Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи

Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...

2015-08-27

10.69 KB

33 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


18. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи.

Письменная речь — продуктивный ВРД. Психофизиологической основой ПР является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализатора. Она связана с чтением, т.к. есть общие элементы — зрительно-графические и слухомоторные образы языковых явлений. Эти два вида поддерживают друг друга: написание есть кодирование мысли графическими знаками, чтение — декодирование графических знаков (при чтении про себя) в слухоречемоторный код внутренней речи и (при чтении вслух) во внешнюю речь.

В методической литературе различают письмо, под которым понимают технику использования графической и орфографической систем данного языка, и письменную речь как умение выражать мысль в письменной форме.

Цель обучения — формирование письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Конечные требования – формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения ИЯ.

Требования программы:

На начальном этапе учащиеся должны научиться описывать несложные рисунки (письменно), поздравлять с праздниками и днями рождения, правильно писать свое имя, имя  адресата, дату и адрес (2-4 классы); Письмо помогает овладеть графикой языка и орфографией усваиваемых слов и грамматических явлений. Оно позволяет учится фиксировать в памяти графические знаки, т.к. при письме активно работает зрительный анализатор, слуховой анализатор (соотносит его со звучанием), речедвигательный (произносит то, что пишет), моторный (рука осуществляет движение).

На среднем этапе (5-7): должны уметь сообщить зарубежному друг информацию о себе, своей семье, школе, городе, увлечениях; запрашивать информацию у адресата, написать заметку в журнал или газету, сообщать в анкете данные личного характера. Продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Учащиеся записывают слова, словосочетания, предложения, чтобы лучше их запомнить. Они выполняют письменные задания, которые помогают усвоению лексико-грамматического материала

На старшем этапе: должны уметь описывать события, факты, явления, сообщать / запрашивать информацию развернутого плана, комментировать события, факты, используя аргументацию, выражать собственное мнение /суждение, создавать развернутые планы или тезисы для устного сообщения и т.д. Письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала.

В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения письма в новом для учащегося языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка, оно помогает усвоению языкового материала и формированию навыков в чтении и устной речи.

Особенности техники письма:

Предполагает владение навыками каллиграфии (начальный этап), орфографии и пунктуации.

  1.  Графика — совокупность всех средств данной письменности. Графика немецкого языка имеет два варианта: печатный и рукописный. Каждый из них имеет прописные и строчные буквы;
  2.  Орфография — правописание или система правил использованных письменных знаков при написании конкретных слов.

При овладении графемно-фонемной системой немецкого языка учащиеся испытывают трудности, что проявляется в орфографических ошибках из-за: 1) отсутствия соответствия между графемами и фонемами. Например: одна и та же фонема может быть выражена различными буквами, а одна и та же буква может передавать различные фонемы: s = [s], и [z]; [в сочетаниях]= sch, sp, st; [k] = ch, ck; 2) несовпадение кириллицы и латиницы; наличие одинаковых по написанию, но разных по звучанию графем (с, п, р, у).

В целом необходимо сформировать: правильное написание прописных и строчных букв; владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответствиями; корректное написание активного словаря.

Упражнения: начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу (в печатном И прописном); списывание с выполнением заданий (подчеркнуть указанные графемы); группировка слов по определенным признакам (долгий / краткий согласный); конструирование слов из букв.

Орфографическая система немецкого языка основывается на 3 принципах:

  1.  фонетический (буква полностью соответствует звуку), например: fünf;
  2.  грамматический  (морфологический)   написание  определяется   правилами   грамматики,   независимо  от фонетических отклонений в произношении одной и той же буквы: Kind [kint];
  3.  исторический,  при  котором  написание  отражают  исчезнувшие  нормы  произношения,  либо являются написаниями традиционно закрепившимися: vier.

Упражнения: копирование текста, списывание с заданиями (вставить недостающие буквы); орфографические игры (кроссворды); диктанты (слуховой, зрительный)

Особенности обучению письменной речи:

Обучение письменной речи осуществляется при помощи подготовительных и речевых упражнений.

Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации предложений, эквивалентным заменам, вопрос-ответным умениям, выборочному переводу и т.д.

Упражнения: подстановка эквивалентов, заполнение пропусков недостающими словами (полумеханический — дано в скобках; творческий — отсутствует), конструирование предложений (по образцу, образование краткого диалога с опорой на этикетные формулы и речевые намерения, составление сложносочиненного /сложноподчиненного предложения из простых);

Речевые упражнения (направленность внимания на  содержание письменного высказывания):

Упражнения репродуктивного характера: написание текста (письма, открытки, сообщения и т.д.) с опорой на образец (письмо по аналогии);

Репродуктивно-продуктивные упражнения: это упражнения в построении собственного письменного высказывания  с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, серия картин, фотография и ключевые слова, фразы, выражения и др.): письменные вопросы к тексту, составление плана, озаглавливание тектса, характеристика дейсвтующего лица при помощи данных текста;

Продуктивные упражнения: требуют от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Эти упражнения должны, как правило, завершать работу над конкретной темой: изложение полученной информации и ее оценка (может быть развернутым, сжатым, свободным), написание сочинения с опорой на текст, картину, серию рисунков ()описательного характера; сочинение-повествование; рассужение); НАПИСАНИЕ ПИСЬМА (господи, как я их ненавижу!!!!)

