Обобщение и классификация опыта реализации проектов международных финансовых организаций в регионах Российской Федерации

Обобщение и классификация опыта реализации проектов международных финансовых организаций в регионах Российской Федерации В рамках проекта Министерства финансов России и Всемирного банка Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне Леонтьевский центр выполняет субпроект по оценке изучению и распространению опыта региональных проектов международных финансовых организаций МФО посвященных реализации инвестиционной программы развитию рыночных институтов...

2015-09-03

18.72 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Б.С. Жихаревич,
д.э.н., МЦСЭИ «Леонтьевский центр»,

Санкт-Петербург

Л.Э. Лимонов,

д.э.н., МЦСЭИ «Леонтьевский центр»,

Санкт-Петербург

Обобщение и классификация опыта реализации проектов международных финансовых организаций в регионах Российской Федерации

В рамках проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» Леонтьевский центр выполняет субпроект  по оценке изучению и распространению опыта региональных  проектов международных финансовых организаций (МФО), посвященных  реализации инвестиционной программы, развитию рыночных институтов, осуществлению социально-экономических преобразований, повышению качества политики управления государственным долгом (рис. 1).

Рис. 1. Общая логика субпроекта

На первом этапе работы в конце 2008 года была решена задача по отбору изучаемых проектов, их классификации и оценке устойчивости реализованных проектов.

Была разработана методика и критерии отбора проектов, алгоритм работы и инструкции для экспертов, осуществляющих отбор и описание проектов, изучены и охарактеризованы все МФО, работающие в России, произведен пошаговый отбор проектов МФО (рис. 2). После составления короткого списка проектов на основе информации интернет сайтов были проведены встречи с представителями ведущих МФО – Всемирного банка и ЕБРР, получены их предложения по перечню изучаемых проектов, а также не имеющие закрытого характера документы с информацией  по содержанию подготовки и реализации проектов.

В процессе сбора информации о проектах были проведены встречи и интервью в целевых регионах - Санкт-Петербург, Республика Татарстан (г. Казань), Чувашская республика. В список изучаемых проектов попали 22  проекта. В их числе 11 проектов МБРР, 2 — МФК (в т.ч. один совместный проект с МБРР), 10 — ЕБРР (в т.ч. совместные проекты с ЕИБ и Северным Банком). Для каждого из изучаемых проектов в дальнейшем на основе собранной информации (первичные документы, материалы интервью экспертов – специалистов и пр.) готовилась справка о его содержании и результатах, после чего проводилась кодификация проектов и их классификация.

Был составлен список классификационных признаков, отбор которых обусловлен двумя задачами. Первая, основная,  состоит в том, чтобы выявить и распространить ценные и актуальные методические результаты проектов МФО. Для этого важно сформировать группы относительно однородных и близких по темам проектов МФО. Это позволяет на следующих этапах  организовать сравнение и сопоставление их результатов, а также точнее определить целевые группы, заинтересованные в получении опыта реализации проектов данной сферы. Вторая задача более локальна, это оценка связи между методологией организации и устойчивостью результатов проекта. Соответственно проекты МФО должны быть охарактеризованы и классифицированы с точки зрения организации и устойчивости результатов.

С учетом вышеизложенного, был разработан классификатор проектов МФО, включающий 19 классификационных признаков, разбитых на три группы:

группа А – признаки, характеризующие тематику проекта и его масштаб,

группа Б – признаки, характеризующие методологию организации проекта,

группа В – признаки, характеризующие результаты проекта.  

