Технология обучения диалогической и монологической речи. Этапы и упражнения. Два пути обучения говорению. Факторы, определяющие успешность обучения говорению

Технология обучения диалогической и монологической речи. Два пути обучения говорению. Факторы определяющие успешность обучения говорению. На среднем этапе обучения развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы продолжать мысль переходить от одной мысли к др.

2015-08-27

15.74 KB

38 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


15. Технология обучения диалогической и монологической речи. Этапы и упражнения. Два пути обучения говорению. Факторы, определяющие успешность обучения говорению.

Процесс говорения может осуществляться в 2 формах: диалогической и монологической.

Монолог — речь одного лица выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д.

Психологическая характеристика монологической речи.

  1.  Участвует в основном один говорящий. У него задействованы речевые анализаторы,
  2.  Монологическую речь можно готовить и планировать.
  3.  Монологу присуща последовательность, логическая завершённость.
  4.  Он обращен к какому-либо лицу или группе лиц. Монолог непрерывен. Его эмоциональная окраска мала, он нейтрален.

Лингвистическая характеристика монологической речи. 

  1.  МР характеризуется полносоставностью предложений.
  2.  В ней отсутствуют фразеологизмы. Предложения в основном повествовательные. Стиль речи приближен к письменному.
  3.  Жесты, мимика играют не решающую роль. Можно обойтись без них.

Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

  1.  Информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния.
  2.  Воздейственная - убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, побуждение к действию или предотвращение действия.
  3.  Эмоционально-оценочная - МР включает в себя монолог и монологическое высказывание, то есть высказывание, которое ориентировано на УР. Монолог может быть в УР и ПР.

Виды монологических высказываний:

  1.  описание - перечисление признаков того, о чём говорится (предмет, лицо);
  2.  повествование - сообщение о развивающихся событиях. Функция: дать динамику событий.
  3.  рассуждение - речь по тезису. Тезис - аргумент - тезис.

Начальный этап: описание и повествование (сообщение, пересказ).

Средний этап: повествование (сообщение с элементами рассуждения).

Старший этап: рассуждение.

МР обучают в парах (обращенная МР), когда партнёр даёт такие реплики: сообщи, обоснуй.

Целью является овладение определёнными типами речи, а также теми способами формирования мысли, которые обеспечивают данный ВРД. Чтобы достичь этой цели необходимо сформировать монологические умения и навыки.

Речевые монологические умения - это умения правильно в языковом отношении логически, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивировано и творчески пользоваться языковыми средствами языка.

При обучении МР Шатилов выделяет 2 этапа:

  1.  овладение основными монологическими высказываниями;
  2.  совершенствование монологических умений;

На первом этапе (5-7 классы) монологические умения формируются в учебной МР. Она не является подлинно коммуникативной. Цель начального этапа: правильно употребить речевые образцы. Велика роль описания. На первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок, после усвоения языкового материала в диалогической речи. На начальном этапе — подготовленное монологическое высказывание (описание постепенно переходит в повествование: пересказ текста; сообщение о своём друге, семье). Упражнения: продолжение предложения, начатого учеником; расширение, сокращение, объединение предложений. Используются также методы составления плана, схемы, темы, ключевые слова.

На среднем этапе обучения — развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы, продолжать мысль, переходить от одной мысли к др. Могут использоваться различные опоры, но уровень владения МР должен быть высокий. В неё должно входить и мнение говорящего. Упражнения: продолжить мысль, объяснить фразу, составить 2-3 предложения по данной опоре, картине, ситуации.

На старшем этапе — развитие умений аргументировать, домысливать, доказывать, высказать мысль в более развернутой форме. Упражнения: доказать справедливость данного утверждения, согласиться или опровергнуть какое-либо мнение; охарактеризовать обстановку, в которой происходит действие. Материалом для обсуждения могут быть тексты. Самое трудное — добиться того, чтобы ученик научился экономно и творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли.

В обучении МР в методике приняты 2 пути:

  1.  Путь сверху — исходной единицей обучения является законченный текст
  •  снятие лингвист трудностей (предречевые упражнения – опрос по заголовку о чем текст, снятие содержания трудностей)
  •  предъявление базового текста, отработка (составление плана текста и др.)
  •  репродукция текста (подготовленное высказывание; цитатные и развернутые)
  •  подстановка, расширение, комбинирование (подстановка лексики и грамматических структур)
  •  подготовленная речь
  •  спонтанная речь
  •  творчество.

Грамотно подобранный текст имеет высокую степень информативности, при этом речевые высказывания учащихся способствуют реализации образовательных целей обучения. Текст - очень хорошая речевая опора.

