Основные направления в теории и практике обучения ИЯ в истории отечественной и зарубежной школ (грамматико-переводной, прямой, аудиолингвальный, аудиовизуальный и ДР)

Период применительно к конкретным социально-обусловленным целям и задачам показывающим в каком направлении и как нужно идти к достижению опред. Это основной компонент деятельности учителя и учащихся как путь и способ достижения опред. Говорение на ИЯ мыслилось как постоянный дословный перевод с родного языка на ИЯ и конструирование предложений из отдельных слов по грам. ИЯ усваивался на базе родного и прежде всего как письм.

2015-08-27

11.95 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


5. Основные направления в теории и практике обучения ИЯ в истории отечественной и зарубежной школ (грамматико-переводной, прямой, аудиолингвальный, аудиовизуальный и ДР).

Метод - обобщенная модель реализации объединенных одной доминирующей идеей принципов обучения ИЯ, сформированных в опред. истор. период применительно к конкретным социально-обусловленным целям и задачам, показывающим в каком направлении и как нужно идти к достижению опред. целей и задач (Бим).

Это основной компонент деятельности учителя и учащихся как путь и способ достижения опред. цели в преподавании и учении.

В истории методики преподавания ИЯ существовало несколько методов.

  •  Переводной метод был механически перенесен из методики обучения «мертвым языкам». Главным предметом в обучении был курс грамматики. Говорение на ИЯ мыслилось как постоянный дословный перевод с родного языка на ИЯ и конструирование предложений из отдельных слов по грам. правилам, заученным ранее.

В основе - дословный перевод, причем родной язык давался в искаженном виде, он подгонялся под нормы ИЯ.

2 направления этого метода:

1. Грамматико-переводное:

  •  на примере предложений иллюстрировалось грам. правило, которое выводилось индуктивно.
  •  ИЯ усваивался на базе родного и, прежде всего, как письм. язык.
  •  Грамматика - главное содержание обучения. Она изучается системно и подробно, чисто схоластически.
  •  при обучении говорению основным путем был перевод с родного языка на ИЯ.
  •  при обучении чтению - перевод с ИЯ на родной (И. Зейденштюкер, К. Плетц, Оллендорф, Глейзер)).

2. Текстуально-переводное

В основе работы - чтение и перевод одного оригинального, большого по объему текста. Грамматика изучалась индуктивно, усваивалась пассивно. (Маванн, Ж. Жакотто, Гамильтон, В, Ратихий, Лангенштейн, Туссон). В России: (18 в.) Главными целями преподавания - обучение чтению, устной речи и письму. Главный путь овладения этими ВРД - путь упражнений. Большое внимание уделялось устной речи как цели как средству обучения. Учитель должен как можно чаще говорить тем языком, которому у него учатся и стремиться к тому, чтобы и ученики говорили на нем.

Обучение начиналось с объяснения алфавита и произношения. Затем учащиеся приступали к чтению. Особое место занимал перевод текстов на родной язык с учетом особенностей русского языка, а не дословный, как на Западе, «т.к. каждый язык имеет свои особенности» (по Ломоносову).

Этот способ можно назвать комбинированный текстуальный грамматико-переводной.

В пер. пол. 19 в. + был грамматико-переводной - занимал ведущее место, хотя и критиковался за его формализм и схоластику, пассивность обучения. Использовался и текстуально-переводной (бып более прогрессивным, т.к. рассматривался как средство приобщения к оригинальной литературе), + грамматика усваивалась лучше (в контексте), + положит, сторона - сравнивались родной и ИЯ.

  •  Прямой метод - появился как антипод и противник грамматике-переводного метода.

На передний план выдвинуты практ. цели - обучение устной речи и чтению.

Учитывались различия систем языков на всех уровнях - в лексике (несовпадение объема значений и различная сочетаемость слов); - в специфич. особенностях фонетической системы; - в специфич. особенностях грам. строя разных языков. Язык должен усваиваться имманентно, т.е. внутри самого языка, путем подражания и воспроизведения язык, материала в ситуации, контексте, путем системат. реч. практики. Стали применяться одноязычные способы семантизации язык, материала. Была впервые сформулирована идея наглядного обучения (Я.А. Каменский).

