Требования программы и критерии отбора лексического материала для обучения учащихся устной речи и чтению. Способы семантизации лексических единиц

Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств обслуживающих новые темы проблемы и ситуации общения. Расширение потенциально го словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами: суффиксами существительных: e die Sorge; ler der Sportler ie die utonomie; суффиксами прилагательных: sm sprsm br wunderbr; префиксами существительных и глаголов: vor ds Vorbild vorkommen; mit die Mitverntwortung mitmchen Поскольку...

2015-08-27

13.75 KB

13 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


10. Требования программы и критерии отбора лексического материала для обучения учащихся устной речи и чтению. Способы семантизации лексических единиц.

Требования программы: 5-9: расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. Знание примерно 800-900 лексических единиц, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру немецкоязычных стран.

Знание основных способов словообразования: - аффиксации (существительные с суффиксами –ung, -heit, -keit, -schaft, -or, -um, -ik); -словосложения (существительное + существительное); конверсии (переход одной части речи в другую): существительные от прилагательных (das Grün, der Kranke). 10-11: Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 800- 900 лексическим единицам, усвоенным ранее, добавляется около 300 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Расширение потенциально-

го словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами: - суффиксами существительных: - e (die Sorge); -ler (der Sportler), -ie (die Autonomie); суффиксами прилагательных: -sam (sparsam), - bar (wunderbar);

- префиксами существительных и глаголов: vor- (das Vorbild, vorkommen); mit- (die Mitverantwortung,

mitmachen)

Поскольку основной целью обучения ИЯ является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой ИЯ в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и умения использования ее является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.

Выделяют следующие навыки:

  1.  продуктивные навыки (говорение, письмо):
  •  правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с комм. намерением
  •  правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях
  •  владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
  •  сочетать новые слова с ранее усвоенными;
  •  выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
  •  выполнять эквивалентные замены;
  •  владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
  •  приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.;
  1.  рецептивные навыки (слушание, чтение):
  •  соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;
  •  узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;
  •  раскрывать значение слов с помощью контекста;
  •  понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.);
  •  дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
  •  владеть механизмом рецептивного комбинирования;
  •  широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;

Отбор лексики связан с решением двух вопросов: а) определение единиц и принципов отбора; б) определение процедуры и источников отбора. Наиболее обоснованной и практически целесообразной единицей отбора лексического минимума является слово-значение. Активный лексический минимум представляет собой основной запас лексики, который должен обеспечить учащимся средней школы возможность выражать свои мысли и понимать мысли других в устной и письменной речи беспереводно.

Под принципами отбора принято понимать измерительные признаки и показатели, на основе которых производится оценка лексики. Выделяют:

  1.  Семантический  принцип — отбираемые слова должны выражать наиболее важные понятия по той тематике (устной и письменной речи), с которой встречается учащийся, изучая ИЯ. В соответствии с этим принципом все специальные термины и более частные понятия не подлежат включению в словарь-минимум, кроме самых необходимых, которые нельзя передать описательно другими словами и которые специально включаются в словарь-минимум.
  2.  Принцип сочетаемости, согласно которому слова с большей сочетаемостью предпочтительней слов с редкой сочетаемостью, так как при ограниченном объеме обязательной  лексики  они  позволят выражать и понимать более разнообразное содержание.
  3.  Принцип стилистической неограниченности, т.е. отнесенности слова к нейтральному, литературному, разговорному и книжно-письменному стилям языка. В лексический минимум не включаются слова, относящиеся к категории диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов.
  4.  Принцип   частотности,   в   соответствии   с   которым   в   словарь-минимум   включаются   наиболее употребительные в литературно-разговорном языке слова и обороты речи.
  5.  Принцип  исключения  синонимов означает,  что  в  словарь-минимум  из синонимического ряда включается только одно, самое употребительное и нейтральное слово.
  6.  Принцип словообразовательной ценности, который состоит в том, что в минимум включаются лишь наиболее продуктивные в словообразовательном отношении слова, от которых с помощью аффиксов можно образовать наибольшее количество других слов,
  7.  Принцип  исключения  интернациональных слов (производных  и  сложных),   которые  полностью совпадают в иностранном и родном языке. Например: Million, Zentner, Kommunismus и т. д.

