Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития

В Канаде размер налогового кредита для научных затрат составляет 35 на первые 2 млн. Отсрочка налогообложения применяется для решения проблем возникающих у компаний расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования но не получающих пока прибыли достаточной для использования налоговых льгот в полном объеме. В последнее время правительства развитых стран особенно членов Евросоюза усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям прежде всего...

2015-09-03

12.51 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Цукерман В.А., Горячевская Е.С. (ИЭП КНЦ РАН, Апатиты)

Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

В мировой практике используются четыре группы косвенных методов: налоговые льготы; льготное кредитование; отсрочка налогообложения; финансовая поддержка процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и вузов.

Налоговые льготы являются одним из самых распространенных методов косвенного регулирования в мире.

Важным инструментом косвенного регулирования инновационной деятельности в развитых странах является налоговый кредит. Например, в Австрии с 2005 г. компании, инвестирующие в науку и технологии, даже если они сами не проводят исследования и разработки, получают премию в размере 25% от затрат на исследования и разработку, но не более 100 тыс. евро в год. В Канаде размер налогового кредита для «научных» затрат составляет 35% на первые 2 млн. канад. долл. [1

].

Отсрочка налогообложения применяется для решения проблем, возникающих у компаний, расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих пока прибыли, достаточной для использования налоговых льгот в полном объеме. Законодательство многих развитых стран предусматривает перенос налоговых льгот в подобных случаях на будущие периоды.

В 2005 г. правительство Бельгии приняло решение стимулировать научную активность частного сектора, снизив налог на заработную плату ученых. Компании, ведущие исследования и разработки или сотрудничающие с научными организациями, могут оставлять себе 50% от объема налогов с заработной платы.

Другим косвенным методом государственного регулирования инновационных процессов являются законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю получать «инновационную ренту», т.е. плату за пользование его изобретением. Это положительно сказывается на активности научной работы в стране.

Создание инновационной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны, также является часто применяемым косвенным методом государственного регулирования инновационной деятельности, распространенным в мировой практике. В Великобритании, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими составляющими информационной инфраструктуры являются организации по прикладным исследованиям, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.

В последнее время правительства развитых стран, особенно членов Евросоюза, усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса. Так, в Нидерландах важным источником информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе является Патентное ведомство. В Германии, помимо Патентного ведомства, создано 25 патентно-информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране. Некоторые из локальных центров Германии были объединены в сеть для облегчения доступа малым и средним предприятиям к объединенным ресурсам.

Правительство Японии выпускает обзоры современных тенденций на рынке, результаты маркетинговых запросов покупателей, обзоры состояния развития отраслей экономики и пр. Это так называемая «Белая книга по науке и технологии», которая издается ежегодно. Интенсивный обмен научно-технической информацией поощряется государством в целях достижения согласованности интересов промышленных фирм, центральных и местных властей, научных организаций.

В Китае уже более 10 лет реализуется программа инновационно-технологического развития страны, в рамках которой создается сеть технопарков, каждый из которых содержит от одного до трех инновационных центров.

Совокупность косвенных методов государственного регулирования, применяемые в России, – это механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими инновационную деятельность. Кроме того, в России \создана система фондов, призванных содействовать развитию науки и техники в стране.

К прямым методам стимулирования инновационной деятельности относят мероприятия, стимулирующие кооперацию университетов с промышленностью, промышленных корпораций в области НИОКР. Всю совокупность прямых методов государственного регулирования инновационных процессов можно сгруппировать в две формы: административно-ведомственную и программно-целевую. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования.

В зарубежных странах инновационное законодательство развивается несколько иначе, чем в России, в основном используется как программное финансирование, так и создание специальных норм, стимулирующих развитие инноваций, при этом по программам финансируются не только конкретные проекты, но и предусматриваются различные виды и формы государственной поддержки деятельности различных инноваторов [2]. Так, в США существует закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях». Он предусматривает ряд мер стимулирования промышленных инноваций: создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. В мировой практике известны различные подходы к формированию механизмов управления региональными программами.

Контрактное долевое финансирование инновационных проектов представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений, в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. В США таким образом финансируется основное количество федеральных затрат на НИОКР.

Государственная поддержка создания консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств. Примером содействия кооперации науки и промышленности со стороны государства является Япония. С этой целью Министерством внешней торговли и информации Японии была создана корпорация регионального развития, целью которой было создание сети научных центров. Эта корпорация в свою очередь создавала специальные строительные компании, в которых она участвовала как один из учредителей.

В Великобритании действует несколько программ, направленных на расширение сотрудничества промышленных фирм и исследовательских учреждений. Одна из таких программ – программа «Предвидение» предусматривает определение перспективных рынков и технологий, а также мероприятий, необходимых для сохранения конкурентоспособности страны.

С целью интенсивного проникновения инноваций на рынок правительства зарубежных стран оказывает помощь малому и среднему бизнесу. Во-первых, государство содействует развитию малых компаний, выходящих на рынок. Во-вторых, инициируется поддержка малых предприятий, осуществляющих инновации. Причем оба эти направления предусматривают активное использование разнообразных венчурных механизмов.

