Новые тенденции в подготовке специалистов для высокотехнологичного сектора экономики (на примере междисциплинарной подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии)

Развитие наноиндустрии в тех объемах как они определены руководством страны и создание национальной нанотехнологической сети далее – ННС формируемой в соответствии с Президентской инициативой Стратегия развития наноиндустрии в качестве одного из факторов обеспечивающих развитие нанотехнологий в Российской Федерации предполагает значительное увеличение кадрового...

2015-09-03

12.23 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


оссийский экономический Конгресс РЭК-2009

Программный Круглый стол по реформам экономики образования

Соболева Елена Николаевна,

д.э.н., профессор,

директор Департамента

образовательных программ

ГК «Роснанотех»,

г.Москва

Новые тенденции в подготовке специалистов для высокотехнологичного сектора экономики (на примере междисциплинарной подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии)

Развитие наноиндустрии в тех объемах, как они определены руководством страны и создание национальной нанотехнологической сети (далее – ННС), формируемой в соответствии с Президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрии», в качестве одного из факторов, обеспечивающих развитие нанотехнологий в Российской Федерации, предполагает значительное увеличение кадрового обеспечения организаций и предприятий, работающих по каждому из тематических направлений ННС1. Квалификация кадров должна определять и уровень проводимых исследований в этой междисциплинарной области, и качество производственных решений в области наноиндустрии.

В настоящее время реализуется целый ряд государственных программ, призванных изменить подходы к подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, включая наноиндустрию, модернизировать сами образовательные учреждения и их программы. В числе основных следует назвать Программу развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, предусматривающую «формирование условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области наноиндустрии»2, ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Кроме этого, ряд ведущих вузов страны получил финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (из 57 инновационных вузов, получивших поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 32 вуза создали учебно-научные центры в области нанотехнологий и наноматериалов).

С 2010 года Правительство намерено запустить новый масштабный проект поддержки профессионального образования – государственную программу опережающего обучения специалистов, направленную на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. Основные ориентиры таковы: это будут, скорее всего, отрасли экономики, достаточно емкие по объему производства и числу работников, в них должен работать как минимум миллион человек. На первом этапе будут востребованы, в первую очередь, так называемые мультипликативные рынки труда, например, строительство (каждый человек, который работает в строительстве, обеспечивает рабочими местами еще 8-10 человек) и автомобилестроение. Помимо того, речь идет об отраслях, которые обеспечивают инфраструктуру, в том числе дорожную, а также выделяются рынки труда, связанные с безопасностью и информационными технологиями. Наконец, учитываются и те производства, которые пока только начинают появляться, например, предприятия наноиндустрии, где будут нужны работники, обладающие новыми компетенциями, которых надо подготовить не через пять лет, как это происходит при базовом обучении, а достаточно быстро - за год-два.

Говоря о базовом обучении, нельзя не упомянуть позитивные сдвиги и в этой области. В целях развития системы высшего профессионального образования в сфере нанотехнологий в 2006 году в Российской Федерации были приняты первые государственные образовательные стандарты по направлению «Нанотехнология». В настоящее время ситуация в высшем профессиональном образовании в плане подготовки кадров для наноиндустрии по двум нанотехнологическим специальностям («Наноматериалы» и «Нанотехнологии в электронике») выглядит следующим образом:

  •  Получили лицензию на ведение образовательной деятельности: по направлению «Нанотехнологии», специальности «Нанотехнологии в электронике» – 18 вузов; по направлению «Нанотехнологии», специальности «Наноматериалы» – 26 вузов. Разрабатываются новые образовательные стандарты, в их числе весьма перспективные разработки МГУ (проект ФГОС «Наносистемы и наноматериалы») и МГТУ им.Н.Э.Баумана (проект ФГОС «Наноинженерия»).
  •  С 2010 года планируется переход системы высшего образования страны на стандарты третьего поколения, обеспечивающие двухуровневую структуру (бакалавриат, магистратура) подготовки специалистов. В связи с этим в настоящее время 33 вуза заявили о своей готовности обучать бакалавров по направлению «Нанотехнологии» и 4 вуза – магистров (МИСиС, МГТУ, ЛЭТИ и МИЭТ). Несомненно, в самом скором времени число таких вузов значительно вырастет.