  1.  Путь снизу — в основе обучения лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. Навыки развиваются без опоры на текст. Опора только на тематику и проблематику, на изученную лексику и грамматику и на речевые структуры. Используется на начальном этапе, когда ученики не могут хорошо читать; и учебный текст ещё слишком мал. На среднем и на старшем этапах обучения этот путь используется иногда, когда уровень знаний по проблеме достаточно высок.
  •  отработка речевой структуры
  •  подстановка и расширение
  •  комбинирование с другими структурами
  •  управляемая речь
  •  спонтанная речь
  •  творческие виды работы.

Диалогическая речь — процесс взаимодействия двух или более участников, поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речетворчества, в котором поведение каждого из участников определяется речевым поведением другого;  процесс формирования устного диалогического общения протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль партнёра.

  •  Диалогическое общение с точки зрения инициативности его участников может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) и многоинициативным (в беседе). Может быть односторонне инициативным, когда активен лишь один из участников (задаёт вопросы), а другой реактивен (отвечает на вопросы).
  •  Главная психологическая особенность ДР - её ситуативность. Содержание ДР иногда может быть понятно только с учётом ситуации, в которой она создаётся. Ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми.
  •  Другая особенность ДР состоит в контакности общающихся, в обращённости реплик, в которых выражается учёт речевого и неречевого поведения партнёров, знание обстоятельств.
  •  Эмоциональная окрашенность: в непосредственном общении люди выражают свои чувства, переживания, своё отношение. Выражением этих чувств могут быть реплики восклицания, одобрения, разочарования.

По степени эмоциональной окрашенности ДР может быть:

  1.  Нейтральная
  2.  умеренно-эмоциональная
  3.  повышенно-эмоциональная

В школьных условиях обучение идет только первым двум видам.

Цель ДР  — формирование речевых диалогических умений. Это умение формулировать запрос информации, умение коммуникативно-мотивировано и ситуативно обосновано удовлетворить запрос информации; умение сообщить информацию в целях её дальнейшего обсуждения, умение выражать оценочное суждение по поводу полученной информации, реплики согласия, сомнения и т.д. В обучении можно выделить два этапа;

  1.  Формирование элементарных умений реплицирования (построение реплик);
  2.  Совершенствование этих диалогических умений  в сложном  речевом общении (групповом диалоге, тематической беседе).

На первом этапе обучения ДР (5-6) учащиеся должны овладеть различными типами речевых действий, то есть речевыми образцами. Необходимо обучать умениям выполнять различные речевые действия в ситуативных упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения ДР ситуативно-коммуникативный характер. Важна роль опор, с помощью которых можно развить диалогические умения.

Второй и старший этапы обучения ДР (7-8) состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи в виде диалогов-переспросов, расспросов, бесед, которые постепенно приобретают черты естественного диалогического общения.

Выделяют два пути обучения диалогической речи:

  1.  Путь сверху: отталкиваясь от Д-образца, учащиеся проходят через след этапы:
  •  воспроизведение сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявление действующих лиц и их позиций.
  •  аналитический – выявление и «присвоение» особенностей данного диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений).
  •  воспроизведение по ролям – драматизация, предполагается полное «присвоение» данного диалога. Здесь кончается работа над подготовленным диалогом.
  •  стимулирование ДР на основе подобной, но новой ситуации.
  1.  Путь снизу от диалогического единства к целому диалогу. Используя этот путь, удобнее обучать разворачиванию реплики, вкраплению микро-монологов. В такого рода диалоговых единствах стимулирующая реплика строится так, что она вызывает развернутый ответ. Она выражена серией вопросов или вопросом типа «почему?» и «отчего?», «с какой целью?». Путь «снизу» предполагает выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Овладение диалоговым общением путем «снизу» может происходить и в игре (игра - знаменитости).

ДР помогает активизировать лексику и речевые образцы. Ведущим партнёром является учитель. Он управляет процессом усвоения и тренировки усвоения нужного речевого или языкового материала. Диалогические умения формируются в учебной ДР, речевых упражнениях с опорой на ситуацию (реальную / воображаемую) - ситуативная ДР и на контексте - диалогическая контекстная речь.

МР и ДР вырабатываются при помощи разнообразных тренировочных и речевых упражнений:

Подготовительные (некоммуникативные): имитация без преобразования, с преобразованием (замена реплик в диалоге, сокращение, расширение предложений), составление ассоциограмм.  

