Теоретико-методические подходы к оценке эффективности реализации социально-экономической политики региона

Однако для реализации данного конституционного положения на практике предстоит решить комплекс социально-экономических задач направленных на повышение общего уровня жизни граждан что возможно посредством разработки и реализации экономической политики. Гранберг подчеркивает что цели региональной экономической или социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью2. Райзберг определяет универсальную цель государства как...

2015-09-03

16.72 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Задорожнева Юлия Владимировна,

аспирант Волгоградского Государственного Университета,

город Волгоград

«Теоретико-методические подходы к оценке эффективности реализации социально-экономической политики региона»

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется возрастающей ролью человека в качестве центрального звена социально-экономической системы. В соответствии с п.1 ст.7 Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Однако для реализации данного конституционного положения на практике предстоит решить комплекс социально-экономических задач, направленных на повышение общего уровня жизни граждан, что возможно посредством разработки и реализации экономической политики.

Существование разнообразных точек зрения при определении понятия «экономическая политика» свидетельствует о наличии разных аспектов рассмотрения данного понятия, но в целом можно отметить следующие общие положения:

  •  экономическая политика – целенаправленная деятельность государства;
  •  данная деятельность воплощается в совокупности мер воздействия (государственного регулирования) для достижения поставленных целей и решения социально-экономических задач.

При этом понятия «экономическая политика» и «социально-экономическая политика» зачастую выступают как термины-синонимы, что продиктовано взаимозависимостью экономических и социальных показателей. Так, А.Г. Гранберг подчеркивает, что «цели региональной экономической (или социально-экономической) политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью»2.   

Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Цели государства зависят от достигнутого уровня социального и экономического развития страны, от историко-национальных традиций. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения3.

Б.А. Райзберг определяет «универсальную» цель государства как «содействие достижению высокого уровня, росту социально-экономической эффективности в масштабе хозяйства страны»4. Под социально-экономической эффективностью традиционно понимают величину экономического эффекта и социальных результатов, получаемых в расчете на единицу затрачиваемых ресурсов.

С.С. Сулакшин отмечает, что «экономика – наиболее интегративная категория, существенно влияющая на жизнь отдельных людей и семей, на состояние государственных институтов и государства в целом5». Автор считает, что «деятельность государства в экономической сфере должна исходить из цензов социального состояния большинства населения страны6», при этом социальная рыночная экономика по его мнению «…есть инструмент построения не чисто рыночного, а социально ориентированного общества», а человек как важнейший активный ресурс экономического роста должен быть конечной целью экономической политики7.

Выделяют экономическую и социальную как вполне самостоятельные политики государства, расположив их на одном уровне вместе с бюджетной и налоговой, денежно-кредитной и банковской, геостратегической, политикой безопасности и др., но в то же время отмечается, что социальная политика выступает в двойной роли и является частью экономической политики.

П.В. Савченко рассматривает социальную политику в широком и узком смыслах. По его мнению, в узком смысле она представляет собой «систему мероприятий государства и других субъектов, непосредственно направленных на решение социальных задач; в широком смысле – ракурс общеэкономической политики, связанный с формированием социально-экономической среды, благоприятствующей самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможности развития человека»8.

В.С. Пригарин, О.А. Канаева оценивают эффективность социальной политики по двум основным критериям:

  •  меры по обеспечению решения собственно социальных проблем, и главное здесь, по их мнению, - динамика уровня и качества жизни населения;
  •  степень включения социальной политики в механизм экономического роста9.

Следует отметить важную составную часть экономической политики государства –региональную политику, которая по мнению М.В. Степанова «охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил»10.

Л.А. Николаева определяет региональную социально-экономическую политику как сферу деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающую как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой11.

