Жилищное право Республики Беларусь

Объектами жилищных отношений являются жилые помещения. Гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора найма или поднайма жилого помещения; вступления в члены организаций гражданзастройщиков либо путем вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья право собственности завещательный отказ и др. Этот принцип предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником жилого помещения права пользования им без...

2015-08-27

21.31 KB

57 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 7.

Жилищное право Республики Беларусь

  1.  Понятие и предмет жилищного права. Жилищные правоотношения. Основные принципы жилищного права.
  2.  Понятие жилищного законодательства. Источники жилищного права
  3.  Понятие жилищного фонда. Виды жилищных фондов в Республике Беларусь
  4.  Понятие и предмет жилищного права. Жилищные правоотношения

Жилищному праву свойственны свои специфические предмет регулирования, принципы, наличие основных положений, отдельных особых способов и приемов правового регулирования. Ему присущи также наличие специфического механизма и режима правового регулирования. Жилищное право как комплексная отрасль имеет свою систему, т.е. свои правовые институты, правовые нормы, которыми регулируются соответствующие

группы однородных жилищных отношений.

Таким образом, жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые называются жилищными отношениями. Жилищные отношения -это имущественные отношения товарно-денежного характера, имеющие стоимостную форму. Они регулируются нормами гражданского права. Из этого следует, что

жилищные правоотношения являются гражданско-правовыми отношениями, а нормы права, регулирующие их, составляют отдельный институт, именуемый жилищным правом. Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.

Субъектами жилищных отношений являются:

  •  граждане Республики Беларусь;

-иностранные граждане и лица без гражданства;

-юридические лица независимо от форм собственности;

-государственные органы.

Основные принципы жилищного права

Под правовыми принципами (принципами права) понимаются основные начала, важнейшие положения правового регулирования общественных отношений.

В жилищном праве проявляются действия принципов нескольких отраслей права, которые пронизывают все жилищное законодательство. Важнейшими принципами жилищного права являются принципы' Недопустимости произвольного лишения жилища и доступности для граждан условий найма жилых помещений. Эти конституционные принципы (ст. 48 Конституции) имеют исключительно важное значение для реализации права на пользование жилищем. Они получили законодательное развитие в Жилищном кодексе Республики Беларусь (далее - ЖК) и других актах жилищного законодательства, предусматривающих невозможность расторжения договора найма в домах государственного и общественного жилищных фондов по требованию наймодателя и выселения из жилых помещений, не иначе как по основаниям, установленным законом, и только в судебном порядке.

Гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора найма или поднайма жилого помещения; вступления в члены организаций граждан-застройщиков либо путем вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья (право собственности, завещательный отказ и др.). Для охраны жилищных прав особое значение имеет принцип неприкосновенности жилища (ст. 29 Конституции). Этот принцип предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище, направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. Никто не может без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нем граждан, но и иные формы получения сведений о том. что происходит в жилище. Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц является преступлением.

Не менее важное значение для регулирования жилищных отношений имеют иришщпьЛЬбщедемократического, гуманистического отношения к гражданам - нанимателям и собственникам жилых помещений, а также пршшщНцивилизованного использования жилых помещений. Выделяют также принципАедопустимости ограничения (или лишение) права пользования жилым помещение за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушали права и законные интересы других лиц. Данный принцип заключается в том, что никто не может быть произвольна лишен жилья и что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав-и свобод других лиц (ст. 23,48 Конституции).

  1.  Понятие жилищного законодательства. Источники жилищного права.

Жилищное законодательство представляет [собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Систему жилищного законодательства образуют источники жилищного права. Они представляют собой систему, состоящую из актов различной юридической силы. Юридическая сила нормативного правового акта определяется положением органа, издавшего его, в общей структуре государства. Классификация нормативных правовых актов по юридической

силе дает возможность разделить их на законы и подзаконные нормативные акты.

К числу важнейших актов жилищного законодательства следует отнести, в частности: Конституцию, Жилищный, Гражданский кодексы, Кодекс о браке и семье, Законы «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», «О прокуратуре», «О статусе военнослужащих», «О милиции», «О социальной защите граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС» и др., постановления Правительства, регулирующие жилищные правоотношения. Ряд важнейших жилищно-правовых норм содержится и в постановлениях министерств и ведомств, в решениях органов местного управления и самоуправления, в локальных нормативных актах (например, в коллективных договорах).

