Урок иностранного языка. Типология уроков. Структура уроков на разных этапах обучения

Язык и речь в комплексе применение наглядных пособий сопутствующие средства они выполняют вспомогательную функцию: раскрытие значений слов Методическое содержание урока. Основа для построения урока совокупность научных положений определяющих особенности урока его структуру логику и приемы работы. Эта совокупность и есть методическое содержание урока. Методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность.

2015-08-27

15.08 KB

133 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


20. Урок иностранного языка. Типология уроков. Структура уроков на разных этапах обучения.

Урок — обязательная основная форма учебной работы в школе; система действий учителя и ученика, направленная на решение конкретных образовательных, воспитательных задач.

Урок ИЯ:

  •  отличается целью и содержанием - это обучение коммуникативной речевой деятельности.
  •  носит комплексный характер (работая над речевой деятельностью учитель также работает над языковым
  •  материалом, т.е. язык и речь в комплексе)
  •  применение наглядных пособий (сопутствующие средства, они выполняют вспомогательную функцию: раскрытие значений слов)

Методическое содержание урока. Урок ИЯ как единица учебного процесса должен обладать основными свойствами данного процесса. Основа для построения урока - совокупность научных положений, определяющих особенности урока, его структуру, логику и приемы работы. Эта совокупность и есть методическое содержание урока. Методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность. Она означает уподобление процесса обучения и процесса общения по следующим признакам:

  1.  Целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своим высказыванием как-то воздействовать на собеседника или узнать что-то новое.
  2.  Мотивированный характер речевой деятельности, когда человек высказывается или читает потому что его побуждает что-то личное.
  3.  Наличие каких-либо взаимоотношений с собеседником, которые образуют ситуацию общения.
  4.  Использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе общения.
  5.  Использование тех предметов обсуждения, которые действительно важны для данной группы уч-ся.

С позиции коммуникативности методическое содержание урока определяется следующими основными положениями.

  1.  Индивидуализация — заключается в учете индивидуальных особенностей уч-ся. Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, которая выступает на 1-ый план в процессе учебного процесса. Она используется при всех В.Р.Д., должна пронизывать весь учебный процесс. Необходимо учитывать все индивидуальные свойства уч-ся и их индивидуальное развитие (характер, память, темп речи и т.д.). Этот учет реализуется в дифферинцированном подходе к уч-ся:

2 варианта: 1. Класс получает одно задание, но помощь разным уч-ся разная. 2. Разные группы учащихся получают разные задания.

  1.  Речевая направленность означает практическую ориентацию урока. Иноязычная речевая деятельность — основной фактор обучения. Правомерны уроки на языке, а не о языке. Каждый уч-ся изучает с какой-то целью. Если ее нет, то следует помочь  найти  ее,  сделать  все для  достижения  этой   цели.   Речевая деятельность  носит целенаправленный характер, как и система речевых упражнений. Таким образом, речевая деятельность является: абсолютным средством формирования и развития умения общаться (необходима постоянная речевая практика учащихся в общении); все упражнения должны носить речевой целенаправленный характер; вся работа учащихся на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик понял; любое речевое действие учащегося должно быть мотивированным; использование той или иной фразы, темы должно нести в себе коммуникативную ценность; любой урок должен быть речевым как по замыслу, так по организации и по исполнению
  2.  Ситуативность — соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Таким образом, ситуация общения может быть создана в том случае, если она основана на взаимоотношениях уч-ся. Каждая фраза должна быть ситуативной. Ситуативность необходима не только при развитии, но и при формировании речевых умений.
  3.  Функциональность. Каждая единица важна своей функцией: 1) ведущей в усвоении лексических единиц/грамматических явлений являются их функции, а не форма; 2) в установках упражнений следует использовать все разнообразие речевых задач; 3) использование знаний происходит на основе правил, инструкций 4) перевод с родного языка при обучении говорению исключается.
  4.  Новизна — при формировании речевого умения необходимо постоянно варьировать речевую ситуацию; повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в материал урока; содержание  учебных  материалов  должно   вызывать   интерес  уч-ся  своей  информативностью; Новизна должна проявляться в организации всех элементов данной учебной формы (урока).