Принципы метода (В. Фиетор):

1) В основе обучения должна быть устная речь, а не письменная. Особое внимание нужно уделять произношению.

2) Исходным должно быть предложение, а не отдельные слова.

3) Грамматика должна усваиваться практически, индуктивно (от примера к правилу).

4) В основе обучения должен лежать связный текст, а не изолированные предложения.

5) Основной способ усвоения языка - имитация.

6) Перевод не должен иметь никакого отношения к школе.

2 направления:

Текстуально-имитативный (немецкие методисты)

- смерть грамм. правилам

- центр тяжести на чтение

текст заучивался, общий смысл его передавался на родном языке при первом чтении.

Недостатки: слабая грамматика, несистематизированная, главный упор делался на лексику. Грамм. явления усваивались тоже лексически, как словоформы.

Структурно-имитативный  В основе обучения - структуры (Г.Е. Пальмер), иллюстрирующие наиболее типичные предложения => доведение навыков до автоматизма. Грамматика усваивалась с помощью подстановки в структуры. Система упражнений:

- рецептивные упражнения (восприятие на слух)

- рецептивные упражнения на активное восприятие речи (пояснение грам. структур)

- рецептивные аудитивные тренировочные упражнения

- репродуктивные упражнения на воспроизведение

- продуктивные, творческие упражнения

Последовательность:

1) аудирование предшествует говорению

2)репродуктивное говорение предшествует

продуктивному

3) ситуативная речь предшествует контекстной

4) диалогическая речь предшествует монологической

=> Формирование реч. привычек. Сравнение с родным языком исключается. + широкое использование технических средств

Неопрямой метод

-  грамматика дается на основе образцов без правил; - тренировка основана над подстановке и повторении (опоры часто в нужной форме);

-  психология как основа - бихевиоризм; - ориентация на устный метод (понимание на слух);

-  актуальность отрабатывается в говорении и на письме, пассивно в чтении и аудировании;

- упражнения: слушание, заучивание образцов, принцип нарастания трудностей;

-  цель: создание системы языковых рефлексов.

  •  Аудиовизуальный метод (П. Губерина, Р. Ренар)

Основы и основное средство обучения - звучащая диалогическая речь в ее литературно-разговорном варианте.

Роль наглядности (диафильм, магнитофон)

1) связывает язык, выражение с реальным содержанием, с ситуацией общения;

2)помогает понять знаки языка

3) облегчает запоминание на слух язык, материала. Грамматика усваивается через упражнения в устной форме.

Один из представителей прямого метода - англ. методист М. Уэст разработал систему обучения чтению. Положения:

- ученик должен быть удовлетворен своим обучением. Для этого - учет трудностей и интересов учащихся.

-  новое слово должно встречаться в хорошо знакомом контексте, его значение должно быть понятно из контекста.

-  повторение одного слова в последующих текстах.

- овладение чтением путем обильного чтения. В России: еще в «Способе учения» 18 в.:

-  Грамматика должна изучаться индуктивно, закрепляться упражнениями.

- Устная речь - как средство обучения.

Этапы работы — представление (глобальное восприятие материала), объяснение (поэтапная проработка зрительно-слухового ряда), закрепление (образование речевых автоматизмов, упражнения с опорой на зрительный ряд), развитие (формирование речевых умений на основе приобретенных знаний и навыков)

Недостатки этого метода: внимание уделяется формальной, синтаксич. стороне, а не коммуникативно-содержательной, исключение перевода, разрыв между устной подачей материала и его графическим подкреплением.

  •  Аудиолингвальный метод (Ч. Фриз, Блумфилд, Д. Уотсон) — приоритет устной речи над письменной (устное опережение в работе и организации занятий); направленность занятий на формирование речевых навыков; 4 этапа работы: заучивание тщательно отобранных структур путем подражания, сознательный выбор новой модели при ее сопоставлении с  уже усвоенными, практика в употреблении модели, свободное употребление усвоенных образцов в различных ситуациях общения.

