Кластерные технологии в парадигме устойчивого развития промышленности региона

Со стороны бизнеса данные предпосылки включают: наличие ключевых крупных предприятий которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках комплекса; наличие кооперационных связей и механизмов взаимодействия между данными предприятиями. На основании анализа функционирования промышленных комплексов в Западных регионах РФ и Сибири в были выделены следующие условия успешного формирования комплексов: наличие конкурентоспособных на российском и или международных рынках предприятий в промышленном комплексе; наличие у региона конкурентных преимуществ для...

2015-09-03

18.91 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Леонова Ю.А., аспирант

Авербух Е. А., к.э.н., доцент

Тихоокеанский государственный университет

Хабаровск

Кластерные технологии в парадигме устойчивого развития промышленности региона

Актуальность обеспечения устойчивого развития и стабильного экономического роста на основе применения инновационных методов повышения конкурентоспособности региона является одной из предпосылок для использования кластерных технологий в промышленности. В период экономического и финансового кризисов основным направлением структурной политики является поддержание на прежнем уровне производства, поэтому в данных условиях у региона вряд ли будет достаточно ресурсов для обеспечения экономического роста. На данном этапе реализация большинства проектов останавливается на стадии проектирования из-за недостаточного финансирования из федерального и регионального бюджетов, а также предоставления субсидии и дотаций.

Под кластерными технологиями в данном случае понимается процедура управления промышленностью, включающая различные способы поддержки инициатив по созданию и развитию сетевых объединений предприятий кластеров. Формирование и развитие промышленных комплексов на основе использования кластерных технологий – это сложный процесс реструктуризации региональной промышленности и сферы услуг, направленный на развитие сотрудничества между различными предприятиями взаимодействующими по принципу географической близости, вертикально и горизонтально интегрированных от добычи сырья до его полной переработки с учетом организационно-технологической взаимосвязи и взаимной дополняемости.

Исследование формирования промышленных комплексов на примере отдельных субъектов РФ позволило выделить основные предпосылки, факторы и условия их развития. Со стороны бизнеса данные предпосылки включают: наличие ключевых крупных предприятий, которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках комплекса; наличие кооперационных связей и механизмов взаимодействия между данными предприятиями. Со стороны органов государственной власти: заинтересованность в кластерном варианте развития промышленности региона; наличие успешного опыта взаимодействия с крупным бизнесом у органов государственного управления. С другой стороны, формирование промышленных комплексов представляется невозможным без наличия в регионе необходимых производственных ресурсов.

На основании анализа функционирования промышленных комплексов в Западных регионах РФ и Сибири в были выделены следующие условия успешного формирования комплексов: наличие конкурентоспособных на российском и/или международных рынках предприятий в промышленном комплексе; наличие у региона конкурентных преимуществ для развития комплекса; географическая концентрация и близость участников промышленного комплекса для активного взаимодействия; наличие тесно связанных или дополняющих друг друга отраслей для формирования «критической массы»; наличие связей и взаимодействия между участниками промышленного комплекса.

Как показывает анализ мирового опыта для формирования промышленных комплексов на основе кластерных технологий необходимо 5-6 лет. Можно выделить пять технологических этапов создания комплекса:

  1.  диагностика отраслевой структуры региона в целях выявления стратегических технологических соответствий и формирование групп взаимосвязанных производств для построения производственно-сбытовой сети;
  2.  параллельное формирование институциональной основы развития комплекса;
  3.  построение вертикальной и горизонтальной структуры промышленного комплекса посредством выстраивания производственной, снабженческой и сбытовой сети, связанных с машиностроением, как ядром будущего производственного комплекса;
  4.  формирование концепции комплекса и определение характера организационных связей в сети «добыча сырья – переработка – сбыт полуфабрикатов и/или готовой продукции»;
  5.  совместная с региональной и муниципальными администрациями система мотивации руководителей и персонала организаций и властных структур.

В данном случае немного подробнее остановимся на возможности формирования промышленного комплекса в Хабаровском крае. Необходимо отметить, что экономика Хабаровского края имеет четко выраженную минерально-сырьевую направленность. В крае доля отраслей, базирующихся добыче минеральных ресурсов или тесно связанных с их частичной переработкой и экспортом за границу, составляет около 37 %. [1]

Для выявления приоритетных отраслей промышленности, в которых возможно формирование промышленных комплексов была проведена отраслевая диагностика промышленности региона. Как показывал анализ, основными видами экономической деятельности в Хабаровском крае являются: производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств (машиностроение); обработка древесины и производство изделий из дерева (лесная промышленность), производство нефтепродуктов и химическое производство (нефтехимическая промышленность).

