Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования

Основные принципы обучения ИЯ: определение проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Принцип обучения основные нормативные положения которыми следует руководствоваться чтобы обучение было эффективным. Принципы представляют собой категории дидактики характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования Я.

2015-08-27

26.49 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


4. Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования.

Принцип обучения - основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.

Принципы представляют собой категории дидактики, характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования (Я.А. Коменский). Общие дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в «Великой дидактики» в 1657 г. Эти принципы сохранили свое значение до наших дней. Принципы отражают общие закономерности, связи, зависимость процесса обучения от процесса усвоения.

Гуревич: Принципы - ведущие тенденции в методике.

Пассов, Бим: Принципы вытекают из законов процесса обучения

Принципы:

  1.  общедидактические
  •  Принцип единства обучения и воспитания. Обучение должно обеспечивать воспитат.  и всестороннее развитие личности. Должно быть единство целей воспитат., развив, и образоват. Содержание материала должно быть связано с жизнью - это предостерегает от увлечения механич. тренировкой.
  •  Принцип научности и систематичности Научность: язык развивается => обучение должно строиться на новейших достижениях о языке, теории образования, воспитания, возрастной психологии.

Систематичность: последовательное изложение материала, от простого к сложному, связь между новым и старым материалом. Постоянный возврат к изученному.

  •  Принципы сознательности, активности и самостоятельности

Сознательность: в зависимости от уровня учащихся уровень сознательности различен (z.B. констр. Ich möchte школьники заучивают как речевой образец, студенты - осмысленно).

Активность: практ. активность проявляется не в активности реч. деятельности учителя, а в том, как он построит урок, вызывая активность у учащихся, стремление и желание работать. => Учитель - стимул, толчок для активности учащихся.

Самостоятельность: самост. обращение к источникам, работа со словарем, поиск новых материалов.

  •  Принцип доступности: Доступность: трудность (явление субъективное) и сложность (явление объективное) обучения. Ученикам не должно быть совершенно легко, должны быть трудности, но нужно соблюдать допустимый порог трудностей. Принцип одной трудности.
  •  Принцип наглядности:

Наглядность: Лингвистическая  (коммуникативно-речевая (наглядная демонстрация); демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонемы, морфемы, предложения, слова); лингвистич. схемная (таблицы, схемы)

Экстралингвистическая: естественная (помещение); изобразительная (фильмы, картинки); действенная (воспроизведение, демонстрация действий) + зрительная, слуховая,  двигательно-моторная (песни, сопровождаемые действиями)

  •  Принцип прочности: Прочность обеспечивается: 1) содержательностью изучаемого материала, его важностью и необходимостью; 2) яркостью преподнесения;3гренировкой восприятия и воспроизведении усваемого материала; 4) самостоятельностью творч. применения; 5) систематич. контролем.
  •  Принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей учащихся).
  •  Принцип учета родного языка при отборе содержания обучения - учеб. материала и его организации в учеб. процессе.
  1.  общеметодические (которые пригодны для обучения опред. предмету).
  •  принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса; определяет 1) содержание обучения; 2) отбор и организацию учеб. материала: тематику, сферы общения, ситуации общения; 3) средства обучения.                                                                             
  1.  частнодидактические, пригодны для обучения какому-л. ВРД (z.B. пр. новизны, пр. дифференцированного и интегрированного обучения); различают, конкретизируют более частные вопросы общих принципов обучения
  •  принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой - подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством достижения подлинного общения на ИЯ в рамках школьной программы. Главной задачей является речевая практика, а речевые упражнения – завершающий этап любой работы над материалом ИЯ.
  •  принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности - требует от учителя ИЯ такой продуманной и четкой организации УВП, которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.
  •  принцип устного опережения в обучении чтению и письму - дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность общаться на ИЯ, развивает язык учащегося.

Метод - 1) направление в обучении ИЯ, характеризующиеся опред. целями, содержанием и принципами обучения. Например, грамматико-переводной метод - цель - развитие логического мышления и умения читать и переводить

Средства обучения относятся к базисным категориям методики. В их число входят различные материальные объекты, в том числе и специально создаваемые для учебных целей в качестве носителей информации и инструмента деятельности преподавателя и учащихся. Подразделяются на средства обучения, адресуемые преподавателю, учащимся, а также средства, в равной мере предназначенные как для обучения языку, так и для овладения языком (аудио-визуальные средства обучения (АВСО) и технические средства обучения (ТСО)).