Недостатки: ориентация занятий на формирование автоматизмов, а не развитие на их основе умений.

Смешанный метод - взял все ценное из предшествующих двух.

-  Большая роль устной речи как средства обучения языку.

-  Ведущее место должно занимать чтение, как рецептивный ВРД.

-  Систематич. практика в языке.

-  Перевод в целях сравнения 2-х языков рассматривался как один из эффективных и необходимых средств предупреждения и преодоления интерференции.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
21563. Типология личности преступника в отечественной и зарубежной психологии 29.49 KB
  Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля. Личность преступника – это многогранное понятие, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами. Однако в юридической психологии данная проблема – одна из центральных.
11252. Проблемы личной одаренности в зарубежной и отечественной педагогике 7.58 KB
  В ходе социализации устанавливаются специфические отношения между творческой личностью и социальной средой: дискриминация в школе изза ориентации обучения на средние оценки унификации программ жесткой регламентации поведения; учителя оценивают креативов как выскочек демонстративных истеричных упрямых и т..
16622. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ 13.04 KB
  Особенностью полярных регионов является то, что, они в одно и тоже время являются неотъемлемыми частями экономических пространств северных государств и составляют единый макрорегион, изменения в экологическом балансе которого не имеют национальных границ. Объективно возникает потребность в изучении и систематизации опыта государственного регулирования промышленного освоения циркумполярных территорий, которое является одной из основ северной экономики.
9912. Основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе непрерывного обучения «детский сад — школа» 340.82 KB
  К сожалению в настоящее время система работы по психологическому сопровождению детей в системе детский сад школа еще не сложилась хотя имеется определенный опыт организации преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой. Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. Цель исследования определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе...
98. Предложение с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи 8.54 KB
  Знаки препинания при прямой речи Прямая речь представляет собой передачу чужого высказывания сопровождаемую авторскими словами. Последние прежде всего устанавливают самый факт чужой речи поясняют кому она принадлежит могут при этом указывать при каких условиях она была сказана к кому обращена давать ей оценку и т. При отсутствии авторских слов можно говорить о чужой речи но не о прямой речи: Все заняли свои места. Таковы конструкции в которых прямая речь связана с глаголами речи.
8204. Исламизм в современной политической теории и практике 25.42 KB
  Отличие ислама от исламизма. Крах советской авантюры в Афганистане распад Югославии и СССР усилили интерес к исламизму. тема исламизма заполонила СМИ.
16573. Криминальная глобализация в теории и практике мировой экономики 27.74 KB
  Теория нелегальной мировой экономики (в противовес теории мировой экономики) зачастую выпадает из поля зрения экономистов. Предметом анализа данного направления является транснациональная экономическая деятельность, осуществляемая в разрез с правовым полем государства, которая подлежит кропотливому исследованию и широкому обсуждению со стороны экономистов
2651. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ ИСТОРИИ 67.58 KB
  Влияние природного фактора на уровень богатства общества демографический рост скорость исторического развития в течение всей истории было исключительно сильным. Вот почему образ природы всегда был важнейшим в духовной жизни общества люди обожествляли ее воспевали боялись и были благодарны ей за щедрость. Исследование взаимовлияния природы и общества в прошлом и настоящем является одной из важнейших задач как исторической так и многих других наук. Влияние которое она оказывает на...
13062. Процесс обучения. Теории обучения 31.74 KB
  Теория свободного обучения. Взаимосвязь обучения и развития. Подходы к изменению методики обучения Ю. С одной стороны без систематического обучения человечество не сможет передать накопленный опыт а с другой не обучаясь человек не сможет состояться в современном мире как личность.
7585. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития одарённости ребёнка в теории и практике школьного образования 33.66 KB
  Выяснить особенности музыкальной одаренности детей. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. Ученые утверждают что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной с большим числом связей; отличная память которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.