Расширение информационно-образовательного пространства в области статистики: опыт сотрудничества с Joint Program in Survey Methodology (США) и European Master in Official Statistics

Программы построены таким образом что заложенные в них компетенции достаточно универсальны; считается что их можно использовать в любой сфере изменяя лишь классификации и некоторые технические детали. Программы Стэнфордского университета занимающего первую строчку рейтинга объединяют усилия департаментов и школ статистики математики компьютерных и управленческих наук. Следовательно рассматривая опыт американских университетов необходимо обращать внимание прежде всего на нишевые программы и предпосылки для их возникновения8. Наличие...

2015-09-03

9.27 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Программная секция 2

«Статистика и социально-экономическое развитие»

Руководители: Иванов Ю. (МГУ им. М. В. Ломоносова), Пономаренко А. (НИУ ВШЭ)

Сессия 2.2. Сотрудничество исследователей и официальной статистики: проект CROS (Collaboration between Researchers and Official Statisticians) для России (1,5 часа)

Председатель сессии: Иванов Ю. (МГУ им. М. В. Ломоносова)

Алексей Пономаренко,

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Дмитрий Молчанов

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Расширение информационно-образовательного пространства в области статистики: опыт сотрудничества с Joint Program in Survey Methodology  (США) и European Master in Official Statistics.

Нам представляется, что необходимость существенных изменений в методиках преподавания статистики в российских университетах очевидна. Мы считаем, что, совершенствуя методику преподавания статистических дисциплин в России, имеет смысл ориентироваться на лучшие зарубежные университеты, занимающие высшие строчки соответствующих международных рейтингов. Конечно, при этом необходимо делать некоторые поправки на специфику спроса на специалистов-статистиков в России и на некоторые особенности национальных стандартов в области высшего образования.

В рейтингах QS World University Ranking1 по направлению «Статистика и исследование операций» видно безусловное доминирование американских университетов, характерное и для других направлений социальных наук (таблица 1)2. По всем направлениям социальных наук ведущие роли играют, преимущественно, одни и те же университеты.

Таблица 1. Распределение университетов по странам / группам стран по ряду направлений социальных наук в QS World University Ranking by Subject 2012 для первых 50 университетов3

Регион4

Статистика и исследование операций

Экономика и эконометрика

Финансы и бухгалтерский учет

Социология

США

23

22

17

22

Великобритания

5

6

7

9

Австралия и Новая Зеландия

5

4

9

5

Канада

2

3

3

4

Европейский союз (за исключением Великобритании)

5

7

4

4

Азия

9

8

10

5

Латинская Америка

1

-

-

1

Большинство американских университетов в области статистики представляют примерно один и тот же традиционный набор программ и дисциплин5, нацеленных на обучение технике сбора и обработки информации. Программы построены таким образом, что заложенные в них компетенции достаточно универсальны; считается, что их можно использовать в любой сфере, изменяя лишь классификации и некоторые технические детали. Высокий уровень развития и многообразие экономики США позволяют выпускникам статистических программ применять полученные знания в социологии, политологии, медицине, а также многих других, связанных с экономикой или финансовой деятельностью, сферах (страхование, маркетинг, финансовый анализ).

Большое число вариантов применения полученных знаний ведет к тому, что, развивая статистическое направление, университеты, скорее, не конкурируют друг с другом напрямую в одних и тех же специализациях, а стремятся занять «ниши», отличающие их от прочих участников рынка. Программы Стэнфордского университета, занимающего первую строчку рейтинга, объединяют усилия департаментов и школ статистики, математики, компьютерных и управленческих наук. Мичиганский университет (University of Michigan (Ann Arbor), № 19 в рейтинге QS World University Ranking) занимает первое место в преподавании и исследованиях по биостатистике в США6, в соответствии с рейтингом The National Academies Press7. Следовательно, рассматривая опыт американских университетов необходимо обращать внимание, прежде всего, на «нишевые» программы и предпосылки для их возникновения8.

Вместе с тем, в США действует финансируемая за счет федерального бюджета Объединенная программа по методологии проведения обследований (Joint Program in Survey Methodology - JPSM) – старейшая и крупнейшая американская программа подготовки магистров и докторов, а также повышения квалификации специалистов в области теории и практики проведения статистических обследований. Программа объединяет усилия Мэрилэндского университета (University of Maryland), Мичиганского университета (University of Michigan), Университета Небраска, федеральных агентств по статистике, академических организаций и частных исследовательских компаний США.  JPSM предусматривает широкое разнообразие форм проведения занятий и выдаваемых дипломов (M.S., Ph.D., certificate and citation programs). Наиболее фундаментальной формой является Магистрская программа по методологии проведения обследований (M.S. in Survey Methodology), которая включает две специализации: «статистические науки» и «социальные науки»9.