Стимулы, побуждающие учащихся к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (например, формулировка проблемного тезиса) или визуально (просмотр фильма).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14502. Технология обучения диалогической и монологической речи. Этапы и упражнения. Два пути обучения говорению. Факторы, определяющие успешность обучения говорению 15.74 KB
  Технология обучения диалогической и монологической речи. Два пути обучения говорению. Факторы определяющие успешность обучения говорению. На среднем этапе обучения развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы продолжать мысль переходить от одной мысли к др.
14497. Требования программы и критерии отбора лексического материала для обучения учащихся устной речи и чтению. Способы семантизации лексических единиц 13.75 KB
  Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств обслуживающих новые темы проблемы и ситуации общения. Расширение потенциально го словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами: суффиксами существительных: e die Sorge; ler der Sportler ie die utonomie; суффиксами прилагательных: sm sprsm br wunderbr; префиксами существительных и глаголов: vor ds Vorbild vorkommen; mit die Mitverntwortung mitmchen Поскольку...
10075. Динамические процессы в письменной речи возникающие под влиянием устной 98.55 KB
  Вопрос об изменении языка ни у кого не вызывает сомнений, а вопрос развития и совершенствования остается в языкознании дискуссионным. Различный подход к данной проблеме связан с двоякой природой языка как природного и общественного явления. Как природное явление язык выступает в виде определенной функции человеческого организма; и как таковой вплетен в человеческую деятельность, объективно существуя в виде речи и речевой деятельности.
14500. Психофизиологическая природа аудирования. Технология обучения аудированию: этапы, упражнения. Требования программы к обучению аудированию 11.89 KB
  соотнесение поступающей информации со своим опытом и нахождение таким путем возможных опор для ее понимания и оценки; включение полученной информации в речевую и неречевую деятельность Для достижения этих целей нужно преодолеть следующие трудности: 1 отсутствие чёткой границы между словами; 2 расхождение в написании и произношении слов; 3 наличие фонем которых нет в русском языке; 4 темп речи; 5 особенности голосовых данных диктора тембр высота речи; 6 характер речи: живая речь воспринимается лучше чем механическая. Требования...
14503. Чтение как вид речевой деятельности. Требования программы. Проблема классификации видов чтения. Обучение различным видам чтения 16.12 KB
  Проблема классификации видов чтения. Обучение различным видам чтения. в памяти учся нет прочных слухомоторных образов лингвистического материала; необходимость овладения системой грамматических знаков отличающейся от родного языка то есть это трудности овладения техникой чтения вслух. Это явпяется обязательной предпосылкой для формирования чтения про себя.
14498. Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Принципы обучения коммуникативной грамматике 11.04 KB
  Требования программы и критерии отбора грамматического минимума для средней школы. Способы введения грамматического материала. Коммуникативный подход использование грамматического материала в начале обучения в естественном общении или приближенном к нему. Главное требование к отбору и объёму грамматического материала объём должен быть достаточен для реализации коммуникативных целей преподавания языка в пределах предусмотренных программой.
14504. Чтение как цель и средство обучения. Цель и содержание обучения чтению. Обучение технике чтения: этапы, упражнения 12.52 KB
  Чтение – мотивированный рецептивный опосредованный вид речевой деятельности протекающий во внутреннем плане нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации. В основе каждого вида чтения лежат базовые умения: понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь логическую...
14495. Типология упражнений по формированию и совершенствованию слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. Основные условия успешности обучения произносительной стороне речи 10.75 KB
  Основные условия успешности обучения произносительной стороне речи. Фонетика изучает звуковую сторону языка это наука о звуках речи и искусстве произношения. Под слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонетически правильного произношения всех звуков в потоке речи понимание всех звуков при аудировании речи. Под ритмикоинтонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и соответственно понимания речи других.
12606. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развития речевой деятельности на коррекционных занятиях «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в младших классах специальной (коррекци 1.76 MB
  Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной жизни: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.
14501. Структура говорения как вида речевой деятельности. Содержание обучения говорению. Виды опор при обучении говорению 13.07 KB
  Методологич компонент: формир общеучебных навыков и умений вести тетрадь работать с учебником развитие умений самостоятельной работы умение пользоваться словарями справочниками умение создавать опоры умение пользоваться современными техническими и мультимедийными средствами. Опоры используемые при обучении говорению. Различают по способу вызова ассоциаций: словесные и изобразительные опоры. Опоры Содержательные словесные вербальные изобразительные Текст зрительно Текст аудитивно Микротекст зрительно Микротекст...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.