Анализ программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь

В стране разработана законодательно-правовая база и создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринимательства базовыми элементами которой являются: - Департамент по предпринимательству Министерства экономики а также подразделения облисполкомов в компетенцию которых входит разработка и...

2015-09-03

12.87 KB

7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Русак Д.В., Евсеев Е.Б.

студенты 3 курса

экономического факультета

УО «Полесский государственный университет»

Республика Беларусь, г. Пинск

Анализ программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь

В нашей стране, начиная с 1996 года, поддержка и развитие малого предпринимательства определены в качестве стратегических задач государства. Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года, отмечая высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также подчеркивает необходимость стимулирования частного бизнеса и формирования эффективной предпринимательской среды.

В стране разработана законодательно-правовая база и создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринимательства, базовыми элементами которой являются:

- Департамент по предпринимательству Министерства экономики, а также подразделения облисполкомов, в компетенцию которых входит разработка и реализация государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на уровне страны и регионов;

- Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, его филиалы, а также региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке развития рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, назначение которых — формирование источников финансовых средств для инициативной предпринимательской деятельности;

- специализированные и универсальные центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого бизнеса, технопарки. В настоящее время в стране насчитывается 40 ЦПП, 8 ИМП и 2 технопарка, призванных обеспечивать консультационное, информационное и обучающее обслуживание частных предпринимательских структур;

- предпринимательские союзы, ассоциации и советы на уровне страны, отдельных областей и отраслей.

Вся работа по созданию и развитию элементов рыночной инфраструктуры осуществляется в рамках ежегодно принимаемой Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

На территории страны также реализуется ряд международных программ, осуществляемых при поддержке средств ООН, Всемирного банка, Международного центра частного предпринимательства (США), Международной организации труда и др.

В текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на:

  •  дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  •  на упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования;
  •  совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства;
  •  создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам;
  •  развитие системы гарантирования кредитов, и другие.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2009г. № 65 утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год (далее – Программа).

Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать доведению доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5%; численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5% от общей численности занятых в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны.

На финансирование мероприятий Программы в I полугодии 2009 года направлено 3337,2 млн. рублей. Из республиканского бюджета выделено 45,0 млн. рублей, местных бюджетов – 2426,4 млн. рублей, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – 865,8 млн. рублей, что позволило оказать поддержку в реализации 81 инвестиционного проекта субъектов малого предпринимательства под создание 262 новых рабочих мест.

На протяжении 9-ти месяцев 2009г. в республике сохраняется положительная динамика количества субъектов малого предпринимательства, что является следствием проводимой Правительством и Главой государства политики улучшения условий ведения бизнеса, деловой среды.

По состоянию на 1 октября 2009г. количество состоящих на учете малых предприятий составило более 77 тысяч, индивидуальных предпринимателей –219,2 тыс. человек. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2009 года составил 17,3%, в том числе от юридических лиц – 14,9%, от индивидуальных предпринимателей – 2,4%.

По состоянию на 1 октября 2009г. в республике действовало 49 центров поддержки предпринимательства (далее – центры), которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан путем представления справочной и аналитической информации; консультирования по различным вопросам создания и управления организацией; подготовки бизнес-планов и заявок на получение кредитов; содействия в подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др. За 9 месяцев 2009г. услугами центров воспользовались 36851 человек. Центрами организованы и проведены 643 семинара, участие в которых приняли 14923 человека.

Из общего количества клиентов центров начинающие предприниматели и предприниматели, работающие свыше 1 года, составили 60,3% (22231 человек), безработные – 4,0% (1473 человек), студенты – 10,6% (3908 человек), другие категории граждан – 25,1% (9239 человек).

В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей – 32,5%, осуществлением производственной деятельности – 15,9%, оказанием услуг – 12,8%, строительством – 7,8%, оптовой торговлей – 7,2%, оказанием транспортных услуг – 4,6%, не имеющие отношения к предпринимательству составили 19,2%.

