К вопросу о влиянии международной трудовой миграции на развитие приграничного региона (на примере Еврейской автономной области)

В настоящее время говорить о миграции как о факторе развития только лишь приграничного региона несколько узко. Последнее связано с распространением миграционного фактора на развитие различных сфер общества (государства) как в приграничных, так и в центральных регионах. Неоднократно освещался тот факт, что мигранты предпочитают оседать в более развитых регионах, характеризующихся более высоким уровнем жизни, развитой инфраструктурой и в целом большими возможностями для жизни и трудоустройства.

2015-09-03

232.29 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Мищук С.Н., Хавинсон М.Ю.

Учреждение Российской академии наук Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан

К вопросу о влиянии международной трудовой миграции на развитие приграничного региона (на примере Еврейской автономной области)

В настоящее время говорить о миграции как о факторе развития только лишь приграничного региона несколько узко. Последнее связано с распространением миграционного фактора на развитие различных сфер общества (государства) как в приграничных, так и в центральных регионах. Неоднократно освещался тот факт, что мигранты предпочитают оседать в более развитых регионах, характеризующихся более высоким уровнем жизни, развитой инфраструктурой и в целом большими возможностями для жизни и трудоустройства. 

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) объективно проигрывает западным российским регионам по своей привлекательности. Хотя, именно данная территория нуждается в дополнительных человеческих ресурсах.

ДФО длительное время является поставщиком мигрантов в центральные регионы страны. В 1989-1990 гг. миграция «унесла» за пределы рассматриваемого округа 11,3 тыс. человек, т.е. именно в эти годы ее значение в формировании населения региона стало отрицательным.2

Еврейская автономная область (ЕАО), являясь проблемным регионом, характеризуется относительно низким уровнем жизни в сравнении с сопредельными субъектами Дальневосточного федерального округа. Удаленность от экономического центра России, приграничное положение области обусловили специфику формирования ее рынка труда и миграционных процессов. Целью данного исследования качественная и количественная оценка международной трудовой миграции в области и динамика ее развития. Информационной базой настоящей работы послужили официальные статистические данные Территориального органа по ЕАО Федеральной службы государственной статистики, ФМС по ЕАО.

Отрицательное сальдо миграции в области сформировалось чуть позже, чем в целом по округу – в 1992 году. С точки зрения пространственной направленности миграционных процессов в области за период с 1993 по 2008 гг. нами выделено два этапа.

1 этап (1993-2002 гг.) –международный. Миграционная убыль по области за данный период составила почти 13 тыс. человек (в том числе в рамках международной миграции более 12 тыс. человек). Максимальное значение миграционной убыли в рассматриваемый период отмечалось в 1999 г., что обусловлено увеличением числа эмигрантов в страны Дальнего Зарубежья (около 3 тыс  человек). 

2 этап (2003-2008 гг.) – межрегиональный. Миграционный баланс составил -1071 человек, в том числе -1585 человек в рамках межрегиональной миграции. Баланс международной миграции на данном этапе имел положительной значение (более 300 человек). 

В результате сложившихся тенденций, выражающихся оттоком населения из области, становится актуальным вопрос привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Трудовая миграция иностранной рабочей силы (ИРС) в области характеризуется высокой динамичностью и быстрыми темпами роста. В течение 1999-2008 гг. число иностранных рабочих, занятых в экономике региона возросло в 15 раз, составив в 2008 г. 7404 человек. Активное привлечение к труду иностранной рабочей силы связано с нехваткой собственных трудовых ресурсов, что косвенно подтверждается отсутствием линейной корреляции между численностью китайских рабочих и безработными (r = –,2). 

Бесспорным лидером среди стран-доноров рабочей силы в ЕАО является Китай: в 1999 г. доля китайских рабочих составила 94,3 % от общей численности привлекаемых иностранцев, в 2008 г.,4 % (рис. 1). 

Рис. 1.  Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в ЕАО, человек

В 2008 году в области 87 организаций привлекали иностранную рабочую силу. Отраслевая структура данных организаций представлена следующим образом: лесозаготовка и лесопереработка (28,1 %), строительство (25,8 %), сельское хозяйство (23,3 %) и прочие (4,6 %).

Согласно М.Г. Делягину трудовая иммиграция оказывает негативное влияние на развитие современной российской экономики. В том числе указывается, что «наиболее серьезную проблему миграция создает порчей рынка труда. Бизнес выбирает не российского рабочего, который хочет что-то реальное зарабатывать, а почти бесплатного мигранта».3 

В рамках нашего исследования проведен статистический и математический анализ динамики численности местной и китайской рабочей силы в ЕАО. Для получения прогноза динамики численности населения, в том числе занятого, и иностранной рабочей силы использованы регрессионные уравнения, несложные математические модели (модель Мальтуса и ее модификации) и экспертные оценки. 

