Обеспечение взаимосвязи фундаментальных и специальных дисциплин в учебном процессе Вуза

Для этого образовательные программы по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования включают в себя цикл математических дисциплин. Изучение математики является обязательным практически для всех направлений. Математика закладывает не только фундамент для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин для естественнонаучных и инженерных специальностей но также формирует научное мировоззрение человека и обеспечивает его мышление совокупностью характерных для естествознания методологических подходов к...

2015-09-03

10.6 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


И.Е. Денежкина, А.Б. Шаповал

Финансовый университет при правительстве РФ

Москва, Россия

 

Обеспечение взаимосвязи фундаментальных

и специальных дисциплин в учебном процессе Вуза

Полноценное высшее образование, независимо от его профиля, должно удовлетворять некоторым общим требованиям, в соответствии с которыми каждый выпускник вуза должен иметь современные представления о целостной естественнонаучной картине мира, в состоянии дать научную оценку последствий своей профессиональной деятельности, способен к дальнейшему творческому развитию. Для этого образовательные программы по всем направлениям и специальностям высшего, профессионального образования включают в себя цикл математических дисциплин. Изучение математики является обязательным практически для всех направлений.

Математика закладывает не только фундамент для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин (для естественнонаучных и инженерных специальностей), но также формирует научное мировоззрение человека и обеспечивает его мышление совокупностью характерных для естествознания методологических подходов к рассмотрению различных процессов и явлений. Поэтому математика стала неотъемлемой компонентой образовательно-профессиональных программ высшего образования гуманитарного, в том числе и экономического профиля. Это создало предпосылки для смещения центра тяжести подготовки выпускников вузов, от узкой профессионализации к более широкой образованности. Математическая подготовка специалистов гуманитарных специальностей позволяет сформировать глубокие фундаментальные знания и обеспечивает мощным инструментом решения различных практических задач. Неоспоримым является тот факт, что математика не просто мощное средство решения практических задач и универсальный язык науки, но и доминирующий элемент общей культуры, неотъемлемая часть цивилизации.

В настоящее время нет необходимости доказывать роль и место математики для дальнейшего прогресса экономической науки. Математическое моделирование, количественные методы исследования, методы оптимизации, статистические методы - это тот минимум, которым должен овладеть современный экономист. При анализе сколько-нибудь сложных математических моделей, решении экономических задач уровень математической подготовки студентов  очень часто оказывался недостаточным. Хотя все действительно интересные по содержанию и результатам модели имеют нетривиальную математическую формулировку или содержат большое число переменных и параметров, перед преподавателем стоит задача научить видеть математические понятия и осознавать действие математических законов в специальных предметах.

Нами проведено анкетирование студентов экономических специальностей  с целью исследования мотивации изучения математики в вузе. Не наблюдается у студентов и интереса к самому предмету. 86% респондентов определились в профессиональном выборе, многие с 3-4 курса работают в финансовой или экономической сфере, либо занимаются предпринимательством, и их обучение в вузе должно выглядеть более субъектным и мотивированным. Однако, только 40% из них изучают математику, чтобы получить подготовку, позволяющую стать сильным специалистом в своей области, прочие же заинтересованы только в успешной сдаче экзаменов, и получении диплома о высшем образовании, Т.е. мотивация изучения математики носит внешний характер, приобретаемые знания не встраиваются в профессиональный контекст, личностный смысл получения знаний по дисциплине отсутствует. Только 10% из числа опрошенных изучают математику, потому что им интересна сама наука. Изучение классического курса математики не встраивается в сознании студентов в их профессиональную деятельность. Об этом говорит то, что только 41% респондентов считает, что для дальнейшего успешного профессионального роста им необходимо глубокое усвоение данного курса. При этом 93% поместили математику в первую тройку самых трудных учебных дисциплин в вузе. На вопрос о разделах высшей математики, которые следовало бы изучать, ответили лишь несколько человек, назвав теорию вероятностей и математическую статистику.

Низкая мотивация изучения математики, является актуальной проблемой, стоящей на пути приобретения студентом профессиональных знаний. Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу.

Как правило, математические дисциплины в экономических Вузах изучаются на первых курсах, их программы меняются не так часто, как программы по специальным дисциплинам, изучаемым на старших курсах. При этом кроме указанных проблем, которые можно назвать «проблемой студента», возникает ряд проблем, связанных с «проблемой Вуза».

