Общественный сектор экономики и финансы

В докладе рассматриваются место и роль финансов как экономической категории и общественных финансов как важнейшего института финансовой системы в общественном воспроизводстве. Раскрывается органическая взаимосвязь общественных финансов с общественным сектором экономики. Показано что выделение общественных финансов из финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечивать функционирование экономики общественного сектора и поддерживать...

2015-09-03

549.91 KB

11 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Нешитой А.С.

к.э.н., профессор

Институт экономики РАН (г. Москва, Россия)

Общественный сектор экономики и финансы

Аннотация

В докладе рассматриваются место и роль финансов, как экономической категории и общественных финансов, как важнейшего института финансовой системы в общественном воспроизводстве. Раскрывается органическая взаимосвязь общественных финансов с общественным сектором экономики. Показано, что выделение общественных финансов из финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечивать функционирование экономики общественного сектора и поддерживать смешанный сектор экономики с целью предоставления общественных благ.

Ключевые слова: финансы, финансовая система, общественные финансы, общественный сектор экономики, общественные блага.

JEL: H800, H400, G200.

В связи с финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. широко развернулись экономические исследования, связанные с его преодолением, с модернизацией экономики, переходом на инновационный путь развития, о стратегическом планировании и т.п. Заслуживают внимания и исследования о месте и роли финансов в этих процессах.

Однако, большинство исследований страдают, на наш взгляд, локальным подходом к той или иной проблеме, в частности, рассматриваются многие темы, связанные с экономической политикой, в отрыве от системы воспроизводства. В научных исследованиях, по сути, остаётся невостребованной теория общественного воспроизводства, нередко циклы воспроизводства отождествляются с циклами самого кризиса1.

В исследованиях последних лет, в частности, финансовых отношений, основное внимание, на наш взгляд, уделяется таким локальным проблемам, как инфляции, кредитной и бюджетной политике, денежному обращению, государственным и муниципальным финансам, а в последнее время – общественным финансам в отрыве от реального сектора экономики. В учебной и научной литературе нередко встречается разнообразие в толковании понятий «финансовая система», «государственные финансы», «общественные финансы», «их роль в системе финансовых отношений и общественном воспроизводстве».

В настоящей статье в связи с этим поставлена задача попытаться преодолеть некоторые, на наш взгляд, из указанных недостатков в исследовании проблемы финансовых отношений – рассмотреть место и роль общественных финансов в финансовой системе РФ, выступающей составной общественной формой воспроизводственного процесса общественного сектора экономики.  

Финансы в системе общественного воспроизводства

В структуре рыночных отношений и механизме их регулирования со стороны государства одно из важнейших мест принадлежит финансам. Они как неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной экономической политики. Устойчивое и эффективное функционирование финансов теснейшим образом связано с экономическим развитием страны и благосостоянием каждого человека. Размеры прибыли и её распределение, налоговые платежи и их гибкость, страховые взносы во внебюджетные социальные фонды, внесение средств в благотворительные фонды и многие другие операции, связанные с движением денежных средств, относятся к финансовым, способствующим экономическому и социальному развитию общества.

Финансы, как экономическая категория, выражают реальные (объективные) существующие в обществе производственные  (экономические) отношения специфического общественного назначения. Специфика, своеобразие этих отношений заключается, прежде всего, в том, что они всегда осуществляются в денежной форме. Деньги обязательное условие существования финансов.

Во-вторых, они носят распределительный и перераспределительный характер.

В ходе общественного воспроизводства при движении стоимости по его стадиям происходит её распределение по целевому назначению и экономическим субъектам, каждый из которых получает свою долю в произведенном продукте.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов, обязательно сопровождающееся движением денежных средств, принимают специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений, позволяет выделить финансы из общей совокупности экономических категорий, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта (цены, зарплата, кредит и др.). Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических систем, где бы они не функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, меняются в зависимости от изменения социальной природы общества.

Финансы, как неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, одинаково необходимы на всех уровнях хозяйствования: на государственном, на уровне экономических субъектов, межсубъектных отношений. Без них невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать общественную, отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и государства в целом приводит к возникновению разнообразных видов финансовых связей. Отличаясь друг от друга, они одновременно характеризуют и общими чертами, позволяющими классифицировать финансовые отношения, выделяя относительно обособленные группы. Их классификацию можно осуществить по-разному, но научно-обоснованной признаётся лишь та классификация, которая строится в соответствии с объективными критериями.

Финансовые отношения, как отмечалось, по природе своей являются распределительными, причём распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения, в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве и выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним, в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий), страхование, кредитно-финансовую сферу, финансы домашних хозяйств и сферу государственных финансовых органов.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, группировка которых осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделять в различных сферах финансов такие звенья, как, например, в сфере финансов хозяйствующих субъектов – финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы общественных организаций; в сфере государственных финансов – государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования ( на рис 1 представлена структура финансовой системы Российской Федерации).