Требование  к  уроку:   Каждый   урок  должен   обеспечивать   достижение   практической,  воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач;

  •  Адекватность, необходимость /достаточность (количество упражнений), завершенность
  •  Содержательность урока: значимость самого материала, которым оперируют на уроке, адекватность приемов и упражнений задачам урока, оптимальное соотношение тренировки уч-ся в усвоении материала и его использовании в речи.
  •  Активность уч-ся: должна проявляться в их речемыслительной деятельности, это связано с воспитанием их речевой инициативы.
  •  Мотивационная обеспеченность урока: осознание уч-ся успешности изучения ИЯ, ощущение прогресса в учении. Только в этом случае урок будет иметь смысл для школьника. Большую роль здесь играет доступность и посильность предлагаемых заданий. Уч-ся легко и с желанием выполняет задания, если они содержат преодоление трудностей. Способствовать мотивации могут различные приемы и формы работы, а также сама организация урока.

Структура урока должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. Структура любого урока включает: начало, центральную часть и завершение.

  1.  Начало должно проходить в быстром темпе и занимать 3-5 минут. Его возможное содержание: приветствие, оргмомент, сообщение задач урока, речевую зарядка. Преследует 2 задачи: организовать урок, подготовить уч-ся к участию в уроке и ввести уч-ся в атмосферу ИЯ, обеспечить их работу на уроке. Приветствие уч-ля может переходить в речевую зарядку. Оргмомент содержит рапорт дежурного или диалог уч-ля с дежурным. На среднем и старшем этапе рапорт дежурного можно опускать, не следует затягивать начало урока.
  2.  Центральная часть урока выполняет главную роль в выполнении задач. На начальном этапе решается несколько задач (2-3). Центральная часть носит дробный характер. Все ВРД поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума.

На среднем этапе в основном сохраняется такая структура центральной части. Но возможны уроки с более цельной структурой. Это связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью решения одной задачи на уроке, например, беседа по домашнему чтению.

На старшем преобладают уроки с цельной центральной частью, посвященной решению 1-ой задачи: чтение текста и беседа по проблемам, затрагиваемым в нем. На этом этапе могут быть уроки смешанного типа.

  1.  Завершение урока: подводятся итоги урока, оценивается работа уч-ся, постановка домашнего задания. Могут проводиться закрепляющие игры.

Типология уроков: 2 основных типа уроков:

  1.  Уроки, целью которых является развитие устной речи и чтения на базе сформированных ранее умений и навыков пользования языковым материалом. Это чисто речевой урок.
  2.  Уроки, целью которых является формирование умений и навыков пользования определенным языковым материалом. Это речевой комбинированный урок.

Занятия 1-го типа характеризуются деятельностью учителя и учащегося, направленной на формирование умений оперировать средствами ИЯ в пределах речевых ситуаций (это старший этап).

На занятиях 2-го типа деятельность учителя и учеников направлена на обмен информацией по той или иной теме в виде монологических высказываний, текста, которая сопровождается работой над языковым материалом. Проводится на начально-среднем этапе.

По Пассову:

  1.  Урок формирования лексических навыков. Схема этого урока: тема, цель, речевой материал а)указывается новый материал; б) указывается материал для повторения. Ход урока: Намечается три вида работы: 1) речевая зарядка, вводящая в атмосферу иноязычного общения; 2) семантизация лексики; 3) автоматизация лексических единиц
  2.  Урок формирования грамматических навыков. Как и в лексическом, 3 вида работы: 1) речевая зарядка; 2) презентация нового материала; 3) автоматизация речевого материала;
  3.  Урок совершенствования речевых навыков. Проходит на основе текста. Цель: совершенствование навыков устной речи (разговорный текст предъявляется на слух), либо навыков письменной речи (зрительно), либо лексических навыков говорения, либо грамматических навыков говорения. Ход урока: 1) речевая подготовка — активизация материала предыдущих уроков; 2) чтение (слушание) разговорного текста 3) упраженения с материалом разговорного текста (перефразирование, трансформация)
  4.  Урок развития монологической речи. Задачи: научить высказываться обращенно к конкретному лицу, в конкретных    условиях    общения; научить    выражать    законченную    мысль,    имеющую    коммуникативную направленность; научить высказываться логично и связно;
  5.  Урок развития диалогической речи
  6.  Урок развития умений читать. Задачи:  учить воспринимать текст с однократного восприятия; учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц; развивать скорость чтения (про себя); развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц; развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера.

