Виды грамматических навыков. Основные этапы формирования грамматических навыков. Формирование продуктивных и рецептивных грамматических навыков

Виды грамматических навыков. Основные этапы формирования грамматических навыков. Формирование продуктивных и рецептивных грамматических навыков. За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть: а продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме: образовывать грамматические формы и конструкции; выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения; уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения; владеть...

2015-08-27

10.73 KB

86 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


12. Виды грамматических навыков. Основные этапы формирования грамматических навыков. Формирование продуктивных и рецептивных грамматических навыков.

Грамматический навык — синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации и правильное оформление речевой единицы любого уровня, совершенствование в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполннения деятельности.

За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть:

а)  продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:

  •  образовывать грамматические формы и конструкции;
  •  выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения;
  •  уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;
  •  владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык;
  •  формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;
  •  различать грамматическое оформление устных и письменных текстов;

б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чтение):

  •  узнавать/вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением;
  •  дифференцировать и идентифицировать грамматические явления (по формальным признакам и строевым словам);
  •   соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста;
  •  различать сходные по форме грамматические явления;
  •  прогнозировать грамматические формы слова/конструкции;
  •  устанавливать группы членов предложения (подлежащего, сказуемого,обстоятельства);
  •  определять структуру простого предложения (по строевым элементам, порядку слов и др.);
  •  определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, герундиальных, определительных, обстоятельственных и т. д.);
  •  устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений;
  •  устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка.

Этапы работы над грамматическим материалом.

  1.  Введение и презентация нового грамматического явления, первичное выполнение грамматического действия. — Первичное выполнение действия: повторение речевых образцов хором за учителем, составление предложений. На этом этапе выполняются языковые грамматические неситуативные, аналитические упражнения; при введении используются демонстрация в контексте, таблицы, схемы. Объяснить Гр. Явление = раскрыть формальные признаки; объяснить семантику; функцию в контексте; провести первичное закрепление;
  2.  Формирование грамматических навыков в тренировочных, грамматических, предречевых, условно-речевых упражнениях. — развитие основных грамматических навыков: автоматизм, стабильное, ситуативное, коммуникативно-мотивированное употребление грамматического знака в речи в заданных границах.

Условно-речевые упражнения могут выполняться:

  •  на основе наглядно-представленных ситуаций (на серии картин), например: Учитель: Was machen die Kinder jetzt? Was haben sie im Sommer gemacht? — Учащиеся: используют, отвечая на эти вопросы тренируемые грамматические формы ((Präsens, Perfekt) знакомых глаголов.
  •  на основе речевого контекста следующего типа: Der Sohn zeigt der Mutter seine Hände vor dem Essen. Worüber fragt sie inn in dieser Situation?
  •  на основе темы: Учитель: Erzählt, ihr am Sonntag gemacht habt? Ученик: Ich bin gestern spät aufgestanden... (дрыхни сволочь, пока можешь!!!)
  •  На основе вопросов по теме: „Sommerferien" Wo warst du im Sommer? Wie war es dort? u.s.w.
  1.  Закрепление (использование грамматических явлений в различных формах и видах речи) — Суммируются все полученные знания по лексике и грамматике и используются в различных ВРД.

Различные методисты выделяют различные типы упражнений по формированию грамматического навыка, которые могут быть использованы на разных этапах обучения ГЯ:

Шатилов 3 этапа:

  1.  Предречевые упражнения (подготовительные неситуативные тренировочные упражнения) отсутствие связи с речевой ситуацией или речевым контекстом. Выполняются в целях осмысления и сознательного усвоения языкового материала в разных ВРД.
  2.  Условно-коммуникативные ситуативные грамматически направленные упражнения, имитирующие и моделирующие коммуникацию в учебных целях, для овладения учащимися языковым материалом, то есть грамматическими навыками, например: на формирование морфолого-синтаксического навыка можно использовать диалогизированные упражнения с опорой на картинку (тренировка перфекта: Die Schüler haben im Frühling im Garten gearbeitet. Wo haben sie gearbeitet? Warum haben sie im Garten gearbeitet? Wann haben sie im Garten gearbeitet? Mit wem haben sie im Garten gearbeitet?)
  3.  Условно-речевые, вариативные, ситуативные и контекстные. Тренируемое грамматическое явление в них должно быть изолировано от других грамматических явлений, но выступать в естественной для него функции.

