Процесс формирования государственных корпораций в системе частно – государственного партнерства

Испытывая давление различных групп интересов, в том числе частных, в особенности крупных и крупнейших корпораций, а также описывающих самостоятельное движение обособленных интересов бюрократии, современное государство во все большей мере становится выразителем общих, общенациональных интересов. Соответственно, качественно меняются природа и функции государства, формы его участия в экономике, стратегия и тактика.

2015-09-03

14.68 KB

2 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Кукушкин Дмитрий Сергеевич

МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова

Г. Москва.

Процесс формирования государственных корпораций

в системе частно – государственного партнерства1

Широкое распространение частно – государственного партнерств (ЧГП) за рубежом  - феномен мировой экономической трансформации. Он неразрывно связан со становлением в индустриально развитых странах нового типа общественного устройства – смешанного интеграционного общества, формированием смешанной экономики. ЧГП служит одним из факторов и одновременно результатом развития экономики и общества смешанного типа.

Рост числа ЧГП, начавшийся в 80-х и усилившийся с середины 90-х г.г. прошлого века, происходит в русле трендов современного мирового социально – экономического развития. Мегатенденций этого развития является свойственная смешанному обществу интеграция общественных и частных начал, пронизывающая все общественно – экономические системы и принимающая различные формы. Оно трансформирует природу государства, его роль и функции, отношения собственности как государственной, так и частной, формы государственного, рыночного и корпорационного регулирования и управления, организационные формы хозяйствования, социальные связи и среду, и другие экономические отношения и институты развитых стран. Эта тенденция проявляется в тесном взаимодействии государственного и негосударственных, в том числе частных, укладов смешанной экономики, их гибкой кооперации, противоречивом единстве отношений сотрудничества и конкуренции.

Испытывая давление различных групп интересов, в том числе частных, в особенности крупных и крупнейших корпораций,  а также описывающих самостоятельное движение обособленных интересов бюрократии, современное государство во все большей мере становится выразителем общих,  общенациональных интересов. Соответственно, качественно меняются природа и функции государства, формы его участия в экономике, стратегия и тактика.

Процессы либерализации и приватизации ведут к сокращению государственного сектора, его доли в ВВП. Экономическая глобализация вызывает известное ослабление роли национальных государств. Формы прямого вмешательства государства в воспроизводственные процессы все в большой мере уступают место косвенным формам экономического регулирования. В то же время возрастает роль научно – технической, экономической, социальной, экологической политики. Среди главных функций государства – программное управление социально – экономическим развитием, стратегическое прогнозирование и планирование, проектное финансирование. Государство как субъект экономики, реализующий общие потребности, оказывающий общественные услуги, являющийся производителем общественных благ, создает институты, формирует институциональную среду для развития механизмов альянса государства и частных интересов и, в частности, механизмов альянса государства и частного бизнеса в сфере производства благ и услуг. Его важнейшей задачей является формирование благоприятной институциональной среды. Последняя включает в себя обеспечение определенных «правил игры», закрепляемых конституционным, гражданским и хозяйственным законодательством, в особенности статьями контрактного, договорного права, административными правилами и нормами.

Еще одной основополагающей тенденцией, определяющей широкое распространение ЧГП и повышение их роли в экономическом росте развитых и развивающихся странах, является трансформация системы отношений собственности. К важным ее характеристикам относится изменение структуры всей системы собственности, а также структуры самой государственной собственности. Бурный рост числа и роли ЧГП стал возможным в силу обособления отдельных сторон и функций собственности: пользования, владения, распоряжения, которые в различных формах партнерств и разных странах распределяются и закрепляются в разной пропорции за отдельными участниками партнерства: государством и частным бизнесом. В этом же направлении действуют и другие признаки современной трансформации собственности: все большее превращение индивидуальных форм крупной собственности в коллективные, групповые формы частной собственности, их деперсонификация и институционализация. Усложняется структура акционерного капитала, в том числе крупного корпоративного, представленного различного рода совокупными собственниками: финансовыми институтами, пенсионными, страховыми и другими фондами. В зависимости от характера решаемых в рамках ЧГП конкретных задач все множество существующих и постоянно вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно основным целям ЧГП различаются организационные модели, модели финансирования и модели кооперации. Разумеется, это деление в значительной степени условно, и во многих случаях партнерства используют и развивают формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании.