Все 22 проекта из списка изучаемых получили коды по всем признакам. По тематике подавляющее большинство проектов относится к экономической сфере (18), из них 16 – проекты, связанные с инвестиционной деятельностью и 2 комплексных однотипных проекта в Казани и Санкт-Петербурге. По финансовым масштабам выделяется 3 мелких проекта (до 10 млн долл. США), 6 небольших проектов (от 10 до 30 млн долл. США), 4 средних (от 30 до 50 млн долл. США) и 9 крупных, в которых размер займа превышал 50 млн долл. США. Период реализации у практически всех изучаемых проектов составляет более трех лет. Лишь два проекта реализованы в более короткие сроки: от года до двух лет. Причем по финансовым размерам это весьма крупные проекты — «Проект муниципального развития города Казани» и «Модернизация дорог в Чувашской Республике». Кроме того, с учетом целей исследования, проекты были сгруппированы по географическому признаку с выделением проектов в целевых регионах: Санкт-Петербурге, Чувашской республике и Казани. В этих регионах оказалось 10 проектов из 22-х.

Полученная в ходе сбора и анализа информация о проектах МФО была организована в компьютерную базу данных на основе книги формата Exсel.


Рис. 2. Схема отбора проектов


Все 22 изучаемых проекта были подробно охарактеризованы в части методологии организации и устойчивости результатов. Понятно, что измерять и оценивать устойчивость результатов можно только для законченных проектов и по прошествии определенного времени. Поэтому следовало бы изучать результаты проектов, реализованных в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Но с учетом происшедших в начале 2000-х годов коренных изменений во внешней среде — принятие Бюджетного и Налогового кодексов, административная реформа и другие, можно заведомо сказать, что все институциональные результаты проектов были бы признаны неустойчивыми вне всякой связи с методологией организации проекта.  Поэтому был избран компромиссный вариант — в число проектов, по которым детально изучалась методология организации и устойчивость результатов попали и относительно недавно завершенные и даже незавершенные проекты. Для них акцент в исследовании делался на изучении организации проекта с точки зрения влияния на будущую устойчивость, которая либо прогнозировалась, либо не оценивалась.

Выявление связи между методологией организации проекта и устойчивостью результатов теоретически может быть выполнено с использованием трех методов:

  1.  Проведение формального анализа всей совокупности проектов МФО, по которым была выполнена оценка устойчивости их результатов, установление статистически значимых связей между характеристиками устойчивости результатов проекта и методологии его организации («формальный анализ»). В имеющейся ситуации возможности применения этого метода очень ограничены в силу малого количества проектов. Тем не менее, он использовался, но как вспомогательный. По 22 проектам были закодированы существенные классификационные признаки методологии организации и оценки устойчивости и проведены группировки.
  2.  Углубленное изучение отдельных проектов МФО и выявление связи между методологией их организации и устойчивостью результатов в рамках каждого отдельного проекта («кейсы»). Этот метод стал основным.
  3.  Проведение интервью с экспертами, участвовавшими в подготовке и/или реализации значительного числа проектов МФ и способными установить и сформулировать связь между различными методологиями организации проектов и устойчивостью их результатов («интервью с экспертами»). В качестве таких экспертов выступили сотрудники МФО, работники групп реализации проектов (ГРП), а также специалисты, проводившие оценку проектов.

В результате использования всех этих методов подготовлены выводы о влиянии на устойчивость результатов таких обобщенных факторов как соответствие проекта потребностям и интересам реципиентов, согласованность и преемственность действий, адекватность схемы управления проектом его структуре. В частности, получены следующие выводы, касающиеся схемы управления:  

  •  Проекты технического содействия, связанные с реформированием экономики и общественного сектора, более эффективны при наличии центральной рабочей группы или фонда (project implementation unit), позволяющего координировать и синхронизировать действия участников проекта.
  •  Проекты, содержащие компонент институциональных преобразований, должны сопровождаться системой конкретных административных стимулов для региональных органов власти и четкими процедурами.
  •  Проекты, направленные на инвестиции, более эффективны в случае прямого взаимодействия МФО и заемщика. Если в проекте не предусмотрено реформирование федерального законодательства, то эффективнее реализовывать инвестиционные и другие местные проекты через соглашения непосредственно между МФО и субъектом федерации, муниципальным образованием или ГУП (МУП).

С учетом первичного изучения и классификации проектов МФО на последующих стадиях работы выполнен углубленный анализ ряда наиболее показательных проектов.