В состав средств обучения для преподавателя входят образовательный стандарт, программы, создаваемые на основе стандарта, книга для преподавателя, методическая и справочная литература. Основным средством обучения для учащихся является учебник, который дополняется вспомогательными пособиями в виде вводно-фонетического курса, книги для чтения, пособия по развитию речи, словаря и др. Учебник содержит языковой материал, тексты, комментарий к ним, образцы устной и письменной речи, подлежащие усвоению в ходе обучения и способствующие формированию коммуникативной компетенции. Учебники классифицируются в зависимости от того метода обучения, концепцию которого они реализуют. В этой связи выделяются следующие типы учебников: грамматико-переводные, сознательно-практические, сознательно-сопоставительные, аудиовизуальные, аудиолингвальные, коммуникативные, интенсивные.

АВСО образуют систему пособий, рассчитанных на слуховое, зрительное и зрительно-слуховое восприятие, что позволяет такие пособия подразделять на фонограммы, видеограммы и видеофонограммы. На занятиях по языку АВСО играют исключительно важную роль, так как своим содержанием реализуют дидактический принцип наглядности и способствуют значительной оптимизации учебного процесса. За последние годы предпочтение стало отдаваться видеофонограммам в виде кинофильмов, видеофильмов, телефильмов, а также компьютерным программам, ориентированным на возможности дистантного обучения, использование Интернета и компьютерных сетей.

В качестве источника демонстрации аудиовизуальных средств используется специальная аппаратура и технические приспособления (ТСО), подразделяемые на звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические и средства программированного обучения (СПО).

Средства обучения образует типовой учебный комплекс (учебно-методический комплекс), предназначенный для разных этапов обучения и ориентированный на разные контингенты учащихся. Обязательными компонентами комплекса являются учебник, книга для преподавателя, аудиовизуальное приложение. Все другие компоненты являются дополняющими учебник, и их содержание не должно выходить за рамки содержания учебной программы, положенной в основу учебника.

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  •  равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  •  единства
    образовательного пространства в Российской Федерации;
  •  защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  •  преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  •  социальной защищенности обучающихся;
  •  социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  •  прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  •  основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения
    образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения
    требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует
общедоступность и
бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

  •  разработки
    федерального базисного учебного плана,
    образовательных программ начального общего,
    основного общего и
    среднего (полного) общего образования,
    базисных учебных планов субъектов Российской Федерации,
    учебных планов образовательных учреждений,
    примерных программ по учебным предметам;
  •  объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
  •  объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
  •  определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
  •  установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
  •  установления
    федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

  •  
    федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  •  
    региональный (
    национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  •  
    компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).

Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т.д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.

На основе ГОС разрабатываются учебные планы, программы, литературара.

1. Учебный план состоит из 3-х частей: 1) базисный. Основной нормативный государственный документ, являющийся частью ГОС, служит для разработки типовых и рабочих планов, являющийся исходным документом финансирования школы. Нормативы: общая в учебных годах продолжительность обучения; неделимая учебная нагрузка для базовых учебных курсов, занятий по выбору и факультативов (20/22-35 ч/нед.); суммарная оплачиваемая нагрузка учителя (18 ч/нед). 2) типовой план носит рекомендационный характер, утвержденный министерством образования РФ. 3) собственно учебный  - составлен с соблюдением типового: а) собственно-учебный план школы (вариант типового), б) рабочий учебный план (утвержден педагогическим советом ежегодно). 3 вида занятий: обязательные занятия (ядро образования), занятия по выбору, факультатив.

2. Учебная программа раскрывает содержание ЗУН по каждому предмету. Типы: 1) типовая учебная программа разработана на основе ГОС и относится к определенной области науки. Утверждена министерством образования и носит рекомендационный характер. 2) рабочие учебные программы утверждены педагогическим советом школы, где, в отличие от типовой, описывается научно-региональный уровень, учитывающий возможности обеспечения учебного процесса школы и уровень подготовки участников. 3) авторские учебные программы учитывающие требования ГОС, но могут содержать иную логику построения учебного материала. Данные программы должны получить рецензии от ученых в данной области.

