Системы согласования экономических интересов и границы государства

Дискуссии о наиболее эффективной экономической системе роли отдельного индивида государства в этой системе в своих истоках восходят к разным трактовкам такого базового понятия как человеческая деятельность а вместе с ним и понятия человеческий интерес который является побуждающим мотивом для человеческой деятельности. Рассуждения об экономических системах границах государственного регулирования этих систем должны исходить не из субъективных убеждений...

2015-09-03

10.24 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Исмагилов Дмитрий Юрьевич

МГУ им. М.В. Ломоносова

Системы согласования экономических интересов и границы государства

Дискуссии о наиболее эффективной экономической системе, роли отдельного индивида, государства в этой системе в своих истоках восходят к разным трактовкам такого базового понятия, как «человеческая деятельность», а вместе с ним и понятия «человеческий интерес», который является побуждающим мотивом для человеческой деятельности.

Важность детальной проработки понятия «экономический интерес» обуславливается тем, что ложные, ошибочные, туманные трактовки данного понятия, способны привести к катострофическим последствиям для всего общества, наподобие фашизма и тоталитаризма.

Рассуждения об экономических системах, границах государственного регулирования этих систем должны исходить не из субъективных убеждений, предпочтений или желаний кого-либо, они должны выстраиваться и исходить из детально разработанной концепции формирования экономических интересов и их претворения в конкретные действия.

Задачи данного доклада:

1) рассмотреть различные теоретико-методологические трактовки понятия «экономический интерес»;

2) изучить понятие и описание экономических интересов представителей австрийской экономической школы;

3) выявить основные признаки и свойства категории «экономический интерес»;

4) исследовать системы согласования экономических интересов в рыночной, смешанной и плановой экономике;

5) определить место и роль государства в рыночной системе согласования экономических интересов.

Теоретико-методологические аспекты категории «экономический интерес» получили достаточно широкое освещение со стороны представителей разных школ и направлений общественной и экономической мысли. Одними из первых, детально экономическими интересами занялись представители Французского Просвещения, такие как Гельвеций К, Дидро Д. Значительный вклад в разработку данной проблематики внесли представители классического либерализма: Локк Дж., Гоббс Т., Бентам Э. Разнообразные по своей сути выводы были получены при изучении экономических интересов экономистами классической политической экономии, в первую очередь Смитом А. и Марксом К. В 20 веке в рамках собственного подхода экономическими интересами занимались представители институционализма: Веблен Т., Гелбрейт Дж., и нового институционализма: Норт Д., Коуза Р.

Вопросы, непосредственно связанные с сущностными сторонами взаимодействия экономических субъектов в различных экономических системах подробно освещены в творчестве Маршалла А., Хикса Дж,  Кейнса Дж., Олсона М., Бьюкенена Дж. и др.

Можно выделить три больших группы экономистов, выражающих разные точки зрения на систему согласования экономических интересов:

1) Сторонники свободной рыночной экономики

2) Сторонник смешанной (регулируемой, с активной ролью государства) рыночной экономики

3) Сторонники планово-командной экономической системы

На протяжении большей части 20-ого века (начиная со времен Великой Депрессии 1929-1932 гг. в США) наибольшей популярностью пользовались сторонники смешанной и плановой экономики. К концу 20 века, в следствии развала Мировой Социалистической Системы (во многом опиравшейся на модель плановой экономики) победу одержали представители смешанной экономики, которая находит свое научное и практическое выражение в так называемом экономическом мейнстриме – смеси неоклассической и кейнсеанской теорий.

В 21 веке, несмотря на разногласия в деталях, представители пестрого экономического мейнстрима сходятся во мнении о том, что согласование интересов экономических субъектов должно протекать в системе рыночной экономики с активной ролью государства, которое призвано исправлять провалы свободного рынка, к которым приводит несогласованность и разнонаправленность интересов отдельных субъектов.

Альтернативные мейнстриму точки зрения исходят как от сторонников крайнего рыночного либерализма, так и со стороны социалистических сил, призывающих вернуться к плановому хозяйству.

Наиболее содержательная, целостная и в меньшей степени подверженная идеологическим пристрастиям позиция выражается некогда влиятельной, но в последнее время забытой австрийской экономической школой. Это направление в экономической мысли, берущее свое начало в трудах представителей классического английского либерализма и некоторых представителей классической политической экономии, которое оказало существенное влияние на формирование и развитие экономической науки. Ее представители стояли у истоков маржиналистской «революции», а  взгляды, представленные в таких работах как трактат Л. Фон Мизеса «Человеческая деятельность», «Индивидуализм и экономический порядок» и «Дорога к рабству» Хайека Ф., «Введение в политическую экономию» Уэрта де Сото Х. заслуживают детального изучения. В этих исследованиях кроются ответы на множество вопросов, поставленных теорией экономического интереса.

