Пространственная экономика в системе наук

Пространственная экономика в системе наук Пространственная экономика sptil economics сравнительно недавно получила признание как самостоятельная область мировой экономической мысли. Пространственная экономика ПЭ – более интегрированное научное направление по сравнению с традиционной региональной экономикой regionl economics; её предметом являются не только регионы и региональные системы но и все пространственные формы хозяйства и расселения включая множество пространственных сетей. Достижения последних двух десятилетий:...

2015-09-03

12.01 KB

43 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Гранберг А.Г.

Государственное научно-исследовательское учреждение

«Совет по изучению производительных сил»,

Г. Москва

Пространственная экономика в системе наук

  1.  Пространственная экономика (spatial economics) сравнительно недавно получила признание как самостоятельная область мировой экономической мысли. Однако ее теоретико-методологические основы были заложены гораздо раньше (А Лёш, 1940; У. Айзард, 1956). Пространственная экономика (ПЭ) – более интегрированное научное направление по сравнению с традиционной региональной экономикой (regional economics); её предметом являются не только регионы и региональные системы, но и все пространственные формы хозяйства и расселения, включая множество пространственных сетей.
  2.  Миссия ПЭ в экономической теории состоит в преодолении стереотипов  «точечной» макроэкономики (в соответствии с которыми национальная экономика рассматривается как однородный монообъект) и теоретическом охвате широкой области пространственных феноменов. Пространственный подход принёс качественно новые результаты в теориях общего экономического равновесия, оптимизации экономики, экономического роста, ценообразования, международной торговли, не говоря уже о специальных проблемах пространственной организации экономики (локализация видов деятельности, рынки, агломерационные эффекты и т.д.). Значительный вклад в развитие ПЭ внесли нобелевские лауреаты по экономике (Б. Олин, П. Кругман и др.). Достижения последних двух десятилетий: теория региональных кластеров, «новая экономическая география», пространственная эконометрика, пространственный институционализм.
  3.  В России сформировались дальневосточная, сибирская, уральская, московская, петербургская научные школы пространственной экономики. Регулярно публикуются научные монографии, принадлежность которых к ПЭ сомнений не вызывает. Поддерживается сотрудничество с экономико-географическими школами. С 2005 г. издаётся журнал «Пространственная экономика». Начинается преподавание этой дисциплины в вузах. Вышел первый учебник «Экономика» (под ред. Д.С. Львова и В.И. Видяпина) с главами по ПЭ. Однако ПЭ пока не входит в перечень научных специальностей ВАК.
  4.  В мировой науке сформировалось междисциплинарное научное направление «пространственная наука» (spatial science). Международное издательство Springer с 1997 г. выпустило 39 томов серии «Продвижения в пространственной науке» (Advances in spatial science). На 2009 – 2010 гг. запланированы к выпуску еще 5 томов. Пространственная наука позиционируется как более широкое научное направление, нежели «региональная наука» (regional science), сформировавшаяся во второй половине XX века. Реально пространственная экономика образует ядро исследований, охватываемых spatial science. В Австралии издается «Журнал пространственной науки» (Journal of Spatial Science); он отражает более узкую интерпретацию  пространственной науки, как изучающей в основном физические особенности земного пространства.

Понятие «пространственное развитие» прочно входит в международный политический лексикон. Особенно можно выделить документ Совета Европы «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента» (2000 г.), действие которого распространяется и на Российскую Федерацию. Комиссия министров пространственного/регионального планирования Совета Европы (СЕМАТ) разработала глоссарий, включающий понятия «пространственное развитие» (объединяющее экономический, социальный, физический аспекты и аспект окружающей среды), «проекты пространственного развития», «пространственное планирование», «устойчивое развитие» и др.

  1.  В 2008 г. Президиум РАН принял решение о разработке исследовательской программы «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез». Она входит в список 30 программ фундаментальных исследований на 2009 – 2011 годы. Впервые комплексные пространственные и региональные исследования получили статус программы Президиума РАН, которая объединяет сейчас коллективы разработчиков пяти отделений РАН, трех региональных отделений и ряда научных региональных центров. Программа делится на тринадцать связанных между собой направлений: 1. Концептуальные основы программы; 2. Россия в мировом пространстве. Внешнеэкономические и внешнеполитические факторы пространственного развития; 3. Пространственная трансформация российского общества; 4. Пространственная демография и социальная среда; 5. Эволюция, модернизация и новое освоение экономического пространства; 6. Воздействие природной среды на социально-экономическое пространство; 7. Основы пространственного развития энергетики; 8. Фундаментальные проблемы единого транспортного пространства; 9. Основы развития информационного пространства; 10. Фундаментальные проблемы научно-инновационного пространства; 11. Проблемы формирования и развития макрорегионов России и межрегиональная интеграция; 12. Проблемы социально-экономического и этнополитического развития Южного макрорегиона; 13. Научные основы совершенствования государственно-территориального устройства и создания системы территориального планирования (см. Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез. М.: 2009; www.sops.ru < Программа 24>).

Проблемы ПЭ концентрируются в направлениях программы 5, 11, 12, 13. Так направление 5 сейчас объединяет семь исследовательских проектов, руководимых институтами экономического и географического профиля: «Пространственная экономика: эволюция подходов и методология», «Основы пространственной макроэкономики», «Трансформационные особенности формирования рыночного пространства», «Полимасштабные изменения социально-экономического пространства: условия, тенденции и факторы», «Закономерности географической дифференциации природно-ресурсного пространства и их роль в управлении пространственным развитием», «Пространственные трансформации в российской экономике: 1990-е и 2000-е годы».

