Выборы имеют значение? Изменение порядка замещения должности губернатора и расходы на образование в российских регионах

Оказывают ли изменения политических институтов влияние на параметры экономической политики на объем и структуру общественных благ Как было показано в многочисленных исследованиях политические институты так называемые конституционные переменные могут оказывать существенное влияние на экономическую политику а значит и на результаты экономического развития1. Во-первых рассмотрен вопрос о том...

2015-09-03

18.76 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Васильева О.Г.

Амурский Государственный Университет

г. Благовещенск

Выборы имеют значение? Изменение порядка замещения должности губернатора и расходы на образование в российских регионах

Введение

Оказывают ли изменения политических институтов влияние на параметры экономической политики, на объем и структуру общественных благ?  Как было показано в многочисленных исследованиях, политические институты, так называемые «конституционные переменные», могут оказывать существенное влияние на экономическую политику, а значит и на результаты экономического развития1.

Одним из вопросов, рассматриваемых в рамках исследования взаимодействия политических институтов и экономического развития, является вопрос о том, что приносит лучшие плоды - политическая централизация или децентрализация в отношениях между регионами и центральным правительством. Должны ли губернаторы избираться населением напрямую или назначаться федеральным правительством? Какой способ замещения этого поста создает более здоровые стимулы для политиков, стимулы, подталкивающие их к осуществлению политики способствующей экономическому росту и/или предоставления большего объема общественных благ. В литературе нет единого мнения по этому вопросу. Часть авторов, говорит о пользе политической централизации особенно в странах с неразвитыми рыночными и демократическими институтами2, другие приводят доказательства ее негативного влияния на результаты экономического развития3.

Недавняя политическая история России предоставляет богатый эмпирический материал для исследований в этой области. В данной работе рассматривается переход от выборов глав администраций субъектов РФ к их назначению Президентом РФ  и его влияние на политику в области финансирования образования региональными бюджетами. Во-первых, рассмотрен вопрос о том, назначенные или выбранные губернаторы имеют больше стимулов (прилагают больше усилий) для инвестиций в образование при прочих равных. Во-вторых, оказывает ли изобилие природных ресурсов, или более точно, рентные доходы, влияние на решения, принимаемые губернаторами.

Особенностью данной работы является то, что в ее фокусе находятся расходы бюджетов субъектов РФ на образование. Акцент на этот вид общественных благ обусловлен тем, что в современных исследованиях именно с накоплением человеческого капитала связывают формирование эффективных политических и экономических институтов, обеспечивающих экономический рост. Однако одной из особенностей инвестиций в человеческий капитал, в т.ч. расходов на образование, является длительный период отдачи, а значит, чем выше неопределенность в отношении будущего, тем меньше стимулов к инвестициям в образование. В этом смысле расходы на образование является маркером того, как общество в целом, и, прежде всего, политики и бюрократия, соотносят долгосрочные и краткосрочные цели, как сильно дисконтируют будущие доходы.

В целом, результаты данного исследования вносят вклад в дискуссию о влиянии усиления политической централизации в федеральном государстве на параметры экономической политики.

Кроме того, поскольку исследование направлено на изучение взаимодействия между изменением политических институтов и накоплением человеческого капитала в ресурсозависимой стране, то его результаты могут быть интересны с точки зрения оценки роли политэкономического канала в объяснении ресурсного проклятия, также как особенностей проявления симптомов ресурсного проклятия на субнациональном уровне.

Работа построена следующим образом. В разделе 2 содержится разъяснение методологи исследования, включая описания данных используемых для анализа. Основные результаты анализа содержаться в разделе 3. Выводы представлены и дальнейшие направления исследований в заключении.

2. Данные и методы оценивания

Для оценки расходов регионального правительства на образование нами были использованы два показателя: это абсолютный показатель — расходы бюджета на 1 одного ребенка в возрасте до 18 лет; а также относительный — доля расходов на образование в бюджете региона.4 Использование расходов на образование, выделяемых региональным правительством в расчете на 1 одного ребенка, а не на 1 жителя региона, обусловлено следующим. В России обязательства по финансированию дошкольного образования, средних и средне-специальных учебных заведений лежат на региональных бюджетах, в то время как высшее образование финансируется из федерального бюджета.  Лишь несколько регионов, в лице их администраций, участвуют в финансировании высшего образования. Поэтому объем расходов на образования в бюджете субъекта российской федерации определяется в большей мере численностью населения в школьном возрасте и младше, а не общей численностью населения.

