Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области)

Важно отметить что гармонизировать составляющие устойчивого развития экономическую социальную и экологическую следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях федеральном региональном муниципальном. Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.

2015-09-03

238.7 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области)

На современном этапе развития социально-экономических систем наибольшую значимость  приобретает его сбалансированность, которую возможно достигнуть путем создания адекватного инструментария на основе концепции устойчивого развития. Важно отметить, что гармонизировать составляющие устойчивого развития (экономическую, социальную и экологическую) следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). При этом ключевым является управление устойчивым развитием региона. Данный уровень управления позволит более точно и эффективно определять зоны, в которых нарушен баланс экономической, социальной и экологической составляющих. Это создает объективные предпосылки для более эффективного управления устойчивым развитием национальной экономики в целом, которое должно осуществляться на основе реальных данных о его уровне (обратная связь). Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.

На основе зарубежного и отечественного опыта разработки инструментарно-методического обеспечения мы сформировали требования к оценке уровня устойчивого развития (системность исследования, комплексность анализа, сбалансированность, периодичность и регламентированностьЭффективным способом организации мониторинга и оценки уровня устойчивого развития региона является паспорт, позволяющий на основе достоверных данных эффективно управлять развитием региона.

В соответствии с концепцией устойчивого развития, мы сформировали концептуальную модель паспорта, которая содержит следующие разделы: экономический, социальный, экологический.. Содержательное наполнение паспорта показателями производилось нами прямым методом (идентификация заинтересованных сторон – выявление требований – формирование характеристик – выбор показателей) в сочетании с косвенным (анализ принципов концепции устойчивого развития – использование существующей информационной базы – выбор показателей). В результате были выделены заинтересованные стороны в устойчивом развитии. Принципы устойчивого развития на региональном уровне определены как требования этих сторон, поскольку их соблюдение обеспечивает баланс всех составляющих. Принципы разбиты на характеристики. На основе выделенных характеристик определен набор индикаторов устойчивого развития региона, которые и легли в основу паспорта.

Экономический раздел паспорта устойчивого региона содержит 25 индикаторов, оценивающих степень развития производственного, инновационного и трудового потенциалов, эффективность экономики региона, рациональность структуры производства и потребления природных ресурсов и др.. Социальный раздел включает 25 индикаторов, которые отражают  уровень жизни и благосостояния населения, состояние здравоохранения и образования в регионе, социальную справедливость в распределении доходов, стабильность и защищенность. В состав экологического раздела паспорта входит 19 индикаторов, характеризующих состояние окружающей среды (водные, земельные ресурсы, атмосферный воздух, отходы), рациональность природопользования (экологический аспект), сохранность природных зон региона, эффективность экологического контроля.

Для реализации оценки уровня устойчивого развития региона на основе представленного набора индикаторов нами разработан алгоритм, который содержит восемь этапов, взаимосвязанных между собой: сбор данных и заполнение первичных форм паспорта устойчивого развития региона (по регионам), расчет индикаторов, идентификация интервалов допустимых значений (ИДЗ) для каждого индикатора, приведение индикаторов в сопоставимый вид с помощью определенных ИДЗ, формирование комплексных индексов по разделам паспорта, интегральная оценка уровня устойчивого развития региона, анализ полученных результатов и совершенствование элементов механизма оценки. Более подробно алгоритм оценки уровня устойчивого развития региона представлен в статье «Об одном алгоритме оценки уровня устойчивого развития региона» [1].

На первом и втором этапе алгоритма оценки уровня устойчивого развития региона были собраны статистические данные и рассчитаны индикаторы по всем регионам Российской Федерации (разработаны формы «Сбор первичных данных» и «Расчет индикаторов») согласно предложенной системе индикаторов устойчивого развития региона. В результате был сформирован информационный массив, который является базой для дальнейшей оценки уровня и создания паспорта устойчивого развития любого региона Российской Федерации.

В ходе реализации третьего этапа алгоритма на основе дисперсионного анализа и нормативного метода были идентифицированы интервалы допустимых значений (ИДЗ) каждого индикатора (разработана форма «Определение ИДЗ» по составляющим устойчивого развития и разделам паспорта). Поскольку практически для всех индикаторов нормативы не установлены, то для определения ИДЗ был использован дисперсионный анализ. Необходимым условием его применения и показателем реализации единой стратегии устойчивого развития на национальном уровне управления является наличие нормального распределения значений индикаторов по регионам Российской Федерации.