 

3. Понятие жилищного фонда. Виды жилищных фондов в Республике Беларусь

Находящиеся на территории Республики Беларусь жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Понятие «жилищный фонд» не означает, что собственником жилищного фонда является только государство. Жилые дома и жилые помещения могут принадлежать разным субъектам. Они могут находиться как в собственности государства, так и в собственности отдельных юридических или физических лиц. По субъектам права собственности, правовому режиму, формам использования и т.д. жилые помещения могут быть подразделены на жилые фонды.

Жилищный фонд состоит из государственного и частного жилищных фондов. Государственный жилищный фонд включает: республиканский жилищный фонд - часть жилищного фонда, находящуюся в республиканской собственности (собственность Республики Беларусь); коммунальный жилищный фонд - часть жилищного фонда, находящуюся в коммунальной собственности (собственность административно- территориальных единиц).

Частный жилищный фонд включает: жилищный фонд граждан - часть жилищного фонда, находящуюся в собственности граждан; жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности - часть жилищного фонда, находящуюся в собственности юридических лиц негосударственной формы собственности.

Все большее значение приобретает деление жилищного фонда в зависимости от назначения жилых помещений Различают жилищный фонд социального пользования - это жилые помещения, предоставляемые гражданам для проживания на режиме социального пользования, а также жилищный фонд, используемый на коммерческих началах, т.е. для использования по договору найма жилого помещения.

В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, приобретенные и построенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищностроительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством. По терминологии, которая употребляется в жилищном законодательстве, жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан, именуются индивидуальным жилищным фондом.

В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц. созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных и жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.

Жилые помещения предназначаются только для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Размещение собственником в жилых домах промышленных производств допускается только после перевода этих помещений в нежилые. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

3.1 Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Базовые положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Беларуси, устанавливаются ЖК. В целях реализации указанных положений постановлением Совета Министров утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (в дальнейшем - Правила учета). Вопросы улучшения жилищных условий могут быть также урегулированы другими нормативными актами и коллективными договорами.

Государственные организации обязаны решать вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с действующими нормативными актами в сфере жилищных правоотношений. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать и иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством.

Согласно актам жилищного законодательства нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

* обеспеченность которых общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 квадратных метров;

*проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с гражданином, не являющимся супругом (супругой).

Под гражданином в этом случае понимается любое лицо независимо от пола, возраста и родственных отношений, кроме супругов. Следует также иметь в виду, что одной комнатой признается обособленно используемая по договору найма или на правах собственности комната;

проживающие в квартире, заселенной несколькими нанимателями; проживающие в неизолированных жилых комнатах или 'одной комнате при отсутствии родственных отношений (неизолированными признаются комнаты соединенные между собой общим входом);

О включении в отдельные списки должно быть указано в решении о принятии на учет, а если право на получение социального жилья вне очереди возникло в период пребывания на учете нуждающихся, то такие граждане включаются в отдельные списки с даты их принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Списки граждан, состоящих на учете, должны вывешиваться для обозрения.

Законодатель предусмотрел право каждого гражданина, состоящего на учете, а также члена его семьи на получение информации о состоянии учета и изменениях, которые происходят в период пребывания их на учете. Отказ от предоставления такой информации может быть обжалован в суд.

3.2.. Порядок предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного жилищного фонда

В жилищном законодательстве в качестве общего правила закреплено право предоставления гражданам жилых помещений в порядке очередности. В ЖК содержится перечень лиц, которым жилые помещения социального пользования предоставляются вне очереди. Вне очереди жилые помещения социального пользования предоставляются: гражданам, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета;

в домах республиканского жилищного фонда - по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета.

Государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилое помещение в соответствии с правилами ЖК и коллективными договорами.

  1.  Жилое помещение социального пользования

В государственном жилищном фонде гражданам могут предоставляться жилые помещения социального пользования, которые предназначаются исключительно для проживания граждан и не могут быть использованы для каких-либо других целей.

Жилым помещением социального пользования является жилое помещение государственного жилищного фонда, отвечающее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и благоустроенное применительно к условиям конкретного населенного пункта, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования.