Для оценки влияния способа занятия поста главы субъекта Российской Федерации на расходы регионального бюджета на образование в качестве регрессора была использована фиктивная переменная порядка замещения должности губернатора: 0 – губернатор занял свой пост в результате выборов в регионе; 1 – губернатор был назначен Президентом РФ.

Как показано в многочисленных исследованиях, одним из ключевых факторов, определяющих решения и стимулы политиков в ресурсозависимой стране (в том числе и на субнациональном уровне) являются рента от экспорта природных ресурсов. Нами также был учтен этот фактор. В литературе используется различные показатели изобилия природных ресурсов5. Особенностью российской экономики является то, что доходы от реализации природных ресурсов зарубежом не всегда используются на территории тех регионов, где они были добыты. Например, в г. Москве отсутствует добывающая промышленность, а показатель доли экспорта ТЭК в ВРП в 2004 — 2007 гг. был лишь чуть менее 50%.  Схожая ситуация в Республике Ингушетия, Чукотском автономном округе и в ряде других регионов России. Поэтому в работе были использованы два показателя изобилия природных ресурсов: доля добычи полезных ископаемых в ВРП и доля экспорта продукции топливно-энергетического комплекса в ВРП. Отметим, что оба используемых нами показателя богатства природных ресурсов достаточно широко используются в литературе (Sachs и Warner, 1995, 2001, Brunnschweiler, 2008; Papyrakis и Gerlagh, 2004; Stijns, 2006; etc). Первый показатель отражает, преимущественно, степень сырьевой специализации региона, а второй — влияние рентных доходов на доходы региона. Другой способ интерпретировать эти показатели предполагает, что первый показатель отражает в большей мере ресурсное изобилие (resource abundance), а второй — ресурсную зависимость (resource dependence). Отметим, что в литературе негативные эффекты природных ресурсов связывают в первую очередь с ресурсной зависимостью, а не с изобилием природных ресурсов6.  

Кроме того, в модель были включены два вида взаимодействий: во-первых, это произведение показателя ресурсного богатства и фиктивной переменной порядка замещения должности губернатора; во-вторых, произведение фиктивной переменной для регионов Кавказа и фиктивной переменной порядка замещения должности губернатора. В первом случае оценивалось, оказывает ли изобилие природных ресурсов влияние на решение назначенного губернатора в отношении расходов на образование. Во втором случае, тратили ли губернаторы, назначенные в регионы Северного Кавказа, меньше чем в других регионах России.

Для изолирования влияния других факторов, способных оказать влияния на размер государственных расходов на образование, при оценивании был осуществлен контроль на следующие показатели: уровень душевых доходов в регионах (ВРП на душу населения), расходы бюджета региона на душу населения, уровень урбанизации (доля городского населения), возрастную структуру населения региона (население моложе трудоспособного возраста), уровень неравенства по доходам в регионе (коэффициент Джини), долю государственных служащих в экономически активном населении региона и ряд других.

Оценивание выдвинутых гипотез было произведено на основе панельных данных по 79 регионам РФ за период с 2002 по 2007 гг.7  — с использованием двунаправленной модели фиксированных эффектов (two-way fixed effect), включающей как временные, так и пространственные индивидуальные эффекты. Применение этой модели позволяет частично решить проблему пропущенных переменных. Включение фиктивных переменных для временных периодов позволяет проконтролировать на изменения идентичные во времени для всех регионов, в т.ч. общее усиление централизации власти, снижение политической конкуренции и т.п. Тест Вальда позволил отвергнуть об отсутствии индивидуальных эффектов; тест Хаусмана позволил отвергнуть гипотезу о случайных эффектах. Во всех случаях оценивание производилось OLS.

