Межкультурный подход в обучении ИЯ. Аспект взаимодействия культур при изучении ИЯ. Содержание межкультурной компетенции. Лингвострановедение: понятие, содержание

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов говорящих на этих языках. Большинство зарубежных исследователей акцентировали свое внимание на необходимости включать элементы культуры не только в цель но и в содержание обучения учебному предмету иностранный язык в то время как отечественные методисты усматривали ранее общеобразовательное значение иностранных языков только в ознакомлении с культурой страны изучаемого языка. Преодоление коммуникативных препятствий что как известно составляет содержание...

2015-08-27

10.38 KB

33 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Вопрос 6. Межкультурный подход в обучении ИЯ. Аспект взаимодействия культур при изучении ИЯ. Содержание межкультурной компетенции. Лингвострановедение: понятие, содержание.

«Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов,  говорящих на этих языках».

Благодаря исследованиям в области социолингвистики стало  очевидно, что для полноценного общения на иностранном языке необходимо не только умение владеть языковым материалом, но и знать специфические понятия, свойственные той или иной человеческой общности, владеть внеязыковыми знаниями, связанными с культурой и обычаями этой общности людей. Незнание этого внеязыкового материала является препятствием в процессе общения и вызывает непонимание из-за частичного расхождения между коммуникативно-языковыми сообществами в наборе знаний о мире.

Большинство зарубежных исследователей акцентировали свое внимание на необходимости включать элементы культуры не только в цель, но и в содержание обучения учебному предмету «иностранный язык», в то время как отечественные методисты усматривали ранее общеобразовательное значение иностранных языков только в ознакомлении с культурой страны изучаемого языка.

Идея интеграции компонентов культуры в языковое образование  – это идея современная, подготовленная долгим ходом исторического и диалектического становления методических и лингводидактических идей, теорий и концепций.

В методической науке существуют многочисленные труды зарубежных исследователей, в которых разрабатываются идеи межкультурного обучения (E. Kwakernaak, G. Heinrici, H. J. Krumm, D. Roesler, J. House, F. Schmoee, E. Oksaar и др.), а также работ отечественных исследователей, посвященные вопросам обучения ИЯ в рамках межкультурного подхода в школе (Н. Г. Соловьева, Г. А. Масликова).

Преодоление коммуникативных препятствий (что, как известно, составляет содержание педагогической поддержки) на уроках немецкого языка как иностранного может иметь место лишь в случае достижения межкультурной компетентности, которая является продуктом «диалога культур».

Л.И. Харченкова: «Диалог – это взаимодействие контактирующих культур в процессе изучения иностранных языков, обеспечивающее адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных лингвокультурных общностей».

В широком смысле межкультурное обучение – это не просто разговоры «о чужом» в рамках занятий  и не только понимание иноязычных текстов, оно включает в себя личностное развитие обучаемых и обучающих, и оказывает влияние на цели обучения иностранному языку. Межкультурная компетенция не должна ограничиваться изучением чужого языка и подготовкой к возможным недоразумениям (хотя как промежуточная цель это тоже может быть рассмотрено), - она означает отказ от «навязчивых представлений» и, наряду с этническими, исследование политических, лингвистических, экономических причин неравенства, предрассудков, расизма. 

Межкультурное обучение использует иностранный язык для осмысленного развития эмпатии, критической толерантности и способности к преодолению конфликтов. Элементом политического воспитания выступает антирасистское целеполагание на выяснение социальных, экономических и политических причин этноцентризма и культурных конфликтов.

При изучении иностранного языка исходным пунктом сопоставления различных культур является их равноценность, а к обучающим целям межкультурого воспитания относятся терпимость к разнообразию и готовность подвергать сомнению собственные нормы. Бытовой опыт и универсальные жизненные потребности человека, такие как еда, жилище, любовь, спор-конфликт, должны служить мостом между «чужим» и «своим». Учащиеся должны находить путь в жизненный мир другой (не такой уж чуждой) культуры, опираясь на собственный жизненный опыт.

Межкультурная компетентность - это знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально – культурных традиций, системы ценностей.

Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с представителями других культур. В структуру межкультурной компетенции входят: 1. Общекультурологические и культурно-специфические знания. 2. Умения практического общения. 3. Межкультурная психологическая восприимчивость.

Лингвострановедение – направление, с одной стороны, включающее в себя обучение языку, а с другой, дающее определённые сведения о стране изучаемого языка. Главная цель лингвострановедения – обеспечение коммуникативной компетенции в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов.

Ведущей задачей лингвострановедения является изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа – носителя языка:

  1.  реалий (обозначений предметов и явлений, характерных для одной культуры и отсутствующих в другой);
  2.  коннотативной лексики (слов, совпадающих по основному значению, но отличных по культурно-историческим ассоциациям);
  3.  фоновой лексики (обозначений предметов и явлений, имеющих аналоги в сопоставляемых культурах, но различающихся национальными особенностями функционирования, формы, предназначения предметов).