Нетрадиционные уроки:

Цель:  необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями  материала программы  с  одновременным  осуществлением   разноаспектного   развития   и формирования личности каждого обучаемого  –   с  учетом  его  индивидуальных способностей и возможностей.

  •  осуществляется  контроль  знаний,  навыков  и  умений  учащихся  по определенной теме;
  •  обеспечивается  деловая,  рабочая  атмосфера,  серьезное  отношение учащихся к уроку;
  •  предусматривается минимальное участи  уроке учителя.

Метод проектов:  отличается  кооперативным  характером  выполнения заданий  при  работе  над   проектом,   деятельность,   которая   при   этом осуществляется, является по  своей  сути  креативной  и  ориентированной  на личность  учащегося; предполагает  высокий  уровень  индивидуальной  и коллективной ответственности за выполнение  каждого  задания  по  разработке

проекта.

  •  Тема проекта может быть связана  с  одной  предметной  областью  или  носить междисциплинированный характер. При  подборе  темы  проекта  учитель  должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и  личную значимость предстоящей работы,  практическую  значимость  результата  работы над проектом.
  •  Формы: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие  другие.  
  •  Формы  презентации  проекта:  доклад,  конференция,  конкурс,   праздник, спектакль.
  •  Главным  результатом  работы  над  проектом  будут  актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и  умений   и  их  творческое применение в новых условиях.
  •  Этапы: выбор темы  или  проблемы  проекта; формирование группы исполнителей;  разработка  плана  работы  над  проектом, определение  сроков;  распределение  заданий  среди   учащихся;   выполнение заданий,  обсуждение  в  группе  результатов  выполнения  каждого   задания; оформление совместного  результата;  отчет  по  проекту;  оценка  выполнения проекта.

Видеоурок: создание реальных и воображаемых ситуаций общения на  уроке ИЯ  с использованием различных приемов работы; приобщение школьников к культурным ценностям

народа – носителя языка: представить  процесс  овладения   языком   как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения  и  развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Урок – экскурсия: знакомство с русской национальной культурой  становится необходимым элементом процесса обучения иностранного  языка: принцип  диалога  культур  предполагает использование  культуроведческого  материала  о   родной   стране,   который позволяет  развивать  представления   о родной   страны,   а   также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Урок – спектакль: ипользование художественных произведений зарубежной  литературы  на  уроках ИЯ совершенствует   произносительные   навыки   учащихся, обеспечивает  создание  коммуникативной,   познавательной   и   эстетической мотивации.  Подготовка спектакля – творческая работа,  которая  способствует выработке навыков языкового общения  детей  и  раскрытию  их  индивидуальных творческих способностей.

Урок-праздник: расширяет  знания  учащихся  о  традициях  и обычаях, существующих  в  англоязычных  странах  и  развивает  у  школьников способности к  иноязычному  общению,  позволяющих  участвовать  в  различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок – интервью:  овладение  определенным  количеством  частотных  клише  и их автоматизированное использование; в  зависимости  от  поставленных  задач  тема  урока  может   включать отдельные  подтемы.  Например:  ”Cвободное  время”,  “Планы   на   будущее”, “Биография” и т.д. можно использовать элементы ролевого диалога (русский – немец)

Урок-эссе: выработка  собственной позиции,   собственного    отношения    к    прочитанному:   сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". Словарь кратких литературоведческих  терминов трактует понятие  "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет  не  воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Учащиеся  должны  уметь   критически   оценивать прочитанные  произведения,   в  письменном  виде  излагать  мысли   согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку  зрения  и  осознанно принимать собственное решение.

Интегрированный урок: расширение  общеобразовательного  кругозора  учащихся,  прививание им  стремления овладеть знаниями шире обязательных программ. Межпредметная    интеграция    дает    возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения

дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и иностранный  язык"  при  изучении основных  достижений  мировой  и  отечественной  культуры.