Наличие диплома или сертификата этой программы рассматриваются многими федеральными ведомствами США (Бюро цензов, Бюро статистики труда), как необходимое условие для карьерного роста сотрудников.

Отличительная особенность программы JPSM состоит в том, что она готовит универсальных специалистов, востребованных на государственной службе, в академической среде, системе образования и бизнесе. В принципе, в рамках этой программы могут обучаться студенты и из других стран.

НИУ ВШЭ достиг договоренности с университетами Мэриленда и Мичигана по поводу сотрудничества в области преподавания статистических дисциплин. В НИУ ВШЭ сейчас работает одна магистерская программа по статистике, но нельзя сказать, чтобы она пользовалась очень высоким спросом среди студентов. Чтобы изменить ситуацию, мы будем менять нашу магистерскую программу, по возможности сближая ее со стандартами JPSM. Соглашением о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и американскими университетами предусмотрено, что американские коллеги обеспечат экспертизу концепции нашей магистерской программы по статистике, базового учебного плана и входящих в состав программы основных курсов, а также проведут тренинг российских преподавателей. Мы надеемся предложить нашим студентам новую программу, начиная со следующего учебного года.

Другой возможностью для совершенствования преподавания статистики на основе международной кооперации является возможное участие в программе European Master in Official Statistics (EMOS). В Европе национальные статистические службы (НСС) некоторых стран имеют прочные связи с университетами, которые осуществляют программы по статистике. Широко известен опыт University of Southampton (Великобритания) и 'École Nationale de la Statistique et de l'Administration Économique (ENSAE)' (Франция), которые тесно сотрудничают с НСС этих стран и готовят для них кадры. В упомянутых университетах учатся студенты и из других стран, но единой системы обучения статистиков для стран ЕС пока не существует. Впервые идея о создании единой магистерской программы для всей Европы была высказана в 2008 году. Затем идея обсуждалась на ряде европейских форумов, в ее поддержку высказалось порядка 20 европейских государств. Была образована инициативная группа из ряда европейских НСС и университетов, возглавляемая ISTAT (статистическая служба Италии, которую в настоящее время возглавляет д-р Энрико Джованини, член Statistical Advisory Board НИУ ВШЭ). Весной 2012 года Евростат объявил тендер на проведение исследования 'Towards a European Master in Official Statistics', целью которого является разработка системы учебных программ, а также проработка других связанных с программой вопросов. Эта работа должна завершится в 2013 году. Ожидается, что первые студенты будут приняты в 2014 году и, соответственно, первый выпуск должен состоятся в 2016 г.

С нашей точки зрения, программы JPSM и EMOS, не являются конкурентами, поскольку первая из них ориентируется, в основном, на только начинающих обучение студентов (хотя в ней предусмотрена возможность курсов по повышению квалификации), в то время как вторая программа – это аналог российских программ повышения квалификации и дополнительного образования.

НИУ ВШЭ установил связь с разработчиками  EMOS и договорился об участии в ее разработке. Тот факт, что данная программа пока только разрабатывается, дает нам возможность участвовать в формировании учебных планов, что, конечно, очень ценно. Мы рассчитываем, что сможем привлечь к участию в этой программе не только Росстат, но и статистические службы других стран СНГ. Таким образом,  программа EMOS  получает возможность превратиться из региональной программы в глобальную, и такая возможность приветствуется всеми ее участниками, а также некоторыми международными агентствами.

   

1 Прочие рейтинги в значительной степени повторяют рейтинг QS World University Ranking или представляют собой частные случаи (региональные, страновые и т.д.), не создающие полной картины.

2 Год от года возможны некоторые изменения, но тенденция сохраняется. Например, в рейтинге QS World University Ranking для 2011 года по направлению «Статистика и исследование операций» среди ведущих 50 университетов 19 представляло США. Удельный вес американских ВУЗов в рейтингах для большинства социальных наук в 2011-2012 годах составляет 35-45%.

3 http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012/subject-rankings.

4 В перечне регионов и стран нет России, поскольку по критериям, учитываемым в рейтинге,


ни один из российских университетов пока не является конкурентоспособным в области статистики.

5 Различные места в рейтинге обусловлены, скорее, тем, что у некоторых университетов выше репутация в академическом мире или сотрудники и студенты университетов больше публикуются и у них выше индекс цитируемости.

6 В российских ВУЗах нет специализированных факультетов биостатистики, где изучается применение статистических методов к проектированию и анализу в системе здравоохранения, проводятся статистические исследования в медико-биологической сфере.

7 http://www.sph.umich.edu/biostat/.

8 Это не означает игнорирования программ по прикладной статистике. Их так же следует внимательно изучать, перенимая интересные идеи.