При этом объемы подготовки специалистов для наноиндустрии пока остаются очень низкими. По данным Учебно-методического совета по нанотехнологиям в 2008-2009 учебном году в стране обучалось только порядка 1 100 человек по специализации «Нанотехнологии в электронике» и порядка 1 200 человек по специализации «Наноматериалы». В прошлом учебном году в российских вузах начали обучение по направлению «Нанотехнологии» около 1 000 человек по программам бакалавриата и приблизительно 70 человек – по программам магистратуры. Итого на конец прошлого учебного года в Российской Федерации по специализированным программам по нанотехнологиям (нанотехнологии в электронике и наноматериалы) обучалось немногим более 3 000 человек. Как уже было сказано выше, программы опережающей подготовки и переподготовки нанотехнологии не являются основным приоритетом, поэтому и здесь не стоит рассчитывать на серьезный прирост инженеров и техников, получивших специальное образование.

Таким образом, несмотря на масштабность мер государственной поддержки обучения специалистов и растущую активность самих вузов и техникумов, очевидно, что лишь усилиями образовательных учреждений профессионального образования невозможно решить задачу обеспечения кадрами наноиндустрии, которая за ближайшие пять лет должна нарастить объем выпускаемой продукции в десятки раз по отношению к сегодняшнему дню. Открывая II Международный форум по нанотехнологиям (октябрь 2009 г.) Президент страны Д.А.Медведев назвал цифру, которая характеризует кадровую потребность рынка нанотехнологий в 2015 году: 150 тысяч человек. Создание этого рынка должно стать следствием, в большой мере, инвестиционной деятельности Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий». Оценив ситуацию с темпами роста самой наноиндустрии и темпами ее кадрового обеспечения, ГК «Роснанотех» приняла решение включиться в подготовку инженерно-технических кадров, как минимум, для тех предприятий (инвестиционных компаний), которые поддерживает Корпорация. Поскольку ГК «Роснанотех» инвестирует средства в производственные проекты, близкие к внедрению, наибольший спрос будет на специалистов, которые решают прикладные технологические задачи, пользуясь современными исследовательскими техниками и методиками работы на профильном научно-технологическом оборудовании. Фактически, ГК «Роснанотех», поставив одной из своих задач образовательную деятельность, занялась опережающей подготовкой и переподготовкой кадров для нужд своих инвестиционных компаний, многие из которых пока только создают опытные образцы своей будущей продукции и закупают оборудование.

Подготовка таких специалистов предполагает создание системы непрерывного образования, которая позволит не только обеспечить научные и производственные организации и предприятия нанотехнологической отрасли необходимыми кадрами, но и осуществлять их постоянное совершенствование, добиваясь требуемого уровня. Очевидным вкладом в формирование этой системы может стать дополнительное профессиональное образование, которое сыграет важную роль, прежде всего, в переподготовке выпускников, имеющих образование по сопутствующим направлениям и специальностям и способных успешно работать в наноиндустрии при условии получения дополнительных компетенций. Это предполагает также создание системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего учебный процесс, построенный на активном использовании в процессе обучения современного оборудования.

Технологически разработка и последующая апробация образовательных программ опережающей переподготовки под кадровые потребности проектных компаний ГК «Роснанотех» выглядит следующим образом. На основе выявленных кадровых потребностей проектных компаний осуществляется конкурсный отбор образовательных учреждений системы профессионального образования и других организаций, которые готовы разрабатывать и реализовывать при поддержке Корпорации практико-ориентированные программы переподготовки и технологические тренинги для сотрудников этих компаний: инженеров, техников, квалифицированных рабочих.

