НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В статье содержится описание понятия налогового стимулирования инновационной деятельности и факторов инновационной деятельности, а также выделяются особенности формирования государством системы ее налоговых стимулов.

2015-09-03

12.12 KB

13 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ  РОССИИ

О.Н.Ермоченко

К.э.н. доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета

В статье содержится описание понятия налогового стимулирования инновационной деятельности и факторов инновационной деятельности, а также выделяются особенности формирования государством системы ее налоговых стимулов.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс и продукт, налоги, налоговый стимул, фактор инновационной деятельности, наукоемкость, интеллектуальная емкость, капиталоемкость.

Состояние экономики России и прогнозные показатели ее состояния на ближайшие 10-20 лет говорят о том, что без инновационной составляющей предприятия не смогут конкурировать с зарубежными производителями, имеющими более высокие экономические показатели за счет внедрения новейших технологий. Учитывая данный факт, государство со своей стороны обязано оказывать поддержку развитию инноваций в стране. Причем таких инноваций, которые способствовали бы экономическому росту. Одним из самых действенных инструментов управления экономикой, которым обладает государство, является налогообложение.

«Налоги…играют стимулирующую роль, выражающуюся в применении системы налоговых льгот, вычетов, освобождении от налогообложения отдельных направлений деятельности, предоставлении отсрочек и рассрочек по налогам и кредитам, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита» [1, C. 18-19].

Несмотря на то, что одним из наиболее важных принципов, на основе которых функционирует система налогообложения страны, является принцип равенства, инновационная деятельность требует особых подходов к ее налогообложению, поскольку осуществляется под влиянием ряда факторов, недоучет которых объективно препятствует ее развитию.

В свою очередь понятие инноваций имеется в международном документе ОЭСР (1997 г) под названием «Руководство Осло» (The Oslo Manual), который был создан для унификации статистики по инновационному развитию: «Научно-технические инновации продукта и процесса: включают коммерчески реализованные (внедренные), технически новые продукты и процессы и значительные технические усовершенствования продуктов и процессов. «Внедренными» технически новые продукты и процессы считаются, если они появились на рынке – продуктовая инновация – или применялись в производственном процессе – инновация технического процесса. Научно-технические инновации продукта и процесса касаются научной, технико-технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности» [2, 47].

Налоговое стимулирование основывается на применении соответствующих стимулов, общепринятое понимание которых связано с их представлением как внешних раздражителей, побуждающих хозяйствующие субъекты к действию. В случае налогового стимулирования побуждение, мотивация к действию осуществляется посредством стимулов, позволяющих усовершенствовать налоговые отношения между государством и хозяйствующим субъектом, осуществляющим уплату налогов. Хозяйствующий субъект получает возможность снижения налогового бремени, упрощения порядка исчисления и уплаты налогов и, на этой основе, повышения эффективности своей деятельности; государство в качестве эффекта получает повышение масштабов и темпов экономического роста, его корректировку в требуемом направлении. Бизнес сообщество настаивает на том, что эффект от внедрения инновационных разработок в виде повышения ВВП, роста количества высокооплачиваемых специалистов компенсирует в будущем выпадающие доходы государства из-за предоставления различных налоговых преференций [3].

Характер применяемых при этом стимулов определяется объектом налогового стимулирования. Инновационная деятельность, связанная с необходимостью осуществления затрат, направляемых на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования, закономерно выступает особым объектом налогового стимулирования со стороны государства в силу свойственных только ей особенностей, недоучет которых в разрезе налоговых отношений тормозит ее развитие. При этом следует исходить из того, что только государство располагает комплексом мер прямого и косвенного воздействия на разработку и использование хозяйствующими субъектами научно-технического потенциала в интересах модернизации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Основное предназначение налоговых стимулов, применяемых государством в процессе налогового стимулирования инновационной деятельности, – выступать побудительной причиной к осуществлению субъектами хозяйствования инновационной деятельности в рамках действующего налогового законодательства. Конституционно закрепленная обязанность по уплате налогов, с одной стороны, создает опасность финансового ущерба для хозяйствующих субъектов посредством изъятия части доходов в виде обязательного взноса, потенциально снижая их возможности для осуществления затрат, объективно необходимых для осуществления инновационной деятельности. С другой стороны, налоговые стимулы могут перерастать в такие мотивы функционирования хозяйствующих субъектов, в рамках которых инновационная деятельность становится выгодной, поскольку в результате их использования происходит высвобождение финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации. В итоге налогообложение становится экономическим стимулом инновационной деятельности. При этом на первый план выступает научное обоснование применяемых государством налоговых стимулов, исключающее стимулы, имеющие случайный, произвольный характер и не обеспечивающие чувствительность к ним экономических субъектов, предполагающих осуществлять или уже осуществляющих инновационную деятельность.

