Как перейти от управленческой вертикали к горизонтальному партнерству (на примере российского сырьевого сектора)

И они нуждаются в образцовом правовом и налоговом обеспечении – чтобы соблюсти баланс интересов сторон а реализация проектов была выгода и государству и инвесторам. Власти ошибочно подводят под ГЧП любые формы взаимодействия с бизнесом - соучастие в финансировании проектов Инвестфонд предоставление налоговых льгот особые экономические зоны создание платных дорог и т. Закон по-прежнему запрещает передавать природные ресурсы недра водоемы и леса в концессию а тем самым не только фактически замораживает реализацию крупных сырьевых...

2015-09-03

11.27 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Субботин Михаил Александрович,

директор научно-консультационной компании «СРП-Экспертиза»,

старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, к.э.н.,

г.Москва

Как перейти от управленческой вертикали к горизонтальному партнерству

(на примере российского сырьевого сектора)

1. России предстоит освоение сложнейших и очень дорогих месторождений Восточной Сибири, арктического шельфа. И они нуждаются в образцовом правовом и налоговом обеспечении – чтобы соблюсти баланс интересов сторон, а реализация проектов была выгода и государству, и инвесторам. Уникальным инвестиционным проектам должна соответствовать хорошо продуманная система государственного управления, простая и прозрачная, обеспечивающая индивидуальный подход и тщательный учет особенностей каждого объекта. Еще в 1994 году Гражданский кодекс РФ (ст. 124) установил, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, государство выступает «на равных» с гражданами и юридическими лицами, т.е. строит свои отношения на рынке на горизонтальных началах, исключающих иерархическое подчинение. Однако эта норма и, в частности, равноправные контрактные отношения между государством и бизнесом так и не получили своего практического развития. Более того, инвесторы подобных, заключенных еще в середине 90-ых годов соглашений в дальнейшем подверглись серьезному давлению со стороны властей, а сами соглашения - частичному пересмотру содержащихся в них условий.

2. В современной мировой практике горизонтальные взаимодействия между государством и бизнесом реализуются через различные формы государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП фактически покрывает все пространство взаимодействий - от приватизации до национализации: больше двух десятков классифицируемых разновидностей контрактов между инвестором и концедентом. При приватизации власти ведут поиск эффективного собственника, чтобы передать ему госимущество навсегда, при концессионных соглашениях (основной формы ГЧП) для госимущества подыскивается эффективный управляющий. ГЧП и концессии, как их важнейшая часть, с успехом используются по всему миру: частный бизнес проектирует и строит автострады, тоннели, электростанции, гидротехнические сооружения и другие значимые объекты инфраструктуры. Он же ими и управляет. В России привычнее на общественные нужды привлекать государственные средства. Тем более что их прирост за счет благоприятной нефтегазовой конъюнктуры не ослабевал много лет. Не пора ли одуматься, понимая, что госбюджет - не резиновый? И создать необходимые экономико-правовые условия для частного бизнеса?

        3. В России ГЧП как система особых договорных отношений государства-собственника с инвесторами не получила четкого правового оформления. Власти ошибочно подводят под ГЧП любые формы взаимодействия с бизнесом - соучастие в финансировании проектов (Инвестфонд), предоставление налоговых льгот (особые экономические зоны), создание платных дорог и т.п. В итоге инвесторы не только не обретают равноправия в рыночных контрактах с государством, но и вынуждены работать в условиях правового хаоса. Положение усугубляется появлением региональных законов, призванных урегулировать отношения в сфере ГЧП.

4. Федеральный закон 2005 г. "О концессионных соглашениях", даже с учетом уже принятых и ныне готовящихся поправок, не обеспечивает инвесторам ключевых условий для эффективного управления госимуществом - гибкий налоговый режим, стабильность условий контракта и др. Российские власти не готовы отказаться от части суверенных иммунитетов ради реального партнерства с бизнесом. Закон по-прежнему запрещает передавать природные ресурсы (недра, водоемы и леса) в концессию, а тем самым не только фактически  замораживает реализацию крупных сырьевых проектов, но еще и крупных инфраструктурных проектов, необходимых для реализации этих сырьевых проектов. Опыт крупнейшего в мире комплексного проекта «Сахалин-2» показал, что ради реализации подобных проектов инвестор готов самостоятельно обеспечить создание или модернизацию инфраструктуры - автомобильных и железных дорог, мостов, морских портов и аэропортов, объектов здравоохранения. При этом, как в классическом ВОТ, все эти объекты (наряду с основными производственными мощностями: заводом СПГ мощность в 9,6 млн. тонн в год, нефте- и газопроводов общей протяженностью 1600 км,  берегового технологического комплекса для подготовки газа и нефти, терминала отгрузки нефти др.) переходят на баланс государства с момента возмещения инвестором понесенных им затрат.