В 2008г. был принят целый ряд позитивных для развития бизнеса документов. Они снизили регуляторную нагрузку на бизнес, сократили издержки и способствовали улучшению бизнес-климата.

Среди актов законодательства, которые в разной степени улучшили деловой климат Беларуси и расширили возможности частного бизнеса, следующие:

Декрет Президента РБ № 1 от 16 января 2009 г. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования";

Постановление Совета Министров от 9 декабря 1008г. № 1903 "Об утверждении Положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь";

Декрет Президента РБ № 24 от 19 декабря "О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений", который продлил минимальные сроки аренды;

Указ Президента РБ № 1 от 3 января 2008 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 об упрощенной системе налогообложения";

Постановление Совета Министров № 1021 от 14.07.2008 "Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 годы и перечня открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008-2010 годы";

Декрет Президента РБ №8 от 17.12.2007г., утвердивший новый, более быстрый, дешевый и простой порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования;

Указ Президента РБ № 329 от 13.06. 2008 "О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания";

Указ Президента РБ №318 от 16.07.2007г. "О технических нормативных правовых актах";

Постановление Совета Министров №16 от 8.01.2008г. "О национальном фонде технических нормативных актов";

Указ Президента РБ № 40 от 28.01.08 о введение статуса "Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности ;

Указ Президента РБ № 113 от 25.02.08 позволил продавать предприятия, как имущественные комплексы, с нулевой или отрицательной стоимостью за одну базовую величину;

Указ Президента РБ № 145 от 6.03.08 позволил платить и отчитываться по экологическому, земельному налогу и налогу на недвижимость ежеквартально;

Декрет Президента РБ № 5 от 20.03.2008 снизил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями с 40% до 24%.

Эффективное взаимодействие бизнеса и государства, как возглавляемая заместителем Премьер-министра межведомственная комиссия по поддержке  и развитию малого предпринимательства, также требует постоянного наполнения ее работы содержательным и конструктивным обсуждением проблем предпринимательской деятельности и  предлагаемых путей их разрешения. 

Для этого необходимо следующее:

  •  активизация взаимодействия бизнес-ассоциаций в  целях своевременного выявления наиболее острых и актуальных проблем развития предпринимательства и консолидации усилий по их разрешению;
  •  усиление экспертного потенциала бизнес-сообщества;
  •  проведение исследований в области состояния и перспектив развития бизнеса с учетом динамики внешних и внутренних факторов с целью выработки упреждающих мер по предотвращению негативных воздействий и формирования эффективных направлений эволюции отечественного предпринимательства.

Как показало последнее исследование Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business-2010», период исследования охватывал май 2008г.- июнь 2009г., Беларусь передвинулась в рейтинге на 24 позиции вверх по сравнению с прошлым годом и заняла 58 место. Эксперты Всемирного банка отметили в Беларуси реформы в шести из десяти традиционно исследуемых сферах регулирования бизнеса - создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 1).

Таблица 1. Позиции Беларуси в рейтингах Всемирного банка

«Ведение

бизнеса-2010»

«Ведение

бизнеса-2009»

Изменение

рейтинга

Общее место

58

82

+24

Регистрация предприятий

7

98

+91

Получение разрешений на строительство

44

62

+18

Наем рабочей силы

32

40

+8

Регистрация собственности

10

13

+3

Кредитование

113

109

-4

Защита инвесторов

109

105

-4

Налогообложение

183

183

0

Международная торговля

129

134

+5

Обеспечение исполнения контрактов

12

14

+2

Ликвидация предприятий

74

74

0

Источник: Всемирный банк, «Doing Business-2010».

Наибольший прогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятию декрета №1 от 16 января 2009г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге по условиям регистрации предприятий с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.

Упрощение регистрации касается лишь новых предприятий, появляющихся на рынке, условий функционирования для действующих на рынке предприятий оно не касается. У существующих предприятий по-прежнему остается множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведений бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве.