Для оценки динамики среднесписочной численности занятых предложены два варианта прогноза: инерционный и модернизационный (рис. 2). Инерционный вариант связан с сохранением всех существующих тенденций в развитии экономики области, модернизационныйс реализацией крупных инвестиционных проектов, требующих дополнительной рабочей силы. 4 

Рис. 2. Фактическая и прогнозная динамика 

среднесписочной численности занятых в ЕАО

Для прогноза динамики численности китайских трудовых мигрантов в ЕАО разработано 3 варианта. Первый вариант («инерционный») предполагает сохранение существующих тенденций темпов роста привлечения китайской рабочей силы. Во втором варианте прогноза («один процент») – снижение численности китайских занятых до уровня 1 % от общей численности населения области. Первый и второй варианты являются предельными, поэтому разработан третий вариант прогнозасредний»), рассчитанный как их среднее арифметическое. Наиболее вероятным мы считаем средний вариант 3 (рис. 3). 

Рис. 3. Фактическая и прогнозная динамика 

численности китайских рабочих в ЕАО

Полученные варианты прогноза динамики среднесписочной численности занятых и китайских рабочих дают 6 возможных соотношений между этими показателями: соответственно вариант 1инерционный-один процент, вариант 2инерционный-инерционный, вариант 3модернизационный-один процент, вариант 4модернизационный-инерционный, вариант 5инерционный-средний, вариант 6модернизационный-средний (табл. 1). Наиболее критическими точками прогноза являются варианты 2 и 4 (численность китайских рабочих к 2015 году составит 14,5 тыс. чел.), согласно которым доля китайских мигрантов составит соответственно 17,4 % и 15,8 % от среднесписочной численности занятых ЕАО. Варианты 5 и 6 являются наиболее вероятными: численность китайской рабочей силы к 2015 г. составляет 8,1 тыс. чел., 9,8 % и 8,9 %. Наиболее «безопасным» прогнозом являются варианты 1 и 3  с численностью китайских рабочих 1,8 тыс. чел. и значениями соответствующих долей 2,2 % и 2 %.

Таблица 1 – Прогноз динамики доли китайских рабочих в среднесписочной

численности занятых ЕАО

Варианты прогноза

вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 4

вариант 5

вариант 6

2009

,054

,103

,054

,103

,079

,079

2010

,046

,115

,044

,111

,080

,077

2011

,030

,127

,029

,122

,078

,075

2012

,022

,139

,020

,128

,080

,074

2013

,022

,151

,020

,138

,086

,079

2014

,022

,162

,020

,148

,092

,084

2015

,022

,174

,020

,158

,098

,089

Одним из важных показателей социально-экономической безопасности является отношения числа граждан КНР к численности населения региона. Исходя из трех приведенных вариантов прогноза динамики китайской рабочей силы, мы получили три варианта динамики доли китайских рабочих в численности населения ЕАО (табл. 2).

Таблица 2 –Прогноз динамики доли китайских рабочих в численности населения ЕАО

Варианты прогноза

вариант 1

вариант 2

вариант 3

2009

0,024

,037

,035

2010

,021

,047

,037

2011

,014

,053

,036

2012

,010

,058

,037

2013

,010

,064

,040

2014

,010

,070

,043

2015

,010

,076

,046

Если рассматривать привлечение к труду иностранцев как необходимую меру для развития экономики области, правомерен вопрос о социально-экономической безопасности такого решения проблемы дефицита трудовых ресурсов. Этот вопрос имеет множество аспектов, но мы остановимся на некоторой интегральной оценке социально-экономической безопасностипорога доли иностранных рабочих в численности занятых, экономически активных и общей численности населения региона.

Согласно А.А. Шулусу5, порог «опасности» определяется 18 % от среднего числа занятых региона. В данном случае, речь идет о формировании экономической зависимости от иностранной рабочей силы. С нашей точки зрения, для приграничного региона целесообразно определить еще и некоторый «социально-культурный» порог, т.е. допустимое число иностранных граждан одной нации, которое не приведет к опасности ассимиляции. Исходя из допущений о возможности создавать смешанные браки, мы рассчитали порог «ассимиляционной» безопасности ка, он равен 3,5 % от числа занятых или 1 % от общей численности населения региона, что вполне согласуется с мнением  Е.Л. Мотрич6. В случае необходимости временного (не более 10 лет) вливания иностранной рабочей силы этот порог может составлять 9 % от числа занятых с учетом соответствующих ограничений в отношении иммигрантов. 

Согласно полученным прогнозам, небезопасно для области привлекать к труду большое число граждан КНР (более 8-9 тыс. чел.). Допустимым в течение 10 лет можно считать средний вариант прогноза (2-8 тыс. чел.) и предпочтительным вариант с сильным ограничением численности китайской рабочей силы (до 2 тыс. чел).

Таким образом, специфика Еврейской автономной области, определяемая масштабами экономики, динамикой численности населения, уровнем жизни и приграничным положением с Китаем, требует усиленного внимания к привлечению китайской рабочей силы. Выявленные пороги и расчетные значения допустимой численности китайских мигрантов являются лишь постановочной задачей, требующей решения массы экономических проблем, обеспечивающего установленные ограничения. 

