Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Принципы обучения коммуникативной грамматике

Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Способы введения грамматического материала. Коммуникативный подход использование грамматического материала в начале обучения в естественном общении или приближенном к нему. Главное требование к отбору и объёму грамматического материала объём должен быть достаточен для реализации коммуникативных целей преподавания языка в пределах предусмотренных программой.

2015-08-27

11.04 KB

21 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


11. Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Принципы обучения коммуникативной грамматике.

Способы введения грамматического материала.

Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов из слов, синтагм и предложении, а также правила слово-и формообразования. Обучение грамматике ИЯ не является самоцелью, а подчинено формированию речевых умений (формирование у учащихся грамматических речевых навыков).

Требования программы (особенности немецкого языка):

  1.  Морфология немецкого языка относится к флективно-аналитическим, а русского - к флективному типу языков:
  •  Временные формы немецкого глагола: Программа предусматривает активное усвоение форм Präsens, Imperfekt, Futurum, Perfekt, Plusquamperfekt. Если Präsens и Futurum при усвоении не представляют трудности, то три формы прошедшего времени даются с трудом. Трудности: 1) глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками; 2) управление глаголов; 3) отсутствие глагола-связки; 4) выбор вспомогательного глагола.
  •   Существительные: cложным для учащихся являются: 1) усвоение категории определённости /неопределённости; 2) употребление артикля; 3) образование множественного числа; 4) склонение существительных; 5) несоответствие рода.
  •  Прилагательные. Сложности: склонение прилагательных, степени сравнения прилагательных.
  •  Местоимения.   1)  возвратные   местоимения   изменяются  по  лицам;   2) соответствие существительного и личного местоимения; 3) притяжательные местоимения; 4) безличные местоимения.
  1.  Синтаксис. 1) строго фиксированный порядок слов; 2) рамочная конструкция.
    Существует несколько подходов к обучению грамм
    атике:
  •  Структурный подход — использование грамматических структур в качестве единиц обучения
  •  Функциональный подход — овладение значением и употреблением грамматических явлений (в зависимости от сфер и контекста)
  •  Структурно-функциональный — соотнесение в процессе обучения грамматико-синтаксических структур предложения с выражаемым ею логико-семантическим содержанием.
  •  Коммуникативный подход — использование грамматического материала в начале обучения в естественном общении или приближенном к нему.

Выделяют несколько принципов коммуникативной грамматики:

  1.  Общий: материал должен подаваться для решения языковых  задач системно, порционно и с наращиванием умений.

В упражнениях  с коммуникативной направленностью, ударение делается на воспроизведение смыслового значения предложения (например), но обращается внимание на то, каким образом структура образована, т.е. языковая и коммуникативная задача выполняются одновр-но.

  1.  Рассматривается в реальной жизненной ситуации: привлекает внимание, вызывает интерес поделиться своими идеями (один уч-к выполняет роль человека, к-му нужна помощь в решении проблемы. Варианты помощи обсуждаются, и выбирается оптимальный).
  2.  Аутентичные высказывания на уровне сверхфразового единства: демонстрация какими языковыми средствами можно выразить одну и ту же задачу, существование различных возможностей передачи намерения;
  3.  Ориентация на личность учащегося при работе над речью (от своего лица, а не от Щелкунчиков и всяких зеленых монстров, которые изображают сову)))
  4.  Широкое использование визуальных опор (подчеркивание, жирный шрифт, абстрактные символы)
  5.  Принцип опоры на родную лингвокультуру (не только сопоставительный анализ, но и опора на личный опыт изучения родного языка.

Главное требование к отбору и объёму грамматического материала —- объём должен быть достаточен для реализации коммуникативных целей преподавания языка в пределах, предусмотренных программой. Следовательно, необходимо ограничивать объём грамматического материала, так как лишь незначительная, наиболее употребительная часть языка является самой необходимой и достаточной.

Другим аргументом в пользу ограничения грамматического материала является то, что формирование грамматических навыков требует большой практики в языке, большого количества тренировочных упражнений.

Грамматический минимум включает активную и пассивную части. Активный компонент — грамматические явления, которые предназначены для употребления в устной речи. Весь грамматический материал изучаемый в 5-8 классах. Пассивный минимум — грамматические явления, которые учащиеся могут узнавать в тексте (Passiv Perfekt, haben+zu+Infinitiv, Partizip I, II в роли определений)

Основные принципы отбора грам. материала в активный грам. Минимум (продуктивные грамматические навыки): 

  1.  принцип распространённости и частотности в устной и письменной речи;
  2.  принцип образцовости: способность грамматической формы служить эталоном образования по аналогии (образование степеней сравнения);
  3.  исключения синонимических грамматических явлений (долженствования: берутся модальные глаголы, а не конструкция haben+zu+Infinitiv)

Для пассивного минимума (рецептивные ГН)

  1.  принцип распространённости в книжной и письменной речи;
  2.  принцип многозначности: из многих грамматических явлений выбирается только одно. Активный минимум подлежит усвоению на начальном и среднем этапе, пассивный - на старшем.