В случае организационных моделей не происходит, как правило, глубокого вторжения в отношения собственности, сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление и т.п. К организационной модели относят и наиболее распространенный в настоящее время тип ЧГП – концессии. К числу моделей финансирования следует причислить такие формы, как коммерческий найм, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование. Часто модель кооперации требует создания сложных, в т.ч. холдинговых структур по сооружению объектов и их эксплуатации, особенно в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Перед более детальным анализом форм ЧГП приведем несколько основных признаков успешного функционирования данных институтов, учитывая мировой опыт работы:

  1.  Стороны ЧГП должны быть представлены государственным и частным секторами экономики.
  2.  Взаимоотношения ЧГП должны быть зафиксированы в официальных документах.
  3.  Взаимоотношение сторон ЧГП должны носить равноправный характер.
  4.  Стороны ЧГП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес.
  5.  Стороны ЧГП должны объединить свои финансовые ресурсы для достижения своих интересов и общих целей проекта.
  6.  Стороны ЧГП должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов2.

В последние годы области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, и бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами. В развивающихся странах, где использование концессионных механизмов в энергетике стимулируется международными финансовыми институтами, в конце XX века на концессии приходилось 58,6% общего объема инвестиций, вложенных в совместные государственно – частные проекты, а на акционерные формы участия государства в капитале 41,4%. Число концессионных проектов особенно быстро увеличивается в странах Латинской Америки и Восточной Азии.

Такую же ситуацию можно отметить и в железнодорожном транспорте развивающихся стран, где на концессии приходится 79% общего числа и 96% всех инвестиций3. Значительно реже применяется форма совместных предприятий и особенно система контрактов. Что касается развитых стран, то в них, как и в электроэнергетике, процессы приватизации и либерализации столкнулись со значительными трудностями. В странах ЕС (Бельгия, Германия, Италия, Франция) государство, оставив за собой функции по содержанию, обслуживанию и управлению железными дорогами, передало их эксплуатацию на концессионной основе частным или специальным государственным компаниям. В некоторых европейских странах (Нидерланды, Франция) переход к концессионной форме развития железнодорожной инфраструктуры и эксплуатации, железных дорог осуществлялся в несколько этапов. При этом государственно – частные партнерства, т.е. косвенная, а не полная приватизация служит во многих случаях более приемлемой формой функционирования железных дорог, так как конкуренция частных фирм в данной сфере не всегда эффективна.

Частно – государственное партнерство нашло широкое применение в мировом автодорожном хозяйстве, инфраструктура которого требует крупных капитальных  долгосрочных вложений и в большинстве случаев не может осуществляться за счет бюджетных вливаний. В европейских странах – Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Франция в строительстве автомобильных дорог и других дорожных объектов, их эксплуатации ЧГП реализуются в различных формах, чаще всего с использованием концессионных механизмов. Предметом концессионных договоров служат в первую очередь междугородные автомагистрали, а также относительно короткие дороги, построенные для разгрузки движения на действующих маршрутах. Концессии применяются также для сооружения дорог развития (связывают периферийные регионы с промышленными центрами и транспортными маршрутами), мостов, туннелей.

В 90 – х годах XX века наиболее интенсивно распространялись ЧГП в автодорожном хозяйстве развивающихся стран, в особенности в странах Южной Америки, Восточной Азии и Азиатско – Тихоокеанского региона. В период 1990 – 2000 годов в проекты по строительству и эксплуатации автодорог с участием капитала в этих государствах вложено более 71 млрд. долл. 95% вложений, сделанных частными инвесторами, осуществлялись по договору о концессиях4. Дальнейшее развитие ЧГП в этой сфере связывается с развертыванием телекоммуникационной революцией, спутниковой компьютеризацией платных автомагистралей. Соответственно становятся необходимыми значительные дополнительные вложения частных инвестиций, получение доходов от которых будет зависеть от уровня платежей за использование ими и другими дорожными объектами.

Отметим основные положения статьи  7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», касающиеся функционирования государственных корпораций:

  •  Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно – полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
  •  Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
  •  Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом не предусмотрено иное.
  •  Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
  •  Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества5.  

1 Автор выражает благодарность заместителю директора ИЭ РАН, д.э.н., профессору, С.Н. Сильвестрову за помощь в проведении исследования.

2 Organization for Economic Co-operation and Development (http://www.oecd.org)

3 Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.:Наука, 2005.

4 Сорокин Д.Е., Никифоров Л.В., и др. Частно – государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России. М.: ИЭ РАН. 2006.

