Использование дистанционного стресс-тестирования кредитных организаций для оценки системных эффектов от ужесточения пруденциального регулирования

Появление признаков проблемной ситуации в банковском секторе не могло не вызвать реакции органов надзора и денежно-кредитного регулирования. В течение последних двух лет Банк России и органы исполнительной власти разработали пакет нормативно-регулятивных и законодательных новаций, направленных на удержание банков от проведения рискованных активных операций, создание механизмов противодействия недобросовестному поведению собственников и снижение уязвимости системно-значимых банков

2015-09-03

13.1 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


использование дистанционного стресс-тестирования кредитных организаций для оценки системных эффектов от ужесточения пруденциального регулирования

О.Г. СОЛНЦЕВ, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора
Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

При подготовке доклада использованы результаты исследований экспертов ЦМАКП М.Е. Мамонова и А.А. Пестовой

  •  К началу 2012 г. в банковском секторе России сложилась проблемная ситуация, чреватая потерей устойчивости рядом банков, относящихся к числу системно значимых финансовых институтов. Эта ситуация характеризуется трёмя основными «точками напряженности». Первая точка напряженности – признаки нового перегрева кредитного рынка. Вторая точка напряженности – возникновение среди системно-значимых банков обширной «группы риска». Третья точка напряженности – обострение проблемы недобросовестного поведения фактических собственников банков.
  •  Появление признаков проблемной ситуации в банковском секторе не могло не вызвать реакции органов надзора и денежно-кредитного регулирования. В течение последних двух лет Банк России и органы исполнительной власти разработали пакет нормативно-регулятивных и законодательных новаций, направленных на удержание банков от проведения рискованных активных операций, создание механизмов противодействия недобросовестному поведению собственников и снижение уязвимости системно-значимых банков. Нормативно-регулятивные новации включают в себя ужесточение регулирования достаточности капитала банков (норматив Н1) и порядка формирования банками резервов под потери по ссудам. Законодательные новации включают в себя введение уголовной ответственности за внесение в отчетные документы кредитной организации искажающих изменений и заведомо ложных сведений; установление ответственности лиц, контролирующих банк, в котором АСВ проводит меры по предупреждению банкротства; меры по выявлению рисков на консолидированной основе у кредитных организаций, входящих в банковские группы.
  •  Теоретически в сложившейся ситуации возможны три «чистых» стратегии регулирования. Первая стратегия: затягивание процесса ужесточения регулирования: «косметические» изменения расчёта рисков банков и порядка резервирования; отсутствие попыток регуляторов добиться, с применением рычагов консолидированного надзора за банковскими группами, снижения реального уровня аффилированности банков. Вторая стратегия: последовательная и в полном объёме реализация разработанных нормативно-регулятивных и законодательных новаций. Третья стратегия: cочетание ужесточения регулирования банков с экономическим стимулированием повышения их прозрачности и понижения уровня аффилированности; повышение инвестиционной привлекательности банков при помощи программ, нацеленных на развитие новых сегментов рынка банковских услуг.
  •  Ожидаемый негативный эффект первой стратегии - накопление скрытого (маскируемого при помощи разнообразных схем «надувания» собственных средств) дефицита капитала банков, затем – потеря финансовой устойчивости и вынужденные издержки государства по спасению декапитализированных банков.
  •  Возможный негативный эффект второй стратегии  - резкое сокращение кредитной активности банков с российским капиталом, ведущее к ослаблению их конкурентных позиций на внутреннем кредитном рынке. Также следствием жесткой борьбы с аффилированностью банков может стать рост их репутационных рисков, способный вызывать эффект «бегства вкладчиков».
  •  Третья стратегия не ведёт к очевидным негативным эффектам, однако её практическая реализуемость априори не ясна. Не исключено, что  реалистичные сроки повышения прибыльности банков в рамках этой стратегии окажутся слишком длинными для того, чтобы предотвратить критическое накопление дефицита собственного капитала в банковском секторе. В случае, если третья стратегия окажется нереалистичной, выбор между первыми двумя также не является априори очевидным.
  •  Для того, чтобы сформулировать предпочтения относительно выбора того или иного варианта регулирования и получить количественные оценки связанных с их реализацией эффектов мы провели дистанционное стресс-тестирование выборки российских банков.
  •  Проведённая оценка воздействия различных стратегий регулирования на состояние банковского сектора и кредитного рынка показывает, что затягивание процесса ужесточения регулирования сопряжено с меньшими потерями и рисками, чем полная реализация заявленных властями нормативно-регулятивных новаций.  Сказанное не относится к законодательным инициативам властей (консолидированный надзор за банковскими группами и др.). Последние не приведут к существенному ограничению объёмов кредитования экономики, но создадут некоторые препятствия накоплению банками фиктивного капитала.
  •  Что касается нормативно-регулятивных новаций, то они приведут не к только устранению «перегрева» кредитного рынка, но и к его «переохлаждению». Недополучение экономикой кредита по сравнению с макроэкономически безопасным уровнем оценивается в примерно в 3% ВВП в инерционном сценарии.
  •  В случае затягивания процесса ужесточения регулирования вынужденная господдержка потерявших устойчивость системно-значимых частных банков не превысит 0,2% ВВП (в инерционном сценарии). Если предположить, что средства для такой поддержки государство будет мобилизовывать на внутреннем рынке заимствований, то её величину можно считать вычетом из прироста кредитов банковского сектора населению и предприятиям. Но этот вычет будет на порядок меньше, чем в случае полной реализации заявленных властями нормативно-регулятивных новаций.
  •   Стратегия обеспечения устойчивости банков, опирающаяся на расширение дополнительных источников доходов и экономическое стимулирование повышения прозрачности банков, в принципе может принести плоды уже в течение ближайших двух лет. Однако для этого необходимы сверх-активная политика государства по развитию новых рынков финансовых услуг и достаточно благоприятная макроэкономическая ситуация.
  •  Если более пессимистично оценивать перспективы экономики и способность государства стимулировать развитие финансовых рынков, то следует признать, что эта стратегия сама по себе в течение ближайших двух лет не сможет обеспечить стабильности банковской системы. В частности, она не гарантирует способности банков капитализироваться в рамках «рыночной» модели частных инвестиций, т.е. без втягивания в кредитование аффилированных лиц. Как следствие, не удастся полностью избежать дефицита источников капитализации у системно-значимых частных банков и вынужденной господдержки последних. Правда, объём этого дефицита и вынужденной поддержки всё-таки будет в несколько раз ниже, чем в случае затягивания процесса ужесточения регулирования.
  •  Поскольку предоставление господдержки системно-значимым частным банкам в объёмах, превышающих 10 млрд руб., в течение ближайшего года  высоко вероятно, то ключевым становится вопрос об эффективности данной поддержки. В частности, важно, чтобы её предоставление было нацелено не просто на обеспечение выживания поддерживаемых банков, а на такое развитие их бизнеса, которое приведёт к получению ими новых устойчивых источников дохода, не связанных с принятием кредитных и фондовых рисков. Решение этого вопроса способно существенно уменьшить необходимую для поддержки частного банковского сектора сумму госсредств.