5. Вариантом успешной модернизации сырьевого сектора посредством ГЧП могли бы стать соглашения о разделе продукции (СРП), предусмотренные российским законодательством. Однако за исключением показавших свою высокую эффективность трех проектов, заключенных 15 лет назад и обеспечивших треть прямых иностранных инвестиций в Россию, правительство настойчиво блокирует заключение контрактов на условиях СРП, делая упор на налоговые льготы, преференции госкомпаниям и взращивание «национальных чемпионов». В нефтегазовом секторе страны действует «оборотная модель» налогообложения, ключевыми элементами которой являются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина. Все это ведет к дальнейшей монополизации экономики и падению эффективности управления крупнейшими проектами. Но главное - это то, что в Послании Президента Федеральному собранию констатировалось: «Мы много раз говорили о том, что порядок осуществления инвестиций должен стать в России не менее комфортным, чем у наших конкурентов». Все так и осталось на уровне разговоров. Однако инновационный характер развития страны станет возможен только в случае успешного реформирования всей системы правовых отношений - от закона до правоприменения, наведения должного порядка в разграничении сфер регулирования уголовного, административного и гражданского права. Нельзя использовать уголовное законодательство для передела собственности, когда силовые структуры превращаются в инструмент т.н. рейдерских захватов.

6. В последние годы Россия проводила политику ужесточения отношения к иностранным инвестициям - в условиях бурного притока нефтедолларов «заигрывать» с иностранными инвесторами показалось совсем необязательным. На памяти череда скандалов вокруг проектов с участием иностранных компаний. Апогей ограничения деятельности иностранных компаний наступил в прошлом году, когда была введена система ограничений иностранных инвестиций в стратегические отрасли, включая добычу нефти и газа, в результате принятия закона о стратегических отраслях, к которым отнесли 42 отрасли, т.е. чуть ли не половину российской экономики. Соответствующее законодательство было принято весной, когда мировые цены на нефть были на подъеме. Иностранным инвесторам в нефтегазовом секторе были предложены: обмен активами, роль миноритариев, функции подрядчиков российских компаний в проектах и т. п. Плюс неизбежное доминирование российских госкомпаний. На таких условиях международное сотрудничество не заладилось. Теперь в условиях экономического кризиса члены правительства вновь заговорили о полезности прямых иностранных инвестиций для страны, послышались заявления о необходимости внести изменения в законодательство, регулирующее деятельность иностранных компаний на территории России в области недропользования, поскольку оно принималось в то время, когда были иные экономические условия, а теперь «есть сомнения, что принятое тогда законодательство учитывает новые экономические реалии». Конечно, поскольку такое законодательство было принято буквально год назад, неизбежно встает неприятный вопрос относительно горизонта государственного планирования при принятии важнейших экономических решений…

7. Устойчивые заблуждения относительно целей и условий реализации концессионных соглашений (и общая неготовность уйти от управленческой вертикали) сопровождаются аналогичными изъянами в политике России на мировых рынках сырья и топлива. Вместо ориентации на повышение конкурентоспособности производителей энергии, российские власти пытаются поддержать мировые цены путем создания международных альянсов и картелей (в том числе, путем активного участия в создании т.н. «газового ОПЕК» или налаживания более тесного сотрудничества с ОПЕК), что в условиях глобального кризиса и падающего рынка топлива выглядят малопродуктивным.