Для формирования общероссийского стандарта устойчивого развития необходимо с помощью разработанного инструментарно-методического обеспечения оценить уровень устойчивого развития всех регионов Российской Федерации, что позволит выделить ключевые точки воздействия в направлении улучшения значений предложенных индикаторов. Это позволит привести распределение значений индикаторов по регионам к нормальному виду, что будет признаком наличия стратегии управления и стандарта устойчивого развития не только на региональном, но и национальном уровне. Далее следует создать альтернативную базу сравнения, в которую будут включены регионы стран, выбравших стратегию устойчивого развития в качестве национальной. Это позволит сформировать видение европейского стандарта устойчивого развития, оценить развитие российских регионов по альтернативной базе сравнения и определить приоритетные направления дальнейшего развития с целью достижения европейского стандарта устойчивого развития.

Дальнейшие этапы алгоритма оценки предполагают построение паспорта устойчивого развития конкретного региона. Последующие расчеты были произведены на примере Ростовской области. Для этого были выбраны из информационного массива значения индикаторов устойчивого развития Ростовской области, приведены в сопоставимый вид путем соотнесения с ИДЗ (четвертый этап). На пятом этапе приведенные в сопоставимый вид индикаторы по разделам Паспорта устойчивого развития региона Ростовской области (далее Паспорт) позволили рассчитать комплексные индексы (разработана форма «Построение комплексных индексов» по разделам паспорта) на основе средней арифметической1:

  (1)

где, – комплексный индекс по разделам,

x – значение показателя в сопоставимом виде

n – количество показателей в разделе.

Комплексный индекс экономического раздела Паспорта равен:

Следовательно, значение попадает в зону устойчивого развития (интервал от 0 до 1). Однако необходимо провести анализ индикаторов, поскольку значение индекса лежит ниже 0,5 (среднего значения). Путем декомпозиции комплексного индекса экономического раздела Паспорта до исходных индикаторов в сопоставимом виде выявим отклонения его значений от зоны устойчивого развития. Графический анализ представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Графический анализ индикаторов экономического раздела Паспорта устойчивого развития Ростовской области2

Как видно на рисунке 1, в целом все значения большинства индикаторов экономического раздела Паспорта попадают в зону устойчивого развития. Однако, значения двух индикаторов неудовлетворительны, а ряд ключевых индикаторов приближаются к нижней границе зоны устойчивого развития. Низкие значения данных индикаторов могут привести в дальнейшем к ухудшению состояния экономической составляющей устойчивого развития Ростовской области.

Далее рассчитаны комплексные индексы по социальному () и экологическому () разделам Паспорта, согласно формуле 1:

Несмотря на то, что значение всех комплексных индексов попадают в интервал (0;1). Очевидно, что существует несбалансированность в развитии региона, поскольку имеется разброс значений комплексных индексов (от 0,05 до 0,47).

Для интегральной оценки уровня устойчивого развития региона, определены веса комплексных индексов, на основе критерия обеспеченности индикаторами соответствующих разделов Паспорта:

Далее произведен расчет интегрального индекса уровня устойчивого развития Ростовской области:

 

Таким образом, уровень устойчивого развития Ростовской области попадает в  интервал от 0 до 1 и находится ниже среднего значения. Следовательно, существует несбалансированность в развитии, что подтверждает выводы, сделанные в процессе анализа значений  комплексных индексов экономического, социального и экологического разделов Паспорта.

Общий вид визуального представления результатов интегральной оценки уровня устойчивого развития показан на рисунке 2. Как видно на рисунке, построено трехмерное пространство XYZ  в соответствии с составляющими устойчивого развития. Интервалы [0;0;1], [0;1;0] и [1;0;0] обозначают зону устойчивого развития региона. Интегральная оценка уровня устойчивого развития Ростовской области находится в точке с координатами (0,47;0,44; 0,05). Рисунок показывает смещение приоритетов развития региона в сторону удовлетворения экономических и социальных требований заинтересованных сторон, при этом экологическая составляющая устойчивого развития не учтена, что в ближайшей перспективе может привести к ухудшению экономической и социальной составляющих устойчивого развития.

Рисунок 2 - Графическое представление интегральной оценки уровня устойчивого развития Ростовской области3

Таким образом, реализация алгоритма оценки уровня устойчивого развития на примере Ростовской области показала, что единый стандарт устойчивого развития и стратегия управления им на национальном уровне и ее реализация на региональном отсутствуют. А также позволила сформировать общероссийскую картину уровня устойчивого развития, с позиции общероссийской картины оценить уровень и сформировать паспорт устойчивого развития Ростовской области, выделить ключевые точки воздействия для повышения уровня устойчивого развития Ростовской области и формирования общероссийского стандарта устойчивого развития.

