Конкуренция и корпоративное управление: эмпирический анализ для российских фирм

Институты корпоративного управления также оказались не адекватны реальностям современной экономики. Эта противоречивость проявляется прежде всего в формировании ложных стимулов корпоративного развития. Так в современной литературе по корпоративному управлению исследователи обращают все большее внимание на такой внешний механизм корпоративного управления как конкуренция на товарных рынках. В настоящем исследовании предпринята попытка получить эмпирическое подтверждение выводов опубликованных рядом зарубежных исследователей показавших что...

2015-09-03

21.34 KB

5 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Конкуренция и корпоративное управление: эмпирический анализ для российских фирм

Бежин Е.В., Щербинина А.А., экономический факультет,

Уральский государственный университет им. А.М. Горького,

г. Екатеринбург

Мотивация к исследованию

Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. выявил существенные слабости сложившихся в последние десятилетия экономических институтов. Институты корпоративного управления также оказались не адекватны реальностям современной экономики. Эта противоречивость проявляется, прежде всего, в формировании ложных стимулов корпоративного развития. В частности, произошло углубление «агентской проблемы» - традиционного противоречия между преимущественно краткосрочными интересами менеджеров и долгосрочными интересами акционеров. По мнению многих экспертов, ведущую роль в усилении данного конфликта играла сложившаяся в последние годы система стимулирования менеджеров, ориентированная на сугубо краткосрочные стимулы и исключавшая из рассмотрения иные ориентиры, кроме роста капитализации корпорации.1

В этой связи актуальным является постановка вопроса о поиске действительно действенных механизмов разрешения агентского конфликта, являющихся более фундаментальными и ранее остававшихся относительно неизученными. Так в современной литературе по корпоративному управлению исследователи обращают все большее внимание на такой внешний механизм корпоративного управления как конкуренция на товарных рынках.

В настоящем исследовании предпринята попытка получить эмпирическое подтверждение выводов, опубликованных рядом зарубежных исследователей, показавших, что «эталонный» принцип формирования систем корпоративного управления в корпорациях является, возможно, ошибочным и при создании внутренних механизмов корпоративного управления необходимо учитывать фактический уровень конкуренции на товарных рынках. Это позволит подобрать их оптимальную комбинацию для целей эффективного мониторинга за действиями менеджмента, обеспечить реальную защиту прав инвесторов и, возможно, избежать чрезмерных затрат на создание и поддержание самой системы корпоративного управления.

В последнее время аналогичные исследования становятся все более популярными для стран с развитыми экономиками (недавние работы Гросфельд, Трессела (2002), Коке, Реннеборга (2003) К. Каруна (2007, 2008), К. Гиру, И. Меллер (2008, 2009)), а также для некоторых стран с развивающимися рынками и институтами (Китай, Индия, ряд стран Восточной Европы). Для российской экономики данное исследование, во многом, является пионерным.

Основной целью данного исследования является изучение характера влияния конкуренции на товарных рынках на корпоративное управление в российских фирмах как системы механизмов по снижению агентских издержек.

Теоретической основой исследования послужили современные концепции теории корпоративного управления, работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития конкуренции на товарных рынках и корпоративного управления.

Информационная база исследования включает: а) данные об особенностях развития систем корпоративного управления в некоторых российских АО2; б) данные по 217 российским ОАО, являющимися эмитентами ценных бумаг, торгующихся на российской фондовой бирже «РТС» за 2005-2008 гг. в) данные по структуре 104 отраслей  промышленности в России в период с 2005 по 2008 годы ("Спарк", статистические сборники “Ruslana” и “Amadeus” http://www.bvdinfo.com ).

Методика исследования: Для тестирования воздействия уровня конкуренции в отрасли на механизмы корпоративного управления  использовались современные методы эконометрического анализа и описательная статистика.

Для оценки уровня конкуренции на товарном рынке используется не единственный показатель, а их совокупность: 1) продуктовая субституция (измеряется как отношение общеотраслевого выпуска к общим операционным издержкам отрасли); 2) размер рынка; 3) издержки входа на рынок (взвешенное на долю рынка среднее валовое значение стоимости основных средств); 4) четырехдольный индекс концентрации.

