МОДЕРНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА

Освоение ресурсов Мирового океана связано с решением комплекса проблем решение которых необходимо проводить синхронно: возрождение судостроительной промышленности и судоремонта строительство и эксплуатация современных судов для рыбной отрасли в масштабах сравнимых с объемами строительства судов во второй половине прошлого века с применением новейших материалов и технологий судостроения; модернизация существующих портовых комплексов и строительство новых; восстановление объемов НИР исследований океана ОКР и подготовка кадров...

2015-09-03

14.4 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МОДЕРНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА

В.А. Волкогон, Н.А. Кострикова, А.Я. Яфасов

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

г. Калининград, Россия

В Морской доктрине Российской Федерации освоение ресурсов Мирового океана отнесено к одной из главных направлений развития мировой цивилизации в этом тысячелетии. При этом подчеркивается необходимость обеспечения экономической и продовольственной независимости страны, нашедшая свое продолжение в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации: «определяющая роль в обеспечении продовольственной безопасности отводится сельскому и рыбному хозяйству и пищевой промышленности страны». Засушливое лето 2010 года на обширных территориях России, занятых под производство агрокультур, приведет по прогнозам экспертов к снижению ожидаемого урожая зерновых до 60-62 млн тонн, - менее 2/3 урожая, собранного в прошлом году (96 млн тонн). Недостаток фуражного зерна в свою очередь ведет к снижению производства мясо-молочной продукции и нарастанию дефицита полноценного белкового питания для населения, который может быть в определенной мере компенсирован повышением производства морепродуктов.

Рыбная отрасль является стратегическим сектором российской экономики, задача которого не только обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, но и  реализация государственных интересов в освоении пространств и ресурсов Мирового океана,   гармоничное развитие прибрежных регионов, поскольку рыболовство способствует их заселенности и социально-экономическому развитию.

Освоение ресурсов Мирового океана связано с решением комплекса проблем, решение которых необходимо проводить синхронно:

  •  возрождение судостроительной промышленности и судоремонта, строительство и эксплуатация современных судов для рыбной отрасли в масштабах, сравнимых с объемами строительства судов во второй половине прошлого века с применением новейших материалов и технологий судостроения;
  •  модернизация существующих портовых комплексов и строительство новых;
  •  восстановление объемов НИР, исследований океана, ОКР и подготовка кадров рыбопромышленного комплекса;
  •  техническое и технологическое переоснащение судов и промышленных предприятий рыбной отрасли;
  •  формирование правового поля и новых финансово-экономических подходов, способствующих развитию судостроения и судоремонта, рыбной отрасли, включая государственную протекционистскую политику в международной деятельности.

Учитывая, что Россия исторически является ведущей морской державой быстрейшее восстановление рыбохозяйственного комплекса и морской индустрии страны с учетом нарастающей глобализации и сложной перманентно-кризисной картины мирового хозяйства и экономики России может стать одним из наиболее эффективных и сравнительно менее затратных проектов модернизации России, способным дать ощутимый социально-экономический эффект уже в ближайшем будущем, в частности на территории Калининградской области.

Развитие экономики российского анклава необходимо рассматривать в контексте развития экономики России и европейских стран одновременно не только в силу глобализации, а просто по той причине, что область находится внутри ЕС, регион Южной Балтики играет важную роль своеобразных ворот между Скандинавией, континентальной Европой и Россией. Поэтому территория анклава представляет отличный полигон для трансфера промышленных технологий, организации современных производств продуктов питания на основе морепродуктов, встроенных в международные кластеры, рынок интермодальных транспортных услуг, в котором важную роль играют незамерзающие порты Калининграда.  Российский анклав имеет богатые традиции рыбной отрасли: его рыбаками  в прошлом веке добывалось св.1 млн тонн рыбы в год,  – более четверти рыбодобычи в целом по стране. Сегодня ещё сохранилась необходимая производственно-портовая, научная и образовательная инфраструктура, которая при определенных весьма разумных инвестициях может  обеспечить не только конкурентоспособность отрасли на международном рынке рыбной продукции, но и лидерство в морской индустрии в регионе Балтийского моря. К ней относятся морской и рыбный порты Калининграда, порты Балтийска, Светлого и Мамоново, причалы предприятий «Лукойл»,  «Содружество-Соя», «Балт-Нафта» и др.,  судостроительный и судоремонтные заводы, проектные и конструкторские организации, рыбодобывающие компании, консервные заводы, некогда мощный научный комплекс АтлантНИРО, АО ИО им.Ширшова, система образовательных учреждений -  БГАРФ и КГТУ, морской лицей и рыбопромысловый колледж и др.