Необходимо отметить, что по объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу машиностроительный комплекс является ведущим в крае. Кроме того, индекс локализации машиностроения в целом в 2007 году, рассчитанный по объему отгрузки – 1,26, что свидетельствует, что данная отрасль является отраслью специализации Хабаровского края. Предприятия машиностроения формируют более 50% поступлений в бюджет региона предприятий обрабатывающих производств. Основу машиностроения в Хабаровском крае составляют такие крупные оборонные предприятия как ОАО «КнААПО», ОАО «Амурский судостроительный завод» и др. Тем не менее, необходимо отметить, что финансовое положение предприятий отрасли машиностроения критическое. Убыточность предприятий является следствием многих причин, в том числе факторов, удорожающих производство и переработку, связанных с высокими тарифами на энергоносители, транспортными расходами и как следствие - высокой себестоимостью производства. [3]

Достаточно остро стоят проблемы, порождаемые высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, деградацией старых кадров и дефицитом трудовых ресурсов. Следствием является низкая загрузка мощностей предприятий машиностроительного комплекса, которые фактически работают не на рынок, а на заказ. Анализ показал, что если в 1990 году уровень использования производственных мощностей превышал 60%, а по отдельным видам продукции был на грани 100% загрузки, то в 2008 году уровень их загрузки не превышал 23%. В данных условиях «локомотивом» развития машиностроения в Хабаровском крае может стать только ОАО «КнААПО», что обусловлено вхождением его в холдинг «Гражданские самолеты Сухого». Необходимо отметить, что в регионе имеются другие конкурентоспособные отрасли, на основе которых возможно дальнейшее формирование комплекса. Например, в крае около 6 % промышленного производства приходится на нефтеперерабатывающую отрасль, которая, являясь стабильной и рентабельной, реализует крупные инвестиционные проекты, вносит существенный вклад в формирование ВРП и положительно влияет на внешнеторговый баланс края. [2]

Таким образом, благосостояние и конкурентоспособность региона зависит от производительности в той сфере, в которой ведут свою деятельность расположенные там частные и смешанные корпорации с участием российской федеральной, региональной государственной и иностранной частной собственности. В Хабаровском крае к ним относятся такие транснациональные и национальные корпорации как ОАО НК «Роснефть», ОАО «Группа «Альянс», ООО «Ванино-Тайрику» и др. Основной задачей сырьевых корпораций является создание базы основы для инновационной экономики Хабаровского края: диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого капитала, возникновение новых видов деятельности. Предполагаемое создание промышленного комплекса на базе крупных корпораций имеет позитивную историю в зарубежных странах. Они имеют достаточный организационный, финансовый, технологический потенциал и способны обеспечить: эффективное использование ресурсных возможностей территории; развитие имеющегося высокотехнологичного потенциала машиностроения; создание сетевой снабженческо-сбытовой структуры в лесной и лесоперерабатывающей отраслях промышленности; форсированное развитие транспортной, нефтехимической отраслей промышленности и развитие смежных и обеспечивающих производств.

Основой для формирования комплекса является определение стратегических соответствий между отраслями промышленности. Технологической основной формирования промышленного комплекса на основе использования кластерных технологий является вертикальная технологическая цепочка. При этом выстраивание внутриотраслевых и межотраслевых отраслевых связей в сети происходит на основе «фокусной кластерной технологии», поскольку в нем присутствует ярко выраженные лидирующие предприятия отрасли машиностроения, вокруг которых сосредоточенны на основе технологической, информационной, организационной и других форм общности предприятия крупного, среднего и малого бизнеса различных видов хозяйственной деятельности. Ядро единого диверсифицированного промышленного комплекса может составить отрасль «Машиностроение и металлообработка» и администрации субъекта РФ и муниципальных образований таких крупных как Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.

Также возможно включение в диверсифицированный промышленный комплекс транспортной, лесной и лесоперерабатывающей, нефтеперерабатывающей отрасли, между которыми формируются межфирменные связи. В качестве основного механизма реализации кластерной стратегии развития рассматривается государственно-частное партнерство. При реализации кластерной стратегии развития территории происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов: государства в форме его собственности и бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. Роль Федерального Правительства и Правительства субъекта РФ состоит в разработке и внедрении четкой экономической программы, предполагающей интеграцию кластерного подхода в отраслевые программы и развитие инфраструктурных секторов.