Таким образом, сущность государственного налогового стимулирования проявляется в разработке органами управления налоговой системой научно обоснованных стимулов, повышающих мотивацию хозяйствующих субъектов к осуществлению инновационной деятельности в рамках действующего налогового законодательства через предоставление им возможности высвобождать финансовые ресурсы, необходимые для осуществления затрат инновационного характера.

Факторы инновационной деятельности, особенности формирования государством системы ее налоговых стимулов. 

Научное обоснование применяемых государством налоговых стимулов достигается установлением их четкой зависимости от вида и содержания факторов, выступающих причинами, объективно тормозящими ее осуществление на фоне слабости рыночных механизмов в процессах создания и коммерциализации инновационных продуктов как итога инновационной деятельности. Это придает налоговым процессам объединяющий экономические интересы всех участников инновационной деятельности характер в соответствии со стимулирующей ролью и задачами налоговой системы в современных условиях.

Основными факторами инновационной деятельности выступают ее наукоемкость, интеллектуальная емкость, капиталоемкость, высокие риски, долгосрочная окупаемость результатов, множественность форм реализации.

Высокая наукоемкость инновационной деятельности обусловлена необходимостью осуществления в ее рамках деятельности, направленной на получение новых знаний, в том числе в форме фундаментальных и прикладных научных исследований, а также на применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем.

Высокая интеллектуальная емкость инновационной деятельности определяется необходимостью привлечения для ее осуществления высококвалифицированных научных работников, профессионально занимающихся научной, научно-технической деятельностью, а также инженерно-технических работников, способствующих получению научного, научно-технического результата и его реализации.

Высокорисковый характер инновационной деятельности определяется неопределенностью рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект.

Фактор долгосрочной окупаемости получаемых результатов связан с инвестиционным характером инновационной деятельности и ее, как правило, необходимость освоения новых рынков. 

Инновационная деятельность характеризуется множественностью форм ее реализации, к числу которых, в первую очередь, относятся фундаментальные и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, создание предназначенной для реализации научной и (или) научно-технической продукции, ее внедрение, и коммерциализацию. Многоаспектность инновационной деятельности во многом обеспечивает ее высокую чувствительность к налоговым стимулам, поскольку высвобождение части своих доходов (прибыли) по любому из оснований обеспечивает приращение масштабов и темпов инновационной деятельности.

В таблице 1 представлены наиболее значимые факторы инновационной деятельности и соответствующие им налоговые стимулы, к которым целесообразно прибегать государству, стимулируя инновационную деятельность на микроуровне.

Таблица 1

Факторы инновационной деятельности и соответствующие им налоговые стимулы

Факторы инновационной деятельности

Налоговые стимулы инновационной деятельности, определяемые характером ее факторов

Высокая наукоемкость

Высвобождение через налогообложение финансовых ресурсов, необходимых для финансирования научной, научно-технической деятельности, экспериментальных разработок

Высокая интеллектуальная емкость

Высвобождение через налогообложение финансовых ресурсов, необходимых для эффективной системы материального стимулирования работников

Высокая капиталоемкость

Высвобождение через налогообложение финансовых ресурсов, необходимых для финансирования инновационных проектов, направленных на создание и организацию производства новой продукции, создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования, и пр.

Высокие риски

Высвобождение финансовых ресурсов через учет в налогообложении неопределенности рыночных перспектив инновационных проектов, возможных потерь вложенных в их реализацию ресурсов

Долгосрочная окупаемость результатов

Высвобождение финансовых ресурсов через учет в налогообложении реального срока получения экономического эффекта от мероприятий по осуществлению инновационных проектов и коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов

Множественность форм реализации

Высвобождение финансовых ресурсов через учет в налогообложении особенностей фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и экспериментальных разработок, создания предназначенной для реализации научной и (или) научно-технической продукции, внедрения инноваций и их коммерциализации

Ориентация государства на представленные в таблице 1 факторы инновационной деятельности позволяет объективизировать процесс разработки налоговых стимулов на уровне государства, обеспечивая чувствительность к ним участников инновационной деятельности.

Исследование современной практики государственного налогового стимулирования инновационной деятельности в России, внесение в нее изменений, позволяющих обеспечить повышение эффективности государственного регулирования инновационной деятельности на основе научного обоснования применяемых в ходе его реализации стимулов и методов, представляет собой актуальную задачу, решение которой будет способствовать достижению целей инновационного развития страны в долгосрочной перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вылкова Е. Налоговое планирование/ Е. Вылкова, М. Романовский. -СПб.: Питер, 2004. – 634 c.