Речевые упражнения (2 группы: для обучения неподготовленной МР или ДР, подготовленной МР или ДР):

  •  для обучения подготовленной ДР: ответы на вопросы (краткие, полные), постановка узловых вопросов к  тексту; диалогизация прослушанного или прочитанного монолога; объединение разрозненных реплик в диалог
  •  для обучения подготовленной МР: составление ситуаций, рассказа на тему (по ключевым словам, плану); объяснение реалий, заголовка; выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; пересказ (близкий, резюме)
  •  для обучения неподготовленной ДР: составление аргументированных ответов на вопросы; ролевые игры, викторины, беседа за круглым столом;
  •  для обучения неподготовленной МР: придумывание заголовка и его обоснование, описание картины, рисунка, не связанных с изученной темой, обоснование собственного суждения или отношения к фактам, характеристика действующих лиц;

Обучение диалогу предполагает решение следующих двух задач: 1) обучение реплицированию, 2) обучение умению разворачивать одну из реплик диалога в связное высказывание, в микромонолог. При обучении диалогу возможен путь «сверху» и путь «снизу», то есть путь от целого диалога-образца или путь от элементарного диалогического единства (пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении).

Успешность обучения говорению зависит:

  •  от сформированности технических навыков говорения — наличия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, редукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными заменами и ассоциациями;
  •  от создания мотивов учения;
  •  от реализации ситуативной обусловленности;
  •  от прогнозирования зон интерференции и переноса.
  •  от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т. д.).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14501. Структура говорения как вида речевой деятельности. Содержание обучения говорению. Виды опор при обучении говорению 13.07 KB
  Методологич компонент: формир общеучебных навыков и умений вести тетрадь работать с учебником развитие умений самостоятельной работы умение пользоваться словарями справочниками умение создавать опоры умение пользоваться современными техническими и мультимедийными средствами. Опоры используемые при обучении говорению. Различают по способу вызова ассоциаций: словесные и изобразительные опоры. Опоры Содержательные словесные вербальные изобразительные Текст зрительно Текст аудитивно Микротекст зрительно Микротекст...
14504. Чтение как цель и средство обучения. Цель и содержание обучения чтению. Обучение технике чтения: этапы, упражнения 12.52 KB
  Чтение – мотивированный рецептивный опосредованный вид речевой деятельности протекающий во внутреннем плане нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации. В основе каждого вида чтения лежат базовые умения: понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь логическую...
14505. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи 10.69 KB
  Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...
14500. Психофизиологическая природа аудирования. Технология обучения аудированию: этапы, упражнения. Требования программы к обучению аудированию 11.89 KB
  соотнесение поступающей информации со своим опытом и нахождение таким путем возможных опор для ее понимания и оценки; включение полученной информации в речевую и неречевую деятельность Для достижения этих целей нужно преодолеть следующие трудности: 1 отсутствие чёткой границы между словами; 2 расхождение в написании и произношении слов; 3 наличие фонем которых нет в русском языке; 4 темп речи; 5 особенности голосовых данных диктора тембр высота речи; 6 характер речи: живая речь воспринимается лучше чем механическая. Требования...
7560. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся 26.65 KB
  Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий дифференциация индивидуализация обучения дифференцированное обучение; знать и уметь раскрывать характерные черты внутренней и внешней дифференциации понимать основания для выделения видов дифференциации; □ знать и уметь характеризовать формы методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных ступенях общеобразовательной школы; □ знать...
9386. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения 21.39 KB
  Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения Обучение относится к основным видам деятельности наряду с игрой трудом и общением. Рассмотрим подробнее когнитивный аспект обучения. В процессе обучения происходит управляемое изменение поведения человека.
18164. Активизация познавательной деятельности младшего школьника как условие успешности обучения при моделировании игровых технологий обучения 115.24 KB
  Элькониным раскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием младших школьников ее позитивное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Задачи исследования: Раскрыть сущность понятия дидактическая игра в психолого-педагогической литературе; Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста; Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной...
14514. Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования 26.49 KB
  Основные принципы обучения ИЯ: определение проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Принцип обучения основные нормативные положения которыми следует руководствоваться чтобы обучение было эффективным. Принципы представляют собой категории дидактики характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования Я.
14512. Система обучения иностранным языкам. Разные подходы к определению цели и задач обучения ИЯ на современном этапе (традиционная методика) 14.54 KB
  Система обучения иностранным языкам. Разные подходы к определению цели и задач обучения ИЯ на современном этапе традиционная методика. Система обучения – совокупность основных компонентов учебного процесса определяющих отбор учебного материала для занятий формы и способы его подачи на уроке методы и средства общения. С позиции системного подхода в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению цели и задачи содержание процесс принципы методы средства организационные формы...
14506. Особенности обучения ИЯ на разных этапах обучения 10.84 KB
  Обучение устной речи вызывает у учся заметную активность. Главная цель обучения: овладение учащимися прежде всего устной речью. Преимущественное развитие устной речи создает устноречевую базу владения ИЯ. Должна быть взаимосвязь всех ВРД: Все усваивается в устной форме закрепляется с помощью чтения и письма.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.