Во-первых, во многих Вузах кафедры математики комплектуются выпускниками математических  (с различными приставками) факультетов Университетов. Университеты,  которые работают в этой среде много лет, обеспечивают несомненно высокий профессиональный уровень подготовки преподавателей классической высшей математики. При этом далеко не все преподаватели математики приобретают опыт прикладных исследований вообще и в области, соответствующей профилю Вуза-работодателя, в частности. Это порождает как неумение донести до студента  важную роль изучении математики для будущего специалиста, так и повышенные, не всегда оправданные требования к слушателям.

Проблемой является также традиционная дистанция, существующая между кафедрами математики и выпускающими специализированными кафедрами. Этот процесс в последнее время нарастает, т.к. очевидна тенденция к унификации программ основных дисциплин для младших курсов. С другой стороны, преподаватели выпускающих кафедр не всегда жалуют глубокое математическое исследование преподаваемых ими дисциплин в силу разных причин.

Широкое внедрение вычислительной техники уже на уровне начального обучения также может сформировать сугубо пользовательское отношение к математике («мартышка за экраном»). Многие не самые слабые студенты заявляют, что у них компьютер вычисляет производные и интегралы, решает системы и вообще «умеет все». И вроде бы теряется смысл изучения способов решения таких задач, отработка техники.

Эта проблема характерна в первую очередь для крупных технических и экономических Вузов. Студенты этих учебных заведений  долго изучают предмет, который, как им кажется, в дальнейшем им не понадобится (как и многие другие). Затем формально по готовым методикам (иногда очень старым) они обучаются своей основной специальности, и, в конце концов,  выясняют, что пропустили весьма важную информацию, без которой дальнейшая их деятельность невозможна.

Таким образом, проблема заключается, с одной стороны, в обеспечении мотивации изучения высшей математики и всего, что с ней связано, в полную силу, а с другой, в разумном использовании изученного материала при переходе к специальным дисциплинам.

Один из путей решения этой проблемы заключается в координации некоторых видов учебного процесса между кафедрами.  Очевидно, что процесс формирования учебного плана позволяет в очень малой степени подойти к решению указанной проблемы. Количество часов, отводимых на лекции и практические занятия как по математике, так и по базовым дисциплинам, не оставляют возможности для маневра. Наиболее подходящим видом учебного процесса, обеспечивающим решение поставленной задачи, является выполнение курсовых и дипломных работ.

Хотелось бы остановиться именно на курсовых работах. Подготовка диплома является заключительным этапом обучения, поэтому к этому моменту вопросы мотивации перестают быть актуальными. А вот курсовые работы можно выполнять практически на любом этапе обучения, в том числе и на младших курсах.

Предлагается методика формирования совместных заданий для курсового проектирования, которые одновременно выполняются по различным дисциплинам. Первыми такими дисциплинами становятся те, которые читаются одной кафедрой или кафедрами, скажем так, одного математического уровня. Для специальности «Математические методы в экономике» это  «Математические основы финансового анализа» и «Дифференциальные уравнения» или «Теория вероятностей и математическая статистика». Другой вариант - «Управление рисками на финансовых рынках» или «Актуарные расчеты» с той же «Теорией вероятностей». Дисциплина «Численные методы»  может сочетаться с большим количеством специальных дисциплин.

Руководителями проектов являются два преподавателя – по специальной дисциплине и по математике. Студент, выполнив одну работу, получает две оценки по разным дисциплинам.

Такой подход очень хорошо себя зарекомендовал в технических Вузах. Так, в Московском авиационном институте на кафедре «Динамика полета» много лет выполнялись курсовые работы одновременно по «Динамике полета» и «Вычислительной математике», причем они выполнялись в двух частях, в двух последовательных семестрах, с оценками в каждом семестре и по каждой дисциплине.

Практика такого планирования учебного процесса показала, что несмотря на небольшое количество часов, отводимых на математику, выпускники кафедры демонстрировали высокую математическую культуру, умение работать с вычислительной техникой, эрудицию в области применения методов вычислений. Это неоднократно отмечалось предприятиями, принимающими выпускников кафедры. Более того, в современных условиях, когда многие выпускники приступают к работе совсем не по своей специальности, математическая культура оказывается одним из преимуществ выпускника, позволяющим ему найти себе применение в самых разных областях.

В Вузах экономического профиля, например, в Финансовом университете, такая практика в полной мере еще не освоена. В первую очередь это связано с тем, что «технари» в целом лучше владеют и математическим аппаратом, и вычислительной техникой. Поэтому пока такая практика ведется только на математических кафедрах..