Критерии:

8. Существенность, оформленность и доступность методических результатов

9. Актуальность и универсальность методических результатов

Критерии:

7. Региональная привязка

линный список проектов

90

22

Короткий список

27

Средний список

39

Список МФО.

Общее число проектов

600

Технические критерии:

5. Период реализации (зрелые, но не старые)

6. Масштаб

Технические критерии:

1.Проект реализуется МФО

2.Проект реализуется в РФ

3.Проект касается экономической или финансовой сферы

4. Бенефициары – органы власти или их предприятия

 Критерий: Постановление Правительства РФ

5. Формирование списка изучаемых проектов

4. Отбор проектов в короткий список

3. Отбор проектов в средний список

2. Отбор проектов в длинный список

1. Составление списка МФО.

Анализ сайтов МФО

2. Долг

3. Инвестиции

4. Институты,

соц.-экон.

преобразования

1. Отбор

проектов

МФО

Отбор

опыта

вне

МФО

5. Распространение

по всей России

Рекомендации:

Казань

Чувашия

Санкт-Петербург

2-3-4. Изучение проектов МФО и  дополнение лучшей практикой, подготовка методик для распространения, подготовка рекомендаций для трех субъектов

Логика взаимосвязи задач субпроекта

Сплошная линия – основные результаты, пунктир - дополнительные



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16875. Оценка эффективности деятельности предпринимательских структур в регионах Российской Федерации 24.32 KB
  Оценка эффективности деятельности предпринимательских структур в регионах Российской Федерации Сложные экономические процессы последних двадцати лет в нашей стране связаны со становлением и формированием нового сектора национальной экономики - малого и среднего предпринимательства. Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является оценка эффективности деятельности предпринимательских структур без чего трудно проводить мониторинг выработку нетривиальных рекомендаций по развитию этого сектора экономики и обоснование оптимальных...
16960. Малый бизнес в регионах Российской Федерации: некоторые экономические модели 17.54 KB
  Малый бизнес в регионах Российской Федерации: некоторые экономические модели Для дальнейшего развития малого бизнеса требуется экономико-математический анализ основных характеристик малых предприятий. Актуальность построения производственных функций для малого бизнеса обусловлена необходимостью формирования информационной базы о предполагаемой динамике изменения объемов производства а также о факторах оказывающих наиболее существенное влияние на формирование оборота малых предприятий. Проведенный анализ показал что...
21259. Предложения по использованию зарубежного опыта в области управления и оценивания государственных программ в Российской Федерации 835.17 KB
  Такой инструмент как оценивание программ позволяет не только отслеживать степень достижения запланированных результатов и степень освоенности ресурсов но также помогает более глубоко и полно понимать происходящие процессы при реализации программы. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие основные задачи: Определить понятие эффективности реализации государственной программы. Госпрограммы состоят из набора мероприятий которые могут группироваться в подпрограммы. Подпрограммы направлены на решение...
20037. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации 35.17 KB
  Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
906. Пути развития лизингового метода финансирования организаций в Российской Федерации 112.57 KB
  Теоретические аспекты лизинга. Понятие формы и виды лизинга. Пути развития лизингового метода финансирования организаций в Российской Федерации Характеристика российского рынка лизинга. Проблемы лизинга в России и пути решения.
4880. Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Франции 68.15 KB
  Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Франции. Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Франции. Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
20768. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации 40.56 KB
  Конституционно-правовая природа социальных прав понятие и особенности основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Принципы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации...
7032. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации 165.21 KB
  Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета.
13005. Прием гражданства Российской Федерации. Удостоверение гражданина Российской Федерации 3.23 MB
  Гражданство – это принадлежность человека к государству, следствием чего является распространением на него основных прав, обязанностей, установленных законодательством государства, это одно из необходимых условий, при котором человек получает права и свободы и может исполнять законы, обязанности, установленные государством
9461. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ 18.91 KB
  Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института – организация посредничества
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.