Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг

Основные положения национальной политики России в области качества продукции и услуг Национальная политика России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на: роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели национальной политики Качество продукции и услуг является одним из...

2015-09-03

14.12 KB

18 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


17.11.09

В.Г.Версан

д.э.н., профессор

Генеральный директор ОАО «ВНИИС»
Москва

Основные положения национальной политики России
в области качества продукции и услуг

Национальная политика России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на:

роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;

основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели национальной политики

Качество продукции и услуг является одним из важнейших факторов реализации национальных интересов в следующих сферах деятельности государства:

экономической,

социальной,

военной,

международной,

информационной,

экологической.

Целью национальной политики в экономической сфере является подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику.

Конкурентоспособность является интегральной характеристикой продукции, обусловливающей возможность ее сбыта. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние ее качество, цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж изготовителя, его способность соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы.

Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в ХХI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет являться качество

Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Высокое качество отечественной продукции и услуг, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса. Безусловно, должна обеспечиваться необходимая безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества людей.

Высокие качество, технический уровень и надежность военной техники и вооружений являются важным фактором обеспечения обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращения военной агрессии против России и ее союзников.

Качество продукции и услуг, обеспечивающее высокий уровень научно-технического и промышленного развития страны, ее экономическую и военную независимость, способствует упрочению позиций России как великой державы.

Качество отечественной продукции должно обеспечивать решение задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации. С этой целью необходимо обеспечивать высокое качество средств информатизации, телекоммуникаций и связи, микроэлектронной и компьютерной техники.

Экологические параметры качества продукции играют важную роль в решении задач охраны природы, оздоровления окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом.

Основные направления национальной политики в области качества

продукции и услуг

Система технического регулирования в России должна базироваться на выработке и реализации мер по государственному регулированию и саморегулированию движения товаров на рыночном пространстве в части установления требований к ним и оценки их соответствия. При этом должно быть предусмотрено:

нормирование и оценка соответствия обязательных требований к продукции;

нормирование требований к продукции, работам и услугам, которые применяются на добровольной основе в целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг.

В целях снижения административных барьеров при обеспечении соблюдения требований технических регламентов следует развивать альтернативные механизмы, такие как стандартизация, добровольная сертификация, внедрение систем качества и другие меры, повышающие доверие к изготовителям и производимой ими продукции, а также использование механизмов саморегуляции в рамках профессиональных союзов и объединений.

Деятельность в области стандартизации должна быть направлена на повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции, работ, услуг и объектов, обеспечение научно-технического прогресса, рационального использования ресурсов, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов и данных, а также взаимозаменяемости продукции.

Одним из основных направлений стандартизации должна стать гармонизация отечественных стандартов с международными, а также признаваемыми в мире региональными стандартами и стандартами других стран. При разработке национальных стандартов в качестве основы по возможности необходимо использование международных стандартов.

Деятельность по международной стандартизации должна быть направлена на закрепление на мировом рынке (путем внесения соответствующих норм в международные стандарты) передовых отечественных разработок и технологий.

Формирование механизма защиты рынка от несоответствующей отечественной и импортной продукции должно базироваться на неотвратимости наступления ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющего функции иностранного изготовителя) за выпуск и реализацию несоответствующей продукции, или организации, по вине которой произошла порча продукции. Его реализация и в случае необходимости передачи этой ответственности организации, виновной в порче продукции, будет постоянно побуждать все организации, стоящие в цепочке изготовитель - продавец - потребитель, устанавливать устойчивые связи с надежными поставщиками, требовать доказательств соответствия-продукции и обеспечивать ее сохраняемость для передачи на следующий этап.

Должны быть организованы действенная скоординированная система государственного и общественного контроля (надзора) на рынке, позволяющая своевременно выявлять несоответствующую продукцию, и пресекать ее реализацию, а также эффективная система взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов. Должна действовать оперативная, лишенная бюрократизма процедура рассмотрения жалоб потребителей.