3. Основные результаты

3.1. Абсолютные расходы на образование и изменение порядка замещения поста губернатора

Проверка гипотезы о том, что назначенные губернаторы российских регионов имеют меньше  стимулов к расходам на образование, показала, что смена порядка занятия должности губернатора — от избрания к назначению — ассоциируется со статистически значимым (на 1% уровне) снижением расходов на образование. Этот результат остается значимым даже после контроля на величину общих душевых расходов региональных бюджетов, что исключает возможность объяснения более низких расходов на образование тем, что избранные губернаторы для получения поддержки населения и увлечения вероятности быть переизбранными тратят больше, чем назначенные, чьи карьерные успехи не зависят от поддержки местного населения.

При этом полученные результаты позволяют говорить о том, что назначенные губернаторы в богатых природными ресурсами регионах склонны тратить на образование еще меньше. Другими словами, чем больше доля рентных доходов в регионе, тем сильнее негативное влияние, оказываемое изменением порядка занятия кресла губернатора на среднедушевые расходы на образование. В тоже время был ли назначен губернатор в республики Северного Кавказа или нет, не оказывало влияния на размеры среднедушевых расходов на образование.

Отметим, что после учета эффектов связанных с назначения губернаторов, показатель рентных доходов ассоциируется с более высокими расходам на образование, т.е. душевые расходы на образование в регионах богатых природными ресурсами выше при прочих равных.

Использование в качестве меры изобилия природных ресурсов доли добывающей промышленности в ВРП вместо показателя доли экспорта ТЭК в ВРП приводит к следующим результатам. Статистическая значимость переменной, характеризующей назначение губернатора в регион, богатый природными ресурсами, снижается, до 10% уровня, при сохранении отрицательного знака. В то же время, влияние изобилия природных ресурсов на расходы на образование становится статистически незначимым.

Из других объясняющих переменных, отрицательное статистически значимое влияние на расходы на образование оказывала доля государственных служащих в ЭАН. Может быть предложено следующее объяснение выявленной зависимости. Расходы на образование и расходы на содержание аппарата управления регионом (государственных служащих) являются конкурирующими видами расходов, поскольку источник для их финансирования один — доходы регионального бюджета. Рост численности государственных служащих должен приводить к росту расходов на их содержание, а значит, и снижать оставшиеся для дальнейшего распределения ресурсы регионального бюджета. Однако предложенное объяснение требует дальнейшего исследования, выходящего за рамки данной работы.

Также статистически значимым является влияние возрастной структуры населения в регионе: чем выше доля детей в школьном возрасте, тем, при прочих равных, выше уровень душевых расходов.

3.2. Доля расходов на образование в бюджете региона и изменение порядка замещения поста губернатора

Оценка влияния порядка замещения поста главы администрации субъекта Российской Федерации на политику в области финансирования образования, показала, что факт назначения губернатора оказывал отрицательное, значимое на 5% влияние на удельный вес расходов на образование в региональном бюджете. Также было выявлено существование отрицательной статистически значимой связи между изобилием природных ресурсов, измеренного как доля экспорта ТЭК в ВРП, и долей расходов на образование в региональном бюджете.

После учета взаимодействия между фиктивными переменными для регионов Северного Кавказа и фиктивной переменной для назначенных губернаторов, а также взаимодействия между фиктивной переменной назначения губернатора и показателем богатства региона природными ресурсами, были получены следующие результаты.  Порядок занятия губернатора своего поста, а также то, назначен ли губернатор в богатый или бедный природными ресурсами регион, не оказывало статистически значимого влияния на долю расходов на образования в региональном бюджете. Однако назначение губернатора (вместо его избрания) в республиках Северного Кавказа ассоциируется с сокращением доли расходов на образование в бюджетах этих российских регионов. Полученная статистическая связь значима на 1 % уровне.

Доходы от экспорта ТЭК также оказывали отрицательное, статистически значимое на 5% уровне влияние на размер расходов на образование в бюджетах российских регионов. Другими словами, регионы с более высокой долей доходов от экспорта углеводородов, тратят меньшую долю доходов на финансирование образования. Полученные оценки указывают на существование неучтенного в работе канала отрицательного влияния изобилия природных ресурсов на стимулы к инвестированию в образование  в российских регионах.

