Психология и педагогика как отрасли знания. Предмет изучения. Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками

Структура современной психологии. Связь психологии с другими науками. Пять научных направлений ставшие базой для развития психологии как науки. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии.

2015-08-27

8.63 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №1

Психология и педагогика как отрасли знания.

Предмет изучения. Структура современной психологии.

Связь психологии с другими науками.

Литература:

Психология в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psycheа — “душа” + logos — “понятие”, “учение”) - наука о душе; наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Психика – системное свойство высоко организованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчужденной от него картины и саморегуляции на этой картины своего поведения и деятельности.

Педагогика – (гр. peidа — “дитя” + goges — “вождение”) это наука о воспитании и активной передачи информации от одного поколения к другому с целью саморазвития, самосовершенствования на разных этапах профессионального становления личности.

Основные категории педагогики:

Развитие; Воспитание; Обучение; Образование.

Пять научных направлений, ставшие базой для развития психологии как науки.

Экспериментальная физиология (изучает органы чувств: Г.Гольц, Фехтман, Фехнер);

Учение Ч. Дарвина («Происхождение видов», «Выражение эмоций о животных и человеке»);

Учение Гальтона. Гальтон – основоположник «евгеники». Он впервые заговорил о влиянии наследственности на творческие способности и криминальное поведение, а также как оказывает влияние среда в которой развивается ребенок на формирование его психики)

Психоневрология (Гипноз и внушение)

Учение И.М.Сеченова. И.М. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Место психологии в системе других наук

Кедров в своей работе классификации наук отводил психологии промежуточное место между 3 дисциплинами:

Философия (с которой психологию связывает логика).

Естественные науки (через физиологию высшей нервной деятельности и биологию).

Социальные науки (через педагогику).

Особенности психологии как науки.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного “Я”. Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: “Кто я? Какой я?”, а позже и “Зачем я?”. Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим “нечто”, научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, В последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Предмет психология

Изучает отдельные факторы, законы и психические явления. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Структура психических  явлений

Область явлений, изучаемых психологией огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Психические явления делятся на:

Психические процессы – динамическое отражение объективной действительности и отношение к ней в разных формах психических  явлений.

Три формы психических явлений:

познавательная (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение);

Эмоциональная (волнения и потрясения);

Волевая (работа практического мышления).

Психические состояния – временный и относительно устойчивый уровень психической активности личности, оказывающий влияние на динамику действия и поведения и на результат этой деятельности.

Два вида состояний:

общие (состояние организма в норме);

эмоциональные (эмоции, настроение).

Психические свойства личности – наиболее устойчивые  качества человека.

Три вида свойств:

познавательные (направленность: взгляды, интересы, убеждения)

эмоциональные (смех, слезы)

волевые (характер, темперамент и способности).

Структура современной психологии.

Современная психология представляет из себя сложную ветвь научных дисциплин, связанных с различными областями практической деятельности. В качестве оснований к классификации современной психологии может быть избрана одна из психологических сторон

сторона конкретной деятельности – псих. труда (педагог., мед., юридич.)

сторона развития – возрастная психология (детская, отроческая, юности, взрослого человека, геронтопсихология)

сторона отношения человека к обществу – социальная психология, которая изучает основные психологические проявляется в больших группа, основные психологические проявления в малых группах, основные проявления в чел.).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2671. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками 33.36 KB
  Предмет специальной психологии ее задачи связь с другими науками Вопросы: История становления специальной психологии. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Предмет отрасли специальной психологии.
3653. Связь организационной психологии с другими науками 12.92 KB
  Организационная психология, как один из разделов психологии, пересекается с другими ее разделами, а также с другими дисциплинами, например, социологией, наукой об экономике производства, общей психологией, психологией труда, менеджментом и т.д.
10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
674. Отрасли психологии 309.34 KB
  Психология изучает закономерности возникновения развития и функционирования психических процессов состояний свойств личности занимающейся той или иной деятельностью закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Особенности психологии: психология представляет собой науку о самом сложном понятии что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной...
7353. Предмет и методы педагогической психологии 12.84 KB
  Предмет и методы педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Объект предмет задачи и структура педагогической психологии Объектом педагогической психологии являются процессы учения и воспитания.
10386. Предмет социальной психологии. Методы социально-психологических исследований 33.4 KB
  Предмет социальной психологии. Вопросы лекции: Основные этапы истории социальной психологии. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях 3. Предмет структура и задачи современной социальной психологии.
10901. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории 32.33 KB
  Основные течения современной этапа развития институциональной экономики как науки. Онтологически институциональная экономика institutionl economy представляет собой особую подсистему экономической системы общества в свою очередь обладающую системными свойствами что позволяет рассматривать ее как институциональную систему хозяйства – целостную совокупность взаимосвязанных и упорядоченных институтов характеризующуюся эмерджентностью и синергическим эффектом. При этом если в качестве точки отсчета выбрать неоклассическую теорию...
2168. СВЯЗЬ ОС UNIX С ДРУГИМИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ СТАНЦИЯМИ 15.88 KB
  Операционная система UNIX включает в себя ряд утилит, которое позволяет связываться с другими станциями, входящих в компьютерную сеть. Применяемые утилиты зависят от того, как локальный компьютер связан с другой станцией, какие задачи необходимо решать на другой станции, какая операционная система используется там.
19404. Педагогика современной школы: теоретический аспект 424.26 KB
  Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Организация самостоятельной работы учащихся. Оценка результатов учебной деятельности учащихся. Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся.
6355. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ 16.65 KB
  Дискуссии о социальной педагогике ее месте и роли. Предмет социальной педагогики Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении их социализация. 1968 определение социальной педагогики дается как одно из направлений буржуазной педагогики которая занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем. занимались проблемами социальной педагогики их труды и учебники широко публиковались.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.