Другим механизмом формирования промышленного комплекса и укрепления связей между предприятиями может выступать промышленный субконтрагтинг и применение электронной торговли посредством создания электронных площадок, которые позволят упростить взаимодействие между предприятиями, поставщиками и покупателями независимо от их размеров, географического положения и отраслевой принадлежности. Формирование промышленного комплекса позволит решить ряд проблем машиностроительного комплекса, что приведет в дальнейшем к повышению конкурентоспособности конечной продукции:

  1.  диверсификации и конверсии излишних оборонных мощностей для потребностей предприятий, входящих в региональный промышленный кластер;
  2.  повышению инвестиционной активности в гражданском машиностроении, привлечению инвестиций в целях технической и технологической модернизации производств, повышению конкурентоспособности продукции, снижению издержек производства;
  3.  появлению эффективных механизмов внедрения в производство наукоемких и высокотехнологичных разработок, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий-участников промышленного кластера;
  4.  обеспечению предприятий машиностроительного комплекса высококвалифицированными кадрами.

Включение в промышленный кластер предприятий лесной и деревообрабатывающей отрасли также позволит повысить эффективность ее работы, развитию деревообработки, а также решить проблемы, связанные с подрывом устойчивого лесопользования. Необходимо отметить, что Кризис 90-х годов привел к обвальному снижению объемов, степени и глубины переработки сырья, прекращению производства целого ряда наименований продукции. Формирование комплекса на основе кластерных технологий позволит обеспечить весь цикл работ от лесозаготовок до производства и реализации высококачественной продукции лесопереработки, имеющих возможности привлечения значительных инвестиций. Таким образом, увеличение объемов переработки древесины позволят существенно снизить сырьевую направленность экспорта лесных материалов, увеличить объемы экспортной выручки, укрепить долю лесопромышленного комплекса в формировании ВРП и бюджета края.

Необходимо также отметить, что для экономики края характерна высокая доля транспорта в структуре ВРП. В 2005 году его доля в ВРП составляла 17,6%. Развитие транспортной отрасли является одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности региона. Тем не менее, ограниченность собственных финансовых ресурсов региона для финансирования инвестиций, низкая рентабельность данного вида деятельности и отсутствие инвестиционной составляющей в транспортном тарифе приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры. Поэтому необходимо, дополнительного анализа требует развитие транспорта в структуре комплекса. Его включение в кластер позволит привлечь внутренние инвестиции и в дальнейшем эффективно решать проблемы, связанные с: недостаточным развитием сеть автодорог, низкими темпам их строительства, недостаточными объемами инвестиций в автодорожное строительство и содержание дорожной сети; проблемами развития местных авиалиний, недостаточным использованием транзитных функций железнодорожного транспорта в перевозках международных грузов, контейнерных перевозок др. [3]

Для оценки эффективности использования кластерных технологий представлена единая система показателей, которая позволит объективно оценить эффективность их использования как в промышленности, так и в целях оптимизации социально-экономического развития региона. Она включает в себя 9 групп показателей: показатели, характеризующие темпы роста промышленного комплекса региона и структурных сдвиги, возникшие в результате прихода крупных промышленных корпораций в регион и формированию на их основе промышленного комплекса; индикаторы, характеризующие динамику социальных показателей региона; показатели бюджетной эффективности; показатели эффективности уровня развития человеческого капитала; показатели эффективности развития смежных и поддерживающих отраслей промышленности, входящих в промышленный комплекс; показатели информационной обеспеченности предприятий, входящих в промышленный комплекс; показатели эффективности ресурсного обеспечения; показатели конкурентоспособности предприятий; показатели эффективности инновационного потенциала предприятий, входящих в комплекс.

Включение предприятий в промышленный комплекс также позволит получать экономию на транспортных издержках, поскольку часть сырья, полуфабрикатов и т.д. будет создаваться на территории региона, при проведении единой рекламной компании за счет совместного использования бренда, общего торгового персонала, продажи продуктов совместно с другими предприятиями. Побудительным стимулом для формирования регионального промышленного комплекса должно стать не увеличение бюджетных расходов субъекта РФ или федерального Правительства, налоговые льготы и иные преференции, а реструктуризации отраслевой структуры государственного сектора экономики и включение стратегически и социально значимых, градообразующих предприятий в единый комплекс. Это позволяет сформулировать критерии, по которым кластерная технология реструктуризации промышленности является оптимизационной:

  1.  экономия на издержках производства и обращения;
  2.  снижение затрат и повышение качества соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях и т.д.;
  3.  устойчивое кооперирование отраслей, входящих в промышленный комплекс, формирование на этой основе агломерационных процессов, сетевых форм организаций;
  4.  сбалансированный экономический рост через стабильное развитие традиционных и новых пропульсивных видов хозяйственной деятельности, основанных на быстром внедрении инноваций в производство вследствие налаживания тесных кооперационных связей внутри кластера, механизмов внутрикластерного кредитования;
  5.  обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга.

Таким образом, формирования промышленного комплекса на основе использования кластерных технологий будет способствовать оптимизации функционирования предприятий, расположенных на территории Хабаровского края и обладающих конкурентоспособным потенциалом роста. Появившиеся полюса или точки роста будут стимулировать развитие других предприятий и социально-экономическое развитие территории в целом.