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации

 Классификация финансовых отношений по критериям роли субъекта и характеру его деятельности в общественном воспроизводстве, исходя из того, что финансовые отношения по природе своей являются распределительными, вполне оправдана, однако указанный подход недостаточен для более глубокого обоснования роли и места финансов в различных секторах экономики и главное – в развитии общественного сектора экономики и в обеспечении общественных благ.

Общественные финансы и их место в финансовой системе

В рыночной экономике, как известно, функционируют, наряду с частным сектором, общественный и смешанный сектора. Государство при этом является основным институтом организующим и координирующим взаимосвязи граждан и социальных групп в стране и в обеспечении условий их совместной деятельности. Органы государственной власти могут с должной эффективностью достигать общегосударственных целей через регулирование развития общественного сектора экономики, представляющего и обслуживающего интересы всего населения. Через общественный сектор экономики государство должно эффективно достигать целей проводимой им социально-экономической политики и находить наиболее рациональные решения между государственными и частными секторами экономики.

Основными направлениями деятельности общественного сектора экономики являются: «предоставление общественных благ, перераспределение доходов и богатства и оказания социальной помощи населению, а также производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими государству или координируемые государством»2. В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путём принятия законов и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.

Предоставляемые общественные блага (товары и услуги) доступны всем членам общества, независимо от уровня их достатка, и оплачиваются за счёт финансовых ресурсов государства. К таким благам относятся блага, удовлетворяющие потребности как общенациональные (национальная оборона, обеспечение государственного и общественного порядка и безопасности, охрана окружающей среды, наука и др.), так и социально-значимые потребности социальных групп граждан,  не имеющих возможности оплатить дорогие услуги частных медицинских и образовательных учреждений, жилищные и т.п., т.е. такие блага, которые должны получать члены общества независимо от уровня их дохода. В связи с этим, государство, представляющее интересы всех членов общества, должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. Необходимость отделения государственных финансов (часто неоправданно отождествляемых с общественными) от  финансов сфер финансовой системы предопределяется необходимостью разграничения экономики общественного сектора и других секторов управления.

В сферу же общественных финансов, основное место в которых, безусловно, принадлежит государственным финансам, следует включать и муниципальные финансы, в силу того, что управление сферой общественных финансов связано с мобилизацией денежных средств всех секторов экономики и их использованием для проведения государственной социально-экономической политики. К ним также относятся государственное и добровольное страхование, финансы общественных организаций, кредитно-банковская система и государственные органы управления финансами (структура общественных финансов представлена на рис.2).

Рисунок. .Структура сферы общественных финансов

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования государства, является государственный бюджет. Наряду с бюджетом, существенную роль играют внебюджетные фонды, имеющие целевое назначение, в частности, три социальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Бюджет и внебюджетные фонды являются инструментами, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов и, соответственно, ресурсов между секторами экономики, видами деятельности, территориями, хозяйствующими субъектами, отдельными социальными группами населения.

Страховые компании представляют собой также часть сектора финансовых учреждений, занимающихся мобилизацией сбережений населения и выплатой страховых сумм в соответствии с договорами, обеспечивают предоставление различных видов страхования (страхование жизни, имущества от несчастных случаем и т.д.).  Поскольку фонды этих компаний образуются за счёт обязательных взносов работников и (или) работодателей и распространяются на всю страну, постольку они должны быть отнесены к общественным финансам.

Функции органов кредитно-денежного регулирования, выполняемые как центральным банком, так и правительственными органами, рассматриваются как функции, выполняемые общественными финансами в виду того, что такого рода функции, как управление международными резервами, приём переводных депозитов до востребования, приём срочных сберегательных вкладов, одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала связаны с функционированием экономики общественного сектора. Центральный банк и некоторые другие финансово-кредитные учреждения являющиеся вместе с тем и собственностью государства, используются органами власти для проведения государственной финансовой и денежно-кредитной политики.

Финансы общественных организаций (профсоюзы, организации потребительской кооперации, различного рода общественные объединения, союзы, ассоциации,  политические партии, благотворительные фонды, а также организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и пр.), формирующие финансовые ресурсы за счёт взносов членов этих организаций и предоставлющие соответствующие общественные блага, также следует относить к общественным финансам.

Общественные финансы, связанные, как и вся финансовая система, с кругооборотом доходов, расходов, выпуском продукции, формированием активов и пассивов страны, обеспечивают функционирование экономики общественного сектора. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Финансовые ресурсы общественных финансов формируются и расходуются с целью обеспечения на основе предпочтений граждан по поводу взимаемых обязательных платежей и получаемых общественных благ. Поэтому формирование бюджетов и других общественных фондов определяется и утверждается представительными органами власти, избираемыми населением.

Таким образом, общественным финансам можно дать следующее определение: общественные финансы - сфера финансовой системы, связанная с финансовым обеспечением функционирования экономики общественного сектора страны и поддержкой смешанного сектора экономики с целью предоставления общественных благ.

Выводы

  1.  Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной экономической политики. Они выражают реальные (объективные) существующие в обществе экономические отношения специфического общественного назначения, носят денежный характер, обеспечивают распределение и перераспределение стоимости общественного продукта.