Использование доли добывающей промышленности в ВРП вместо доли доходов от экспорта продукции ТЭК приводит к получению оценок, свидетельствующих об отсутствии статистически значимой связи между изобилием природных ресурсов, измеренным подобным образом, и расходами на образование.

Разница между оценками, полученными при использовании двух показателей изобилия природных ресурсов — доли добывающей промышленности в ВРП и доли экспорта ТЭК в ВРП —  позволяет сделать вывод о том, что негативное влияние оказывает не отраслевая специализация региона на добывающей промышленности как таковая, а аккумуляция им доходов от экспорта природных ресурсов. Этот вывод в целом согласуется с результатами, полученными в литературе, о негативном влиянии рентных доходов и ресурсной зависимости, а не ресурсного богатства как такового.

4. Заключение

Полученные в работе результаты свидетельствуют о том, что переход от избрания губернаторов к их назначению ассоциируется с более низкими среднедушевыми расходами на образование, а значит и со снижением темпов накопления человеческого капитала в российских регионах.  В то же время, порядок занятия губернаторского поста, по всей видимости, не оказывает влияния на долю доходов, которая используется на образование в российских регионах. Исключение составляют регионы Северного Кавказа.

Другим важным результатом является то, что изобилие природных ресурсов, измеренное как доля доходов от экспорта углеводородов в ВРП, отрицательно коррелированно с долей расходов на образование. Однако фактор природных ресурсов оказывает негативное влияние на среднедушевые расходы на образование только в случае, если губернатор в регионе был назначен, а не избран.

Почему назначенные губернаторы тратят на образование меньше, чем избранные? Чем объясняется негативное влияние изобилия природных ресурсов? Ответы на эти вопросы требуют дополнительных исследований.

Кроме того, в данной работе не был учтен факт, что на размер бюджетных расходов на образование может оказывать влияние не только исполнительная власть (глава администрации субъекта РФ и, собственно, администрация), но и законодательная  власть — законодательные собрания субъектов РФ, которые непосредственно принимают бюджеты. Возможно, что размер расходов на образование был связан с уровнем политической конкуренции в региональном парламенте, доли партии власти и т.п. Проверка этих гипотез также является направлением дальнейших исследований.

Литература

  1.  Brunnschweiler C. N. Cursing the Blessings? Natural Resource Abundance, Institutions, and Economic Growth // World Development, Vol. 36, № 3, 2008, pp. 399- 419.
  2.  Gylfason T. Natural Resources, Education, and Economic Development // European Economic Review, Vol. 45, № 4-6, 2001, pp. 847-859.
  3.  Mehlum H., Moene K., Torvik R. Institutions and the resource curse // Economic Journal, Vol. 116, № 508, 2006, pp. 1-20.
  4.  Papyrakis E., Gerlagh R. The resource curse hypothesis and its transmission channels// Journal of Comparative Economics, No.32, 2004, pp.181–193.
  5.  Persson T. Do political institutions shape economic policy? // Econometrica, Vol. 70, No. 3 (May, 2002), pp. 883–905
  6.  Persson T., Tabellini G. Do constitutions cause large governments? Quasi-experimental evidence //European Economic Review. 46 (2002). pp 908 – 918
  7.  Qian, Y., Weingast B. Federalism as a Commitment to Preserving Market Incentives// Journal of Economic Perspectives, Vol. 11, 1997, pp. 83–92.
  8.  Robinson J.A., Torvik R., Verdier T. Political Foundations of the Resource Curse // Journal of Developmental Economics, Vol. 79, № 2, 2006, pp. 447–468.
  9.  Sachs J., Warner A. Natural Resource Abundance and Economic Growth: National Bureau of Economic Research, Working paper № 5398, Cambridge, MA, 1995.
  10.  Sachs J.D., Warner A.M. Natural resources and economic development: The curse of natural resources // European Economic Review, Vol. 45, № 4-6, 2001, pp. 827-838.
  11.  Stijns J.P. Natural resource abundance and human capital accumulation // World Development, Vol. 34, № 6, 2006, pp. 1060-1083

1 Persson T., Tabellini G. (2002); Persson T.,

2 См., например, Blamchard O., Shleifer A. (2001); Enikolopov R., Zhuravskaya E.(2003)

3 Qian, Y., Weingast B. (1997)

4 Аналогичный показатель только на национальном уровне используется в литературе, см. например  (Gylfason, 2001; Stijns 2006).