Разветвленная инфраструктура имеет важную примечательность: более чем полувековые традиции морской индустрии, рыбного промысла и переработки морепродуктов, на которых выросли несколько поколений мореходов и рыбопромышленников. То есть, пока еще не потеряна профессиональная среда, способная питать морскую индустрию и рыбохозяйственный комплекс и внести весомый вклад в обеспечение Продовольственной Доктрины России.  К сожалению, развитие рыбной отрасли не входит в перечень приоритетов, сформулированных региональным правительством на ближайшее десятилетие, которое увлеклось пробиванием и реализацией мегапроектов наподобие игровой зоны. Возможно, ситуация изменится с назначением нового губернатора.

Важную роль в полноценном возвращении в мировой океан и развитии рыбохозяйственного комплекса России имеет подготовка кадров. Она осуществляется системой рыбохозяйственных образовательных учреждений, включающей 6 ВУЗов, 11 ССУЗов, институт повышения квалификации и Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию. На балансе ВУЗов Росрыболовства находятся 3 учебно-парусных судна - «Крузенштерн», «Седов», «Паллада».

В отраслевых образовательных учреждениях обучается 60,6 тысяч студентов и курсантов, из них в ВУЗах - 48,2 тысяч человек по 82 направлениям и специальностям, в ССУЗах 12,4 тысяч человек по 27 специальностям, в том числе: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Техника и физика низких температур», «Судостроение и судоремонт» и др. Из общего числа обучающихся в ВУЗах и ССУЗах 7,6 тысяч человек составляют курсанты, обучающиеся по специальностям плавсостава. Основой современной системы образования является научная и инновационная деятельность. В ведении Росрыболовства находятся свыше 20 научно-исследовательских организаций в форме ФГУП, ФГУ, НПЦ и их филиалов, на содержании которых находятся 45 научно-исследовательских судов, малотоннажных рыбодобывающих судов, теплоходов и других плавсредств. Общая численность работников всех организаций составляет порядка 5, 8 тыс. человек, из них кандидатов наук - св.700 человек, докторов наук - 125 человек.

Имеющиеся в настоящее время на балансе отраслевых образовательных учреждений 3 учебно-парусных и 2 учебно-производственных судна, способных одновременно обеспечить прохождение плавательной практики 563 курсантов и студентов, не могут в полной мере удовлетворить потребности в практике курсантов и студентов. Недостаток производственной практики на море снижает качество подготовки специалистов и повышает риск аварий.

Решение проблемы состоит в строительстве учебно-производственных судов и создании отрядов учебно-производственных судов в основных центрах дислокации рыбопромыслового флота, на которых смогут ежегодно проходить плавательную практику курсанты, обучающиеся по специальностям подготовки плавсостава. Чрезвычайно актуальным является вопрос закрепления выпускников образовательных учреждений в плавсоставе судов рыбопромыслового флота. Наибольшая эффективность привлечения выпускников образовательных учреждений к работе на судах рыбопромыслового флота достигается за счет использования целевой контрактной подготовки.

Специфика отрасли предъявляет особые требования к подготовке и переподготовке профессиональных кадров, обеспечения ими рыбопромысловых судов и береговой инфраструктуры. Кроме общей профессиональной подготовкой в объемах ВУЗовских или ССУЗовских программ, выпускники должны пройти специальную практику на судах, получить международный диплом моряка, обладать повышенными знаниями иностранных языков, необходимой физической подготовкой и морально-волевыми качествами. Океан, как и  горы, формирует личности.   За 3 месяца обязательного плавания на учебном судне курсанты проходят  школу жизни, не уступающую сроку срочной службы в армии, но без дедовщины. Приобретаемые профессиональные знания непосредственно используются и закрепляются на практике.

 Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота в течение последних 3-х лет последовательно реализует идею и воплощает модель организации вертикально и горизонтально интегрированного Балтийского академического рыбопромыслового комплекса (БАРК).

