Механизм управления информационным развитием региональных хозяйственных систем

Достижение эффективного функционирования региональных хозяйственных систем РХС в национальной экономике предполагает развитие институциональных организационных и информационных компонентов этих относительно обособленных хозяйственных систем мезоуровня что обеспечивало бы их конкурентоспособное устойчивое и безопасное социально-экономическое развитие в стратегическом и тактическом аспектах. Совершенствование информационных процессов в РХС предполагает рациональное построение организационных и институциональных связей и отношений между...

2015-09-03

9.97 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Петрова Е.А., Волгоградский государственный

университет, Волгоград

Механизм управления информационным развитием региональных хозяйственных систем.

Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по образованию в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России» (госконтракт № П904).

Становление новых технологических укладов, связанных с совершенствованием и распространением информационных технологий, создало возможность осуществления модернизации способов хозяйствования за счет использования информации как приоритетного ресурса и эндогенного фактора производства. В этом качестве информация оказывает решающее воздействие на темпы и источники современного экономического роста, изменяя характер, содержание и формы общественного труда, структуру и динамику производства, эволюцию хозяйственных систем различного уровня и масштаба.

Модернизация хозяйственной системы современной России приводит к взаимосвязанным, взаимообусловленным и, вместе с тем, специфичным процессам регионализации и информатизации субъектов РФ. Содержание процесса регионализации характеризуется экономическими отношениями, которые возникают и эволюционируют в ходе обособления и укрепления политического, социально-экономического, финансового положения регионов как образований мезоэкономического пространства страны.

Достижение эффективного функционирования региональных хозяйственных систем (РХС) в национальной экономике предполагает развитие институциональных, организационных и информационных компонентов этих относительно обособленных хозяйственных систем мезоуровня, что обеспечивало бы их конкурентоспособное, устойчивое и безопасное социально-экономическое развитие в стратегическом и тактическом аспектах.

В русле сказанного принципиальное значение имеют исследования, направленные на создание теоретических моделей функционирования и развития не только макроэкономических или микроэкономических, но и мезоэкономических – региональных хозяйственных систем с учетом повышения интенсивности воздействия и расширение сферы влияния эндогенной и экзогенной информации на пространственную экономику.

Совершенствование информационных процессов в РХС предполагает рациональное построение организационных и институциональных связей и отношений между производителями и потребителями информации – различными хозяйственными субъектами региона, создание действенных механизмов для разрешения возникающих между пользователями, владельцами и распорядителями информации противоречий, обеспечение субъектов мезоэкономики адекватными ресурсами для эффективного управления процессами модернизации.

В современных исследованиях пока не получили достаточного освещения возможности применения методов ресурсного и факторного подхода в комплексном анализе и оценке влияния информации на создание эффективных способов развития и механизмов модернизации РХС.

Информационное развитие региональных хозяйственных систем (РХС) в параметрах концептуальной антропоцентрической модели «природа↔человек↔общество» предполагает целенаправленное, необратимое, закономерное изменение трансформационных и трансакционных факторов общественного производства под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Процесс воспроизводства информации выступает основным фактором не только информационного, но и социально-экономического развития региона. Выявление субъектно-объектных и структурно-функциональных связей данного процесса позволяет обосновать цели, методы, инструменты, формы использования информации, комплексный мониторинг и систему критериев оценки достигнутого уровня информационного развития РХС и разработать механизм управления им, который должен быть адаптирован к условиям, ресурсам и факторам конкретного региона.

Механизм управления информационным развитием РХС – система отношений между субъектами РХС по преобразованию внешней и внутренней информации о параметрах ее функционирования в экзогенные и эндогенные факторы их конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития. Данный механизм характеризуется специфическими целями и формами, методами и инструментами, каналами и узлами трансформации и трансакции полезной и доступной информации для эффективного хозяйствования. Он включает также систему баз данных и критериев для анализа, оценки, диагностики и коррекции достигнутого уровня информационного развития, которые должны адекватно отражать масштаб, состояние и тенденции изменения условий, ресурсов и факторов РХС, степень ее территориальной корпоративности. В качестве основных способов такого преобразования выступают информационные технологии, а средствами – информационные системы организации. Результатом действия данного механизма выступает интегрированное и структурированное единое информационное пространство хозяйственной системы. Теоретическая модель этого механизма представлена на рис. 1.

Однако данный механизм обладает спецификой, обусловленной собственным содержанием, средствами, инструментами: информационными технологиями и базами данных и знаний, образующими системы информационного обеспечения процессов хозяйствования в регионе.

В качестве основных способов такого преобразования выступают информационные технологии, а средствами – информационные системы организации. Результатом действия данного механизма выступает интегрированное и структурированное единое информационное пространство хозяйственной системы.

Каждый региональный хозяйствующий субъект осуществляет как внутреннюю, так и внешнюю преобразующую деятельность. При этом происходит процесс постоянного для элементов и функций взаимного приспособления между уровнями соответствующего механизма управления информационным развитием РХС, выражающегося в характере информационных обменов или взаимодействий между информационными системами экономических агентов.

Структура механизма управления информационным развитием отражает координацию связей его элементов в соответствии с формой организации и способом функционирования данного механизма, которые специфичны на каждом уровне РХС. При координации основная цель субъектов каждого уровня конкретизируется в системе подцелей, которая определяется комплексом параметров и критериями эффективности деятельности профильных и локальных хозяйственных систем.