Для оценки уровня развития практики корпоративного управления мы используем собственный индекс, учитывающий 16 наиболее значимых характеристик корпоративного управления, относящихся к вопросам обеспечения прав акционеров, деятельности органов управления и контроля и к практике раскрытия информации.

Основой для построения гипотез данного исследования являются выводы указанных выше исследователей3: действенными стимулами для менеджмента к повышению эффективности деятельности фирмы может и должна служить не только система вознаграждения, не только рынок корпоративного контроля и рынок труда топ-менеджеров, но и стимулы, формируемые под действием конкурентных сил на товарном рынке. Так, во-первых, мы полагаем что, если акционеры (и соответственно совет директоров) оценивают уровень конкурентного давления на товарном рынке как достаточный, механизмы мониторинга (в более широком смысле – внутренние механизмы корпоративного управления) могут быть ослаблены и могут не соответствовать “best practice”. Во-вторых, в случае, когда уровень конкурентного давления является относительно высоким, целесообразно предоставить первому лицу компании большую свободу действий для принятия оперативных решений, и в этом случае оптимальной для фирмы будет относительно небольшой по составу совет директоров, в состав которого может входить большее количество инсайдеров (не является характеристикой эффективной системы корпоративного управления). Таким образом, для фирм, действующих в разных по силе конкурентного давления условиях, оптимальной может быть разная по силе механизмов мониторинга система корпоративного управления.

Кроме этого, в работе исследуется U-образная зависимость, выявленная К. Каруна в ходе анализа взаимосвязи между конкуренцией и корпоративным управлением. С теоретической точки зрения, такая зависимость может быть объяснена следующим образом: когда конкуренция на рынке возрастает, фирмы могут иметь более сильные механизмы корпоративного управления, создающие стимулы для менеджмента и препятствующие возможному оппортунистическому поведению с их стороны. Однако, когда уровень конкуренции превышает определенный уровень и, учитывая, что поддержание сильных механизмов корпоративного управления требует существенных затрат, фирмы могут ослабить эти механизмы.

Основные результаты:

  •  фирмы, действующие в менее конкурентной среде, характеризуются более высоким уровнем развития практики корпоративного управления. Такой результат согласуется с оценками, полученными ранее  (К. Каруна)4, и подтверждает гипотезу о субституции конкуренции и корпоративного управления.
  •  увеличение размера рынка, уменьшение рыночной концентрации и повышение значения продуктовой субституции (направление изменения соответствует усилению конкуренции на рынке) приводит к уменьшению количества директоров в составе совета. Увеличение конкуренции на товарном рынке может расцениваться акционерами как сигнал к ослаблению механизмов мониторинга за действиями менеджмента и проявляться в сокращении численности совета директоров. Большой размер совета может затруднять процесс принятия решений из-за обострения проблемы согласования позиций.
  •  квадратичная связь между конкуренцией и индексом корпоративного управления (перевернутая U-образная зависимость) не подтвердилась.

1 А.А. Яковлев, Ю.С. Симачев, Ю.А. Данилов. Корпоративное управление в российских компаниях: до и после кризиса.– М., 2010. - C. 3.

2 Данные полученные в рамках неформализованных интервью с руководителями крупных уральских компаний: ОАО «Уралхимпласт», ОАО «МРСК Урала», ОАО «Концерн Калина», ОАО «Уралсвязьинформ», ГК «Ренова»

3 Karuna C., Industry Product Market Competition and Corporate Governance, 2008, University of California at Irvine. http://papers.ssrn.com/; Giroud X., Mueller H., Does corporate governance matter in competitive industries? Working Paper Series, February 2008, http://papers.ssrn.com/