Предпосылки и необходимость создания БАРКа: 

-мировой опыт ступенчатой подготовки плавсостава;

-гармоничное сочетание науки, образования и генерации инноваций,   обеспечение всеми этими компонентами рыбохозяйственного комплекса;

-повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности рыбной отрасли;

-возможность формирования инновационной и научно-образовательной среды, ориентированной на конечный результат;

-необходимость качественной компенсации демографического спада в стране;

-сохранение и развитие на новом уровне отраслевых ВУЗов, ССУЗов, НИИ и КБ  в ведении Росрыболовства;

-органичное сочетание с моделью распределенного рыбного технопарка, идея которого родилась в Академии;

- развитие рыбохозяйственного комплекса региона на системной основе.

В предлагаемой модели организации профессионального образования научно-образовательные, технико-технологические, производственно-экономические вопросы и непрерывный маркетинговый мониторинг рынка решаются в единой интегрированной цепи взаимодействия технический ВУЗ – НИС – производство, ставящей целью организацию профессиональной подготовки и переподготовки кадров для рыбной отрасли страны с использованием процесса создания и реализации инновационной продукции. В основании модели - кадетские и профильные классы общеобразовательных школ. Комплекс включает ССУЗы, ВУЗы, базовые кафедры, бакалавриат, специалитет и магистратуру, аспирантуру и докторантуру, конвенционную подготовку и систему непрерывной профессиональной переподготовки кадров  с одной стороны и научно-учебные суда, базовые лаборатории, тренажерные центры, студенческое КБ, малые предприятия, маркетинговый, инновационный, трансфера технологий и иные центры - с другой, включая ситуационный «Центр безопасности мореплавания». Развиваемый комплекс позволил за последние 2 года создать 4 малых инновационных предприятия, 9 курсантов Академии стали победителями всероссийского конкурса «У.М.Н.И.К», 3 группы сотрудников – победителями конкурса «СТАРТ».

Одним из важных преимуществ рассматриваемого комплекса является помимо объемно интегрированной структуры, его ассоциативная динамичность, позволяющая быстро развивать новые направления  с использованием создания различного рода ассоциаций и соответствующих режимов работы. В силу специфики ВУЗы Росрыболовства не могут быть отнесены ни к федеральным университетам, ни к исследовательским. Поэтому есть необходимость рассмотреть создание ВУЗов нового типа – «Морских академических (университетских) комплексов», в Калининградской области - БАРК.

Достоинством предлагаемой модели является реализация на базе БАРКа государственно - частного партнерства. Первыми шагами в этом направлении являются расширение сотрудничества между БГАРФ и «Рыбным портом», ПБСЗ «Янтарь», "Светловским судоремонтом", АтлантНИРО, Музеем Мирового океана. Из 15 предлагаемых на первом этапе основных структурных единиц БАРК сегодня реализованы с использованием технологии ассоциативного подхода 12; 3 – в стадии реализации. Юридическое оформление ассоциации дает возможность безарендного использования учебных и лабораторных мощностей и площадей по договоренности руководителей. Создаются единые службы ГО, трудоустройства, организации проведения конкурсов котировок и аукционов, по обмену ППС и др.

Обеспечивая комплексный подход  в современной логистике образовательного процесса при подготовке специалистов для рыбного комплекса Российской федерации, следует отметить несколько важных  моментов.

1. Рыбная отрасль и морская индустрия в целом предъявляет особые требования к организации подготовки кадров, важнейшими элементами которой являются помимо профессиональных знаний, высокая общая эрудиция, наличие обязательной практики на судах, повышенный уровень знаний иностранных языков, умение быстро принимать решение в экстремальных случаях. В связи с этим представляется необходимым при введении 2-х уровневой системы высшего образования в стране сохранение специалитета, так как 4-года, отведенные на подготовку бакалавра не позволяют готовить высококлассного специалиста для морской индустрии.

2.Весьма важно развитие в ВУЗах рыбной отрасли научной и инновационной среды,  технологической и тренажерной базы, отражающей современный уровень мирового судостроения и рыбохозяйственного комплекса, позволяющих готовить специалистов, соответствующих требованиям ведущей морской мировой державы XXI века, какой позиционируется Россия в Концепции долгосрочного развития на период до 2020 года. Морское образование, формируя морское сообщество страны, должно не только возродить лучшие отечественные традиции подготовки морских специалистов, но и стать одной из привлекательных сторон России в 21 веке.

3.Процессы развития образовательной системы морской индустрии и ускоренной модернизации технологической базы судостроительной отрасли, освоения новых технологий судостроения, строительство нового рыболовного флота и развитие современной логистики добычи, доставки,  переработки и поставки на мировой и внутренний рынок России рыбной и иной морепродукции должны протекать синхронно, генерируя синергетический эффект развития отрасли.