Семантизация лексических единиц

Раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться различными способами, которые принято объединять в две группы: а) беспереводные и б) переводные способы семантизации.

К беспереводным способам семантизации относятся:

  •  демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков, диапозитивов и др.;
  •  раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего могут использоваться:
  1.  определение (дефиниция) — описание значения слова, например: Der Speiseraum — ein Raum, in dem man ißt (speist);
  2.  перечисления, например: die Katze, der Hund, die Kuh — das sind die Tiere
  3.  семантизация с помощью синонимов или антонимов: gewiß — natürlich, groß — klein;
  4.  определение слова на основе контекстуальной догадки, знания фактов, например: Am 22. Juni 1941 begann der groBe Vaterlandische Krieg;
  5.  определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, известная основа и знакомые словообразовательные единицы.

К переводным способам семантизации относятся:

  1.  замена слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка;
  2.  перевод — толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объеме значения, например: erst — только (при обозначении времени); nur — только (при обозначении количества).

Перечисленные способы семантизации имеют достоинства и недостатки.

Беспереводные способы развивают догадку, увеличивают практику в языке, создают опоры для запоминания (например, формальные опоры на структуру слова, а также опоры на основе сходства или контрастности при использовании синонимов или антонимов), усиливают ассоциативные связи. Вместе с тем беспереводные способы требуют больше времени, чем переводные, и не всегда обеспечивают точность понимания.

Перевод экономен в отношении времени, универсален в применении, но увеличивает возможность межъязыковой интерференции.

Выбор способов семантизации зависит от ряда факторов, в частности: от качественных характеристик слова, от его принадлежности к продуктивному или рецептивному минимуму, от этапа обучения и языковой подготовки класса, а также от того, работают ли учащиеся самостоятельно или под руководством учителя.

Основные этапы работы над лексическим материалом: ознакомление  новым материалом (включая семантизацию), первичное закрепление, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.

Вопрос о характере ознакомления с продуктивной и  рецептивной лексикой решается различно: в процессе ознакомления с продуктивной и рецептивной лексикой различий быть не должно (появляются только на этапе закрепления); или в  зависимости от характера владения материалом как ознакомление, так и закрепление должно строиться различно.

Первый путь: продуктивный словарь ученика имеет тенденцию сокращаться за счет перехода в рецептивный, поэтому на этапе ознакомления необходимо создать как можно больше  ориентиров и информативных  признаков для закрепления слов в памяти.

Второй путь: Для продуктивной лексики:

  1.  каждое значение слова следует трактовать как самостоятельную учебную единицу
  2.  большое внимание при ознакомлении следует уделять сочетаемости и структуре слов, синонимическим и антонимическим оппозициям, а также объему их значений.
  3.  Ознакомление с новой лексикой должно строиться на основе звучащей речи (и визуальных опорах)
  4.  В период презентации слов необходима установка на прогнозирование их значений.

Для объяснения рецептивной лексики характерны следующие особенности:

  1.  объяснение слов должно идти от языковой формы к понятиям, которые она передает;
  2.  для каждого нового слова сообщаются различные значения, зафиксированные в лексическом минимуме;
  3.  для правильного и быстрого узнавания слова в тексте (или на слух) сообщаются его информативные признаки: наличие синонимов, словообразование, возможное контекстуальное окружение;
  4.  ознакомление с новой лексикой может строиться как на печатном, так и на звучащем тек.;
  5.  при ознакомлении с лексикой необходима установка на узнавание слов.