Конституция предусматривает, что гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Право найма жилого помещения социального пользования имеют малообеспеченные нетрудоспособные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Жилое помещение социального пользования предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры.

По договору найма жилого помещения социального пользования наймодатель (местный исполнительный или распорядительный орган или иная организация государственной формы собственности) обязуется предоставить нанимателю в пользование жилое помещение социального пользования за плату.

Жилое помещение социального пользования предоставляется в пределах от 15 до 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Указанное жилое помещение может быть предоставлено с превышением максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, т.е. 20 квадратных метров, если оно составляет однокомнатную квартиру либо предназначено для проживания граждан разного пола, кроме супругов, а также в случае предоставления дополнительной площади. Основанием для вселения в жилое помещение социального пользования является договор найма жшого помещения, заключаемый на основании решения районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа или совместного решения администрации, организации и соответствующего профсоюзного комитета о предоставлении жилого помещения социального пользования. Право на окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли: больным активной формой туберкулеза. Указанный перечень не является исчерпывающим, так как жилое помещение может быть предоставлено вне очереди и в иных случаях, предусмотренных законодательством. По договору найма предоставляются в пользование не только жилые помещения социального пользования, но и служебные жилые помещения, а также общежитие.

Жилые помещения, предоставляемые гражданам для проживания по договору найма, должны быть благоустроены применительно к условиям конкретного населенного пункта, отвечать установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, находиться в границах населенного пункта.

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ 1.

Договор найма жилого помещения

Право пользования жилыми помещениями возникает на основании: — договора найма или поднайма жилого помещения;

  •  права собственности;
  •  завещательного отказа;

—по другим основаниям, не запрещенным законами Республики Беларусь.

Договор найма жилого помещения - один из видов гражданско-правовых договоров и основной договор жилищного права. Отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения, регулируются ЖК. По договору найма жилого помещения одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) 1илое помещение во владение и пользование за плату.

В договоре найма жилого помещения сторонами являются которое предоставляет жилое помещение во владение и пользование (наймодатель), и лицо, которому жилое помещение передается во владение и пользование для проживания в нем (наниматель). Наймодателем может выступать собственник жилого помещения (государство, местные исполнительные и распорядительные органы, предприятия, учреждения, организации, иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками жилых помещений) либо уполномоченные им лица.

Нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин.

По своей юридической природе договор найма жилого помещения является двусторонним, консенсуальным, возмездным.

Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. В связи с принятием нового ЖК, предусматривающего письменную форму договора найма жилого помещения, Советом Министров утвержден Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, который содержит основные права и обязанности сторон, ответственность сторон и другие существенные условия.

В государственном жилищном фонде жилые помещения предоставляются гражданам: в домах коммунального жилищного фонда - по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительном органе, или по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или получение жилого помещения социального пользования сопровождается определенными обязанностями. Например, граждане, которым предоставлено жилое помещение социального пользования, обязаны сдать в надлежащем состоянии ранее занимаемое жилое помещение в домах государственного жилищного фонда и жилищного фонда юридических лиц негосударственной формы собственности местному исполнительному и распорядительному органу, организации, предоставляющим жилое помещение социального пользования.

При этом членам ЖСК возвращаются паевые взносы в порядке, установленном законодательством. Кроме того, после заключения договора найма жилого помещения социального пользования и открытия лицевого счета наниматель и члены его семьи обязаны в месячный срок освободить занимаемое жилое помещение. При отказе освободить занимаемое жилое помещение лица, указанные в договоре найма, в судебном порядке переселяются в предоставленное жилое помещение.

При предоставлении жилых помещений социального пользования не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, кроме супругов, а также заселение освободившихся жилых помещений в домах, подлежащих сносу, капитальному ремонту.

Наниматель и члены его семьи обязаны соблюдать правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарную безопасность и иные правила в области жилищных отношений.

Одной из особенностей жилых помещений социального пользования является то, что они не подлежат приватизации, обмену и разделу.

  1.  Права и обязанности нанимателя жилого помещения и членов его семьи

Жилые помещения, находящиеся в домах республиканского и коммунального жилищных фондов, предоставляются гражданам на основании договора найма жилого помещения.

По договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда наймодатель (местный исполнительный и распорядительный орган или предприятие, учреждение, организация государственной формы собственности) обязуется представить за плату нанимателю во владение и пользование жилое помещение.

