом и материалами проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств направляются в суды надзорной инстанции. Заключение с этими материалами вправе представлять в указанные суды прокуроры района, города, приравненные к ним прокуроры через вышестоящих прокуроров, а также вышестоящие прокуроры.

Согласно ст. 453 ГПК, ст. 322 ХПК представления прокурора о возобновлении гражданских и экономических дел по вновь открывшимся обстоятельствам с целью отмены судебного постановления, вынесенного судом первой инстанции, подаются в суд, вынесший это постановление, при условии, что кассационная или надзорная инстанция (по экономическим делам и апелляционная инстанция) не вносила в него изменений. Если апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией было изменено или принято новое постановление, то представления о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются той судебной инстанцией, в которой изменено или принято новое постановление.

В ст. 320 ХПК установлены требования, которым должно соответствовать представление прокурора. Главами 43 УПК и 34 ГПК такие требования не предусмотрены. В ч. 2 ст. 454 ГПК говорится лишь о том, что в представлении о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств.

В ст. 419 УПК, ст. 454, 455 ГПК, ст. 321 ХПК указано о сроках подачи прокурором заключения и представления о возобновлении производства по делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Основания и порядок возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам по уголовным, гражданским и хозяйственным делам установлены соответственно в ст.ст. 418-424 УПК, ст.ст. 452-458 ГПК, ст.ст. 319-324 ХПК.

Вновь вынесенные судебные постановления могут быть обжалованы или опротестованы в порядке, установленном УПК, ГПК и ХПК.

7. Надзор прокурора за соблюдением законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 377 УПК, постановления судьи, вынесенные в случаях, предусмотренных ст. 402 и 403 УПК, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат. Поэтому прокурор, участвовавший в судебном заседании при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров, определений, постановлений суда, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении надзорного протеста. Согласно ч. 7 ст. 399 УПК, протест прокурора на определение суда об условно-досрочном освобождении, о замене наказания более мягким и об освобождении от отбывания наказания по болезни приостанавливает исполнение определения. Очевидно, что в данном случае надо иметь в виду вместо определения постановление, поскольку судья выносит именно этот документ при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением постановлений суда.

В ч. 4 ст. 148 УПК указано, что если процессуальные отношения, возникшие в связи с гражданским иском, не урегулированы УПК, то применяются нормы гражданского процессуального законодательства, если они не противоречат УПК. Здесь речь идет об исполнении приговора, определения, постановления суда в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

Согласно ст. 459 ГПК, обеспечение исполнения приговоров, постановлений и определений по уголовным делам, решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов является задачей исполнительного производства.

В соответствии со ст. 479 ГПК, постановление судебного исполнителя, а также действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы взыскателем или должником либо опротестованы прокурором в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.

Жалоба или протест на постановление судебного исполнителя подаются в течение десяти дней со дня получения копии постановления, а в случае его вынесения с участием сторон или прокурора – в течение десяти дней со дня его объявления.

Жалоба или протест на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа подаются в течение десяти дней со дня совершения этих действий или отказа в их совершении или со дня, когда лицам, указанным выше, не извещенным надлежащим образом о времени и месте совершения действий, стало о них известно.

Жалобы или протесты на постановление судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) рассматриваются не позднее десяти дней со дня поступления жалобы или принесения протеста. О времени и месте рассмотрения жалобы или протеста извещаются стороны и прокурор, принесший протест, а также судебный исполнитель, который вынес постановление либо действия (бездействие) которого обжалуются или опротестовываются. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для разрешения жалобы или протеста.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста на постановление судебного исполнителя, а также на его действия (бездействие) вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящее должностное лицо) выносит постановление, а суд – определение. На определение суда может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.

В соответствии со ст. 353 ХПК, постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы взыскателем, должником, иными заинтересованными лицами и опротестованы прокурором в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.

Жалоба (протест) на постановление судебного исполнителя подается в течение десяти дней со дня получения копии постановления, а в случае его вынесения с участием сторон или прокурора – в течение десяти дней со дня его объявления.

Действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, в том числе связанные с направлением обязательного для исполнения предписания, могут быть обжалованы взыскателем, должником, иными заинтересованными лицами, а прокурором – опротестованы в течение десяти дней со дня совершения данных действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и месте совершения действий, стало о них известно.