На дорыночной стадии методом предотвращения попадания на рынок продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, является обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов на дорыночной стадии с маркированием знаком обращения на рынке.

Продукция, попадаемая на рынок, может подвергаться воздействию различных факторов и может при этом изменять свои параметры. Государственный контроль (надзор) призван выявлять продукцию, которая пришла в несоответствие с требованиями технических регламентов. Он выступает стимулом для сферы обращения к тому, чтобы процессы хранения и транспортирования осуществлялись организациями без потери качества и служит обратной связью для процессов дорыночного регулирования, давая информацию для анализа и совершенствования этих процессов.

Взаимное признание оценки соответствия в обязательной сфере имеет целью обеспечение свободного доступа продукции в страну-импортёр без дополнительной проверки, если соответствие продукции обязательным требованиям страны-импортёра подтверждено органами оценки соответствия страны-экспортёра.

Политика в области достижения взаимного признания должна быть направлена на создание и реализацию базовых условий, обеспечивающих возможность такого признания и вхождение России в международные и региональные союзы и соглашения в области оценки соответствия.

Базой для взаимного признания являются:

гармонизация технического законодательства, устанавливающего обязательные требования к продукции и стандартов, являющихся доказательной базой соответствия техническим регламентам;

гармонизация стандартов, устанавливающих потребительские свойства продукции;

гармонизация правил и методов оценки соответствия;

соответствие органов оценки соответствия требованиям к ним, предъявляемым международными стандартами, что обеспечивает ровную компетентность органов оценки соответствия;

гармонизацией методов испытаний и измерений и вхождением отечественных испытательных лабораторий в систему сличительных испытаний с лабораториями других стран;

обеспечением единства измерений, базирующегося на национальной эталонной базе единиц измерений, эквивалентной национальным эталонам других стран;

создание российского национального органа по аккредитации и его вхождение в международные и региональные системы аккредитации (IAF,  ILAC и др.)

Эталонная база России, система передачи размера единиц, инфраструктура и технические средства Государственной метрологической службы должны удовлетворять потребности предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы в обеспечении единства измерений.

Создание эффективных систем качества является залогом устойчивого положения предприятий на рынке и уверенности потребителей в качестве поставляемых этими предприятиями продукции и услуг. Учет отраслевой специфики систем качества, отражаемой, как например, в таких стандартах как: ХАССП (для пищевой отрасли), GMP (для лекарственных средств) ИСО/ТУ 16949 (для автомобильной отрасли) и других, позволит повысить эффективность управления производственными процессами, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Широкому внедрению систем качества должна способствовать разработка системы мер в образовательной и консультационной сферах деятельности, а также мер по стимулированию применения систем качества.

Политика учета фактора качества продукции и услуг

при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики

Социально-экономическая политика страны должна предполагать определение секторов экономики, опережающее развитие которых должно обеспечить подъем экономики в целом. Для их развития необходимо осуществить меры государственной поддержки: механизмы инвестирования, кредитования, разумного квотирования импорта, бюджетного финансирования через федеральные целевые программы, инновационный и иные механизмы.

При выборе предприятий и организаций, которым предполагается оказать государственную поддержку, федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться их способностью обеспечить за период действия государственной поддержки конкурентоспособное качество или тот его уровень, который необходим для защиты национальных интересов России.

Предприятия, в свою очередь, должны защитить право на использование мер государственной поддержки путем разработки и доказательств реальности собственных программ повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции, рассчитанных на те сроки, в течение которых действуют специальные меры.

Федеральные целевые программы должны содержать задания по обеспечению необходимого уровня качества продукции и услуг, по стандартизации, метрологическому и иному ресурсному обеспечению, а также по созданию на предприятиях эффективных систем качества.