В то же время эксперты ВБ отметили, что порядок уплаты налогов в Беларуси за последнее время улучшился благодаря более широкому распространению электронной системы. Налоговая нагрузка была несколько снижена за счет снижения ставок экологического налога, налога с оборота, сокращения количества платежей по налогу на недвижимость.

Осуществляемые и декларируемые меры по либерализации условий хозяйствования в стране проводятся в последнее время преимущественно для привлечения в страну иностранных инвестиций. Тем не менее, не всегда предпринимаемые действия оказываются значимыми и приводят к нужному результату. Так, Беларусь в рейтинге «Doing Business 2010» по показателю «защита инвесторов» переместилась со 105 на 109 позицию. Эксперты оценили индекс защиты инвесторов в 4.7 балла (максимальное значение 10), индекс открытости в 5 баллов, индекс ответственности директора - лишь 1 балл, что может свидетельствовать о восприятии приватизационных процессов как непрозрачных и риска использования руководством своего положения в корыстных целях.

Итак, Беларусь существенно повысила свои позиции в международном рейтинге «Doing Business», что позволит ей повысить свою привлекательность для иностранных инвесторов и кредиторов, которые ориентируются на международные рейтинги в принятии решений.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
11088. Развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан 146.87 KB
  Для перехода к рыночной экономике, совершенствования круга предпринимательства, а в том числе и малого предпринимательства играет не малую роль и государство. Государство дает первые толчки к процветанию того или иного бизнеса. И чтобы этот дальнейший бизнес расширялся и производил не только своему владельцу, но и государству. Нужно чтобы государство создало условия для предпринимательства, предпринимательскую среду.
18582. Становление малого предпринимательства в Республике Казахстан 82.79 KB
  Сущность предпринимательства его признаки и факторы развития. Сущность функции и субъекты предпринимательства и бизнеса. Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане. Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан.
5448. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 76.04 KB
  Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Число малых предприятий в РФ неуклонно увеличивается. По последним данным, доля малых и средних компаний в ВВП России
18291. Исследование и анализ государственной поддержки туристской деятельности в Костанайской области 543.74 KB
  Все страны знают о доходности туризма. Развитие туризма в регионах Республики Казахстан имеет большую зависимость от государственной поддержки. Предметом исследования является возможность развития туризма на территории Костанайской области при поддержке местных органов власти.
21134. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 353.7 KB
  Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками.
16984. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства России. Механизмы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса России на глобальных рынках 17.04 KB
  Понимая это государственная власть в последние годы заметно улучшила свое отношение к предпринимательству: возобновилось бюджетное финансирование программ поддержки данного сектора экономики а в их рамках – реализация таких приоритетных направлений как создание бизнес-инкубаторов технопарков промышленных парков гарантийных и венчурных фондов поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий субсидирование затрат малых предприятий на оплату процентных ставок по банковским кредитам на сертификацию товаров и услуг на участие в...
18335. Влияния приватизационных процессов и государственных программ на развитие предпринимательства 111.81 KB
  В соответствии с национальной программой разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан основной целью приватизации стало создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов других материальных и нематериальных активов принадлежащих государству [1]. Зарубежный опыт...
18700. Развитие малого предпринимательства 291.47 KB
  В данном случае это воздействие руководителей фирмы которое приводит к получению максимальной прибыли. Целью дипломной работе является - определение причин нарушения устойчивого функционирования коммерческой фирмы в сложившихся рыночных условиях. Для достижения поставленной цели в работе определено решение следующих задач: - изучить макроэкономическую среду функционирования фирмы определить области деятельности малых предприятий в Дальневосточном регионе; - охарактеризовать рынок деятельности компании и ее место на данном рынке; - провести...
2716. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России 15.88 KB
  Уфа Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса субподряд франчайзинг венчурные контракты.
5502. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. ИРКУТСКЕ 83.55 KB
  Субъекты и критерии малого и среднего предпринимательства. Функции и особенности малого и среднего предпринимательства. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Полномочия органов местного самоуправления в сфере малого и среднего предпринимательства.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.