Основными  целями  интеграции  иностранного  языка   с   гуманитарными дисциплинами   являются:   совершенствование   коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление  знаний  и  обмен  этими знаниями в условиях иноязычного  речевого  общения;  дальнейшее  развитие  и совершенствование эстетического вкуса учащихся.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13402. Структурные компоненты уроков русского языка 8.99 KB
  Задача: подготовка учащихся к работе. Содержание: приветствие проверка готовности учащихся к уроку организация внимания учащихся постановка общей цели урока что нового узнают на уроке чему научиться и т. Выявление типичных недостатков в знаниях учащихся и причин их появления определение способов их устранения. Устный опрос учащихся.
14506. Особенности обучения ИЯ на разных этапах обучения 10.84 KB
  Обучение устной речи вызывает у учся заметную активность. Главная цель обучения: овладение учащимися прежде всего устной речью. Преимущественное развитие устной речи создает устноречевую базу владения ИЯ. Должна быть взаимосвязь всех ВРД: Все усваивается в устной форме закрепляется с помощью чтения и письма.
18138. Возможности уроков русского языка как средства развития творческого мышления младших школьников 854.89 KB
  Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Провести эксперимент по развитию творческого мышления младших школьников. Разработать методические рекомендации для учителей начального звена по развитию творческого мышления младших школьников.
18206. Нетрадиционные уроки как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников на примере уроков русского языка 999.99 KB
  Ребенку должна нравиться его деятельность и она должна быть ему доступна Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока которые способствуют повышению уровня мотивации изучения русского языка на разных этапах связи учебного материала с жизненными ситуациями развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников и как следствие активизации мыслительной деятельности. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности при которой учащийся приобретает...
18073. Уровень развития речевых умений на уроках при обучении детей посредством интеграции уроков русского языка, изобразительного искусства 203.77 KB
  Большой поток учебной информации ее объем так велик что учащемуся становится порой сложно вовремя а главное качественно находить необходимую информацию в любом из направлений научного познания. Что в свою очередь позволит обучаемым без помощи постороннего использовать необходимые в жизни знания и использовать содержание учебного материала в виде некоего целого для решения той или иной проблемной ситуации. Возможно что ранее у человека не было столько возможностей к её удовлетворению. Следует особо отметить что последние - это формы...
14065. Мультимедийные средства обучения на уроках иностранного языка 31.39 KB
  На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов Интернетстраничек содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка электронных учебников баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие мультимедийных средств обучения и определить их функции; рассмотреть наиболее распространённые мультимедийные средства применяемые на уроках иностранного языка и целесообразность их комплексного использования; выделить положительные...
5102. Планирование уроков физической культуры 43.75 KB
  Поэтому несмотря даже на то что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок например по общему времени объему и интенсивности нагрузок количеству занятий в неделю играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам. Цель – исследование школьного урока физической культуры как основной формы учебной работы. Задачи исследования: описать характерные черты урока физической культуры; определить педагогические требования к уроку физической культуры; представить классификацию урочных форм...
15664. Нестандартные формы уроков права в старших классах 37.98 KB
  Юридическая подготовка важна не только для профессионалов данной области, но и для людей, не имеющих прямого отношения к праву, т.к. элементарные правовые знания необходимы для решения различных жизненных ситуаций. Особенно важны эти знания для подростков в качестве предотвращения совершения ими различных правонарушений. Актуальность работы обусловлена постоянно функционирующим процессом модернизации образования в целом, а так же необходимостью общих исследований в области преподавания права в старших классах.
1764. Влияние уроков обществознания на формирование духовно- нравственных ценностей 37.94 KB
  Формирование личности на уроках обществознания. Однако изменения современного социального пространства идущие в настоящее время не дают четких ориентиров для способов и новой системы поиска смыслов и ценностей что несомненно затрудняет не только социально-психологическую адаптацию людей но и формированию личности. Проблема изучения личностных особенностей способствующих успешной адаптации и самореализации личности приобретает особое звучание и актуальность для подростков. В связи с этим можно с уверенностью сказать что...
4826. Преподавание уроков физической культуры в 5 классах в условиях общеобразовательной школы 139.96 KB
  Изучить особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов. Рассмотреть задачи и средства физического воспитания учащихся 5 классов. Ознакомиться с формами организации физического воспитания учащихся 5 классов. Провести эмпирическое исследование преподавания уроков физической культуры в 5 классах, включающее в себя три этапа.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.