Специфическим признаком финансов как экономической категории, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

  1.  Представляется исключительно важным классификация финансовых отношений по роли и месту их в развитии общественного сектора экономики и в обеспечении общественных благ. В рыночной экономике, как известно, функционируют наряду с частным сектором общественный и смешанный сектора. Основным направлением деятельности общественного сектора экономики является предоставление общественных благ, доступных всем членам общества независимо от уровня их достатка. Для финансового обеспечения развития экономики общественного сектора и поддержки смешанного сектора экономики с целью предоставления общественных благ необходимо выделение сферы общественных финансов из финансовой системы. Отделение общественных финансов от финансов других сфер финансовой системы предопределяется необходимостью разграничения экономики общественного сектора и других секторов управления.

1 Циклический характер воспроизводства и кризисы // Экономика и предпринимательство, №5, 2010;


Национальная экономика. Учебник // под ред. д.э.н. проф. П.В.Савченко. – М., Инфра-М, 2011. (глава 21)

2 Экономика общественного сектора. Учебник // под ред. д.э.н. П.В.Савченко, д.э.н. И.А.Погосова, д.э.н. Е.Н.Жильцова. – М.: ИНФРА-М, 2010, С.11.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16584. Коммунальный сектор экономики: приоритеты и масштабы государственной опеки 12.33 KB
  Коммунальный сектор по-прежнему остается непривлекательным для частного бизнеса в связи с низкой эффективностью производства жилищно-коммунальных услуг. Между тем совершенно очевидно что решение проблем ЖКХ напрямую связано с понимаем сущности и содержания услуг производимых в данном секторе экономики как опекаемых благ1 потребление которых порождает два качественно разных эффекта: индивидуальны потребительский эффект и социальный общественный потребительский эффект. Согласно теории в группу опекаемых благ включаются: а...
16888. Финансовый кризис и реальный сектор российской экономики: ограничения ликвидности и инвестиции 45.12 KB
  Существует несколько теорий инвестиций. Главным фактором инвестиций является предельный q-Тобина представляющий собой производную стоимости фирмы по запасу капитала которым она располагает. Эмпирические тесты теории q-Тобина показывают что она не подтверждается: q-Тобина не объясняет динамику инвестиций. Альтернативная теория инвестиций – это теория ликвидности.
7037. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРОИЗВОДСТВА 28 KB
  Первичные - это потребности, которые возникают с рождением, без удовлетворения которых человек вообще не может нормально функционировать. К таким потребностям относятся физиологические потребности и потребности в защите;
7229. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 35.2 KB
  Предмет экономики государственного и муниципального сектора Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности общественного сектора. Экономика общественного сектора – фундаментальная наука что...
16138. Аграрный сектор России: перспективы выхода из кризиса 8.85 KB
  Общемировое измерение кризисных явлений в российском сельском хозяйстве связано с исчерпанием в основном к середине первой декады 21 века возможностей технико- технологической модели роста мирового агропродовольственного производства инициированной зеленой революцией 1960 – х гг. Закончился связанный с нею почти 50-тилетний период относительно дешевого продовольствия и прежнего мирового продовольственного порядка не требовавшего согласования аграрной стратегии основных игроков мирового продовольственного рынка и...
7230. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР 26.99 KB
  Сущность и специфика общественного выбора в различных экономических теориях Общественный сектор как часть экономического пространства связан с особой сферой деятельности людей в отношении которой конкретный индивид обычно имеет собственные интересы и предпочтения. В современной литературе нет единства в определении понятия общественный выбора. Современное понимание общественного выбора базируется на соотношении предельных социальных затрат и предельных социальных выгод общественной полезности которое было предложено американским...
13959. Городской общественный транспорт г. Улан-Удэ (XIX-XX вв.) 1.67 MB
  Стабильное функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города работу предприятий организаций и учреждений возможность получения жителями города товаров и услуг необходимых для поддержания жизни здоровья. Городской транспорт развивался от простейших гужевых и легковых повозок до современного автомобильного транспорта работающего на бензине и газе и электрического транспорта трамваи и троллейбусы более экологичного что важно для больших городов. Но пользуясь благами цивилизации современный...
18024. Общественный контроль в Российской Федерации 42.05 KB
  Понятие цели и задачи общественного контроля. Субъекты и формы общественного контроля. Формы общественного контроля. Деятельность субъектов общественного контроля в сфере социальной защиты населения.
21606. Варновый общественный строй Древней Индии 22.23 KB
  Научное изучение истории и культуры Индии началось в середине XVIII века. Именно тогда большой интерес привлек к себе санскрит, изучением которого активно занялись английские и немецкие ученые, переведшие некоторые наиболее известные произведения древнеиндийской литературы на европейские языки. Пионерами индологии считаются Генри Томас Колбрук, Уильям Джонс, Август Вильгельм Шлегель и другие, первым русским индологом считается Г.С. Лебедев, составивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику хиндустани.
3000. Гоббс о догосударственном состоянии. Законы и общественный договор 8.23 KB
  Томас Гоббс 1588-1679 один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: Философское начало учения о гражданине 1642 Левиафан или Материя форма и власть государства церковного и гражданского 1651. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Гоббс называет естественным состоянием рода человеческого .
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.