Анализ теории экономического интереса австрийской школы, строящийся на детальной проработке базовых понятий и утверждений о человеческой деятельности как таковой, ее экономических аспектах, приводит к противоположным мейнстриму выводам. Эти выводы опровергают мнение не только об эффективности смешанной экономики, но и указывают на опасности обществу и отдельному индивиду, которые исходят от данной системы.

Понимание экономического интереса представителями австрийской экономической школы возвращает к жизни теорию свободной рыночной экономики без участия (либо с минимальным участием) государства, доказывает ее жизнеспособность и наибольшую эффективность, а во многом и справедливость, по сравнению с другими системами.

Представители мейнстрима движутся в замкнутом круге, пытаясь найти выход из глобального кризиса, поразившего мировую экономическую систему. Исследования экономистов австрийской школы, предлагают разорвать этот порочный круг, по-другому посмотреть на роли разных субъектов, а в особенности государства, в экономической системе.

Главная цель данного доклада найти научные основания, факты их подтверждающие, которое бы доказывали преимущества свободной рыночной экономики, как системы согласования экономических интересов, указывали бы на необходимость движения в сторону такой системы со стороны общества.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16149. Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона 8.15 KB
  Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона Формирование стратегий регионального развития в РФ должно осуществляться с позиций наращивания всех составляющих социально-экономического потенциала региона при ведущей роли трудового потенциала. Главная цель управления трудовым потенциалом региона заключается в создании условий для его наращивания не ниже уровня определенного стратегией регионального развития. Важнейшим условием ее достижения является согласованность интересов и действий...
10149. Ценовая политика. Задачи ценовой политики и пути их решения. Типовые подходы к определению цены товара. Система скидок и надбавок как инструмент согласования интересов предприятия и потребителя 10.23 KB
  Типовые подходы к определению цены товара. Поэтому значение рыночной цены зависит не столько от собственных издержек предприятия сколько от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики и т. Стратегия ценообразования позволяет определить уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. В отдельных случаях следует учитывать и сформировавшиеся цены на рынке.
16544. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И СОГЛАСОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 17.17 KB
  Начиная со второй половины XX в. В связи с этим большое значение приобретают теоретические и методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности и согласованности экономических интересов в стратегическом управлении организацией. Современные методики оценки инвестиционной привлекательности организации и применяемый инструментарий слабо ориентированы на то чтобы отразить допустимые для внешнего инвестора...
16559. Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления 12.13 KB
  Основные издержки по противодействию климатическим изменениям падают в настоящее время на развитые страны. Страны с переходной экономикой могут также пользоваться преимуществами Проектов совместного осуществления ПСО. Развивающиеся страны получают инвестиции преимущественно по Механизму чистого развития МЧР. При этом развивающиеся страны получая огромные средства не несут обязательств и соответственно затрат по Протоколу.
10749. Объективные границы кредита и ссудного процента 9.55 KB
  Границы кредита Границы кредита определяются таким уровнем развития кредитных отношений в котором процесс реализации кредита уравновешивает спрос и предложение на кредитные ресурсы в условиях стабильной умеренной и доступной для подавляющего большинства нормально функционирующих заемщиков процентной ставки. На микроэкономическом уровне пределы кредита определяются: а объемами спроса на кредит со стороны заемщиков по номинальной ставке банковского кредита и доступной...
11374. ИНВЕСТИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 46.09 KB
  Сущность и основные признаки финансовых рынков. Инвестирование финансовой системы государства. Распределительная функция использование мобилизованных денежных средств для удовлетворения целевых потребностей в финансовых ресурсах. Контрольная функция финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов...
16639. Модернизация аграрного сектора России: границы технологических возможностей 27.34 KB
  Модель Солоу описывает зависимость стоимости валовой продукции приходящейся на одного занятого производительности труда работника от капиталовооруженности одного работника. Обозначим:y – стоимость валовой продукции на одного занятого производительность труда k – капиталовооруженность работника тогда модель Солоу имеет вид: y = fk или y = kβ если использовать производственную функцию Кобба-Дугласа. В данной работе предлагается использовать модель Солоу для оценки воздействия изменения капиталовооруженности сельского...
5434. Сущность системы права Московского государства, раскрываемую Судебником от 1497 года 22.72 KB
  Источники права Московского государства. Цель работы – изучить сущность системы права Московского государства раскрываемую Судебником от 1497 года. Рассмотрение источников права Московского государства. Источники права Московского государства Духовной основой уголовного права Московского государства являлось Слово Божие которое воплощалось в такие источники права как нормативные правовые акты обычное право и судебная практика.
2701. Поиск и реализация направлений сбалансированного согласования структурных элементов экономики региона 21.69 KB
  Ориентируясь на восходящую линию движения следует идентифицировать воспроизводственный процесс развития экономических систем в рамках совокупности последовательной смены состояний и действий как наиболее совершенный предполагающий переход в качественно иное состояние на основе инноваций активизации инвестиционной и потребительской деятельности фондосберегающего этапа воспроизводства ресурсов необходимого и прибавочного продукта роста производительности общественного труда. Для избежания критических последствий перелома...
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
  Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.