Постановление по жалобе (протесту) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя, вынесенное вышестоящим органом принудительного исполнения (вышестоящим должностным лицом), может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня получения такого решения.

Дела об обжаловании (опротестовании) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей рассматриваются в срок не более десяти дней со дня поступления такой жалобы (протеста).

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа рассматриваются в судебном заседании с извещением сторон (прокурора). Неявка извещенных надлежащим образом сторон (прокурора) не препятствует рассмотрению жалобы (протеста).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа выносится определение, в котором судебному исполнителю предписывается совершить действие, входящее в его компетенцию, или решить вопрос по существу.

Определение суда по рассмотренному вопросу может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК для апелляционного обжалования (опротестования).

8.Организация работы по надзору за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении

В Генеральной прокуратуре надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным делам возложен на управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, в частности, на отдел государственного обвинения и кассационного производства, отдел надзорного производства, а также на управление по надзору за исполнением законодательства в войсках, на транспорте и в таможенных органах. Надзор за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам возложен на управление по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам и управление по надзору за исполнением законодательства в войсках, на транспорте и в таможенных органах. Надзор за соответствием закону судебных постановлений по экономическим делам возложен на управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, другие управления и отделы Генеральной прокуратуры в пределах их компетенции. Надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях возложен на управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, отдел по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, управление  по надзору за исполнением законодательства в войсках, на транспорте и в таможенных органах, отдел по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности согласно функциональным обязанностям.

В областных прокуратурах, прокуратуре города Минска надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным, гражданским и экономическим делам, не вступивших и вступивших в законную силу, осуществляют соответственно отделы по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, группа и старший помощник прокурора в пределах их компетенции.

В районных, городских и приравненных к ним прокуратурах надзор за соответствием закону судебных постановлений по уголовным, гражданским и экономическим делам, а также по делам об административных правонарушениях осуществляют прокуроры, их заместители и прокурорские работники, участвовавшие в судебных заседаниях при рассмотрении указанных дел.

Литература

Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1948 г. / / Международные акты о правах человека: сб. док. / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2002. – С. 38-42.

Международный пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А Лукашева. – 2-е изд., доп. – М.: НОРМА, 2002. – С. 52-67.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г. // Сб. межд. док. / Сост., вступит. статья, ком. к док. Ю.М. Посельникова, В.М. Фисенко. – Минск: Беларусь, 1990. – С. 31З-346.

Конвенция о правах ребенка // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. - 1990. - № 1. - Ст. 7.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1993. – № 28. – Ст. 375.

О правах ребенка: 3акон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Об обращении граждан и юридических лиц: 3акон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-3 (// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-3 (// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

Сахарчук, В. Обращение прокурора в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства / В. Сахарчук //  Законность и правопорядок (РБ). -  2007. -  № 4. -  С. 52-54.

Сенько, А.С. Правовая регламентация осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства: методическое пособие / А.С. Сенько. – Минск: Харвест, 2007. – 64 с.

Сенько, А. С. О научно-категориальном аппарате теории прокурорского надзора / А. Сенько //  Законность и правопорядок (РБ). - 2008. -  № 1. -  С. 31-35.

Середа, Г. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания в виде ограничение свободы / Г. Н. Середа. - Минск: Тесей, 2007. - 160 с.

Скворцов, К. Ф. Функции и цели системы органов прокуратуры / К. Ф. Скворцов // В кн. Проблемы эффективности прокурорского надзора. - М.: Юрид. лит., 1977. - С. 7.

Смирнов, А. Ф. Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях / Тезисы НПК, ИПК РК Ген. прокуратуры Российской Федерации. - М., 2005. - 120 с.

Советская прокуратура / В. И. Аринин [и др.]; отв. ред. А. М. Рекунков. - М.: Юрид. лит., 1982. - 352 с.

Соловьев, А. Б. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений / А. Б. Соловьев, М. Е. Токарева, А. Г. Халиулии. - М.: Юрлитинформ, 2000. – 176 с.

Соломичев, В. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие / В. И. Соломичев. - М.: Экспертное бюро, 1998. - 175 с.

Спиридонов, Б. М. Прокурорский надзор – высший надзор за точным исполнением законов / Б. М. Спиридонов // Вестник МГУ. -1973. - № 3. - С. 12.