Программы подготовки (уровень не ниже магистратуры) и программы переподготовки (в основном – программы профессиональной переподготовки)  разрабатываются в соответствии с прямым заказом, сформулированным работодателем и включающим в себя требуемые практические знания, навыки и умения, необходимые для работы на конкретных предприятиях. Оперативность изменения программ достигается соответствующим мониторингом – как внутренним, так и внешним, причем необходимость создания системы внутреннего мониторинга закладывается еще на уровне технического задания, а также путем построения индивидуальных образовательных траекторий и большим набором интерактивных курсов и курсов по выбору. Программы переподготовки должны иметь модульную структуру, с одной стороны, способную обеспечить академическую мобильность обучающихся, а с другой – возможность дальнейшего использования отдельных модулей в «наборных» программах для подготовки кадров. Особое внимание ГК «Роснанотех» уделяет разработке межуниверситетских образовательных программ, консолидирующих ресурсы не только различных факультетов одного университета, но и других образовательных учреждений, что позволит оптимизировать затраты на содержание уникального дорогостоящего оборудования и, тем самым, снизит стоимость обучения.

По понятным причинам на данном этапе речь идет о программах, которые разрабатывают и реализуют технические вузы, причем, иногда – в консорциуме с зарубежными университетами. ГК «Роснанотех» нацеливает эти вузы на то, что им предстоит работать со взрослыми людьми, уже имеющими базовое инженерное образование (как минимум – уровня бакалавра). Это дает возможность готовить специалистов, способных быстро воспринимать достижения науки и переводить их в плоскость конкретных технологий. К разработке программ могут быть привлечены ведущие зарубежные специалисты в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере нанотехнологий, инновационного менеджмента и коммерциализации технологий.

Разработчики программ должны иметь доступ к лучшему отечественному и мировому опыту обучения в области нанотехнологий. Для этого при поддержке ГК «Роснанотех» могут быть организованы внутрироссийские и зарубежные стажировки, отобраны и переведены зарубежные учебные пособия; все это, как возможность, закладывается в стоимость каждого проекта при организации конкурсного отбора. Для организации конкурсного отбора формируются конкурсные комиссии, состоящие из экспертов Корпорации, представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, других заинтересованных ведомств, общественных и профессиональных союзов и ассоциаций, образовательных учреждений и научных организаций, проектных компаний.

Как уже упоминалось, помимо разработки новых программ, ориентированных на конкретные кадровые потребности «живых» производств, ГК «Роснанотех» поддерживает и их апробацию, то есть обучение одной пилотной группы сотрудников (или будущих сотрудников) предприятия-заказчика. Организация обучения сотрудников проектных компаний с целью снижения дефицита квалифицированных кадров в области нанотехнологий и создания высокотехнологичного бизнеса, превращения фундаментальных научных идей в конкурентоспособные высокотехнологичные продукты начнется с января 2010 года. Обучение сотрудников проектных компаний, уже работающих в нанонауке и наноиндустрии и приходящих в отрасль для реализации инвестиционных проектов, будет осуществляться при финансовой поддержке Корпорации на условиях софинансирования проектными компаниями (или на первом этапе – вузами).

Основным результатом этой деятельности станет создание подсистемы дополнительного профессионального образования ННС, формирующей кадровый потенциал наноиндустрии по ее прямому запросу и состоящей из сети образовательных учреждений и организаций, научных центров и бизнес-структур, включая проектные компании, получившие поддержку Корпорации.

1 Функциональные наноматериалы с особыми физическими свойствами и высокочистые вещества; Функциональные наноматериалы для энергетики; Функциональные наноматериалы для космической техники; Композиционные наноматериалы; Конструкционные наноматериалы: металлы, сплавы, стекла, керамика, полимеры; Конструкционные наноматериалы: углеродные материалы; Наноэлектроника; Наноинженерия; Нанобиотехнологии: наномедицина; Нанобиотехнологии: нанофармакология; Нанобиотехнологии: нанотехнологии для сельского хозяйства; Наноэнергетика; Нанотехнологии ТЭК; Нанотехнологии для безопасности; Метрология и стандартизация.

2 Паспорт Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации.

