Энергетика на службе модернизации: столичные реалии

Превалирующей становится точка зрения состоящая в том что именно инновационная траектория движения современной экономики может стать стержневой для успешного послекризисного развития Глазьев С. Углубление таких связей может иметь стратегическое значение для активизации модернизационных процессов в экономике. Ставка на ТЭК как крупного заказчика продукции и услуг промышленных предприятий и целенаправленное использование экономических ресурсов комплекса для структурно-технологической модернизации обрабатывающей промышленности способны...

2015-09-03

138.07 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


к.э.н. Парцвания Вахтанг Русланович

Государственный университет управления, Москва

Начальник отдела электроснабжения и уличного освещения

Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы

Энергетика на службе модернизации: столичные реалии

В последнее время в экономической литературе широко обсуждаются вопросы роста инновационной активности в кризисной экономике. Превалирующей становится точка зрения, состоящая в том, что именно инновационная траектория движения современной экономики может стать стержневой для успешного послекризисного развития (Глазьев С.Ю., 2009; Полтерович В.М., 2009). Предлагаются различные формы и механизмы поддержки модернизации и структурной перестройки экономики. При этом приоритет, как правило, отдается высокотехнологичным обрабатывающим отраслям и производствам. Их опережающий рост должен привести к технологическому рывку экономики.

Вместе с тем, в процессе выявления внутренних источников роста российской экономики представляется полезным обратить внимание на новые тенденции в развитии традиционных производств, в частности на формирующуюся систему межотраслевых взаимосвязей между топливно-энергетическим комплексом и промышленным сектором на новой технологической основе. Углубление таких связей может иметь стратегическое значение для активизации модернизационных процессов в экономике.

Идея связки ТЭК и обрабатывающей промышленности уже высказывалась в экономической  литературе (Львов, 2002), но до сих пор не получила адекватного воплощения на практике. Ставка на ТЭК как крупного заказчика продукции и услуг промышленных предприятий и целенаправленное использование экономических ресурсов комплекса для структурно-технологической модернизации обрабатывающей промышленности способны существенно ускорить преодоление кризисных явлений в российской экономике. Сегодня же, в наблюдаемых кризисных условиях данная идея, на наш взгляд, приобретает особую актуальность и требует дальнейшего развития.

В последние годы между энергокомпаниями и промышленными предприятиями заметно возросла межотраслевая кооперация в области освоения во все более высокотехнологичной и наукоемкой промышленной продукции. Это связано с усиливающейся ролью ТЭК как потребителя оборудования и технологий смежных отраслей промышленности и тем местом, которое занимает комплекс в структуре национальной экономики.

Растущее общемировое потребление энергии и сохраняющиеся угрозы энергетической безопасности потребовали обеспечения доступности трудно извлекаемых топливно-энергетических ресурсов, разработки новых методов поиска и разведки месторождений в тяжелых природных и геологических условиях. Приоритетное значение приобрели задачи снижения энергоемкости производства электроэнергии и тепла, роста объемов и глубины переработки энергоносителей, получения высококачественных моторных топлив. Возросли потребности в энергосбережении и повышении энергоэффективности на всех этапах – от производства до конечного потребления энергии. Ужесточились стандарты и требования к экологической и технической безопасности энергетических объектов.

В результате, инновации в энергетике стали обретать ярко выраженный интернациональный характер и глобальные тренды: происходит компьютеризация и информатизация энергоснабжения с внедрением передовых информационно-коммуникационных технологий в добычу, транспорт и переработку энергоносителей, в сферы генерации, передачи и распределения электрической и тепловой энергии, в диспетчерское управление энергосистемами и системы учета энергопотребления. В энергетике постепенно находят применение нанотехнологии и нанопродукты, которые стали использоваться при фильтрации двуокиси углерода из природного газа, создании автомобильных катализаторов, обработке угля для создания экологически чистого жидкого топлива, изготовления осветительных приборов на основе светодиодов. Сегодня ТЭК, впитывая фундаментальные инновации нового поколения, обретает свое второе дыхание и выступает примером эффективного соединения традиционных и новых технологий. Формирование инновационной траектории развития российской энергетики зависит от двух факторов:

  •  во-первых, от возможностей отечественных промышленных предприятий производить конкурентоспособные технологии, машины и оборудование для энергетиков;
  •  во-вторых, от желания и способности энергокомпаний формировать на них устойчивый платежеспособный спрос.

По различным расчетам, научно-производственный потенциал предприятий энергомашиностроения может обеспечить поставку оборудования для примерно 10 млн. кВт электрических мощностей в год, а из новых технологий, созданных для химического машиностроения, около половины предназначены для производства нефтяного и газового оборудования (Козлов В.В., 2005). В целом, по имеющимся оценкам, отечественной промышленностью может быть произведено до 95-98% номенклатуры изделий для ТЭК (Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, 2009).

