Анализ институционального обеспечения инновационного развития России: политика прошлого десятилетия

В России накоплен уже немалый опыт по формированию институциональной поддержки инновационной деятельности: за последнее десятилетие законодательная база в этой области была значительно расширена и откорректирована. Ее в частности пополнили и концептуальные документы: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу2; Основные направления политики...

2015-09-03

9.69 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Самоволева С.А.

ЦЭМИ РАН

Москва

Анализ институционального обеспечения инновационного развития России: политика прошлого десятилетия1

В России накоплен уже немалый опыт по формированию институциональной поддержки инновационной деятельности: за последнее десятилетие законодательная база в этой области была значительно расширена и откорректирована. Ее, в частности, пополнили и концептуальные документы: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу2; Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года3; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года4; - и конкретные законы: Часть 4 Гражданского кодекса РФ; Федеральные законы от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», от 22.06.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», от 19.06.2007 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Однако до сих пор и широта охвата, и степень проработки вопросов, нашедших отражение в нормативно-правовых актах оставляют желать лучшего. На протяжении долгого периода времени отдельной серьезной проблемой инновационного законодательства является его несогласованность с другими разделами правовой системы. Недостаточная эффективность инновационной политики, во многом обусловленная слабостью институционального обеспечения инновационной деятельности, отражается в незначительной инновационной активности российских предприятий, уровень которой непрерывно снижается. Хотя в государственной инновационной политике и наметился поворот к более активному решению накопленных проблем, при формировании инновационного законодательства все еще практикуется «латание дыр» вместо выработки системного подхода, основанного на четких принципах предоставления государственной поддержки.

Таким образом, несмотря на немалые объемы проделанной работы на инновационном поле, отсутствие системного постоянно действующего мониторинга результатов действия принятых мер в рамках инновационной политики и коррекции по его результатам сводит на нет предпринимаемые усилия. Именно с этими обстоятельствами связано существование в течение многих лет грубых дефектов и серьезных пробелов институционального обеспечения инновационной деятельности.

Так, в России можно наблюдать отдельные попытки поддержки этапов коммерциализации научно-технического результата5, при слабом внимании к ранним стадиям инновационной деятельности. Неразвитой системой стимулов отличается поддержка исследований и разработок (ИиР): например, не осуществляется поддержка ИиР и в технико-внедренческих зонах, так как научные организации, производящие научно-технический результат, относящийся к ранним стадиям создания технологии, не могут стать резидентами в соответствии с Критериями оценки бизнес-планов Экспертного совета по ТВЗ. Более того, существуют и дестимулирующие нормы для проведения ИиР. К ним, в частности, следует отнести положения НК РФ, регулирующие списание расходов на ИиР: затраты в большинстве случаев списываются равномерно в течение года, а не в том отчетном периоде, в котором они были произведены (НК РФ, ст. 262, п. 2). Отсутствует поддержка организаций, осуществляющих трансфер знаний, и венчурных инвесторов. Кроме того, в России до сих пор в отличие от развитых стран не создана система поощрения вложений предприятий в развитие инновационного потенциала, в том числе, человеческий капитал, что является одной из причин значительного сокращения высококвалифицированной рабочей силы и исследовательского потенциала.

В результате институциональная поддержка инновационной деятельности не оказывает должного воздействия ни на предпринимательскую, ни на исследовательскую среду, не способствует развитию процессов кооперации. У элементов национальной инновационной системы отсутствует мотивационная основа к созданию инноваций и их диффузии. Опыт прошедшего десятилетия показывает, что даже наличие достаточных финансовых средств в экономике не решает проблемы инновационного развития, если не создана ясная концепция формирования национальной инновационной системы, в соответствии с которой разрабатываются соответствующие меры, организуется процедура мониторинга эффективности используемых механизмов и коррекции допущенных ошибок и погрешностей. Очевидно, что часть важных задач в области инновационного развития, выполнение которых планировалось до конца первого десятилетия 21 века6, так и не решена.

Необходимо осмыслить и исправить допущенные ошибки. Сегодня инновационная политика государства, чтобы стать эффективной, должна быть направлена не только на формирование специальных условий инновационной деятельности, таких как: обеспечение доступности и связности ресурсов инновационной деятельности (финансовых, человеческого капитала, знаний); создание мотивационной основы для эффективного действия и взаимодействия элементов инновационной системы;  формирование спроса на высокотехнологичную инновационную продукцию; создание абсорбционного потенциала предприятий для процессов «подхватывания» передовых технологий;-  но и на совершенствование рамочных условий инновационной деятельности, прежде, всего, в области антимонопольной политики и повышения уровня благосостояния населения.

