Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ

Ломоносова Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации и других странах СНГ Основополагающие концепции определения и классификации СНС 1983 года не претерпели изменений в СНС 2008 это касается прежде всего определения сферы экономического производства исключения из нее деятельности членов домашних хозяйств по производству домашних услуг приготовление пищи поддержание жилищ в чистоте и др. Авторы СНС 2008 исходили из понимания того что для отражения этого вида производства наиболее подходящим инструментом являются так...

2015-09-03

13.65 KB

4 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Программная секция 1

«Развитие статистической методологии в условиях глобализации: опыт и перспективы »

Руководители: Елисеева И. (СИ РАН/СПбГУЭиФ), Образцова О. (РГСУ/МГУ)

Сессия 1.1. Национальная статистическая программа России и экономическая глобализация (1,5 часа). Председатель - Образцова О. (РГСУ/МГУ)

Ю.Н. Иванов

Д.э.н., проф., зав. каф. статистики

МГУ им. М. В. Ломоносова

Проблемы применения СНС 2008 в Российской Федерации

и других странах СНГ

Основополагающие концепции, определения и классификации СНС 1983 года не претерпели изменений в СНС 2008 , это касается, прежде всего, определения сферы экономического производства, исключения из нее деятельности членов домашних хозяйств по производству домашних услуг (приготовление пищи, поддержание жилищ в чистоте и др). Авторы СНС 2008 исходили из понимания того, что для отражения этого вида производства наиболее подходящим инструментом являются так называемые сателитные счета, составление которых допускает отступление от основополагающих концепций.” Это понимание разделяли многие эксперты в области национальных счетов с международной репутацией, которые не принимали непосредственного участия в разработке СНС 2008. Не претерпели изменений принципы секторизации экономики, отграничения экономики данной страны от экономики остального мира, принципы оценки показателей и др. В то же время в СНС 2008 предусмотрена принципиально новая трактовка ряда важных экономических операций, которая влияет на многие макроэкономические показатели и прежде всего на показатели ВВП, его структуры и динамики. Эта новая трактовка касается расходов предприятий и организаций на научные исследования и разработки, выпуска услуг центральных банков, расходов органов государственного управления на системы вооружений, выпуска услуг страхования и финансового посредничества, показателей операций с нефинансовыми и финансовыми активами. Наиболее существенное изменение, из числа упомянутых выше, касается трактовки расходов на научные исследования и разработки, которые в СНС 1983 года, рассматривались как промежуточное потребление предприятий, тогда как, в соответствии с положениями СНС 2008, они должны быть отнесены к накоплению основных фондов, а капитализированная стоимость этих расходов должна быть отражена в балансе активов и пассивов..

Эти изменения в трактовке упомянутых показателей отражают в значительной мере изменения в организации экономики значительного числа стран мира в последние десятилетия, и в частности, в организации финансовой сферы, а также процессы глобализации. В СНС 2008 уточнены и более подробно рассмотрены вопросы исчисления ряда традиционных показателей таких как капитальные трансферты, оходы от собственности, социальные пособия и некоторые другие. Весьма подробно представлены в СНС 2008 вопросы методологии международных сопоставлений ВВП на основе паритетов покупательной способности валют. Важной особенностью СНС 2008 является признание ее авторами важности ее гармонизации с бухгалтерским учетом и ,в частности, с международным руководством по составлению финансовой отчетности.

Применение положений СНС 2008 в статистической практике России и других стран СНГ потребует решения комплекса сложных проблем, связанных с совершенствованием информационной базы, статистической отчетности предприятий и организаций , бюджетных классификаций министерств финансов, центральных банков и финансовых депозитных учреждений. В процессе этой работы необходимо обеспечить проведение в соответствующих источниках первичных данных различия между текущими и капитальными потоками, между реальными и финансовыми потоками, между первичными доходами и трансфертами .Эти различия являются основополагающими для СНС, которая представляет собой концептуальную систему упорядочения макроэкономической информации с целью сведения ее в ограниченное число однородных групп.