8. И Европа, и Россия стремятся к диверсификации поставщиков на газовом рынке, создавая: первая - «Набукко» в обход России, вторая - Nord Stream и South Stream в обход Беларуси и Украины. При этом Россия пытается сохранить свою монополию - и в качестве основного транзитера из Азии, и в качестве основного продавца природного газа. Такая политика лишена перспективы: не говоря уже о сомнительной экономической обоснованности многочисленных трубопроводных проектов, любая дискриминация покупателей или транзитных партнеров со стороны «Газпрома» ведет к конфликтам, активному противодействию и аналогичным ответным мерам (сокращается спрос, строятся новые трубопроводы в обход России, усиливается интерес к альтернативным источникам энергии и т.п.).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16020. Закономерности и тенденции развития российского реального сектора (на примере текстильной и швейной промышленности) 540.4 KB
  В данной работе рассматриваются сразу две отрасли легкой промышленности – текстильная и швейная. Такой выбор связан с тем, что автор работы не согласен с тем положением, которое эти две отрасли занимают в современной системе хозяйствования. После событий 1990-х годов, в отраслях легкой промышленности произошел катастрофический спад – были разрушены системы поставок и снабжения
16458. Влияние компаний сырьевого сектора и их кластеров на конкурентоспособность экономики Российской Федерации 17.09 KB
  В сырьевом секторе экономики Российской Федерации существуют многочисленные конкурентоспособные компании взаимодействующие между собой и образующие кластеры. Подробное изучение опыта конкретных успешных фирм позволило выявить следующие основные конкурентные преимущества российских компаний сырьевого сектора и их роль в обеспечении национальной конкурентоспособности см. Таблица 1 Конкурентные преимущества и роль в обеспечении...
17086. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО СЕКТОРА РОССИИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ 80.38 KB
  на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России отнесены энергосбережение и энергоэффективность реализация которых невозможна без модернизации минерально-сырьевого комплекса на инновационной основе. Минерально-сырьевая база МСБ является основой индустриальной экономики и в кризисный период сохранила свою высокую значимость в переходе на постиндустриальную стадию развития. Минерально-сырьевой комплекс МСК играет важнейшую роль в поддержании смежных отраслей промышленности формировании бюджета...
16600. Сценарии инновационного развития российского инфокоммуникационного сектора 199.63 KB
  Для развития сетей мобильной передачи данных четвертого поколения в России была выбрана технология Long-Term Evolution LTE. На сегодняшний день технологий LTE только начинает получать массовое распространение. В мире пока работает порядка 90 коммерческих сетей LTE запущенных в 45 странах.
16517. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ИКТ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА 22.53 KB
  Сейчас опережающее развитие сектора информационно-коммуникационых технологий (ИКТ) провозглашено одним из приоритетов экономической политики России. Но страна пока существенно отстает от промышленно-развитых государств по уровню внедрения ИКТ, этот разрыв составляет 5-10 лет, что, учитывая высокую динамичность этого сектора, является очень значительным сроком.
14455. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 838.53 KB
  Каждый инвестор формирует, как правило, один или несколько портфелей ценных бумаг, которые могут храниться в различных депозитариях, учитываться у различных держателей реестров, торговаться на различных торговых площадках. Постоянно меняются курсы ценных бумаг купленных инвестором, время от времени происходят выплаты процентов или дивидендов, что влияет на текущую доходность портфелей и на общий доход инвестора.
16096. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КУЗБАССА) 12.01 KB
  Он включает в себя нормы права законодательство о банкротстве регулирующие права и обязанности кредиторов должников и других участников процедур банкротства правоприменительную практику неформальные правила и процедуры которые формируют ожидания у заинтересованных сторон обеспечивают права и помогают их реализовать и защитить в ходе процедур банкротства. Эффективное законодательство лежит в основе института банкротства. Высокий уровень конкуренции и угроза банкротства ориентирует менеджеров на добросовестное и эффективное управление...
18649. Привод к горизонтальному валу 819.04 KB
  Полученные в результате проектного расчета геометрические параметры передачи значение сил и крутящего момента являются исходными данными для выполнения эскизной компоновки и проведение последующих расчетов деталей привода и сборочных единиц. Для предотвращения перегрева двигателя он должен быть обдуваемым...
19358. РОЛЬ РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) 1.13 MB
  Отсутствие тщательно и обоснованно разработанной Программы развития туризма Владимирской области, методических разработок решения проблем развития туризма, детально разработанных различных маршрутов по Владимирской области, неполное использование культурного наследия Владимирской области в качестве туристического ресурса придают актуальность выбору темы работы.
16494. Новые тенденции в подготовке специалистов для высокотехнологичного сектора экономики (на примере междисциплинарной подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии) 12.23 KB
  Развитие наноиндустрии в тех объемах как они определены руководством страны и создание национальной нанотехнологической сети далее – ННС формируемой в соответствии с Президентской инициативой Стратегия развития наноиндустрии в качестве одного из факторов обеспечивающих развитие нанотехнологий в Российской Федерации предполагает значительное увеличение кадрового...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.