2. OECD/EUROSTAT. Oslo Manual. OECD. Paris. 1997.

3. Бизнесмены давно нашли резервы для налогового маневра // Независимая газета. – 12.04.2012. - URL: http://www.ng.ru/economics/2012-04-12/4_biznes.html (дата обращения: 18.04.2012).

4. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. – Н.И. Иванова. – М: ИМЭМО РАН, 2009. – 160 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
5393. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XXI В.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 238.74 KB
  Теоретико-методические основы инновационного развития внешней торговли в современных условиях глобализации Экономическая сущность внешней торговли государства виды формы направления развития Взаимосвязь и взаимообусловленность инноватизации внешней торговли и инновационных процессов национальной экономики в условиях глобализации...
16106. Анализ институционального обеспечения инновационного развития России: политика прошлого десятилетия 9.69 KB
  В России накоплен уже немалый опыт по формированию институциональной поддержки инновационной деятельности: за последнее десятилетие законодательная база в этой области была значительно расширена и откорректирована. Ее в частности пополнили и концептуальные документы: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу2; Основные направления политики...
16851. Мегаполисы как точки инновационного роста в экономике России 9.1 KB
  Формирование инновационной экономики – важнейшая задача современно этапа экономического развития нашей страны. Ни по инновационной активности предприятий ни по объемам внедрения научно-технических разработок крупные города в том числе Москва не превосходят средние показатели по стране. В Москве эти направления работы городской администрации обобщены в рамках единой целевой программы создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг. Прежде всего в ней выделены приоритетные направления инновационной деятельности которые...
16710. Тенденции инновационного развития российской экономики 14.34 KB
  Тенденции инновационного развития российской экономики Одним из ключевых факторов обусловивших в последние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике стало повышение экономической роли инноваций. В Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации КДР заявлены весьма амбициозные цели – сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран кратное увеличение производительности труда завоевание новых позиций на мировых рынках достижение...
16697. Формирование инновационного законодательства как инструмент модернизации экономики России 9.2 KB
  Развитие общества в современных условиях так или иначе связывается с активизацией инновационной деятельности которая охватывает собой процессы создания и внедрения в жизнь прогрессивных нововведений в различных областях общественной жизни. Право будучи всеобщим универсальным регулятором общественного развития способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Суть инновационной функции права в концентрированном виде может быть обозначена следующим образом: правовые предписания должны всячески...
16164. Теоретико-методологические вопросы формирования малого инновационного предпринимательства в России 74.12 KB
  Объемы деятельности малых инновационных предприятий по отраслям хозяйствования. год Кол-во малых инновационных предприятий Отрасли хозяйствования Объемы деятельности млн. Развитие в промышленности инновационных малых предприятий имеет важное стратегическое значение так как в России неуклонно растет потребность в принципиально новых технологиях товарах и материалах формируя устойчивую потребность в непрерывном инновационном развитии промышленности. Несмотря на масштабы нашей страны можно предположить что инновационных компаний доживших...
16600. Сценарии инновационного развития российского инфокоммуникационного сектора 199.63 KB
  Для развития сетей мобильной передачи данных четвертого поколения в России была выбрана технология Long-Term Evolution LTE. На сегодняшний день технологий LTE только начинает получать массовое распространение. В мире пока работает порядка 90 коммерческих сетей LTE запущенных в 45 странах.
16110. МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ 17.34 KB
  Современные кризисные условия развития экономики предъявляют серьезные требования к деятельности строительных организаций. В связи с этим возникает необходимость в обеспечении инновационного развития строительного комплекса СК на уровне региона для повышения устойчивости и конкурентоспособности строительных предприятий удовлетворения платежеспособного спроса на современную строительную продукцию. Инновационная стратегия – это комплекс мер и...
16468. Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития 12.51 KB
  В Канаде размер налогового кредита для научных затрат составляет 35 на первые 2 млн. Отсрочка налогообложения применяется для решения проблем возникающих у компаний расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования но не получающих пока прибыли достаточной для использования налоговых льгот в полном объеме. В последнее время правительства развитых стран особенно членов Евросоюза усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям прежде всего...
16173. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 13.58 KB
  Главной целью развития национальной экономики является наиболее полное удовлетворение растущих потребностей общества. Эффективное и динамичное развитие строительной сферы неразрывно связано с формированием современного инновационного сектора обеспечивающего его научно-техническое развитие на коммерческой основе. Формирование механизма инновационного развития регионального строительного комплекса должно реализовываться через создание развитой...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.