Различают региональную политику, проводимую федеративным центром по отношению к регионам, и социально-экономическую политику самих регионов. У регионов страны различный потенциал саморазвития, неодинаковая ментальность людей, резко дифференцированные показатели уровня развития инфраструктуры, разная плотность населения, различный уровень квалификации рабочих и управленцев. Наблюдается также неодинаковая покупательная способность доходов населения, различный уровень бедных семей и одиночек, различия в демографическом потенциале и структуре населения, специализации и структуре хозяйства. Как следствие этих особенностей перед регионами встают проблемы сбыта товаров и предоставления услуг, риска предпринимательской деятельности, неплатежей и бюджетных расходов, возникают специфические проблемы, что требует от местной власти выработки самостоятельной социально-экономической политики12.

Основным показателем эффективности социально-экономической политики региона является достигнутый уровень экономического и социального развития конкретной территории и как следствие социально-экономическая стабильность всего государства. По мнению М.В. Степанова одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ, который включает оценку природно-ресурсного, социального, экономического и научно-технического потенциала, геополитической ситуации в территориальном разрезе, что позволяет учесть региональные особенности развития и размещения производительных сил отдельных регионов. При этом автор считает, что на основе анализа вскрываются особенности участия региона в территориальном разделении труда, выявляются недостатки и диспропорции в развитии и их влияние на совершенствование хозяйственного комплекса региона, оцениваются сложившиеся транспортно-экономические связи. Результатом анализа служит формирование взаимоувязанной системы проблем, направления решения которых должны просматриваться в специфических для каждого региона задачах развития13.

 С.С. Сулакшин считает возможным оценку экономической политики, если составить для нее набор наиболее важных ценностных критериев, в качестве региональных показателей14 он выделяет следующие:

  •  диапазон ВРП на душу населения;
  •  диапазон инвестиций на душу населения;
  •  диапазон безработицы по регионам.

А.Г. Гранберг для анализа экономики регионов рассматривает валовой внутренний продукт и его основные компоненты (в том числе конечное потребление), доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское имущество) и т.д. При этом он подчеркивает, что для межрегиональных сопоставлений уровней развития, благосостояния и эффективности эти показатели даются в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого15.

А.Г. Гранберг отмечает, что построение типологий регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики16. В результате отнесения региона к тому или иному типу, выявления наиболее проблемных регионов способно дать оценку эффективности проведения социально-экономической политики конкретной территории. Кроме того, автор считает моделирование одним из важнейших методов исследований во многих отраслях науки, в том числе и региональной экономики и добавляет, что математические модели широко используются в решении практических проблем региональной экономики: при построении региональных типологий, региональном ситуационном анализе, разработке прогнозов, имитации последствий осуществления социально-экономических мероприятий на народнохозяйственном и региональном уровнях, обоснованиях параметров финансово-экономических механизмов и др17.

Следует отметить, существование разрыва между потенциальной и фактической эффективностью функционирования экономических систем региона. По мнению,  Б. И. Герасимова данное обстоятельство свидетельствует о действии тормозящих факторов, к которым автор относит: нерациональное распределение ресурсов; несовершенство экономических стимулов; недостаточное качество выполнения принимаемых решений18.

Эффективность социально-экономической политики целесообразно рассматривать по результативности, т.е. по соответствию достижению поставленных целей, однако зачастую реальные последствия экономической политики значительно отличаются от прогнозируемых результатов, поэтому ее выбор состоит в эффективном использовании имеющихся в распоряжении государства инструментов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности с целью максимизации результата при снижении трансакционных и трансформационных затрат.

1 Конституция Российской Федерации – п.1 ст.7.

2 Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 350.

3 См.: Райзберг, Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 375.

4 Райзберг, Б.А. Указ. соч. С. 377.

5 Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике (анонс) / под общей ред. С.С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 360.

6 Сулакшин, С.С. Указ. соч. С. 360.

7 См.: Сулакшин, С.С. Указ. соч. С. 360-361.

8 Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2007. – С. 621.

9 См.: Социальная политика государства в рыночной экономике: Учеб. пособие / под ред. проф. В.С. Пригарина, доц. О.А. Канаевой. – СПб.: ОЦиЭМ, 2002. – С. 34.

10 Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 15-16.

11 См.: Николаева Л.А. Экономическая теория. / Л.А. Николаева, И.П. Черная. – М.: Феникс, 2005. – С. 57.