Структура механизма управления информационным развитием отражает координацию связей его элементов в соответствии с формой организации и способом функционирования данного механизма, которые специфичны на каждом уровне РХС. При координации основная цель субъектов каждого уровня конкретизируется в системе подцелей, которая определяется комплексом параметров и критериями эффективности деятельности профильных и локальных хозяйственных систем.


Рис. 1. Модель механизма управления информационным развитием региональных хозяйственных систем.

В модели: S0 –субъекты хозяйствования; P0 – цель, заданная системой показателей; М – методы; J – инструменты; С – каналы; F – формы целевого использования; R – этапный результат воздействия на систему; S1 – субъект с опытом этапа модернизации; К0 – система критериев воздействия на регион; В – база данных; А – анализ; D – диагностика; Н – оценка достигнутого состояния и перспектива; К1 – коррекция стратегии; Е0, Е1 – взаимодействие со средой.


Проектирование механизмов управления информационным развитием РХС целесообразно вести в соответствии с их мезоэкономической спецификой, масштабом и сложным строением. Это позволяет превентивно рационально распределять и концентрировать элементы общей информационной подсистемы функционирования РХС по задачам и компетенциям. Вертикальная и горизонтальная интеграция элементов информационной модели РХС позволяют получить дополнительные интернальные и экстернальные эффекты, способствующие предупреждению негативных и созданию благоприятных изменений среды для функционирования различных хозяйственных субъектов при высокой степени консолидации интересов регионального сообщества.

Органы власти и управления субъекта РФ используют такие механизмы для трансформации и трансакции информационных продуктов, обеспечивающих возможность хозяйственным субъектам и населению региона получать, потреблять и вовлекать в производство необходимую информацию.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16264. Мониторинг развития производственных систем как механизм управления в кризисных ситуациях 14.24 KB
  Новочеркасск Мониторинг развития производственных систем как механизм управления в кризисных ситуациях В настоящее время наблюдается усиление воздействий кризисных явлений в мировой экономике на все составляющие жизнедеятельности промышленных предприятий. Нам представляется что инструментом позволяющим обеспечить информационную поддержку обеспечить организацию и концентрацию необходимых информационных потоков может служить система мониторинга развития производственных систем описанная в3. При разработке организационно-экономического...
5789. Основные положения о хозяйственных обществах. Правовое регулирование хозяйственных обществ 39.93 KB
  Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Акционерное общество закрытого и открытого типа Дочернее и зависимое общества Правовое регулирование. Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Акционерное общество закрытого и открытого типа Дочернее и зависимое общества
16226. Новые экономические механизмы финансирования региональных систем образования 175.41 KB
  Новые экономические механизмы финансирования региональных систем образования Стратегия развития школьного образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Реализация этих задач предполагает активный переход на нормативное подушевое финансирование в системе общего образования сопряженный с введением новой системы оплаты труда учителей. Россия за счет средств ПНПО сделала решительный шаг к компьютеризации образования в...
5106. Основные виды исследования систем управления: маркетинговые, социологические, экономические (их особенности). Основные направления совершенствования систем управления 178.73 KB
  В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития
19529. Зарубежный опыт управления развитием малого бизнеса 187.13 KB
  Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки малого предпринимательства
16520. Управление инновационным развитием (развитием в условиях кластера) 8.83 KB
  аспирантка АНХ при Правительстве РФ Москва Доклад на тему: Управление инновационным развитием развитием в условиях кластера корпоративное управление менеджмент микроэкономика В экономике уже прошел первый этап презентации кластерной теории большинство или в основном все ученые интересующиеся микроэкономикой и корпоративным управлением смогли изучить эту теорию или хотя бы с ней познакомиться. В 2006 году Брайан Уззи и Шеннон Данлап в одном из номеров Hrvrd Business Review поставили вопрос об управления кластерами. Планирование и...
16952. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА 8.51 KB
  Одной из основных причин на наш взгляд является то что содержание и цели инновационной промышленной политики для государства и для регионов Севера разные. Для государства такая политика является прежде всего структурной и проводится как правило после экономического кризиса когда необходима более эффективная экономика способная обеспечить более высокие темпы экономического роста. Следовательно государству необходимо создавать условия для реализации регионами своей инновационной промышленной политики причем для разных регионов такие...
1247. Деятельность региональных органов управления государственным имуществом (на примере Красноярского края) 413.72 KB
  Деятельность региональных органов управления государственным имуществом на примере Красноярского края. Цель написания работы заключается в изучении деятельности региональных органов управления государственным имуществом на примере Красноярского края. Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: изучить современную литературу по данной проблеме; раскрыть содержание понятия государственной собственности и государственного имущества как объекта управления; рассмотреть систему управления государственной...
11604. Повышение эффективности управления экономическим развитием муниципального образования «Город Курск» 53.31 KB
  Изучить теоретические основы системы управления муниципальным образованием; Изучить основные методы управления в муниципальном образовании; Дать харрактеристику администрации Ворошневского сельсовета; Проанализировать методы управления Ворошневским сельсоветом...
18951. Механизм управления компанией в рамках ЕС 58.14 KB
  Корпоративное управление – это важная составляющая эффективного функционирования любой компании (корпорации). В последние годы в ЕС был принят ряд документов, которые направлены на создание эффективной системы корпоративного управления в компаниях. Следует отметить, что ряд стран приняли обновленные кодексы корпоративного управления, соответствующие требованиям, которые предъявляются Принципами корпоративного управления ОЭСР. Во многих государствах-членах ЕС приняты нормативные акты
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.