Проблема же возникает на стороне энергокомпаний, которые пока не формируют устойчивый спрос на российскую промышленную продукцию. Существует «ловушка межотраслевой координации» и стыковки отраслей между собой, т.е. потребности одних отраслей слабо увязаны с возможностями других. При этом, как показывает практика, растущие потребности ТЭК, поддерживаемые эффективной государственной политикой формирования спроса – фактор развития многих «смежников»: энергомашиностроения, приборо- и станкостроения, металлургии, электротехнической и оборонной промышленности, химии. Реализация производственных и инвестиционных программ энергокомпаний с ориентацией на отечественную промышленную продукцию направлена на формирование емких рынков передового электро- и теплоэнергетического оборудования, материалов и технологий широкой номенклатуры, а также на стимулирование инновационной модернизации промышленного производства.

Анализ производственной базы энергетических отраслей в Москве показал, что в них все еще сохраняется большая доля морально устаревших технологий и физически изношенного оборудования. По официальным данным, средний срок службы генерирующих мощностей и основного оборудования составляет более 30 лет, физический износ основных фондов составляет около 48% (Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, 2009). Для примера, в 85 из 99 электроподстанций города на 110-220 кВ полностью выбрана проектная мощность, и они закрыты для дополнительных присоединений потребителей (Программа комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006-2010 гг., 2006). Как результат, снижается надежность, безопасность и эффективность работы столичной энергетики, происходит перерасход топлива и увеличивается энергоемкость экономики.

Следовательно, накопилась острейшая потребность во внедрении передовых технологий и оборудования, требуется масштабная модернизация производственных фондов энергокомпаний. Шаги, проводимые городом по решению накопленных проблем, подтверждают обоснованность предлагаемого подхода. Основные положения и целевые установки энергетической политики Правительства Москвы закреплены в Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года. В Стратегии выделены ключевые направления по обновлению основных фондов столичных энергокомпаний, сформулированы базовые требования к внедряемым на энергообъектах технологиям и оборудованию, определены приоритетные мероприятия по энергосбережению.

Данные направления конкретизированы в среднесрочных отраслевых программах, которые поэтапно реализуются энергокомпаниями как за счет бюджета города, так и за счет инвестиционной составляющей тарифов и привлеченных средств. К примеру, за прошедшие четыре года в Московской энергосистеме построено и введено в эксплуатацию более 2000 МВт генерирующих мощностей, свыше 21000 МВА трансформаторных мощностей на электроподстанциях, 1900 км линий электропередачи и распределительных сетей, проложено более 60 км кабельных коллекторов, построено и переложено свыше 200 км газопроводов высокого и среднего давления. На эти цели затрачено около 130 млрд. руб. На дальнейшее развитие системы электроснабжения и мероприятия по модернизации сетевой инфраструктуры до 2014 года запланировано направить более 400 млрд. руб.

Реализация принятых программ сопровождается формированием масштабных заказов российской обрабатывающей промышленности, благодаря высокой доле российской промышленной продукции в общем объеме закупок столичных энергокомпаний. К примеру, в 2009 году доля отечественного оборудования, материалов и технологий в закупках ОАО «Мосэнерго» составила 73%, ОАО «МОЭСК» – 86%, ОАО «ОЭК» – 63%, ОАО «МОЭК» – 89%, ОАО «Московская теплосетевая компания» и ГУП «Мосгаз» – 68% (Рис. 1).

Соответственно, энергокомпании могут стимулировать производство и выпуск современной высокотехнологичной продукции. Благодаря таким заказам ОАО «Серп и молот» приступило к созданию производства тонкостенных коррозионностойких труб из холоднокатаной нержавеющей ленты, а ОАО «Тушинский машиностроительный завод» осваивает серийное производство эффективного энергетического оборудования.

Утвержденные отраслевые программы создают некоторые ориентиры для промышленных предприятий, определяют какое оборудование, технологии и техника будут востребованы в ТЭКе города. Тем самым создаются реальные условия для подготовки предприятий к новым заказам и расширению кооперации.

Вместе с тем, для более полного освоения резервов межотраслевых взаимосвязей применяемых городом программно-целевых методов сегодня недостаточно. Необходим системный стратегический подход с формированием институтов итеративного планирования, обеспечивающих участие государства, энергокомпаний, промышленных предприятий и научного сообщества в процессе разработки, согласования и реализации программ модернизаций. Необходимо наладить взаимодействие и координацию сторон при формировании таких планов на каждый год с тем, чтобы укрепить взаимосвязи отраслей ТЭК Москвы с российской обрабатывающей промышленностью.

В целом, упор на углубление межотраслевых взаимосвязей имеет широкие перспективы для стимулирования модернизационных процессов как в ряде промышленно развитых российских регионов, так и на уровне национальной экономики.

Рис. 1. Доля российской промышленной продукции в общем объеме закупок столичных энергокомпаний в 2009 году

Список литературы

Глазьев С.Ю. (2009). Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. № 3. С. 26-38.