Предоставленное жилое помещение должно быть пригодно для проживания и находиться в исправном состоянии. При этом наймодатель обязан производить работы и услуги по содержанию и эксплуатации жилого дома: профилактически осматривать и технически обслуживать теплофикационные, водопроводные, канализационные и электрические сети и устройства, находящиеся во вспомогательных помещениях дома; проверять техническое состояние дома и жилых помещений в целях выявления и своевременного устранения недостатков; своевременно производить подготовку жилого дома, вспомогательных помещений, инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях; обеспечивать освещение, уборку, очистку помещений жилого дома и придомовой территории, а также обслуживание аварийно-диспетчерскими службами и др.

Наниматель в свою очередь обязан: использовать жилое помещение в соответствии с его назначением; вносить плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги, отчислять средства на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома за каждый истекший месяц не позднее 15-го числа следующего за ним месяца; обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии, при обнаружении в квартире неисправностей немедленно принимать возможные меры к их устранению; соблюдать санитарно-гигиенические правила; экономно расходовать воду, газ и электроэнергию; обеспечивать доступ в занимаемое жилое помещение работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, для проверки технического состояния помещения и оборудования и проведения необходимых ремонтных работ; возмещать ущерб, нанесенный по своей вине жилым помещениям других граждан и юридических лиц независимо от форм собственности и вспомогательным помещениям жилого дома; соблюдать требования, предусмотренные жилищным законодательством.

Нарушение правил пользования жилым помещением может повлечь как гражданскую, административную, так и уголовную ответственность. Наниматель имеет не только обязанности, но и определенные права. Например, наниматель жилого помещения вправе вселить в установленном порядке в занимаемое им жилое помещение своего супруга (супругу), детей и родителей, других родственников, а также нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан, получив на это письменное согласие всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи. При этом граждане, вселенные нанимателем в соответствии с указанным положением, приобретают равные с нанимателем и другими членами семьи право пользования жилым помещением, если между этими гражданами и нанимателем с совместно проживающими с ним членами семьи не было иного письменного соглашения о порядке пользования жилым помещением. Наниматель также вправе сдавать в поднаем жилое помещение и его часть, разрешить по взаимному согласию с проживающими с ним совершеннолетними членами семьи временное проживание другим гражданам (временным жильцам).

Законодатель закрепил за нанимателями право требования у наймодателя заключения с одним из них договора найма на все занимаемое жилое помещение, если они объединились в одну семью и проживают в одной квартире, но пользуются в ней жилыми помещениями по отдельным договорам найма (ст. 59 ЖК).

Определенными правами наделены и совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения.

Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют равные права с нанимателем и несут равные с ним обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения, независимо от возраста, служебного и имущественного положения, степени материальной зависимости от нанимателя и друг от друга. В частности, совершеннолетний член семьи нанимателя жилого помещения вправе с письменного согласия нанимателя и других проживающих с ним членов семьи требовать признания его нанимателем по ранее заключенному договору найма жилого помещения вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит любому дееспособному члену семьи в случае смерти нанимателя или утраты им права на жилое помещение.

Совершеннолетний член семьи нанимателя также вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма, если ему может быть выделено изолированное жилое помещение, соответствующее его доле в общей площади жилого помещения либо по сложившемуся порядку пользования.

Споры, которые возникают между нанимателем и членами его семьи по вопросам заключения, изменения, расторжения договора найма, а также по вопросам соблюдения прав и обязанностей, касающихся проживания в жилом помещении, разрешаются в судебном порядке.

  1.  Пользование служебным жилым помещением.

Служебные жилые помещения - помещения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от нее.

Из этого следует, что служебные жилые помещения представляют собой вид жилья, предназначенный не для постоянного проживания граждан, а для использования в целях, указанных в законе.