5 См. обзор показателей ресурсного богатства, например, Stijns (2006)  

6 Gylfason T (2001); Mehlum H., Moene K., Torvik R (2006); Brunnschweiler  (2008) etc.

7 При оценивании были исключены наблюдения по Чукотскому автономному округу и Республики Ингушетия за 2004 — 2005 гг.: в этих регионах доля экспорта ТЭК в ВРП находилась в пределах 1,7 раза — 3,5 раз, при среднем значении этого показателя по выборке 0,09 и стандартном отклонении 0,25.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
19629. Федеральные округа как субъекты влияния и центры власти в российских регионах 27.75 KB
  Следует начать с констатации того что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Исходя из основ конституционного строя современной России можно сказать что федеральные округа пока не вписываются в рамки сложившегося федерального законодательства так как их статус отдельно не определен законом а их образование связано лишь с Указом Президента при утверждении института полномочных представителей Президента России. В связи с этим можно...
16867. Прямые инвестиции и внешняя торговля с Китаем: особенности взаимодействия в российских регионах 14.77 KB
  Уровень развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем значительно отстает от уровня развития внешней торговли доля Китая в российском внешнеторговом обороте составляет 9 а доля поступающих в Россию прямых иностранных инвестиций ПИИ...
881. Изменение величины спроса. Изменения в спросе. Изменения в спросе на российских рынках товаров и услуг 73.74 KB
  Закон спроса. Изменение величины спроса. Эластичность спроса. Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия.
320. Муниципальные выборы, избирательное право и избирательная система 13.56 KB
  Значение этого института состоит в том что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления. Цель местных выборов избрание депутатов членов выборного органа местного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправления. Правовую основу муниципальных выборов составляют Федеральные законы Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в...
19239. Проведение ППО кандидатов на замещение вакантной должности 57.03 KB
  Первая группа связана со стремлением получить максимальную прибыль при наименьших затратах; вторая – с существованием определенных различий между людьми которые в значительной степени определяют вероятность успешной профессиональной деятельности в конкретной сфере человеческого труда. В значительной степени это было обусловлено произошедшим в стране социально–экономическими преобразованиями и это позволяет высказать уверенность в том что научные достижения в области психологии труда получает более широкое распространение в практической...
6658. Схемы замещения биполярного транзистора 21.24 KB
  Схемы замещения биполярного транзистора При расчетах электрических цепей с транзисторами реальный прибор заменяется схемой замещения которая может быть либо бесструктурной либо структурной. Поскольку электрический режим биполярного транзистора в схеме ОЭ определяется входным током...
17295. Расходы бюджетов 19.41 KB
  Целью и задачами работы является изучение расходов бюджетов в свете последних изменений законодательства Понятие и формы расходов бюджета Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов. Категорию расходы бюджета можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном экономическом и юридическом. В материальном аспекте расходы бюджета определяются БК РФ как выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками...
8525. Расходы бюджета 461.84 KB
  Многие отрасли социальнобытовой инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Это средства предоставляемые в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров работ и услуг выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов...
11297. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ 51.09 KB
  Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размера . Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров . Экспертам переводчикам и свидетелям возвращаются расходы которые они производили на проезд наем жилья и выплачиваются суточные. Судебные издержки по уголовным делам включают денежные суммы выплачиваемые: потерпевшим свидетелям понятым в возмещение расходов по явке и или в качестве вознаграждения за отвлечение от работы; специалистам экспертам и...
21872. Анализ проведения подбора кандидатов на вакантные должности на примере ООО «АГ-Моторс Балашиха» 856.57 KB
  Профессиональная организация отбора и найма персонала. Достоинства и недостатки системы отбора персонала в ООО АГ-Моторс Балашиха. Пути совершенствования подбора персонала на предприятии. Рекомендации по оптимизации и совершенствованию службы...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.