Конечно, применение этой методики требует усилий, как со стороны математиков, так и со стороны выпускающих кафедр. Разработка заданий и выработка требований к содержанию и оформлению работы является трудоемким процессом. От всех преподавателей требуется высокая квалификация и достаточно глубокое знакомство с параллельной дисциплиной. Не всегда учебный план позволяет реализовать желаемое. Но многое можно сделать даже в рамках одной курсовой работы, если удается договориться преподавателям разных кафедр.

Если есть проблемы с изучением программирования (а сейчас зачастую его заменяют дисциплиной «Информатика», которая серьезного программирования не предполагает), то возможно проведение расчетов даже на калькуляторе, или предложить использовать любой стандартный пакет, например EXEL. Такой подход применялся при курсовом проектировании студентами Финансовой академии для моделирования экономических процессов.

Итак, предлагается путь повышения интереса к изучению высшей математики для студентов нематематических специальностей. Он не требует существенного пересмотра учебных планов изменения количества часов, отводимых на изучение дисциплин. Преподавателям основных дисциплин он позволяет расширить возможности изучения своего предмета. Преподавателям математики он позволяет стать, наконец, полноценными участниками подготовки специалистов. Студентам становится интереснее учиться. Выпускники Вузов оказываются лучше подготовлены к трудовой деятельности. Требуется лишь желание, усилия и добрая воля всех заинтересованных в результате.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
702. Информационное обеспечение принятия управленческого решения в образовательном процессе ВУЗа 624.69 KB
  Диплом. Составная часть любого управленческого действия руководителя или специалиста - принятие решений. Во всех случаях они должны основываться на результатах анализа той информации, которой он располагает
6046. Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин 22.92 KB
  Источники сервисного права. Среди ученых рассматривающих сервисное право как самостоятельную отрасль права Гущин В. Сервисное право рассматривает следующие ключевые вопросы: сервисное право как наука и как отрасль права; источники сервисного права...
18070. Развития познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе 97.65 KB
  Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности. Творчество как высшая степень познавательной деятельности. Особенности развития познавательной деятельности младших школьников.
18055. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий 92.31 KB
  Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального творческого и нравственного развития учащегося. Разумеется ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Возрастающая потребность общества в людях способных творчески подходить к любым изменениям нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы обусловлена ускорением темпов развития общества и как следствие...
18790. Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза 42 KB
  Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза. Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза. Успешность обучения иностранных студентов уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях России является актуальной.
12679. Обеспечение личной безопасности участников судопроизводства в уголовном процессе 22.93 KB
  Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса. Организация мероприятий по обеспечению личной безопасности участников уголовного процесса. Понятие и система процессуальных гарантий личной безопасности участников уголовного процесса Под процессуальными гарантиями личной безопасности участников уголовного процесса следует понимать предусмотренные кодифицированным и специальным уголовно-процессуальным законодательством специальные правовые средства и мероприятия оперативного и...
19487. Специфика вокально-хорового воспитания в детском учебном фольклорном коллективе в условиях ДМШ 17.66 KB
  Общеизвестно что народно-хоровое исполнительство - не только собственно пение. Особая ценность детских народных хоров заключается в том что в них воспитывается любовь к народной песне к родному языку и в конечном результате - к отчему дому семье окружающему миру. Мы поём сами и думаем о том что ведь это пели прадеды наши. Детские учебно-творческие группы обычно не превышают десяти - пятнадцати человек что так же свойственно традиционному певческому коллективу:...
6210. Предмет и задачи курса цитологии. Место цитологии в системе биологических дисциплин 23.6 KB
  За последние 4045 лет цитология из описательно-морфологической превратилась в экспериментальную науку ставящую перед собой задачи изучения физиологии клетки ее основных жизненных функций и свойств ее биологии. Другими словами – это физиология клетки. Карнуа Биология клетки вышедшей в 1884 г. Выделим некоторые важные вехи в истории изучения биологии клетки.
21043. Проектирование АИС библиотеки вуза 315.85 KB
  Технология проектирования. Методология проектирования. Сравнительная характеристика инструментов проектирования. Фаза проектирования построения и внедрения...
5240. Создание базы данных «Деканат ВУЗа» 1.57 MB
  База данных (БД) - это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе на внешних носителях памяти компьютера данных, при наличии такой организации и минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.