Основными этапами работы над лексикой при формировании продуктивных навыков являются: а) ориентировочно-подготовительный этап, т.е. этап семантизации слов и их первичного употребления; б) этап речевой тренировки  и  создания  лексических  речевых  навыков  в  упражнениях (ситуативно-стереотипизирующий и вариативно-ситуативный этапы). * расширьте предложение по образцу, употребите новые слова, замените выделенные слова синонимами (антонимами). Пассивные (неречевые) рецептивные, т. е. навыки узнавания и понимания лексического материала в письменном и устном тексте при пассивном владении материалом, формируются при выполнении лексических упражнений при чтении текстов. Упражнениями для формирования этих навыков являются: а) упражнения на узнавание учащимися слова по внешнему виду, б) упражнения на определение значения слова по его компонентам, в) упражнения на определение значения незнакомого слова с помощью словаря и с учетом данного контекста.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14498. Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Принципы обучения коммуникативной грамматике 11.04 KB
  Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Способы введения грамматического материала. Коммуникативный подход использование грамматического материала в начале обучения в естественном общении или приближенном к нему. Главное требование к отбору и объёму грамматического материала объём должен быть достаточен для реализации коммуникативных целей преподавания языка в пределах предусмотренных программой.
14505. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи 10.69 KB
  Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...
14494. Требования программы к объему фонетического материала, подлежащего усвоению в средней школе. Особенности фонетических навыков. Методическая последовательность действий учителя по формированию и совершенствованию фонетических навыков учащихся 12.62 KB
  Под слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи понимание всех звуков при аудировании речи. Требования программы к объему фонетического материала: Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка: четкое произнесение...
13221. Презентации лексического материала на основе прочитанного текста на среднем этапе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе 34.86 KB
  Методические особенности презентации лексического материала на основе прочитанного текста. Целью данной работы является рассмотрение особенностей презентации лексического материала на основе прочитанного текста на среднем этапе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе. Лингво-психологическая характеристика текстов Восприятие и понимание осмысление текста – один из самых сложных видов речевой деятельности отражающий не только языковую компетенцию субъекта но и психологические характеристики наряду с индивидуальной спецификой...
13976. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ С ДЕТАЛЬНЫМ ИЗВЛЕЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ 67.11 KB
  Критический анализ психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования, наблюдение за обучением чтению с детальным извлечением информации учащихся 7-го класса, тестирование, анализ УМК для 7-го класса, пробное обучение.
19335. способы развития внимания в процессе обучения учащихся младшей школы 771.19 KB
  Степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. В настоящее время проблема изучения внимания у детей для психологов стала особо актуальна. Снижается их интеллектуальный уровень и концентрация внимания.
14500. Психофизиологическая природа аудирования. Технология обучения аудированию: этапы, упражнения. Требования программы к обучению аудированию 11.89 KB
  соотнесение поступающей информации со своим опытом и нахождение таким путем возможных опор для ее понимания и оценки; включение полученной информации в речевую и неречевую деятельность Для достижения этих целей нужно преодолеть следующие трудности: 1 отсутствие чёткой границы между словами; 2 расхождение в написании и произношении слов; 3 наличие фонем которых нет в русском языке; 4 темп речи; 5 особенности голосовых данных диктора тембр высота речи; 6 характер речи: живая речь воспринимается лучше чем механическая. Требования...
14495. Типология упражнений по формированию и совершенствованию слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. Основные условия успешности обучения произносительной стороне речи 10.75 KB
  Основные условия успешности обучения произносительной стороне речи. Фонетика изучает звуковую сторону языка это наука о звуках речи и искусстве произношения. Под слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи понимание всех звуков при аудировании речи. Под ритмикоинтонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и соответственно понимания речи других.
10075. Динамические процессы в письменной речи возникающие под влиянием устной 98.55 KB
  Вопрос об изменении языка ни у кого не вызывает сомнений, а вопрос развития и совершенствования остается в языкознании дискуссионным. Различный подход к данной проблеме связан с двоякой природой языка как природного и общественного явления. Как природное явление язык выступает в виде определенной функции человеческого организма; и как таковой вплетен в человеческую деятельность, объективно существуя в виде речи и речевой деятельности.
21759. Анализ методик изучения устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием 64.59 KB
  Теоретические основы коррекции стороны речи у детей с заиканием. Онтогенез формирования устной речи у дошкольников. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием. Особенности формирования стороны речи у детей дошкольного возраста с данной патологией. Анализ методик изучения устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.