В бюджетных классификациях министерств финансов важно обеспечить группировку налогов на производство на налоги на продукты и другие налоги на производство, которая важна для оценки выпуска продукции и исчисления ВВП; аналогичная группировка должна быть обеспечена в отношении субсидий. Вопрос об адекватной трактовке и отражении субсидий в статистике приобретает большое значение в настоящее время в связи со вступлением России в ВТО. Такая информация может быть полезной для органов государственного управления для принятия решений по вопросам экономической и бюджетной политики. Следует отметить, что МВФ предполагает в ближайшее время опубликовать обновленное Руководство по статистике государственных финансов, которое несомненно будет гармонизировано с СНС 2008. (оно заменит руководство 2001 года). Применение положений этого руководства министерствами финансов при подготовке отчетов об исполнении государственных бюджетов должно рассматриваться как приоритетная задача, так как это не только обеспечит данные для составления статистики, но обеспечит органы государственного управления более адекватной информацией для разработки экономической политики.

Применение на практике положений СНС 2008 потребует подготовки статистическими ведомствами стран СНГ серии методологических документов, адаптирующих рекомендации СНС 2008 к особенностям организации экономики и статистики, учитывающих появление в последние годы новых типов предприятий (например, в бюджетной сфере России) и инструментов экономической и социальной политики, устанавливающих приоритеты и этапы в работе, которая несомненно потребует значительного времени.

СНС 2008, как и ее предшественница, является инструментом координации всей системы показателей экономической статистики. Это означает, что определения и классификации показателей различных разделов экономической статистики должны быть гармонизированы с соответствующими показателями и классификациями СНС.

В этой связи представляется важным продолжение работы по гармонизации отраслевых статистик с СНС.

Следует также отметить, что параллельно с работой по переходу к СНС 2008 статистическим ведомствам стран СНГ придется продолжить работу по составлению ряда важных счетов, предусмотренных в СНС 1983 года, таких как финансовый счет, баланс активов и пассивов; в этой работе придется принять во внимание уточнения в СНС 2008 в классификациях нефинансовых и финансовых активов, капитализацию в балансе активов и обязательств расходов на научные исследования и разработки, а также расходов органов государственного управления на приобретение систем вооружения. Необходимо продолжение работы по совершенствованию методов измерения ненаблюдаемой экономики и в первую очередь неформальной и теневой экономики. Необходимо также продолжение работы по совершенствованию дефляторов ВВП и его компонентов. Эта работа должна проводиться с учетом последних международных стандартов по исчислению индексов цен потребителей и производителей, содержащих рекомендации по ключевым вопросам методологии статистики цен, таким как влияние на индексы цен изменений в качестве товаров и услуг, использование интернета в качестве источника данных, феномен дискриминации цен и др.. В этом контексте особое внимание должно быть уделено индексам цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги

Важным элементом работы по этой теме должно быть усиление координации в работе центральных экономических ведомств стран, занимающихся разработкой смежных с СНС систем макроэкономических показателей таких как платежный баланс, международная инвестиционная позиция, статистика государственных финансов. Такое взаимодействие с министерствами финансов представляется особенно важным, так как их отчеты об исполнении государственного бюджета, являющихся основой для разработки статистики государственных финансов требуют значительных корректировок для приведения их в соответствие с положениями международных стандартов по статистике государственных финансов, которая, в свою очередь, служит основой для разработки счетов для сектора государственного управления и государственного сектора в целом.

Представляется, что в работе по применению СНС 2008 в практике стран СНГ должны участвовать министерства экономики стран, являющиеся важными потребителями данных, разрабатываемых в рамках СНС, подготавливающими на их основе краткосрочные и среднесрочные прогнозы развития экономики, а также проекты решения правительства по важным вопросам развития экономики; они должны быть заказчиками этой работы, оказывать влияние на формирование планов работы статистических ведомств..

