ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Проблема разработки стратегий регионального развития находится в центре внимания российских ученых государственных деятелей самого высокого ранга и управленцев на местах. Особо актуальными являются вопросы определения приоритетов развития страны и регионов разработки комплексных социально-экономических программ развития выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания механизма реализации принятых стратегий. На современном этапе...

2015-09-03

10.26 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Сорокина Наталья Юрьевна,

доцент кафедры финансов и менеджмента,

ГОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула

ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

НА ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Проблема разработки стратегий регионального развития находится в центре внимания российских ученых, государственных деятелей самого высокого ранга и управленцев на местах. Особо актуальными являются вопросы определения приоритетов развития страны и регионов, разработки комплексных социально-экономических программ развития, выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания механизма реализации принятых  стратегий.

На современном этапе развития теории и практики регионального управления  актуальной научно-практической задачей становится управление в условиях стратегических изменений, то есть управление, обеспечивающее переход от одной стратегии регионального  развития к другой.

В теории региональной экономики известны шесть основных стратегий регионального развития, а также более десяти их различных вариаций.  При внешней схожести базовые стратегии обладают определенной спецификой, которая позволила им существовать в отдельных регионах и даже странах на протяжении довольно длительных временных интервалов.

Опыт  реализации стратегий регионального развития в РФ  позволяет вести речь  о том, что:

- имеет место динамичный переход от одной стратегии к другой, в результате чего происходит ускорение или замедление темпов развития страны и ее регионов;

- цели стратегического развития региона и управления трудовым потенциалом взаимосвязаны, поскольку важнейшим условием  сбалансированного развития региона является поддержание  рабочих мест в отраслях региональной экономики на уровне, заданном стратегией регионального развития.

Для выявления характера этой взаимосвязи, а также для анализа условий и факторов перехода от одной стратегии к другой, может быть предложена матрица стратегий регионального развития (рис. 1), которая построена по двум переменным:

1) темп роста экономики региона как фактор обеспечения высокого уровня и качества  жизни населения;

2) пропорциональность развития экономики региона как фактор увеличения занятости населения и вовлечения его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики.

 

Рис. 1.  Матрица стратегий регионального развития

Стратегии специализации нацелены на обеспечение условий для развития в регионе одной базовой отрасли экономики, которая  выступает основой создания валового регионального продукта, привлечения инвестиций и увеличения экспорта. Основная задача регионального управления заключается в обеспечении рабочих мест необходимым числом работников с четко определенными профессионально-квалификационными требованиями.

Стратегии интеграции обеспечивают развитие в регионе нескольких ведущих отраслей экономики, традиционно являющихся ее основой. Приоритетность развития этих  отраслей обеспечивается  региональными властями посредством активного трудоустройства в них работников из других отраслей и сфер экономики,  осуществления политики квотирования рабочих мест, оптимизации количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов с учетом специфики регионального рынка труда.

Стратегия концентрации предполагает  высокую ориентацию экономики региона на инновации и модернизацию. В регионе развивается ограниченное число отраслей, производящих дифференцированные товары и услуги, обладающие принципиальными технологическими различиями и специфическими потребительскими свойствами. Реализация стратегии концентрации требует от регионального менеджмента  формирования в регионе многоуровневой системы образования по направлениям, обеспечивающим «инновационный прорыв» экономики региона.

Стратегии  диверсификации предполагают функционирование региона как многопрофильного субъекта национальной экономики. Стратегия диверсификации предполагает наличие в регионе  трудовых ресурсов, обладающих довольно широкой специализацией, высокой трудовой  мобильностью, способных к постоянному самосовершенствованию и развитию. Важнейшим условием успешной реализации данной стратегии является наличие в регионе эффективной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации  работников, в первую очередь – в области управленческих навыков.

Представленный подход к классификации стратегий регионального развития, учитывающий отраслевую специфику экономики региона и особенности  регионального управления трудовыми ресурсами в целях обеспечения их эффективной занятости, позволяет сделать следующий вывод. Важнейшим субъективным фактором, определяющим возможности использования конкретной стратегии, а также полноту и глубину ее реализации, выступают количественные и качественные характеристики имеющихся в регионе трудовых ресурсов, а также возможности их наращивания до уровня, определенного стратегией регионального развития.

Выполненный автором анализ стратегий социально-экономического развития, реализуемых в настоящее время в  10 регионах центра России показал, что возможности перехода от одной стратегии регионального развития к другой определяются состоянием и перспективами наращивания трудового потенциала, под которым в системе регионального управления следует понимать возможности региона по привлечению в региональную экономику трудовых ресурсов определенного количества и качества в соответствии с выбранной стратегией регионального развития.

Вышесказанное позволяет сформировать матрицу выбора стратегии управления развитием трудового потенциала региона (рис. 2):

 

 

Рис. 2.  Матрица выбора стратегии управления  развитием

трудового потенциала региона

Представленная матрица позволяет выбирать и обосновывать приоритеты региональной политики в области трудового потенциала в соответствии  со стратегией  развития региона, а именно:

1)  для успешной реализации в регионе стратегии специализации  следует использовать стратегию привлечения трудовых ресурсов, приоритетными направлениями которой являются:

- обеспечение притока трудовых ресурсов на территорию региона посредством активной миграционной политики, направленной на привлечение и натурализацию мигрантов;

- создание механизмов для удержания рабочей силы на территории региона, в первую очередь выпускников учреждений профессионального образования путем повышения привлекательности рабочих мест для работников и т.п.