12 См.: Буданов, Г.А. Социально-экономическая политика на уровне субъекта Федерации / Г.А. Буданов // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 3. – С. 23.

13 См.: Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 42.

14 См.: Сулакшин, С.С. Указ. соч. С. 174.

15 См.: Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С.109.

16 См.: Указ. соч. С. 118.

17 См.: Указ. соч. С. 133.

18 См.: Региональная экономика: организацонно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – С. 19.

PAGE  3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16712. Теоретико-методические основы оценки энергетического потенциала региона 16.17 KB
  Несмотря на то что термин энергетический потенциал часто встречается и в прессе и в научных работах и в законодательстве он четко не определен. По этой причине автор попробовал установить что такое энергетический потенциал в региональной экономической науке...
12611. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации 37.69 KB
  Одной из главных задач современного менеджмента является построение эффективной организационной структуры управления. Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Нужность изменения организационной структуры управления большинства российских...
16155. Применение программно-целевого метода при реализации стратегии социально-экономического развития региона 12.16 KB
  На современном этапе в условиях преимущественного воздействия на экономику рыночных механизмов целевые программы выступают одним из основных методов государственного регулирования. Необходимо также выделить региональные программы в особый класс программ потому что существует ряд проблем для решения которых достаточно мобилизовать ресурсы нескольких регионов или даже одного субъекта Федерации объектом программирования которых выступает территориальное образование и типологизированы по следующим признакам: по характеру решаемых проблем...
16896. Кондратьевские циклы и цикличность эффективности экономической политики 398.09 KB
  Во времена самого Кондратьева на первый план выходили ценовые показатели а в настоящее время – скорость роста ВВП и глубина кризисов Жугляра. Не буду останавливаться на всех проблемах этих попыток отмечу лишь что очень существенные вариации мирового ВВП в первой половине ХХ века перекрывали другие процессы. Анализ мирового ВВП за достаточно длительный период существенно облегчился с появлением работ Мэддисона. Нельзя сказать чтобы все оценки Мэддисона вызывали доверие в частности на мой взгляд он явно занижает ВВП Китая и других стран...
21142. Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики 216.63 KB
  В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.
12586. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 51.28 KB
  2 Стратегический и ценностный подходы к оценке организационной эффективности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Одной из главных задач современного менеджмента является построение эффективной организационной структуры управления. Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Нужность изменения организационной структуры управления большинства российских...
16847. Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски 14.85 KB
  Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность подходы к оценке риски Углубление кризисных явлений в мировой экономике вызывает необходимость в оценке адекватности представлений и понятий сложившихся в современной экономической науке. Ставятся под сомнение многие казавшиеся незыблемыми положения об объективности фондового рынка как индикатора развития экономики в целом и отдельных компаний в частности. Менеджерам собственникам и потенциальным инвесторам необходима информация о реальной ценности...
18640. Методические подходы к обоснованию создания особо охраняемых природных территорий 21.65 KB
  В современных условиях наблюдается существенное изменение к развитию сети особо охраняемых природных территорий ООПТ создание которых рассматривается как переход к более высокой и социально значимой форме природопользования. Всемерный рост признания значимости ООПТ требует обобщения анализа и обоснования направлений совершенствования методического инструментария оценки ООПТ представляющего собой неотъемлемый элемент механизма управления ООПТ. В статье рассматриваются методические подходы к обоснованию создания ООПТ которые объединены в...
16515. Эффективность экономической политики в контексте плюралистичности современной экономической теории 12.55 KB
  В данной статье предпринята попытка представить некоторый набросок структуры единой экономической науки в центре которой находится понятие конкуренции. В такой конфигурации исследовательского поля экономической науки задача поиска решений экономических проблем сводится к ответу на вопросы: Как возможны нерыночные институты Что определяет жизнеспособность нерыночных институтов Почему рыночные институты не смотря на их безальтернативность по критерию полезности не определяют все социально-экономические отношения в человеческом обществе...
1041. Методические подходы к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий при изучении информатики в начальных классах 34.74 KB
  Подходы к определению коммуникативных универсальных учебных действий. Анализ понятия коммуникативные универсальных учебных действий. Система задач для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.