Логика развертывания исследовательской программы включает два этапа: 1) углубление знаний о пространственных аспектах соответствующих наук; 2) синтез знаний о пространстве, интеграция частных теорий, формирование всё более интегрированных научных представлений о пространстве. В процессе выполнения программы акценты будут смещаться от анализа к синтезу. Это будут экономико-социо-демографические, эколого-экономические, энерго-транспортно-экономические и другие комплексные исследовательские проекты. Ведущей идеей такого синтеза является переход к устойчивому пространственному развитию. Междисциплинарность исследований пространства будет заключаться не только в расширении предмета исследований (совместном изучении разных видов пространств, преодолевающем недостаточность знаний о влиянии природно-техногенной среды на человека и общество и, наоборот, знаний об антропогенном воздействии на природные пространства) но и синтезе понятийного аппарата и методологий естественных, технических и общественных наук, моделировании взаимодействий разных видов пространств, обобщении теоретических результатов, создании междисциплинарных баз данных и т.д.

Стратегической целью программы является создание теоретико-методологических основ формирования гармоничного и конкурентоспособного пространства Российской Федерации, интегрированного в мировое пространство.

  1.  Исследования по научному направлению «пространственная экономика» уже активизировали значительные силы академических институтов, кафедр вузов, независимых научных центров. На Первом экономическом конгрессе (декабрь 2009 г.) эти исследования станут предметом профессиональных обсуждений на двух круглых столах, проблемной секции, тематической конференции (около 100 докладов), а также будут затронуты на других сессиях. Конгресс может стать важной вехой консолидации данного научного направления.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16681. Пространственная экономика и качество 19.03 KB
  Функционирование многоуровневой системы будет способствовать устранению межрегиональной дифференциации что позволит избежать разрывов в региональном пространстве и не допускать выпадения отдельных территорий из системы межрегионального обмена. О необходимости организации работ по устойчивому пространственному развитию территорий свидетельствует опыт Евросоюза провозгласившего в частности такие принципы как: развитие сбалансированной и полицентрической городской системы и новых сельско-городских отношений; обеспечение равенства в...
16524. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология 9.32 KB
  Другое дело что до недавнего времени доминирующее положение в системе экономических наук занимали проблемы имеющие преимущественно временной характер пространственные исследовательские проблемы явно находились вне мейнстрима. Не случайно поэтому до сих пор нет определенности ни с тем что есть пространственная экономика ПЭ ни с тем каково ее место в системе экономической науки. Чтобы найти аналитическую структуру которую должна принять ПЭ мы должны сначала выявить основные этапы и направления в эволюции проблемной области...
2473. Этнопедагогика в системе наук 11.11 KB
  Задачи: обучающая: раскрыть понятие Этнопедагогика изучить направления задачи этнопедагогической науки; развивающая: развивать этнические нормативноповеденческие механизмы передачи культуры этноса; воспитывающая: воспитывать нравственность народный дух единения всех русских людей. Оборудование: конспект лекции распечатка схемы Этнопедагогика в системе педагогических наук для каждого студента таблица на доске. Этнопедагогика: учеб.
19478. СЭГ в системе наук: ее сущность и содержание 135.87 KB
  Поскольку размещение населения и хозяйственной деятельности людей происходит под воздействием разнообразных в том числе природных факторов то СЭГ использует знания полученные в отраслях физической географии. Эти вопросы были доминирующими в период развития географии как описательной науки. Это привело к выделению целого ряда обособленных направлений как в физической географии так и в общественной географии. Среди направлений общественной географии выделились география населения политическая география география промышленности география...
10020. Ландшафтоведение в системе географических наук 33.55 KB
  Раздел физической географии, изучающий ландшафтную оболочку – природные территориальные комплексы(ПТК) или ландшафтные геосистемы разных размеров, включая локальный уровень. Объект: геосистемы разных уровней. Предмет: св-ва ландшафтов как природных образований и объектов природопользования
5897. Теория социальной работы в системе общественных и социальных наук 18.07 KB
  Теория социальной работы в системе общественных и социальных наук План Стадии развития теории социальной работы. Психологические основы социальной работы Педагогика и социальная работа. Философия и социальной работа. Стадии развития теории социальной работы.
7277. Категория «личность» в системе наук. Междисциплинарный статус проблемы 100.34 KB
  Междисциплинарный статус проблемы Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов относящихся к предмету психологического изучения личности. Многогранность феноменологии личности отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни превращает исходный вопрос любого познания вопрос об...
16981. Альтернативы экономического роста в России: сырьевая экономика vs. экономика знаний 32.33 KB
  В настоящее время с высоких трибун все чаще и чаще произносятся речи о том, что Россия вступила в эпоху модернизации, переходит на инновационный путь развития и строит экономику знаний. Безусловно, за последние годы многое сделано на пути к новой экономике, что ощущается по конкретным результатам: создание технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, особых экономических зон, развитие малого предпринимательства и др.
5142. Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации (ДО) 111.57 KB
  Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему.
7731. Етнопедагогіка в системі педагогічних наук 25.82 KB
  Ідеальним варіантом педагогіки сучасної національної школи є інтеграція народної педагогіки етнопедагогіки та класичної педагогічної науки передової практики навчання і виховання молоді. Педагогіка – наука що вивчає процеси виховання навчання і розвитку особистості. Народна педагогіка – це галузь педагогічного досвіду народу яка розкриває його народу погляди на мету завдання форми методи та засоби навчання і виховання. Тобто це сукупність знань умінь і навичок щодо виховання які сформувалися історично і передаються з покоління в...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.