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых МК-72.2009.6.

2 Официальный сайт Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» [Электронный ресурс].Режим доступа. http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/gen_demogr.htm (дата обращения 12.11.2009)

3 Делягин М. Миграция никаких проблем России не решит - только создаст нам новые [Электронный ресурс].Режим доступа. http://www.regions.ru/news/migration/2246930/ (дата обращения 12.11.2009)

4 Корсунский Б.Л., Аносова С.В., Хавинсон М.Ю. Оценка и прогноз развития промышленного комплекса Еврейской автономной области // Высшая школаресурс регионального развития: региональная межвузовская научно-практическая конференция, Биробиджан, 17 апреля 2008 г.: сборник материалов / под ред. Н.Н. Паранчер, В.Н. Никитенко. В 2-х томах. Т.2.Биробиджан: АмГУ БФ, 2008.С. 40-58

5 Резник И. Иностранцы захватывают Москву [Электронный ресурс].  – Режим доступа.http://www.gazeta.ru/2007/06/07/oa_241203.shtml (дата обращения 17.11.2009)

6 Мотрич Е.Л. Миграция как фактор развития Дальнего Востока Хабаровск [Электронный ресурс].Режим доступа.  http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/ekaterinburg/m_ekaterinburg07.php (дата обращения 13.11.2009)



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
18809. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 138.52 KB
  Теоретические основы формирования региональной инвестиционной привлекательности. Понятие инвестиционной привлекательности.Роль инвестиционной привлекательности региона в развитии бизнеса.
16513. Инвестиционная привлекательность региона и меры ее повышения на примере Белгородской области 12.89 KB
  Естественно что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти но и региональная законодательная и исполнительная власть и даже органы МСУ. Наоборот отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Цель инвестиционной политики – создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Для начала необходимо определить что такое инвестиции и что мы понимаем под инвестиционной привлекательностью региона.
16398. тема стратегического планирования экономики региона на примере Свердловской области На современно. 13.01 KB
  Екатеринбург Система стратегического планирования экономики региона на примере Свердловской области На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления социально-экономическими процессами. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим: во-первых...
16555. Комплексная оценка инвестиционно-инновационного потенциала региона (на примере Владимирской области) 31.03 KB
  Инвестиционный климат регионов представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона и степень реализации этих возможностей.
16832. Оценка результативности и эффективности функционирования инновационного бизнеса региона (на примере Томской области) 16.43 KB
  В настоящее время большинство научных исследований по региональной инновационной деятельности сосредоточены на изучении особенностей функционирования элементов региональных инновационных систем далее РИС оценке инновационного потенциала и разработке механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе. Вопросы эффективности инноваций анализируются только на уровне отдельных инновационных проектов а не на...
5162. Влияние территориальной неоднородности на социально – экономическое развитие и миграции в Республике Армения 1.25 MB
  Характеристика половозрастной пирамиды населения Армении. Естественное и миграционное движение населения Армении. Уровень жизни населения регионов Армении. Миграция как индикатор уровня социально экономического развития населения Республики Армении.
2719. Исследование предметной области устойчивого развития региона 28.45 KB
  Шахты Парадигма устойчивого развития как одна из немногих успешно функционирующих в экономике последних десятилетий в своей генеалогии начальными истоками определяет экологию и возможно именно таким полидисциплинарным происхождением обязана своей результативности и современной полифонии научных изысканий данной тематической направленности. Предпосылкой формирования новых принципов управления процессом реализации концепции устойчивого развития регионов выступает комплексная оценка их социальноэкономического состояния на основе которой...
16780. Уровень устойчивого развития региона: интегральная оценка (на материалах Ростовской области) 238.7 KB
  Важно отметить что гармонизировать составляющие устойчивого развития экономическую социальную и экологическую следует с учетом требований заинтересованных в нем сторон. Реализация модели устойчивого развития России возможна путем интеграции управления социально-экономическими системами на всех уровнях федеральном региональном муниципальном. Все это предопределяет необходимость разработки адекватного инструментарно-методического обеспечения оценки уровня устойчивого развития региона.
15179. Экономическая политика в области природопользования на примере Белгородской области 217.77 KB
  Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения. Экономический ущерб окружающей среде от загрязнения. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Ограниченность природных ресурсов и способности окружающей среды ассимилировать негативное воздействие загрязнения ассимиляционного потенциала стала ощущаться все больше и больше поэтому появилась необходимость в определении механизмов оптимальною использования этих ресурсов...
17093. РАЗВИТИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 58.44 KB
  Однако основной акцент в отечественных государственных программах делается на здравоохранении в то время как в развитых странах основным фактором определяющим хорошее здоровье населения его психическое благополучие существенно сокращающим смертность и продлевающим творческое долголетие признано поддержание людьми оптимальной физической активности в течение всей жизни. Мировой опыт показывает что сфера физической культуры и спорта особенно массовый спорт способна решить многие социально-экономические проблемы в частности объединение...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.