PAGE  4



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16938. Новые стандарты подготовки специалистов для экономики 1.95 MB
  Красноярск Новые стандарты подготовки специалистов для экономики В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается на порядок повысить показатели инновационной активности в 2-3 раза поднять эффективность экономики в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Среди предпосылок имеющихся в России для реализации этой стратегии следует отметить:...
16020. Закономерности и тенденции развития российского реального сектора (на примере текстильной и швейной промышленности) 540.4 KB
  В данной работе рассматриваются сразу две отрасли легкой промышленности – текстильная и швейная. Такой выбор связан с тем, что автор работы не согласен с тем положением, которое эти две отрасли занимают в современной системе хозяйствования. После событий 1990-х годов, в отраслях легкой промышленности произошел катастрофический спад – были разрушены системы поставок и снабжения
16575. Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования (на примере Смоленской области) 52.64 KB
  Введем три уровня экономики: макро уровень мезо уровень микро уровень. Можно сказать что макро уровень описывает состояние экономической отрасли некоторого региона в целом микро уровень описывает поведение отдельных предприятий мезо уровень представляет объединение ряда предприятий по определенному признаку. Поэтому основой для моделирования кризисного состояния должен быть мезо уровень. В проведении данного исследования предполагается разработка комплексной системы мер воздействия на совокупность сельскохозяйственных предприятий...
21774. Особенности подготовки научных кадров за рубежом 17.84 KB
  Однако имеется степень доктор-инженер которая соответствует одновременно и кандидату и доктору технических наук и позволяет занимать профессорскую должность. После степеней бакалавра и магистра следует степень магистра философииM. Данная степень предусматривает значительный объем самостоятельной исследовательской работы в течение двух полных лет. Степень доктора философии Ph.
13052. Педагогические технологии опережающей подготовки специалистов 18.73 KB
  Развитие опережающего образования как перспективной системы. Основные положения Концепции непрерывного образования. Фундаментализация как предпосылка развития ноосферноопережающей модели образования. Реализация опережающего образования в условиях инновационного вуза.
15255. Новые тенденции в развитии Российской системы права 32.99 KB
  Система права, являясь основной регулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовое регулирование в соответствии с существующими социальными, экономическими, политическими, духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами, существующими в обществе на конкретной стадии его развития. Следовательно, одним из факторов, определяющих формирование системы права, является государственная идеология.
10071. Направления совершенствования организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров 363.24 KB
  В внутрикорпоративном обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству но и к направленности обучения закрепленных в соответствующих договорах заявках на подготовку. В процессе обучения используются такие методы как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента постепенное усложнение задания ротация смена рабочих мест делегирование части функций ответственности и др. Используемые методы соответствуют теоретической направленности обучения: лекции и практические занятия в аудитории...
16171. Проблемы оптимизации масштабов и структуры подготовки кадров (региональный аспект) 13.58 KB
  Каждый регион для своего функционирования должен иметь определенное количество человеческого капитала, обладающего необходимыми качественными характеристиками. Баланс спроса и предложения на рынке труда позволяет региону обладать необходимой экономической самостоятельностью, устойчивостью и стабильностью развития
16628. МОДЕРНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА 14.4 KB
  Освоение ресурсов Мирового океана связано с решением комплекса проблем решение которых необходимо проводить синхронно: возрождение судостроительной промышленности и судоремонта строительство и эксплуатация современных судов для рыбной отрасли в масштабах сравнимых с объемами строительства судов во второй половине прошлого века с применением новейших материалов и технологий судостроения; модернизация существующих портовых комплексов и строительство новых; восстановление объемов НИР исследований океана ОКР и подготовка кадров...
17261. Педагогические условия формирования социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов для учреждений дополнительного образования 128.61 KB
  Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране вызвали к жизни процессы диверсификации образования децентрализации системы управления изменили взгляды на ценности и цели парадигму образовательной деятельности. Актуальность данного исследования определяется потребностью практики образования в компетентном осуществлении прикладных исследований создания разработок позволяющих педагогу получить знания о новом образовательном продукте и...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.