4. В рамках рыбной отрасли необходимо развитие крупных многоуровневых университетских (академических) комплексов, объединяющих рыбохозяйственные ВУЗы и СУЗы, НИИ и КБ, малые предприятия при ВУЗах, базовые кафедры и лаборатории на крупнейших преприятиях региона, микро-научно-производственные комплексы, восстановление специальных производственных училищ для подготовки рабочих (сварщиков, станочников, слесарей и т.п.) высокой квалификации.

5.Необходимо сохранение конкуренции между вузами страны, региона, так как монопольные тенденции, наблюдаемые  в организации федеральных университетов, могут существенным образом сказаться на развитии отраслевых вузов, а, следовательно, - на развитии конкретных производств, в частности, - в судостроительном и рыбохозяйственном комплексах Российской Федерации.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13052. Педагогические технологии опережающей подготовки специалистов 18.73 KB
  Развитие опережающего образования как перспективной системы. Основные положения Концепции непрерывного образования. Фундаментализация как предпосылка развития ноосферноопережающей модели образования. Реализация опережающего образования в условиях инновационного вуза.
16938. Новые стандарты подготовки специалистов для экономики 1.95 MB
  Красноярск Новые стандарты подготовки специалистов для экономики В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается на порядок повысить показатели инновационной активности в 2-3 раза поднять эффективность экономики в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Среди предпосылок имеющихся в России для реализации этой стратегии следует отметить:...
17261. Педагогические условия формирования социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов для учреждений дополнительного образования 128.61 KB
  Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране вызвали к жизни процессы диверсификации образования децентрализации системы управления изменили взгляды на ценности и цели парадигму образовательной деятельности. Актуальность данного исследования определяется потребностью практики образования в компетентном осуществлении прикладных исследований создания разработок позволяющих педагогу получить знания о новом образовательном продукте и...
16494. Новые тенденции в подготовке специалистов для высокотехнологичного сектора экономики (на примере междисциплинарной подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии) 12.23 KB
  Развитие наноиндустрии в тех объемах как они определены руководством страны и создание национальной нанотехнологической сети далее – ННС формируемой в соответствии с Президентской инициативой Стратегия развития наноиндустрии в качестве одного из факторов обеспечивающих развитие нанотехнологий в Российской Федерации предполагает значительное увеличение кадрового...
12477. Разработка комплекса мероприятий по улучшению подготовки сточных вод для заводнения ОПЗ 1.61 MB
  В результате предложен оптимальный комплекс мероприятий по предотвращению причины не качественной подготовки сточных путем смены внутреннего оснащения технологического резервуара и перевод его в статический режим во избежание закручивания тем самым всплытия капель нефти и механических примесей.
6755. Актуальные проблемы философии 46.1 KB
  Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том что философия является теоретическим мировоззрением предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки философия обобщает интегрирует иные науки но не поглощает их не включает в себя все научное знание не стоит над ним. Предмет и методы философии.
18350. Актуальные проблемы бюджетного устройства 107.13 KB
  Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта бюджета. Общие положения об исполнении бюджета. С учетом действующего законодательства рассмотреть основы планирования; разработки проектов бюджета и принципы рассмотрения бюджетов; процесс уточнения и корректировки бюджетов; общие положения об исполнении бюджета и процесс учета и отчетности. Поскольку бюджет является материальной основой жизнедеятельности государства изучение имеющихся положений структуры бюджета сегодня является наиболее востребованным...
20071. Актуальные проблемы налогового администрирования 86.16 KB
  Научной разработке теоретических основ системы налогового администрирования посвящено не одно исследование в рамках которых в той или иной мере внимание уделяется ее организационным технологическим функциональным аспектам. В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования. Разнообразие подходов к исследованию системы налогового администрирования обусловлено сложностью изучаемого объекта и отсутствием законодательного определения понятия налоговое администрирование.
13680. Актуальные проблемы психологии личности 58.32 KB
  Проблемы психологии личности мало изучены и исследованы, актуальность решения которых обусловлена методологией изучения влияния психологии как на структуру личности, так и на её развитие, учитывая индивидуально-психологические особенности и различные факторы влияния на личность.
18462. Актуальные проблемы исполнительного производства в гражданском процессуальном праве 122.63 KB
  Понятие и особенности исполнительного производства. Деятельность судебных исполнителей. Субъекты стадии исполнения судебных актов. Проблемы совершенствования механизма исполнения судебных актов. Неисполнение судебных решений...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.