Список
 литературы 

Мамонов М.Е., Пестова А.А., (Солнцев О.Г. 2012): Оценка системных эффектов от ужесточения пруденциального регулирования банковского сектора: результаты стресс-теста // Вопросы экономики. №8

Мамонов М., Пестова А., Магомедова З., Солнцев О. (2011): Опыт разработки системы раннего оповещения о финансовых кризисах и прогноз развития банковского сектора на 2011-2012 гг. // Журнал Новой экономической ассоциации. №12. С. 41-77

Солнцев О.Г., Пестова А.А., Мамонов М.Е. (2010): Стресс-тест: потребуется ли российским банкам новая поддержка государства? // Вопросы экономики. №4. С. 61-81

Boss M. (2002): A Macroeconomic Credit Risk Model for Stress Testing the Austrian Credit Portfolio. Financial Stability Report. № 4. Oesterreichische Nationalbank

Committee of European Banking Supervisors (2010): Aggregate outcome of the 2010 EU wide stress test exercise coordinated by CEBS in cooperation with the ECB

European Banking Authority (2011): EU- wide stress test: aggregate report

Guo K., Stepanyan V. (2011) Determinants of Bank Credit in Emerging Market Economies IMF Working Paper /11/51

Nkusu M. (2011): Nonperforming Loans and Macrofinancial Vulnerabilities in Advanced Economies IMF Working Paper /11/161

Pesola J. (2007): Financial Fragility, Macroeconomic Shocks and Banks Loan Losses Evidence from Europe. Bank of Finland Research Discussion Papers 15