Литература:

  1.  Lundvall B.-А. Post Script: Innovation System Research Where it came from and where it might go. - 2007.http://globelics2007.sstu.ru/.
  2.  Голиченко О.Г. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения // Вопросы экономики №8 -2010. - С.41-53.
  3.  Голиченко О.Г., Самоволева С.А. Институциональная поддержка национальной инновационной системы: налоговое законодательство.// Экономическая наука современной России №3 (42)- 2008- С. 66-80.

1 Работа подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 08-02-00314а, № 09-02-00303а

2 Утверждены Президентом РФ 30.03.2002 № Пр-577

3 Утверждены Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7

4 Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15.02.2006 № 1.

5 См., определение технико-внедренческой деятельности в соответствии с законодательством об особых экономических зонах. В такую деятельность включена реализация научно-технической продукции и доведение ее до промышленного применения.

6 Например, «завершить формирование национальной инновационной  системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики», Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16683. НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 12.12 KB
  В статье содержится описание понятия налогового стимулирования инновационной деятельности и факторов инновационной деятельности, а также выделяются особенности формирования государством системы ее налоговых стимулов.
5393. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XXI В.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 238.74 KB
  Теоретико-методические основы инновационного развития внешней торговли в современных условиях глобализации Экономическая сущность внешней торговли государства виды формы направления развития Взаимосвязь и взаимообусловленность инноватизации внешней торговли и инновационных процессов национальной экономики в условиях глобализации...
14021. Анализ тенденций развития обязательного страхования в России 39.01 KB
  Теоретические основы исследования обязательного страхования. Понятие и значение обязательного страхования. Виды обязательного личного страхования. Правовые основы обязательного страхования в России.
16851. Мегаполисы как точки инновационного роста в экономике России 9.1 KB
  Формирование инновационной экономики – важнейшая задача современно этапа экономического развития нашей страны. Ни по инновационной активности предприятий ни по объемам внедрения научно-технических разработок крупные города в том числе Москва не превосходят средние показатели по стране. В Москве эти направления работы городской администрации обобщены в рамках единой целевой программы создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг. Прежде всего в ней выделены приоритетные направления инновационной деятельности которые...
16710. Тенденции инновационного развития российской экономики 14.34 KB
  Тенденции инновационного развития российской экономики Одним из ключевых факторов обусловивших в последние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике стало повышение экономической роли инноваций. В Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации КДР заявлены весьма амбициозные цели – сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран кратное увеличение производительности труда завоевание новых позиций на мировых рынках достижение...
16697. Формирование инновационного законодательства как инструмент модернизации экономики России 9.2 KB
  Развитие общества в современных условиях так или иначе связывается с активизацией инновационной деятельности которая охватывает собой процессы создания и внедрения в жизнь прогрессивных нововведений в различных областях общественной жизни. Право будучи всеобщим универсальным регулятором общественного развития способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Суть инновационной функции права в концентрированном виде может быть обозначена следующим образом: правовые предписания должны всячески...
16164. Теоретико-методологические вопросы формирования малого инновационного предпринимательства в России 74.12 KB
  Объемы деятельности малых инновационных предприятий по отраслям хозяйствования. год Кол-во малых инновационных предприятий Отрасли хозяйствования Объемы деятельности млн. Развитие в промышленности инновационных малых предприятий имеет важное стратегическое значение так как в России неуклонно растет потребность в принципиально новых технологиях товарах и материалах формируя устойчивую потребность в непрерывном инновационном развитии промышленности. Несмотря на масштабы нашей страны можно предположить что инновационных компаний доживших...
16600. Сценарии инновационного развития российского инфокоммуникационного сектора 199.63 KB
  Для развития сетей мобильной передачи данных четвертого поколения в России была выбрана технология Long-Term Evolution LTE. На сегодняшний день технологий LTE только начинает получать массовое распространение. В мире пока работает порядка 90 коммерческих сетей LTE запущенных в 45 странах.
16468. Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития 12.51 KB
  В Канаде размер налогового кредита для научных затрат составляет 35 на первые 2 млн. Отсрочка налогообложения применяется для решения проблем возникающих у компаний расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования но не получающих пока прибыли достаточной для использования налоговых льгот в полном объеме. В последнее время правительства развитых стран особенно членов Евросоюза усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям прежде всего...
16173. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 13.58 KB
  Главной целью развития национальной экономики является наиболее полное удовлетворение растущих потребностей общества. Эффективное и динамичное развитие строительной сферы неразрывно связано с формированием современного инновационного сектора обеспечивающего его научно-техническое развитие на коммерческой основе. Формирование механизма инновационного развития регионального строительного комплекса должно реализовываться через создание развитой...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.