- в долгосрочной перспективе - проведение эффективной демографической политики, включающей меры по стимулированию рождаемости и сокращению смертности и активной семейной политики, нацеленной на укрепление института семьи и роста его общественной ценности;

2) стратегия интеграции предполагает использование стратегии оптимизации трудовых ресурсов, включающей:

-   создание  условий  для  трудоустройства граждан, ищущих  работу;

- усиление государственного регулирования  сферы  занятости  населения  с   целью     максимального удовлетворения спроса предприятий  на  рабочую силу по требуемым профессиям и уровню квалификации;

- совершенствование  работы   по    профилактике безработицы и сокращению длительности безработицы;

- повышение  трудовой мобильности безработных граждан,

- развитие   системы   социального  партнерства  работников и работодателей на рынке труда под патронажем региональных органов управления трудом и занятостью и т.п.

3) стратегия концентрации предполагает использование стратегии профессиональной подготовки трудовых ресурсов, нацеленной на формирование структуры учреждений профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда региона и включающей следующие мероприятия:

- структурная перестройка системы профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, создание и отработка региональной модели интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования;

- создание системы содействия трудоустройству выпускников через развитие институтов целевой контрактной подготовки и регионального заказа;

- обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования путем актуализации содержания, ориентации  на потребности регионального рынка труда;

- создание системы кооперации профессиональных образовательных учреждений и работодателей, расширяющую сеть социального партнерства учреждений профессионального образования и работодателей и т.п.

4) стратегия  диверсификация базируется на стратегии профессиональной переподготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов, основными направлениями которой являются:

- обеспечение  экономики региона кадрами необходимой квалификации на основе прогноза потребности и плана подготовки и переподготовки кадров,

- переподготовка квалифицированных руководителей и  специалистов по международным программам, в том числе – за рубежом;

- развитие негосударственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- развитие системы непрерывного профессионального образования трудовых ресурсов региона.

PAGE  4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16149. Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона 8.15 KB
  Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона Формирование стратегий регионального развития в РФ должно осуществляться с позиций наращивания всех составляющих социально-экономического потенциала региона при ведущей роли трудового потенциала. Главная цель управления трудовым потенциалом региона заключается в создании условий для его наращивания не ниже уровня определенного стратегией регионального развития. Важнейшим условием ее достижения является согласованность интересов и действий...
18466. Повышение эффективности и результативности стратегии регионального развития 94.71 KB
  Казахстанская рыночная экономика на современном этапе представляет собой смешанную экономику, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления. Для приобретения максимального результата нужна координация усилий, а устойчивость функционирования требует моделирования допустимых изменений и выработки оптимальных траекторий экономического становления в таком виде управленческой деятельности как тактическое проектирование.
16682. Влияние новых технологий на формирование стратегии развития в эпоху глобализации: опыт Финляндии 12.41 KB
  В условиях глобализации встроенность в систему международных экономических связей превратилась в один из важнейших факторов определяющих конкурентоспособность национальной экономики. имеет много общего с современным состоянием экономики России.
12867. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА 100.18 KB
  В России неоднократно применяется и зарубежный опыт управления трудом людей но он не всегда успешен потому что требует специфической адаптации не только условий и технологий труда но и учета особенностей менталитета граждан...
18397. Приоритеты и направления развития малого предпринимательства в условиях глобализации 124.56 KB
  Концепции и модели развития малого предпринимательства. Институциональная среда малого предпринимательства: возможности и ограничения. Методы анализа институциональной среды малого предпринимательства. Оценка состояния институциональной среды малого предпринимательства в Казахстане.
16274. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИРЖ СТРАН СНГ 14.15 KB
  Макроэкономические предпосылки финансовой интеграции Процессы укрепления рыночных взаимосвязей в современных условиях глобализации имеют для стран СНГ и ЕврАзЭС географические национальные исторические и экономические основания. Согласно данным МВФ доля стран СНГ в мировом ВВП выросла с 38 в 2006 г.1 Несмотря на кризис и общее снижение внешнеторговой активности удельный вес стран СНГ в общем объеме внешнеторговых операций стран Содружества продолжает...
16473. Регионы Сибири: стратегические приоритеты и новая парадигма развития 15.6 KB
  Генезис понимания Сибири авторская позиция. Достаточно интенсивное освоение Сибири восточными славянами началось с конца XVI века за 100 лет до похода Ермака. И вплоть до конца XIX века под Сибирью в России понимали всю территорию от Урала до Тихого океана именно такое понимание Сибири зафиксировано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона выпущенного в 1890-1907 гг.
10905. Ресурсы и факторы регионального развития 40.78 KB
  Демографический потенциал и структура населения оказывают многогранное воздействие как на экономическую, так и на социальную ситуацию в регионах. При прочих равных условиях преимущество имеют регионы с большой численностью населения и емким внутренним рынком, имеющие возможности для экономического
16631. Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО (На примере Волгоградской области) 11.03 KB
  Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО На примере Волгоградской области Развитие инновационной сферы активизация инновационной деятельности являются важным приоритетом развития России на ближайшие десятилетия. В развитых странах доля инновационной продукции составляет 80. Доля финансирования инновационной деятельности из федерального бюджета составляет 036 от ВВП что значительно ниже чем в других странах. Все это указывает на необходимость разработки целостной единой стратегии инновационного развитии РФ...
16242. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 217.93 KB
  В последние годы перед государством в целом и в частности перед субъектами Российской Федерации стояла задача формирования стратегии социально-экономического развития территории. К ним можно отнести такие фирмы как Международный центр социально-экономических исследований Леонтьевский центр Фонд Центр стратегических разработок Северо-Запад и просто Центр стратегических разработок Группа компаний Прогрессор и многие другие. Например это Концепция...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.