5 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями)

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16803. Развитие государственно-частного партнерства в пенсионной системе 30.78 KB
  Среди основных преимуществ ГЧП можно отметить следующие: Синергетический эффект который заключается в увеличении производительности труда и эффективности предоставляемых услуг за счет сочетания современных технологий со стороны частного бизнеса и государственной поддержки с другой стороны. Данное преимущество заключается в наличии интереса как со стороны государства - в развитии и эффективном управлении интересующей области проблемного направления при одновременной минимизации бюджетных расходов что наиболее актуально в период...
16967. Государственный акционерный капитал в системе государственно-частного партнерства 14.6 KB
  Только краткий перечень видов ГЧП составленный экспертами Комитета по инвестиционной политике ТПП России содержит около двух десятков различных форм ГЧП. В сфере экономики и государственного управления наряду с другими1 формами ГЧП можно рассматривать и государственно-частные предприятия осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность на основе интеграции частного и государственного капиталов в рамках отдельных фирм. Кроме того такому взаимодействию соответствуют все ключевые признаки ГЧП а механизм его реализации вполне...
16911. Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических категорий: попытка системного анализа 10.23 KB
  Москва Место и роль государственно-частного партнерства в системе экономических категорий: попытка системного анализа Государственно-частное партнерство ГЧП в мировой экономической теории и практике понимается в двух смыслах. В качестве форм ГЧП выступают: государственный контракт на выполнение работ или оказание услуг с инвестиционными обязательствами частного сектора аренда государственной и муниципальной собственности смешанные предприятия соглашения о разделе продукции концессии. ГЧП является одним из краеугольных камней теории...
20258. Направления государственного контроля за контрактной деятельностью в области государственных и муниципальных закупок 19.29 KB
  Региональный рынок охватывает рынки отдельных регионов торговли. – Национальный рынок охватывает рынок одного единственного государства – Местный рынок охватывает часть рынка одного государства. Относительно присутствия резидентов: – Рынок резидентов – Рынок не резидентов. В зависимости от степени организованности: –организованные рынки рынок функционирует по определенным правилам установленными специальными финансовыми учреждениями – неорганизованные рынки рынок это сфера обращения финансовых активов без...
10568. Решения в системе государственного и муниципального управления 477.67 KB
  УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: формирование и развитие у обучаемых принципиально новых взглядов на процесс разработки и реализации управленческих решений; обеспечение усвоения студентами критерий условий технологий принятия и реализации решений методов анализа прогнозирования оптимизации и экономического обоснования управленческих решений. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. Разработка управленческих решений.Сущность и содержание управленческих решений.
19299. Формы и виды контроля в системе государственного управления 34.71 KB
  Сформулировать понятие и сущность контроля как функции государственных органов; рассмотреть виды ИФ ормы контроля в системе государственного контроля; изучить возможности повышения эффективности государственного контроля.
21687. Процесс становления и развития государственности как элемента обеспечения государственных интересов Российской империи на международной геополитике 44.18 KB
  Если наша революция в начале XVIII века была необходимым следствием всей предшествовавшей нашей истории то из этого вполне уясняется значение главного деятеля в перевороте Петра Великого: он является вождем в деле а не создателем дела которое потом есть народное а не личное принадлежащее одному Петру.Соловьев В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Историография проблемы включает в себя две тенденции характеризующие как личность самого Петра I так осуществляемые в...
16198. -налоговой и финансовой политики выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воз 8.51 KB
  аспирант кафедры налогов ДГУ г. Махачкала Проблемы формирования доходной базы бюджетов территорий на примере Республики Дагестан Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования ориентированные на рыночные отношения потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Уровень фактического обеспечения бюджетов собственными налоговыми платежами...
1246. Особенности целеполагания и формирования «древа» целей, а также основные принципы государственного управления 479.21 KB
  Цель государственного управления это тот конечный или конкретный промежуточный пункт на пути достижения определенного состояния общества или его подсистемы в соответствии с запрограммированными перспективами его развития. Однако цели государственного управления отражает их горизонтальный срез и не дает четкого представления об их субординации. Идея представить систему целей государственного управления в виде древа уходящего корнями в социальную почву социум родилась довольно давно. Предмет – особенности целеполагания и формирования...
18061. Процесс формирования профессионально-педагогической культуры 92.87 KB
  Сегодня обществу необходим преподаватель обладающий высоким уровнем педагогического мастерства высокой профессионально-педагогической культурой. Именно сформирование профессионально-педагогической культуры учителя позволит ему эффективно организовать процесс взаимодействия со студентами на гуманистической основе. Как показала практика педагогической подготовки учителей начальных классов удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания студентов в рамках традиционной образовательной системы оказалась сегодня малоэффективной для...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.