Существует два пути введения грамматического материала:

  1.  лексический (чисто практический) — грамматическое явление запоминается как лексическая единица, то есть не объясняется (ich möchte, es gibt)
  •  Демонстрация речевого образца
  •  Имитация
  •  Выполнение действия по аналогии с образцом
  •  Выполнение действия с опорой на учебно-речевую ситуацию
  1.  грамматический (теоретико-практический) — а) от примера к правилу — индуктивный — при объяснении легких явлений; + наглядный, развитие мыслительной деятельности, быстрое и прочное запоминание; б) от правила к примеру (дедуктивный) при объяснении сложных грамматических явлений (старший этап) + меньше времени на объяснение, прогноз ошибок, точность планирования урока, учит работать со справочниками.
  •  Объяснение с опорой на речевой образец и правила-инструкции
  •  Сравнение с родным языком и опора на положительный опыт в родном языке
  •  Сравнение внутри языка; Опора на сходные элементы, ранее изученные
  •  Элементы грамматического анализа; Перевод на русский язык

Выбор зависит от характера грамматического явления, от наличия или отсутствия сходного в РЯ; от языкового опыта учащихся; от назначения грамматического материала

На начальном этапе используется схематическое изображение грамматических явлений (конструкций).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14497. Требования программы и критерии отбора лексического материала для обучения учащихся устной речи и чтению. Способы семантизации лексических единиц 13.75 KB
  Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств обслуживающих новые темы проблемы и ситуации общения. Расширение потенциально го словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами: суффиксами существительных: e die Sorge; ler der Sportler ie die utonomie; суффиксами прилагательных: sm sprsm br wunderbr; префиксами существительных и глаголов: vor ds Vorbild vorkommen; mit die Mitverntwortung mitmchen Поскольку...
14494. Требования программы к объему фонетического материала, подлежащего усвоению в средней школе. Особенности фонетических навыков. Методическая последовательность действий учителя по формированию и совершенствованию фонетических навыков учащихся 12.62 KB
  Под слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи понимание всех звуков при аудировании речи. Требования программы к объему фонетического материала: Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка: четкое произнесение...
14505. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи 10.69 KB
  Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...
14500. Психофизиологическая природа аудирования. Технология обучения аудированию: этапы, упражнения. Требования программы к обучению аудированию 11.89 KB
  соотнесение поступающей информации со своим опытом и нахождение таким путем возможных опор для ее понимания и оценки; включение полученной информации в речевую и неречевую деятельность Для достижения этих целей нужно преодолеть следующие трудности: 1 отсутствие чёткой границы между словами; 2 расхождение в написании и произношении слов; 3 наличие фонем которых нет в русском языке; 4 темп речи; 5 особенности голосовых данных диктора тембр высота речи; 6 характер речи: живая речь воспринимается лучше чем механическая. Требования...
11076. Компьютерные методы контроля на уроках физики средней школы 146.13 KB
  Самостоятельная работа учащихся с ЭИР. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания умения и навыки вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.
14514. Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования 26.49 KB
  Основные принципы обучения ИЯ: определение проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Принцип обучения основные нормативные положения которыми следует руководствоваться чтобы обучение было эффективным. Принципы представляют собой категории дидактики характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования Я.
13220. Презентация грамматических явлений на средней ступени обучения иностранному языку на основе игр 50.46 KB
  Представить общую характеристику видов речевой деятельности. Рассмотреть сущность игры как психологического явления. Показать особенности получения грамматических навыков на уроках иностранного языка. Проанализировать возможности использования игр в процессе обучения иностранному языку.
1636. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе 189.01 KB
  Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе.6 Роль и место чтения в обучении иностранным языкам. Типы упражнений на овладение навыками чтения. Они продолжают совершенствовать технику чтения знакомятся с правилами чтения некоторых буквосочетаний er ou w ow и др.
21622. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества 18.25 KB
  Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписывающий определенный тип нравственных межличностных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения специалистами своих служебных обязанностей.
14503. Чтение как вид речевой деятельности. Требования программы. Проблема классификации видов чтения. Обучение различным видам чтения 16.12 KB
  Проблема классификации видов чтения. Обучение различным видам чтения. в памяти учся нет прочных слухомоторных образов лингвистического материала; необходимость овладения системой грамматических знаков отличающейся от родного языка то есть это трудности овладения техникой чтения вслух. Это явпяется обязательной предпосылкой для формирования чтения про себя.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.