Необходимо также взаимодействие с международными организациями, вовлеченными в работу по переходу к СНС 2008, например, в ЕЭК ООН создан комитет, занимающийся координацией деятельности статистических ведомств стран региона ЕЭК по данной теме. В рамках этого взаимодействия целесообразна организация семинаров по методологическим и практическим проблемам применения на практике СНС 2008.

Проблемы перехода к СНС 2008 целесообразно обсуждать на различных форумах и в экономической литературе.

В заключение необходимо отметить следующее. Статистические ведомства стран СНГ, включая Россию, ждет непростой период в их работе по применению СНС 2008. Однако работа по этой теме будет способствовать повышению общего уровня их деятельности, повышению надежности и аналитической ценности наиболее важных макроэкономических показателей и их международной сопоставимости.

Литература:

  1.  Система национальных счетов.2008 Издание секретариата ООН
  2.  Иванов Ю. Н. История возникновения и развития СНС. Вопросы статистики N N 8 , 9
  3.  Иванов Ю.Н. Т.А Хоменко. Система национальных счетов 2008. Экономический Альманах, выпуск 1, 2010 год, Экономический факультет МГУ. им. Ломоносова

PAGE  2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
20037. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации 35.17 KB
  Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
16835. Бюджетные расходы социального назначения в РФ и других странах 61.1 KB
  При моделировании финансирования социальной сферы РФ реализованного в комплексной многоуровневой системе НДП Население доходы потребление ЦЭМИ РАН были в частности получены – по данным Росстата Федерального казначейства Казначейства России и зарубежной статистики – оценки динамики общего объема расходов консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия. Это не соответствует мировой тенденции возрастания роли социальных проблем и...
1389. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38.54 KB
  История возникновения и развития финансовой аренды лизинга. Понятие сущность и функции финансовой аренды лизинга. Содержание договора финансовой аренды лизинга. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено прежде всего выгодами его применения для участников хозяйственного оборота.
5498. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 327.36 KB
  Понятие сущность источники формирования Федерального бюджета Российской Федерации. Проблемы мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. Правовое регулирование вопросов по формированию Федерального бюджета Российской Федерации.
6838. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства 7.62 KB
  Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1 компетенция самой РФ; 2 компетенция субъектов РФ; 3 вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1...
19858. Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития 77.17 KB
  История развития банковской системы стр. 13-18 Структура и динамика банковской системы стр. ВВЕДЕНИЕ Становление и функционирование банковской системы играет одну из главных ролей в процессе экономических преобразований в России. В России произошла ломка всей старой экономической системы и переход к системе рыночной экономики.
4880. Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Франции 68.15 KB
  Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Франции. Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Франции. Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
20756. Выезд за границу граждан Российской Федерации: правила выезда и актуальные проблемы 87.44 KB
  На обновление информации обычно уходит 14-20 дней поэтому этим лучше заниматься заблаговременно. Так например чтобы получить шенген во Францию жителям Северного Кавказа нужно ждать 45 дней. На транзит правилами Шенгенского договора выделяется 5 дней. Приложение 7 Страны безвизового въезда: Абхазия Азербайджан въезд по загранпаспорту Антигуа и Барбуда 1 месяц Аргентина 90 дней Армения въезд по загранпаспорту Багамские острова 90 дней Барбадос 28 дней Белоруссия разрешен въезд по общегражданскому паспорту...
20768. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации 40.56 KB
  Конституционно-правовая природа социальных прав понятие и особенности основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. Принципы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации...
14230. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы 53.37 KB
  Раскрыть процесс становления и развития реформы местного самоуправления, выделить проблемы реформирования местного самоуправления в России на современном этапе, определить реализацию целей реформы местного самоуправления и результаты принятия решений, рассмотреть перспективы развития реформы местного самоуправления в РФ на современном этапе.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.