Библиографический список:

  1.  Ли А.С. Об одном алгоритме оценки уровня устойчивого развития региона [Текст]/ Научно-технические ведомости СПбГПУ, серия «Экономические науки»/Издательство СПбГПУ, ISSN 1994-2354.- 2011.- №6(137).-С. 48-53.
  2.  Васнев С.А. Статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-005.htm

1 Васнев С.А. Статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/part-005.htm

2 Разработано автором

3 Разработано автором



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2719. Исследование предметной области устойчивого развития региона 28.45 KB
  Шахты Парадигма устойчивого развития как одна из немногих успешно функционирующих в экономике последних десятилетий в своей генеалогии начальными истоками определяет экологию и возможно именно таким полидисциплинарным происхождением обязана своей результативности и современной полифонии научных изысканий данной тематической направленности. Предпосылкой формирования новых принципов управления процессом реализации концепции устойчивого развития регионов выступает комплексная оценка их социальноэкономического состояния на основе которой...
2733. Мониторинг как инструмент регулирования устойчивого развития региона 85.09 KB
  Для разработки политики социально-экономического развития регионов на наш взгляд необходимо значительное количество научных исследований основанием которых служит эколого-социо-экономический мониторинг. Термин мониторинг появился в XX веке в зарубежной науке который служил для определения системы целенаправленных повторяющихся наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и времени. В широком смысле мониторинг от лат.
16117. Кластерные технологии в парадигме устойчивого развития промышленности региона 18.91 KB
  Со стороны бизнеса данные предпосылки включают: наличие ключевых крупных предприятий которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках комплекса; наличие кооперационных связей и механизмов взаимодействия между данными предприятиями. На основании анализа функционирования промышленных комплексов в Западных регионах РФ и Сибири в были выделены следующие условия успешного формирования комплексов: наличие конкурентоспособных на российском и или международных рынках предприятий в промышленном комплексе; наличие у региона конкурентных преимуществ для...
16730. МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ 101.12 KB
  Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Поэтому вопросы устойчивого развития региона приобретают особую актуальность на современном этапе развития экономики. Обеспечение устойчивого развития требует решения комплекса экологических экономических и социальных проблем. Для отслеживания результатов в достижении...
16872. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ УГОЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 36.05 KB
  Разработка собственных месторождений угля является основой для развития малого предпринимательства в угольной промышленности региона и одним из направлений рационального использования минеральных ресурсов в регионе. Несмотря на уменьшение доли угля в топливно-энергетическом балансе уголь продолжает оставаться жизненно важным ресурсом для отдалённых и изолированных регионов страны. Одним из таких регионов является республика Бурятия здесь достаточно большое количество запасов угля и в то же время хронически недостает энергоресурсов. Затраты...
2686. Основные направления стимулирования развития предпринимательства в Ростовской области 23.76 KB
  Абдуллаев Основные направления стимулирования развития предпринимательства в Ростовской области Приоритетными направлениями предпринимательской деятельности способными обеспечить развитие экономики Ростовской области нам представляются следующие. Эти субъекты предпринимательства доминируют на рынке зерновых и масличных культур области формируя закупочные цены. Для этого необходимы разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки предпринимательства разработка и реализация инвестиционных проектов создающих рабочие...
16555. Комплексная оценка инвестиционно-инновационного потенциала региона (на примере Владимирской области) 31.03 KB
  Инвестиционный климат регионов представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона и степень реализации этих возможностей.
16832. Оценка результативности и эффективности функционирования инновационного бизнеса региона (на примере Томской области) 16.43 KB
  В настоящее время большинство научных исследований по региональной инновационной деятельности сосредоточены на изучении особенностей функционирования элементов региональных инновационных систем далее РИС оценке инновационного потенциала и разработке механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе. Вопросы эффективности инноваций анализируются только на уровне отдельных инновационных проектов а не на...
17124. Социально-экономическая оценка развития инновационной среды региона 93.27 KB
  В процессе формирования инновационной модели экономики особое внимание должно быть уделено инновационной среде, поскольку именно здесь происходит превращение новых идей, открытий, научно-технических разработок, изобретений в конкретный продукт, имеющий спрос на рынке, товар с высокими потребительскими свойствами.
14359. УРОВЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 233.34 KB
  Концепция развития регионов Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов. Основные тенденции социально-экономического развития края...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.