Рогова:

  1.   Упражнения в имитативном воспроизведении грамматических явлений: имитация осуществляется на основе образца в громкой речи учащихся.
  2.   Упражнения в__видоизменении ГЯ — происходит усвоение всего многообразия форм,
    присущих данному ГЯ, за счёт разнообразных трансформаций, дополнения и расш
    ирения.
    Материальной опорой могут служить подстановочные табл
    ицы, например: для усвоения степеней сравнения прилагательных в связи с темой
  3.   Упражнения в комбинировании ГЯ для выражения мыслей. В естественной речи

используются разнообразные грамматические явления: говорящий рассказывает, как он проводит свой день; затем, как собирается провести выходные — комбинирует в рассказе Präsens и Futurum.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14494. Требования программы к объему фонетического материала, подлежащего усвоению в средней школе. Особенности фонетических навыков. Методическая последовательность действий учителя по формированию и совершенствованию фонетических навыков учащихся 12.62 KB
  Под слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи понимание всех звуков при аудировании речи. Требования программы к объему фонетического материала: Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка: четкое произнесение...
280. Средства и способы выражения грамматических значений 6.91 KB
  Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств среди которых ведущая роль принадлежит аффиксам окончание – самое главное из них. Вспомогательные средства выражения грамматических значений: 1 Ударение ноги – ноги берегу – берегу. 5 Супплетивизм – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительным изменением основы данного слова человек – люди брать – взять.
13096. Формирование двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом 90.49 KB
  Проанализировать теоретические основы формирования двигательных навыков. Охарактеризовать фитнес как часть современной физической культуры общества. Выявить специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом...
13220. Презентация грамматических явлений на средней ступени обучения иностранному языку на основе игр 50.46 KB
  Представить общую характеристику видов речевой деятельности. Рассмотреть сущность игры как психологического явления. Показать особенности получения грамматических навыков на уроках иностранного языка. Проанализировать возможности использования игр в процессе обучения иностранному языку.
21822. Формирование знаний и навыков невербального общения у студентов языковых специальностей 380.88 KB
  Актуальность темы исследования заключается в том что в настоящее время при подготовке специалистов языковых специальностей акцент делается преимущественно на вербальные языковые средства. И хотя все больше лингвистов и психологов заявляют о том что большая часть информации передается невербальными средствами обучение студентов правилам владения невербальными коммуникационными средствами которые присущи как отдельным культурам так и мировому сообществу в целом. Цель исследования заключается в том чтобы сформировать знания и навыки...
21791. Формирование профессиональных навыков в области организации ведения бухгалтерского учета 27.99 KB
  Предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Средствами для содержания ГКУ Ясли-сад №1 Қарлығаш являются: субсидии из местного бюджета родительские взносы дотации местных органов власти. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА Денежные средства ГКУ Ясли-сад №1 Қарлығаш представляют собой совокупность денег находящихся в кассе и на банковских расчетных счетах. Свободные денежные средства ГКУ Ясли-сад №1 Қарлығаш хранятся на их...
17546. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА УЧАЩИМИСЯ 5-7 КЛАССОВ 1.42 MB
  Содержание этапов исполнения композиции тематического натюрморта. Формирование навыков композиционного построения в этапах исполнения тематического натюрморта. Опытно-экспериментальная работа с учащимися 5-7 классов по освоению навыка композиционного построения тематического натюрморта.
2677. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданскихслужащих органов внутреннихдел 306.11 KB
  В издании подробно рассказывается о специальных мерах профилактики коррупции а также об особенностях воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения в служебной деятельности сотрудников ОВД. Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД.
18124. Процесс формирования у младших школьников элементарных учебных умений и навыков в условиях применения дидактической игры 86.54 KB
  Но не игра ради игры где ребенок пассивен где он является не субъектом игрового действия а объектом развлечения а игра ради ученья. В этом ряду можно назвать игры типа: викторины КВН олимпиады Что Где Когда А. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию повторению закреплению или усвоению исторической информации а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Актуальность игры в настоящее время повышается и...
14495. Типология упражнений по формированию и совершенствованию слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. Основные условия успешности обучения произносительной стороне речи 10.75 KB
  Основные условия успешности обучения произносительной стороне речи. Фонетика изучает звуковую сторону языка это наука о звуках речи и искусстве произношения. Под слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи понимание всех звуков при аудировании речи. Под ритмикоинтонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и соответственно понимания речи других.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.