Спиридонов, Б. М. Прокурорский надзор в стадии исполнения приговора (при разрешении судами вопросов, связанных
с исполнением приговоров в исправительно-трудовых учреждениях) / Б. М. Спиридонов. - М.: Изд-во Московского университета. - 1983. - 88 с.

Спиридонов, Б. М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях / Б. М. Спиридонов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 204 c.

Стрельников, В. В. К вопросу об осуществлении прокуратурой уголовного преследования / В. В. Стрельников // Право и безопасность. – 2012. – № 1(41). – С. 69-74.

Стрельников, В. Прокуратура в современных условиях / В. Стрельников // ЭЖ-Юрист. – 2013. – № 30. – С. 6-8.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14181. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера 16.91 KB
  Понятие значение и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности а также мер принудительного характера Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности а также мер принудительного характера это отрасль прокурорского надзора в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности при исполнении соответствующими органами и учреждениями наказания и иных мер уголовной ответственности принудительных мер...
18543. Изучение контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства 66.52 KB
  Признание частной собственности на средства производства привело к легализации частного предпринимательства индивидуальный бизнес коллективного предпринимательства простого товарищества занятости или сельское хозяйство коллективной собственности на средства производства - легализации кооперативов хозяйственных товариществ и акционерных компаний. Политика государственного регулирования и распределения труда точнее рабочей силы изменились государственной политики по содействию занятости подготовки и переподготовки работников а также...
2487. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией 14.15 KB
  Продажа товаров выполнение работ либо оказание населению услуг не соответствующих требованиям технических регламентов стандартов техническим условиям или образцам по качеству комплектности или упаковке влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Продажа товаров не соответствующих образцам по качеству выполнение работ либо...
14185. Надзор за исполнением законодательства 41.63 KB
  Сложные взаимосвязи природы и человека в конечном счете опосредуются рациональным природопользованием выполнением специальных мероприятий исключающих или минимизирующих вред окружающей природной среде сопровождающий производственную активность людей; д надзор за исполнением законов о предпринимательской и иной экономической деятельности. Избирательность общенадзорной деятельности прокуратуры проявляется в выделении приоритетных направлений надзора в сосредоточении внимания прокуроров на актуальных проблемах соблюдения тех или иных...
14171. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних 23.18 KB
  Сущность и задачи надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законодательства об образовании и труде несовершеннолетних. Надзор за исполнением законодательства по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
14184. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 15.46 KB
  Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших
5997. Общественные отношения регулируемые действиями органами судебных приставов по исполнению судебных решений 66.71 KB
  Рассмотреть основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов и её результаты. Рассмотреть организационно-правовую основу деятельности Федеральной службы судебных приставов. Выявить проблемы в производстве по исполнительным листам судов общей юрисдикции, возникающие в деятельности судебных приставов...
1513. Совершенствования процедуры обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях 9.96 MB
  В дипломном проектировании рассматривается ситуация когда либо нарушитель либо таможенный инспектор который вел дело до передачи на рассмотрение в вышестоящую инстанцию суд не согласен с вынесенным судом постановлением по делу об административном правонарушении и решает инициировать процедуры пересмотра либо обжалования данного судебного акта.2 Процедура обжалования и пересмотра Постановление о прекращении производства по делу о назначении административного наказания а также отдельные виды определений например об отказе в...
10892. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда 36.34 KB
  6: Пересмотр вступивших в законную силу приговоров определений и постановлений суда Модуль 3: Судебные стадии уголовного судопроизводства.6: Пересмотр вступивших в законную силу приговоров определений и постановлений суда Цель лекции рассмотрение вопросов об особенностях пересмотра вступивших в законную силу приговоров определений и постановлений суда План лекции 1. Понятие и основания производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров определений и постановлений суда.
15507. Наследование по закону 89.03 KB
  Основы правовой регламентации наследования по закону.6 Историческое развитие института наследования по закону до принятия части третьей Гражданского кодекса . Общие положения о наследовании по закону в современном гражданском праве РФ . Наследование по закону – одно из двух предусмотренных законом оснований наследования и является наиболее распространенным в быту порядком перехода имущества от умершего субъекта к другим лицам.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.