Козлов В.В. (2005). Тенденции и перспективы развития системы управления в энергомашиностроении // Проблемы прогнозирования. № 3. С. 41-46.

Львов Д.С. (2002). Экономика развития. М.: Экзамен.

Полтерович В.М. (2009). Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики. № 6. С. 4-22.

Программа комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006-2010 гг. (2006). Закон г. Москвы от 05.07.2006 г. № 33.

Энергетическая стратегия города Москвы на период до 2025 года (2008). Постановление Правительства Москвы от 02.12.2008 г. № 1075-ПП.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (2009). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р.

PAGE  1


EMBED MSGraph.Chart.8 \s



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16678. Антикризисные налоговые меры в РФ: реалии и перспективы 19.05 KB
  Совершенно неясно зачем законодатель вводил налоговую норму которую организации могли применять лишь 1 месяц причем налоговые органы потребовали еще дополнительной сдачи налоговой декларации для подтверждения суммы авансового платежа при том что закон не содержал таких требований. По 244 Федеральному закону увеличен коэффициент нормирования процентов по кредитам и займам для целей налогообложения прибыли с 11 до 15 однако к сожалению кредиты в реальном секторе экономики практически отсутствуют а если появляются то по ставке 28 а...
17421. Энергетика будущего 884.22 KB
  Энергетика - важнейший ресурс, необходимый обществу для полноценного развития и охватывающий разные сферы жизни человечества, такие как экономика и наука. Мы используем энергию в повседневной жизни, когда включаем свет, заряжаем телефон и т.д. И сейчас для производства такого важного ресурса мы используем исчерпаемые источники. Но задумывались вы, что делать, если они иссякнут
17392. Альтернативная энергетика 33.14 KB
  Принцип получения тепла ничем не отличается от принципа получения электрической энергии просто процесс короче на один шаг. Что объединяет малую и возобновляемую энергетику Их объединяет несмотря на принципиально разные ресурсы невозобновляемые и возобновляемые и различное влияние на окружающую среду: предназначение для непосредственного удовлетворения бытовых и производственных нужд человека и небольших коллективов в электрической и тепловой энергии...
5980. Общая энергетика 1.26 MB
  Тепловые конденсационные электрические станции преобразовывают энергию органического топлива вначале в механическую, а затем в электрическую. Механическую энергию упорядоченного вращения вала получают с помощью тепловых двигателей, преобразующих энергию неупорядоченного движения молекул пара или газа.
11549. Принцип законности на государственной службе 42.32 KB
  Принцип законности является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. В этой связи проблема укрепления законности на государственной службе и формирования основ нравственных устоев и этического поведения государственных служащих приобретает важное значение. Внедрение принципа законности на государственной службе является важным элементом комплекса мер по противодействия коррупции в государственном аппарате...
14311. Механизмы организации продвижения по службе 68.43 KB
  Человеческие ресурсы важнейший фактор эффективности функционирования любой организации Механизмы организации продвижения по службе. Влияние данного фактора на конкурентные позиции современной организации прослеживается по всем основным направлениям ее уставной деятельности. В этих условиях все более важное место занимает карьера которая позволяет на уровне организации предприятия более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий...
670. Отбор персонала для работы в кадровой службе 106.36 KB
  Динамичное развитие общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы управления любого предприятия, т.к. исходя из условий новой управленческой парадигмы
14669. Энергетика является базовым звеном экономики 45.4 KB
  Сложившаяся ситуация крайне неблагоприятна для Украины. Втретьих использование принципов централизации энергообеспечения становится фактором торможения энергосбережения и опасности для окружающей среды. Використання метану для виробництва тепла та електроенергії забезпечить заміщення 58 млн. Поряд з цим передбачається подальше збільшення використання природного газу малих родовищ газоконденсатних родовищ і попутного нафтового газу для виробництва електроенергії і тепла.
19327. История, проблемы и реалии социальной работы с мигрантами (на примере Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю) 122.98 KB
  Цель дипломной работы – получить новые знания об опыте социальной работы с мигрантами на примере УФМС России по Алтайскому краю. Объектом исследования являются мигранты как социальная группа обратившиеся за помощью в УФМС России по Алтайскому краю. В результате проведения эмпирического исследования проблемы мы пришли к вводу что социальная работа осуществляющаяся в УФМС России по Алтайскому краю недостаточно эффективна. Инструментарий: главным инструментом являются две анкеты: анкета для опроса специалистов и клиентов УФМС России...
15689. Закупочная деятельность в службе материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен» 1021.63 KB
  Данный вид деятельности регулируется Положением о закупках которое регулирует порядок проведение закупок а также содержит требования к закупке в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения информационное обеспечение закупки порядок заключения и исполнения договоров. Цель дипломной работы – изучить и проанализировать закупки в ГУП Петербургский метрополитен рассмотреть работу отдела службы материально-технического снабжения и исходя из полученной информации и данных сделать предложения по...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.