4 Karuna C., Industry Product Market Competition and Corporate Governance, 2008, www.ssrn.com

PAGE   \* MERGEFORMAT 2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12255. Анализ организационных коммуникаций на примере деятельности российских фирм 101.05 KB
  Так образом эффективные коммуникации являются обязательным условием эффективной работы любой организации. Соответственно грамотное управление персоналом тесно связано с эффективностью коммуникационных процессов в организации. Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в условиях организации на основании проведённого анализа формирования организационных коммуникаций и путей их совершенствования. Организационная коммуникация это процесс с помощью которого руководители развивают систему представления...
13763. Проблемы институционального анализа российских фирм 39.85 KB
  Понятие и роль фирмы в экономике. Неоклассическая трактовка фирмы. Контрактная природа фирмы: новый институциональный подход. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: Изучить теоретические аспекты и выявить природу фирмы.
16770. Конкуренция российских регионов за привлечение бюджетных инвестиций в инновационную инфраструктуру 15.51 KB
  Это связано с одной стороны с общей необходимостью генерирования разнообразных инноваций находящихся в основе осуществления модернизации российской экономики а с другой - со стремлением региональных властей привлечь инвестиции в том числе – иностранные создать новые рабочие места повысить инновационную активность среднего и малого бизнеса перевести региональную экономику на инновационный путь развития. В данном процессе региональные власти представлены администраторами развития особым типом чиновников которые 1 создают...
20935. Последствия государственной антиалкогольной политики в России: эмпирический анализ 493.61 KB
  Проблема потребления алкоголя в России и внешние эффекты чрезмерного злоупотребления спиртными напитками. Государственная политика по снижению потребления алкоголя. Внешние эффекты потребления алкоголя и их связь с антиалкогольной политикой. Большая часть авторов основывается на зарубежных данных однако на данный момент уже существует ряд работ посвященных особенностям потребления алкоголя российским населением и оценке эффективности мер антиалкогольной политики в России...
16563. Анализ устойчивости бизнес-моделей российских банков 112.82 KB
  В условиях ужесточения конкурентной борьбы банки для укрепления своих позиций на рынке повышают производительность работы разрабатывают новые банковские продукты внедряют новейшие банковские технологии. В связи с этим большой практический интерес представляет проведение комплексного исследования банковского сектора на основе мониторинга...
16234. Выделение и анализ основных российских экономических школ 15.8 KB
  Выделение и анализ основных российских экономических школ С начала рыночных реформ в нашей стране несмотря на ряд положительных тенденций так и не была решена задача модернизации и построения развитой рыночной экономики. Особый интерес для нас представляет следующий тип групп интересов – современные российские экономические школы. В принципе сам факт существования в современной России экономических школ – вопрос спорный.
1716. Анализ особых причин неплатежеспособности и возможного банкротства российских предприятий 37.92 KB
  В наше время развитие кредитного рынка в РФ для банков определение состоятельности или несостоятельности любого предприятия представляет большой интерес. Суметь вовремя распознать и заметить неблагоприятные последствия финансовой деятельности предприятия а главное правильно оценить их масштаб чтобы не допустить финансового краха организации сегодня такие знания становятся жизненно необходимыми для любого грамотного руководителя поэтому рассмотрение данной темы я считаю актуальной. Объектом исследования в моей работе является...
21768. Корпоративное слияние и поглощение в современной глобальной экономической среде 164.45 KB
  Виды поглощения и слияния. Методы оценки стоимости компании при поглощении и слиянии. Методы защиты от поглощения и слияния. В разных отраслях компании при слиянии и поглощении превращаются в холдинги добывают будущие активы проходят реорганизацию и увеличение собственной компании. Преследуя цели дальнейшего расширения своей финансовой деятельности предприятие может задействовать два пути: - во-первых это внутренний рост предприятия который характеризуется медленным определенным темпом но ограничивается финансовыми...
11558. Исследование и системный анализ еженедельных журналов в системе российских средств массовой информации в начале XX века 68.33 KB
  Кроме традиционных толстых ежемесячников, преимущественную роль начинают играть еженедельники самых разных видов – для семейного чтения, научно-популярные, для самообразования, сатирические, женские, детские.
19073. Анализ распространения решений европейского суда по правам человека на российскую судебную практику и механизма осуществления защиты прав российских граждан 7.39 MB
  Конституции РФ каждому гарантируется право в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Повышается активность обращения граждан России в суды для защиты своих прав и свобод например споры с государственными институтами по вопросам выплат денежных пособий обеспечения жильем вопросам гибели мирных жителей и так далее. Под влиянием решений Европейского суда по правам человека далее...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.