1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5033. Акционерные общества в современной России и основные факторы их развития на современном этапе в условиях перманентного кризиса национальной экономике 44.88 KB
  Акционерные общества в современной экономике играют значительную роль т. Задача же данной курсовой работы оценить роль акционерного общества на примере его деятельности и развития в России. Анализ материала в работе подчинен главной цели изучению и рассмотрению основ акционерного общества и его разновидностей.
582. Основные принципы государственной политики в области безопасности (охраны) труда 10.22 KB
  Основные принципы государственной политики в области безопасности охраны труда. Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации объединений работодателей профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда предупреждению производственного травматизма и профессиональных...
2693. Особенности осуществления государственной политики в области информатизации образования в современной России 26.91 KB
  Информатизация образования протекает неравномерно сложно и противоречиво программа информатизации образования выдвигается на первый план но имеющаяся инфраструктура высшей российской школы не везде позволяет их выполнение а также не везде подкреплено технологически. В общем формально и административно проводимая информатизация образования значительно снижает уровень возможностей образования вызывает проблемы и порождает противоречия. Эти проблемы ведут к необходимости информатизации образования освоения новых форм организации...
10980. Сбытовая политика. Задачи сбытовой политики и пути их решения. Продвижение и распространение продукции. Основные функции, решаемые системой сбыта 19.34 KB
  Продвижение и распространение продукции. Для этого предприятие создает специализированные системы продвижения и распространения продукции в которой участвуют как сотрудники предприятия так и привлекаемые внешние организации. При этом для различных групп потенциальных покупателей постоянных весьма заинтересованные заинтересованные в достаточной степени слабо заинтересованные незаинтересованные по их отношению к возможному приобретению продукции используются различные способы информационного воздействия. Система стимулирования спроса –...
16301. Основные проблемы модернизации инновационной политики России 7.64 KB
  С одной стороны в России ощущается необходимость перехода на инновационный путь развития и ликвидации технологического разрыва между ней и промышленно развитыми странами с другой – страна все еще следует ресурсному типу развития. Как преодолеть сложившиеся тенденции и поставить инновации во главу национальной политики посткризисного периода При этом необходимо принять во внимание что активная дискуссия о необходимости перехода России на инновационный путь развития ведется уже около 10 лет на российском и международном уровне. указом...
836. Основные направления повышения уровня и качества жизни в России 176.37 KB
  Проблема повышения уровня и качества жизни для современной России наиболее актуальна. Поэтому уровень жизни населения играет роль важнейшей интегральной характеристики социально-экономической системы в условиях ее трансформации и развития, показывает, как те или иные изменения в обществе влияют на различные группы населения.
3280. Основные направления внешней политики России в XVII века 23.15 KB
  Россия была значительно ослаблена в начале века польско-шведской интервенцией и социально-политическим кризисом внутри страны, поэтому возможностей для одновременного решения всех трех задач у нее не было. Первоочередной целью Москвы в XVII в. стало возвращение земель, которые были отторгнуты от России польско-шведскими войсками
16462. НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ – ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 23.2 KB
  Еще в XIX в. экономисты-теоретики пришли к согласию что разработке и преподаванию в экономической теории политической экономии подлежат абстрактная теория народного хозяйства верная для всех времен и народов и теории национальных хозяйств верные для конкретных стран и конкретного времени. Потребность же в теории национального хозяйства в экономической теории традиционно удовлетворяется путем преподавания абстрактной теории...
10325. Основные положения маркетинга 1.3 MB
  По определению международной ассоциации маркетинга: Маркетинг охватывает комплекс действий начиная от изучения рынка разработки продукта ценообразования определения ассортимента производства продукта сбыта и торговли и кончая продвижением товара и стимулированием сбыта в целях удовлетворения потребителя и общества в целом и получения прибыли в условиях конкуренции...
17468. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 21.49 KB
  Между тем в области исследования проблем социального обслуживания в сфере услуг еще не решена задача разработки целостной, единой методологии оценки качества обслуживания, которая включала бы в себя все аспекты — начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и кончая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.