9 Названия курсов на русском языке представляют собой перевод, а не русскоязычный аналог.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11249. Расширение полилингвального образовательного пространства гимназии 8.04 KB
  В нашей гимназии накоплен определенный опыт по расширению иноязычного образовательного пространства которым хочется поделиться. В гимназии ведется авторский курс Л. Внеклассная работа направлена на развитие творческой активности учащихся и расширение образовательного пространства...
11282. Использование информационно-коммуникационных технологий в школе – залог успешного формирования интегрированного образовательного пространства 4.46 KB
  Тесный контакт в работе с учителем информатики всех других учителей-предметников позволяет создать в современной школе доброжелательный и заинтересованный микроклимат состоящий и из учащихся и их учителей. Использование дистанционных технологий позволяет учащимся заниматься самостоятельно в удобное для них время общаться со многими преподавателями и с другими учащимися через электронную почту и Интернет дает возможность получать широкий спектр дополнительной и разнообразной информации. Работа в процессе дистанционного обучения полезна и...
11236. Приоритетные тенденции формирования единого образовательного пространства 18.28 KB
  В образовательный процесс ныне вовлечены свыше миллиарда детей дошкольного и школьного возрастов студентов вузов и других учебных заведений профессионального образования. Это означает что в орбиту мирового образования оказывается вовлеченным фактически каждый пятый житель планеты а быстро растущие в последнее время различные учреждения поддерживающие непрерывный характер образования добавят к этим цифрам еще не один миллион человек причастных к образовательному процессу. Принцип целостности проявляется в несводимости свойств мирового...
11265. Социализация одаренных школьников в условиях образовательного пространства, построенного в диаде «Лицей – КГУ» 11.26 KB
  Лобачевского при КГУ Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду систему социальных связей; с другой стороны часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности активного включения в социальную среду. Основные идеи интегрированного подхода к процессу социализации одаренных в диаде ЛицейКГУ и новизна подходов к активному включению...
11253. Гражданское образование в Лицее №5 г. Казани: из опыта интегрированного образовательного пространства с Республикой Польша 7.71 KB
  Казани: из опыта интегрированного образовательного пространства с Республикой Польша Глубокие политикоэкономические и социальнокультурные изменения которыми отмечен современный этап российской истории определили в качестве одного из важнейших приоритетов в сфере обновления образовательной политики развитие гражданского образования самосознания духовности и культуры инициативности самостоятельности толерантности способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда Концепция модернизации российского...
16821. Повышение статистической грамотности: опыт российской статистики 6.1 KB
  Приоритетная задача Федеральной службы государственной статистики - удовлетворять потребности органов власти и управления средств массовой информации населения научной общественности коммерческих организаций и предпринимателей международных организаций в разнообразной объективной и полной статистической информации. Означает ли это что каждый пользователь официальной статистической информации должен быть статистически грамотным И что такое статистическая грамотность На практике – это значит уметь найти понять и использовать нужную...
11705. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения (на примере факультета управления и психологии кубанского государственного университета) 1.22 MB
  Цель исследования – повышение эффективности научно-исследовательской и образовательной деятельности на факультете управления и психологии КубГУ за счет использования информационных технологий.
20400. Эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК Ярославской области 55.89 KB
  Направления данной деятельности в АПК всегда были достаточно многогранны, а в последние годы она становится объективно необходимой в связи с увеличением потребности в информации о системе знаний по технологии и организации агропромышленного производства и, особенно, о конъюнктуре рынка сельскохозяйственной продукции, ресурсов и средств промышленного производства.
16533. Regulatory reforms: studying the public official’s point of view 5.29 KB
  Summry In the fll of 2008 the Center of Economic nd Finncil Reserch conducted survey of 1430 officils in twenty regions of Russi. The gol of the survey ws to understnd how federl level legisltion which hs constituted the core of the debureucrtiztion nd deregultion reform pckge of 2001-2007 trnsltes on the level of dy-to-dy implementtion nd why reform progress differs cross regions nd gencies. The representtives of six federl gencies Lbor Tx nd Fire Inspection Rospotrebndzor Rostekhndzor nd Roszdrvndzor nd Locl dministrtions were...
7207. European countries before and after the WW-2. The Second World War in Europe 27.66 KB
  In terms of Europe Russi generlly holds tht the Gret Ptriotic Wr begn on June 22nd 1941 with Opertion Brbross the Germn invsion of Russi while Western Europe uses September 1st 1939 the Germn invsion of Polnd. ll cross Europe over fifty million combtnts fought with over ten million cuslities nd equl tht number of civilin deths. Mny strt in 1918 with the end of World Wr One nd the Trety of Versilles whose wr guilt nd rmpnt ntiGermn cluses hs led some to sy nother wr ws inevitble or even tht world wrs one nd two re prt of the sme...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.