В Австрии уже несколько лет реализуются две программы – «Seed Financing Programme» и программа «Academy plus Business Programme». В их рамках осуществляется поддержка новых инновационных фирм и спин-офф компаний. В Испании в рамках программы «INGENIO2010» создан специальный фонд, финансирующий через Общество венчурного капитала рисковые инновационные проекты. В Германии действует программа EXIST, в рамках которой осуществляется двойная поддержка проектов малого инновационного бизнеса: средства поступают в базовую организацию и в саму стартовую фирму для увеличения ее собственного капитала [].

Используются также разнообразные инструменты квотирования. В Великобритании в ряду прочих мер практикуются своего рода «обременения» на государственные контракты в сфере науки и инноваций. С 2005 г. не менее 2,5% от их общего числа должны заключать с малыми предприятиями.

Применяются прямые методы государственного регулирования инновационной деятельности и в России. Одним из популярных на сегодняшний день мероприятий по стимулированию и развитию регионов, в том числе и инновационной деятельности, являются федеральные и региональные программы. Всю совокупность этих программ можно классифицировать следующим образом:

  •  программы, охватывающие территории макрозон и экономических районов, например, Федеральных целевых программ;
  •  программы социального и экономического развития субъектов Федерации;
  •  программы развития отдельных отраслей экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: Национальный доклад. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. – 168 с.

2 Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. – М.: Наука,2005. – 343 с.

PAGE  2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17273. Система страхования депозитов: отечественный и зарубежный опыт 580.28 KB
  Постоянно растет число стран создавших системы страхования депозитов вкладов – сегодня их 95. С 2004 года система страхования вкладов действует и в России. системы страхования вкладов и в России представляется чрезвычайно важным исследовать насколько созданная у нас система соответствует международно признанным принципам и практикам рекомендованным к изучению и распространению.
12624. Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении 25.12 KB
  Поскольку организации являются основными ячейками в социальной структуре современного общества то сложная система внутри организационных отношений потенциально таит в себе возможность возникновения разноуровневых конфликтов которые специфичны как по содержанию и динамике так и по способам разрешения. Конфликт в организации является открытой формой существования...
19861. Зарубежный опыт в управлении развитием малого бизнеса 232.71 KB
  Адаптация зарубежного опыта управления для эффективного использования потенциала казахстанского малого бизнеса. Опыт развитых стран позволяет утверждать что с развитием рыночной экономики и переходом к постиндустриальному периоду повышается роль малого бизнеса так как он является базой для формирования среднего класса занятого продуктивной деятельностью в высокоэффективной национальной экономике что подтверждает актуальность данной темы в современном экономическом положении Казахстана Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев...
19529. Зарубежный опыт управления развитием малого бизнеса 187.13 KB
  Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки малого предпринимательства
2702. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры промышленного предприятия в условиях модернизации: зарубежный опыт и российская специфика 169.86 KB
  Шевелев Формирование и развитие инновационной инфраструктуры промышленного предприятия в условиях модернизации: зарубежный опыт и российская специфика. В условиях модернизации российской экономики актуальным вопросом является коммерциализация инновационной высокотехнологичной продукции. Современная экономика характеризуется новым этапом постиндустриального развития называемым инновационной экономикой построенной на использовании знаний и наукоемких технологий в которой использование инноваций является основным элементом. В настоящее время...
10074. Механизм государственного регулирования в экономике 478.9 KB
  Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития...
3384. Система государственного регулирования туристской деятельности 13.23 KB
  Система государственного регулирования туристской деятельности. ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации о государственном регулировании туристской деятельности. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Цели государственного регулирования туристской деятельности.
16212. .Москва Противоречия регулирования рынка биржевых услуг: американский и европейский опыт Экономичес. 19.12 KB
  Москва Противоречия регулирования рынка биржевых услуг: американский и европейский опыт Экономическая наука утверждает что для нормального функционирования экономики страны необходимо нормальное функционирование финансовых рынков. Однако не каждый кто представляет себе биржу задумывается о том что биржа в сущности является обычным участником рынка биржевых услуг услуг по организации торгов. В силу того что поставщики биржевых услуг как организаторы торгов оказывает прямое воздействие на потребителей этих услуг и финансовую систему в...
20493. Совершенствование государственного регулирования малого и среднего бизнеса 274.13 KB
  Основные направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Особенности налогообложения малого и среднего предпринимательства. Анализ развития государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах. Показатель развития малого и среднего предпринимательства.
8789. Система органов государственного регулирования экономическим развитием 13.84 KB
  Система органов государственного регулирования экономическим развитием 2 часа Президент Украины – гарант конституции Верховная Рада Украины – законодательная власть Кабинет министров Украины – исполнительная власть Местное государственное самоуправление Президент Украины – гарант конституции Государственная регуляция экономики является важнейшей функцией государства. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины в 1996 г. Главой государства является Президент Украины законодательную...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.