При этом культурологическая и страноведческая ценность, типичность, общеизвестность и ориентация на современную действительность, тематичность и функциональность явлений являются важнейшими критериями отбора лингвострановедческого компонента содержания обучения иностранному языку.

При включении лингвострановедческого компонента в содержание обучения иностранному языку нужны адекватные средства для его усвоения. Такими средствами могут быть, прежде всего, аутентичные материалы: литературные и музыкальные произведения, предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения, которые больше всего могут приблизить учащегося к естественной культурологической среде.

Сообщение знаний о культуре, истории, реалиях и традициях способствует воспитанию положительного отношения  к иностранному языку, культуре народа-носителя данного языка.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
6399. Содержание обучения иностранному языку как процесса межкультурной коммуникации 65.3 KB
  Цели и задачи организации обучения иностранному языку как процесса межкультурной коммуникации. История развития обучения межкультурной коммуникации. Цели и задачи обучения иностранному языку как процесса межкультурной коммуникации. Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку.
6400. РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УМК СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ 68.93 KB
  Проектная методика в контексте личностно-ориентированного обучения иностранным языкам. Интеграция России в единое европейское общеобразовательное пространство процесс реформирования и модернизации российской школьной системы образования в целом и языкового образования в частности привели к переосмыслению целей задач и содержания обучения иностранным языкам. Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и...
14501. Структура говорения как вида речевой деятельности. Содержание обучения говорению. Виды опор при обучении говорению 13.07 KB
  Методологич компонент: формир общеучебных навыков и умений вести тетрадь работать с учебником развитие умений самостоятельной работы умение пользоваться словарями справочниками умение создавать опоры умение пользоваться современными техническими и мультимедийными средствами. Опоры используемые при обучении говорению. Различают по способу вызова ассоциаций: словесные и изобразительные опоры. Опоры Содержательные словесные вербальные изобразительные Текст зрительно Текст аудитивно Микротекст зрительно Микротекст...
21782. Понятие, содержание и виды правоотношений 21.97 KB
  Сделки являются наиболее распространенными основаниями возникновения гражданских правоотношений посредством которых участники экономического оборота реализуют свою гражданскую правоспособность. Поэтому в первой главе своей контрольной я раскрою понятие сделки и рассмотрю наиболее важные на мой взгляд классификации сделок. Так же я раскрою понятие и условия недействительной сделки. Необходимой частью любой сделки служит волеизъявление т.
3955. Трудовые договоры: понятие и содержание 22.28 KB
  Юридическое обеспечение свободного выбора работы предполагает обязательное использование юридической конструкции договора (если труд носит наемный характер), исключающий принудительный труд, обеспечивающий юридическое равенство работника и работодателя в выборе друг друга
6352. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений 16.11 KB
  Состав гражданского правоотношения. Структура и состояние гражданского правоотношения Л. в России гражданское право отделилось от общей системы права начали развиваться идеи относительно предмета гражданско-правового регулирования – гражданских правоотношениях. Таким образом гражданские правоотношения – это правовые связи между участниками общественного отношения урегулированные нормами гражданского права...
21583. Понятие и содержание исполнения государственных решений 36.75 KB
  Решения принимаются на всех уровнях системы управления: на федеральном, региональном и муниципальном. Соответственно субъектами, принимающими решения, выступают органы федеральной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления. Проблемы решений определяются потребностями и интересами управляемых ими объектов. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты, характеризующие процессы принятия и реализации. Теоретический анализ включает объяснение как общих признаков, так и особенных, связанных со спецификой условий деятельности субъектов управления.
3325. Вина: понятие, содержание, форма и значение 4.94 KB
  Понятие вины психическое отношение лица к совершенному им ООД предусмотренному УЗ и его ООП. сущть вины. Предпосылки вины вменяемость т. Содержание вины элементами вины как психического отношения являются сознание и воля которые в своей совокупности образуют ее содержание.
20372. Понятие и содержание прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве 113.87 KB
  Исследования в области соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в органах уголовного преследования показали что граждан по-прежнему лишают доступа к правосудию отказывая в принятии заявлений и возбуждении уголовных дел. Анализ работы следственных подразделений органов КНБ показал что по-прежнему нарушаются сроки следствия. опрос 200 прокуроров из разных регионов страны показал что примерно у трети из них отсутствует чёткое представление о выполняемых ими функциях Приложение А. Например недооценка прокурорами необходимости...
21254. Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России 36.38 KB
  Гражданское общество: эволюция взглядов и понятие гражданского общества. Понятие и признаки гражданского общества. Формирование гражданского общества в России. Структура гражданского общества.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.