3. Учебники: Требования к учебнику: 1) дидактические требования – учебный материал содержит текст высокой степени  обобщения и оснащения материала. 2) психологические – учебник учитывает особенности возраста, когнитивные процессов. 3) эстетичночть+гигиеничность Наряду с учебниками содержание общего образование раскрывается в учебных пособиях: атласы, карты, сборники упражнений, таблицы, задачники.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14510. Общение как основа коммуникативного образования. Коммуникативность обучения ИЯ как образовательная технология. Основные параметры коммуникативного образования 14.17 KB
  Для того чтобы сформировать коммуникативную компетенцию необходимо: умение реализовать речевое намерение владение структурами на разных уровня языка и умение пользоваться ими в различных ситуациях общения. владение набором речеорганизующих формул необходимых для начала завершения поддержания общения и т. Одним из Принцип ситуативности: упражнения для учащихся имеют ситуативную основу и усиливают мотивы школьников говорить читать слушать или писать на иностранном языке. Для его реализации важно формировать у школьников...
14512. Система обучения иностранным языкам. Разные подходы к определению цели и задач обучения ИЯ на современном этапе (традиционная методика) 14.54 KB
  Система обучения иностранным языкам. Разные подходы к определению цели и задач обучения ИЯ на современном этапе традиционная методика. Система обучения – совокупность основных компонентов учебного процесса определяющих отбор учебного материала для занятий формы и способы его подачи на уроке методы и средства общения. С позиции системного подхода в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению цели и задачи содержание процесс принципы методы средства организационные формы...
14502. Технология обучения диалогической и монологической речи. Этапы и упражнения. Два пути обучения говорению. Факторы, определяющие успешность обучения говорению 15.74 KB
  Технология обучения диалогической и монологической речи. Два пути обучения говорению. Факторы определяющие успешность обучения говорению. На среднем этапе обучения развитие умения логически сочетать разнообразные речевые образцы продолжать мысль переходить от одной мысли к др.
20569. Программа классификации психофизиологической двигательной активности человека, основанная на нейронной сети глубокого обучения 1.07 MB
  В качестве данных для классификации используется Motion History Imge построенный из силуэтов человека с датчика глубины сенсора Kinect. Deep lerning глубокое обучение – общее название для набора алгоритмов машинного обучения для моделирования сложных абстракций из входных данных. Kinect v2 он же Kinect for Xbox One – бесконтактный сенсорный игровой контроллер последней версии выпущенный для игровой приставки Xbox One. Для работы с персональным компьютером на операционной системе Windows дополнительно используется адаптер.
7560. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся 26.65 KB
  Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий дифференциация индивидуализация обучения дифференцированное обучение; знать и уметь раскрывать характерные черты внутренней и внешней дифференциации понимать основания для выделения видов дифференциации; □ знать и уметь характеризовать формы методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных ступенях общеобразовательной школы; □ знать...
18757. Принципы организации двуязычного обучения в школах России 23.46 KB
  В связи с этим становится актуальным обращение к проблеме билингвального обучения выступающего как альтернативный путь изучения иностранного языка который в свою очередь из цели обучения трансформируется в средство поликультурного воспитания. Билингвальное образование - образование когда в процессе обучения используется два языка - родной первый и второй государственный иностранный.
9386. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения 21.39 KB
  Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения Обучение относится к основным видам деятельности наряду с игрой трудом и общением. Рассмотрим подробнее когнитивный аспект обучения. В процессе обучения происходит управляемое изменение поведения человека.
18164. Активизация познавательной деятельности младшего школьника как условие успешности обучения при моделировании игровых технологий обучения 115.24 KB
  Элькониным раскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием младших школьников ее позитивное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Задачи исследования: Раскрыть сущность понятия дидактическая игра в психолого-педагогической литературе; Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста; Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной...
16036. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 971.71 KB
  Создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием; проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка; обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи...
14506. Особенности обучения ИЯ на разных этапах обучения 10.84 KB
  Обучение устной речи вызывает у учся заметную активность. Главная цель обучения: овладение учащимися прежде всего устной речью. Преимущественное развитие устной речи создает устноречевую базу владения ИЯ. Должна быть взаимосвязь всех ВРД: Все усваивается в устной форме закрепляется с помощью чтения и письма.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.