Жилое помещение включается в число служебных по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа. Президент Республики Беларусь вправе установить иной порядок включения жилых помещений в число служебных. Служебное жилое помещение предоставляется но решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения, если иное не установлено законодательными актами. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. При этом слз'жебные жилые помещения предоставляются только отдельным лицам, включенным в Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Такие перечни могут быть утверждены Президентом Республики Беларусь и Правительством.  Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 определил что 2.1. до 1 апреля 2014 г. фонд жилых помещений коммерческого использования формируется за счет включения в его состав жилых помещений специального служебного жилищного фонда, служебных жилых помещений (за исключением служебных жилых помещений в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо) и специальных жилых помещений государственного жилищного фонда (за исключением специальных жилых помещений в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов), в детских домах семейного типа, в детских интернатных учреждениях, в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности, жилых помещений, расположенных на территории иностранных государств и предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, жилых помещений, расположенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для проживания сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь, жилых помещений, предназначенных для временного отселения граждан в безопасные районы в связи с введением военного либо чрезвычайного положения, жилых помещений маневренного фонда) в следующем порядке:

жилые помещения коммунального жилищного фонда – по решению местных исполнительных и распорядительных органов;

жилые помещения республиканского жилищного фонда – по решению государственных органов и иных государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, государственных органов или иных государственных организаций, заключивших договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченных ими лиц (далее – государственные органы, другие организации);

2.2. исключение жилых помещений из состава специального служебного жилищного фонда, служебных и специальных жилых помещений, в том числе заселенных, для целей формирования фонда жилых помещений коммерческого использования осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов, других организаций;

2.3. на основании решений о включении заселенных жилых помещений специального служебного жилищного фонда, служебных и специальных жилых помещений в состав жилых помещений коммерческого использования с нанимателями либо с совершеннолетними членами, бывшими членами семьи выбывших (умерших) нанимателей жилых помещений, включенных в состав жилых помещений коммерческого использования, местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы, другие организации заключают договоры найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда на основе типового договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, на установленный в ранее заключенных договорах найма срок, а если в этих договорах срок не указан – бессрочно, при отсутствии указанных договоров и (или) трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, независимо от его принадлежности – на срок, не превышающий пяти лет;

2.4. жилые помещения государственного жилищного фонда (кроме жилых помещений специального служебного жилищного фонда, жилых помещений социального пользования, жилых помещений в общежитиях, служебных и специальных жилых помещений, жилых помещений коммерческого использования, а также жилых помещений в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо), занимаемые гражданами на условиях договоров найма жилого помещения государственного жилищного фонда, до 1 июля 2016 г. подлежат включению в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, определенном в подпункте 2.1 настоящего пункта.

На основании решений о включении жилых помещений государственного жилищного фонда в состав жилых помещений коммерческого использования с нанимателями либо с совершеннолетними членами, бывшими членами семьи выбывших (умерших) нанимателей жилых помещений, включенных в состав жилых помещений коммерческого использования, местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы, другие организации заключают договоры найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда на основе типового договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда на установленный в ранее заключенных договорах найма срок, а если в этих договорах срок не указан, а также при отсутствии указанных договоров – бессрочно.

До 1 июля 2016 г. наниматель, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, имеют право обратиться с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений в соответствии с законодательством. Заявление о приватизации жилых помещений, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до четырнадцати лет, подается опекуном, приемным родителем приемной семьи, родителем-воспитателем детского дома семейного типа с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Граждане, проживающие в жилых помещениях, являвшихся служебными и включенных в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, установленном в подпункте 2.1 настоящего пункта, и имеющие на 31 марта 2014 г. право на приобретение этих жилых помещений в собственность, могут воспользоваться указанным правом в порядке, установленном законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа, до 1 июля 2016 г.;

2.5. до 1 апреля 2014 г. жилые помещения государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, включаются в состав специальных жилых помещений. Исключение названных жилых помещений из состава служебных жилых помещений и включение их в состав специальных жилых помещений осуществляются по решению Министерства по чрезвычайным ситуациям.

На основании решения о включении заселенных жилых помещений государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо, в состав специальных жилых помещений с нанимателями этих жилых помещений заключаются договоры найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда на основе типового договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.

С даты принятия решения о включении заселенных жилых помещений, указанных в части первой настоящего подпункта, в состав специальных жилых помещений договоры найма жилого помещения государственного жилищного фонда прекращают свое действие;

2.6. обязательства по договорам поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда прекращаются с 1 июля 2016 г.

3. Государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, признанные находящимися в социально опасном положении или признанные нуждающимися в государственной защите, либо граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения таких жилых помещений на основании решений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

4. Если гражданину принадлежит на праве собственности жилое помещение, находящееся в многоквартирном или блокированном жилом доме, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, по решению местного исполнительного и распорядительного органа в течение одного года этому гражданину предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, не уступающее по благоустройству и по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.

За принадлежащее на праве собственности жилое помещение, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания, собственнику выплачивается денежная компенсация в размере рыночной стоимости данного жилого помещения, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

5. Утвердить прилагаемое Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.

6. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь и отдельные положения указов Президента Республики Беларусь согласно приложению.

7. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:

до 1 февраля 2014 г. внесение предложений по определению перечня должностей государственных служащих, дающих право на получение жилых помещений коммерческого использования, а также особенностей предоставления жилых помещений коммерческого использования должностным лицам, указанным в перечне;

до 1 апреля 2014 г. приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации;

в шестимесячный срок в установленном порядке внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Жилищного кодекса Республики Беларусь и иных законов в соответствие с настоящим Указом.

8. Местным исполнительным и распорядительным органам, государственным органам, другим организациям до 1 апреля 2014 г. обеспечить:

информирование граждан о сроках и порядке включения в состав жилых помещений коммерческого использования или в состав специальных жилых помещений государственного жилищного фонда, занимаемых гражданами на условиях соответствующих договоров найма жилого помещения государственного жилищного фонда, путем размещения списков таких помещений на информационных стендах и официальных сайтах органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, а также иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации;

принятие мер по реализации настоящего Указа.

9. Настоящий Указ применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления его в силу, настоящий Указ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям.

10. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

10.1. подпункты 1.9 пункта 1, 2.1–2.3, 2.5 и 2.6 пункта 2, пункты 7–9 и настоящий подпункт – после официального опубликования настоящего Указа;

10.2. иные положения этого Указа – с 1 апреля 2014 г.

 

PAGE  13



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
14590. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10.18 KB
  Понятие и виды выборов Избирательный процесс. В широком смысле избирательная система – это урегулированный правовыми и иными нормами весь порядок выборов. Избирательное право имеет два значения: объективное избирательное право – совокупность правовых норм определяющих порядок и гарантии организации и проведения выборов; субъективное избирательное право – совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах.; 3 акты Главы государства по вопросам организации и проведения выборов; 4 постановления Палаты представителей Национального...
14593. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13.58 KB
  Порядок избрания Президента Республики Беларусь. Полномочия Президента Республики Беларусь. Организация и обеспечение деятельности Президента. Акты Президента Республики Беларусь: декреты указы распоряжения.
14594. ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11.03 KB
  Парламент –Национальное собрание Республики Беларусь. Полномочия Совета Республики. Конституционно-правовой статус депутатов Платы представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
14571. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9.08 KB
  Понятие Правительства Республики Беларусь. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь. Компетенция Правительства Республики Беларусь.
14807. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16.46 KB
  Конституционное право как отрасль права Республики Беларусь - это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного управления и самоуправления, отношения между индивидом и государством.
14573. Гражданство Республики Беларусь 20.88 KB
  Гражданство Республики Беларусь. Основания и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь. Основания и порядок прекращения гражданства в Республике Беларусь. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
21271. НАЛОГОВОЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 64.44 KB
  Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
10103. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БЕЖЕНЦАХ 29.88 KB
  Проблема правового статуса беженцев имеет сложную историю. На вынужденных беженцев распространяется действие специального законодательства со стороны той страны в которую беженец перемещается. Законы действующие на беженцев оговариваются конвенцией ООН от 1992 года где прописана процедура получения статуса беженца и получение социальных и других благ.
19591. Источники конституционного права республики Беларусь 33.78 KB
  Ему традиционно уделялось внимание в отечественной науке и учебной дисциплине конституционного государственного права. Взгляды ученых на систему ведущей отрасли права в частности на правовые институты всегда находились под сильным влиянием действовавших в соответствующий период конституций. Система конституционного права постсоветских республик претерпела значимые изменения хотя и менее существенные нежели содержание данной отрасли.
14660. Состояние земельных ресурсов Республики Беларусь 13.67 KB
  В силу своей функции земля, как главное средство производства, является основой сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса (АПК). В качестве средства производства земля имеет специфические черты по сравнению с искусственно создаваемыми средствами производства.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.