Roodman D. (2006): How to Do xtabond2: An Introduction to «Difference» and «System» GMM in Stata. Center for Global Development Working Paper N. 103

Sorge M. (2004): Stress-testing Financial Systems: An Overview of Current Methodologies. BIS Working Papers No 165



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12771. Правовое положение кредитных организаций. Деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц. Формы безналичных расчетов 25.14 KB
  Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
21374. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 178.19 KB
  В современных экономических условиях возник ряд серьезных проблем для высшей профессиональной школы связанных с резким увеличением спроса на образование значительно превосходящим возможности вузов и необходимостью сохранения качества образования при возрастающем объеме и усложнении знаний. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в Республике создало реальные предпосылки для использования технологий дистанционного обучения. Для этого организуется непрерывный контроль текущего уровня знаний учащихся региона при обязательном...
17118. ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕЙ СТОИМОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 48.71 KB
  Наличие значительного количества научных публикаций по вопросам оценки стоимости банков, поиску решений по управлению факторами кризисов и формированию систем антикризисного управления не решает проблему одновременного обеспечения роста стоимости и предотвращения кризисных ситуаций внутри кредитных организаций как экономических систем.
17776. Особенности организации процесса мотивации персонала кредитных организаций на примере Сбербанка 1.34 MB
  Отраслевая специфика организации процесса мотивации в банковском секторе. Принцип организации процесса мотивации в Российских банках. Анализ действующей системы мотивации персонала в Сберегательном банке Российской Федерации в разрезе всех категорий персонала руководство специалисты исполнители.
16266. Скоринговая модель оценки кредитных рисков в рамках применения процессного подхода к управлению коммерческим банком 17.05 KB
  Большинство российских банков пытаются привлечь иностранные инвестиции для решения проблемы недостаточной капитализации. Для российских банков оценка возможности дефолта с использованием например логистического анализа затруднена по причине отсутствия необходимой информации о дефолтах. При разработке скоринговых моделей для крупных корпоративных клиентов ипотечных ссуд физических лиц и предприятий малого и среднего бизнеса используются различные переменные эконометрическая модель остается той же. В западной банковской практике...
17179. Статистика комплексной оценки работы организаций и хозяйств в системе АПК 37.07 KB
  В то же время в любой сфере существует немало больших различий между организациями и хозяйствами по числу и сочетанию производимых видов продукции выполняемых работ предоставляемых услуг их интенсивности концентрации уровню развития т. В странах с развитой рыночной структурой имеет место узкоспециализированное товарное производство любых видов продукции работ и услуг. зато каждая организация кроме сахарных комбинатов выпускает много различных конечных видов продукции. Организации и хозяйства занимающиеся производством многих...
19159. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций 841.02 KB
  Изучить содержание и виды финансовых ресурсов коммерческой организации; раскрыть понятие финансовых ресурсов коммерческих организаций и их состав, характеристику основных видов финансовых ресурсов коммерческих организаций, факторы, влияющие на формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций.
18312. Собственный капитал АО «Цеснабанк» с позиций его формирования, методики оценки, управления и регулирования финансовыми надзорными органами 153.73 KB
  Преодоление реального состояния деятельности имеет огромное значение не только для самого банка, но и для многочисленных акционеров и вкладчиков, которые должны быть уверены в финансовом благополучии банка, развитие которого приносит им реальную выгоду. Потому особое значение в современных условиях приобретает комплексная оценка деятельности банка с точки зрения ее соответствия стратегии развития кредитной организации, а также интересам государства, акционеров и других связанных групп.
9966. Использование имитационной модели нейронной сети для оценки ее эффективности при поиске заданного объекта на изображении 926.18 KB
  Разработать программный пакет, выполняющий поиск заданного фрагмента на изображении. Оценить эффективность использования имитационной модели нейронной сети в задачах распознавания образов.
7800. Использование данных мониторинга для прогнозирования показателей разработки при заводнении и оценки эффективности технологических мероприятий 968.65 KB
  Характеристика вытеснения – однофакторная линеаризованная зависимость накопленной добычи нефти от накопленной добычи жидкости или от накопленной добычи воды которая имеет границы применимости в определенном диапазоне промысловых параметров. Параметры характеристик вытеснения определяются по данным ретроспективного периода. Начало ретроспективного периода соответствует обводненности продукции скважин после прорыва фронта вытеснения и может определяться по функции БаклиЛеверетта для однородного пласта. Последний участок длится...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.