Библиографические ссылки

  1.  Постановление Правительства Хабаровского края «О прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года» от 30.01 2007 г. № 9-пр в ред. Постановления правительства Хабаровского края от 18.08.2008 № 189-пр // Консультант Плюс
  2.  Паспорт Хабаровского края. 1995-2006 годы: стат. сборник / Территор. орган. Федерал. службы гос. статистики по Хабар. краю . - Хабаровск, 2007. - 91с.
  3.   Промышленность Хабаровского края: стат. сборник / Федерал. служба гос. статистики; Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Хабар. краю. - Хабаровск, 2005. - 99с.

PAGE  5



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2719. Исследование предметной области устойчивого развития региона 28.45 KB
  Шахты Парадигма устойчивого развития как одна из немногих успешно функционирующих в экономике последних десятилетий в своей генеалогии начальными истоками определяет экологию и возможно именно таким полидисциплинарным происхождением обязана своей результативности и современной полифонии научных изысканий данной тематической направленности. Предпосылкой формирования новых принципов управления процессом реализации концепции устойчивого развития регионов выступает комплексная оценка их социальноэкономического состояния на основе которой...
2733. Мониторинг как инструмент регулирования устойчивого развития региона 85.09 KB
  Для разработки политики социально-экономического развития регионов на наш взгляд необходимо значительное количество научных исследований основанием которых служит эколого-социо-экономический мониторинг. Термин мониторинг появился в XX веке в зарубежной науке который служил для определения системы целенаправленных повторяющихся наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и времени. В широком смысле мониторинг от лат.
16780. Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области) 238.7 KB
  Важно отметить что гармонизировать составляющие устойчивого развития экономическую социальную и экологическую следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях федеральном региональном муниципальном. Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.
16730. МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ 101.12 KB
  Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Поэтому вопросы устойчивого развития региона приобретают особую актуальность на современном этапе развития экономики. Обеспечение устойчивого развития требует решения комплекса экологических экономических и социальных проблем. Для отслеживания результатов в достижении...
16773. Особенности стратегии развития муниципального образования на основе концепции устойчивого развития 14.49 KB
  В современных условиях муниципальным органам власти приходится одновременно решать множество разноуровневых и разнонаправленных задач в условиях жесткого лимита времени дефицита ресурсов а также динамично меняющейся как внешней так и внутренней среды. Новая технология муниципального управления состоит в стратегическом планировании муниципального развития. 189-197] В основе стратегии лежит та или иная концепция развития которая...
5275. Малоотходные технологии в молочной промышленности 452.85 KB
  Наиболее полно требованию оптимального содержания ценных компонентов соответствуют маложирные продукты полученные из обезжиренного молока пахты и молочной сыворотки...
16160. Инновационные институты устойчивого развития лесосырьевых регионов России 32.16 KB
  В советский период леспромхозы отвечали за состояние лесных поселков через систему сложившихся формальных и неформальных институтов. В настоящее время вопрос лесных поселков ушел из риторики региональной власти. Как таковых лесных поселков не стало так как не стало леспромхозов которые трансформировались в акционерные и частные компании. Вместе с тем еще не полностью истощенные лесные ресурсы кому-то приносят солидную социальную ренту на фоне полной нищеты и деградации оставшегося населения бывших лесных поселков.
2404. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 13.08 KB
  Понятие устойчивого развития. В них в частности отмечается что западная модель развития не подходит ни для кого и единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня – устойчивое развитие. Для преодоление кризиса необходимо прежде всего определения стратегических целей и тактических направлений дальнейшего социально-экономического развития государства. Сложившаяся модель развития и соответствующий характер...
16957. Управление проектами с учетом принципов устойчивого развития: опыт крупных нефтедобывающих компаний 28.11 KB
  Предварительная оценка проектов и система показателей оценки На стадии инициирования все проекты компании BP изучаются с точки зрения возможных социальных и экологических последствий которые могут возникнуть. Данная оценка выступает важным критерием на этапе отбора проектов. Shell также оценивает потенциальные затраты проектов касающихся выбросов СО2 при принятии всех крупных инвестиционных решений исходя из цены 40 долларов за тонну СО2 [1 c. Данная оценка является обязательной для всех проектов ConocoPhillips.
17049. Меры государственной поддержки экономики как фактор устойчивого развития и стимулирования деловой активности в регионе 16.62 KB
  Для экономики Владимирской области характерно поступательное развитие. Во Владимирской области в целом создана нормативная база регламентирующая инвестиционную деятельность. В частности областной закон О государственной поддержке инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области предусматривает различные формы государственной поддержки как отечественным так и иностранным инвесторам.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.