Подготовка кадров предприятий Нижневолжского речного пароходства на этапе коренного перелома в Великой Отечественной войне

За время Сталинградской битвы произошло значительное сокращение численности коллектива Нижневолжского речного пароходства НВРП поэтому в первый период восстановления предприятий речного хозяйства Нижней Волги и подготовки к навигации 1943 г. на флоте и пристанях НВРП насчитывалось 4548 речников но этого и тогда было недостаточно. Так в результате проведенных мер к навигации недостаток по транзитному флоту...

2015-09-03

11.32 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Гоманенко Олеся Александровна

Волгоградский государственный университет

г. Волгоград

Подготовка кадров предприятий Нижневолжского речного пароходства на этапе коренного перелома в Великой Отечественной войне

За время Сталинградской битвы произошло значительное сокращение численности коллектива Нижневолжского речного пароходства (НВРП), поэтому в первый период восстановления предприятий речного хозяйства Нижней Волги и подготовки к навигации 1943 г. чрезвычайно трудно проводилась организация работы с кадрами.

На 1 августа 1942 г. на флоте и пристанях НВРП насчитывалось 4548 речников (но этого и тогда было недостаточно). По результатам учета на 1 марта 1943 г. численность их сократилась в два раза. Однако, если флот в большинстве своем не прекращал работы в период Сталинградской битвы и за это время плавательский состав (плавсостав) уменьшился на 23%, то порты и пристани утратили почти весь личный состав рабочих и к началу весны осталось лишь около 8%1. Количество речников также уменьшилась и в результате эвакуации.

Для увеличения штата привлекались пенсионеры и вторые члены семей речников, инвалиды Великой Отечественной войны. Проводился и свободный наем, и мобилизация не работавшего трудоспособного населения. Кроме этого, происходили внутренние перемещения и перераспределение инженерно-технических и квалифицированных рабочих между пароходствами. В соответствии с Приказом Наркомата речного флота (НКРФ) от 21 апреля 1943 г. на штатных должностях использовались практиканты школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленных училищ, техникумов и институтов. Так, в результате проведенных мер к навигации недостаток по транзитному флоту НВРП сократился почти в три раза2.

Подготовка новых кадров, в т.ч. поступавших по мобилизации для работы и восстановления речной инфраструктуры Нижней Волги, а также штатных сотрудников пароходства в 1943 г. имела свои особенности и проводилась в два этапа: с конца 1942 г. до начала навигации 1943 г. и в течение навигации.

На первом этапе, в конце 1942 г. и в первом квартале 1943 г., основное внимание было уделено обучению, а также повышению квалификации навигационных кадров с целью подготовки необходимого минимального количества работников разных профессий к открытию навигации3. Работа эта проходила в сложных условиях разрушенного хозяйства, недостатка преподавателей и набора учащихся, отсутствия учебных пособий. В итоге неимоверных усилий руководства НВРП массовыми специальностями овладело достаточное количество речников – 662 человека (309 плавательскими, 353 пристанскими), среднетехническими на краткосрочных курсах – 291 человек комсостава флота4. К тому же на судоремонтных предприятиях было организовано обучение рабочих заводов (для увеличения их численности в зимний период внутри предприятия).

На втором этапе подготовки работников НВРП, в период навигации, работа по обучению кадров шла по нескольким направлениям: подготовка и повышение квалификации плавсостава в течение 1943 г., так же как и новых рабочих для промышленных предприятий (промпредприятий) на зимнее время 1943/44 г.; одновременно плавсостав овладевал судоремонтными специальностями непосредственно на судах. Кроме того, спецификой Нижневолжского пароходства в подготовке кадров в 1943 г. являлась организация обучения новых и штатных рабочих строительным профессиям.

Подготовка новых рабочих и повышение квалификации работников флота проводилась методом индивидуального практического обучения непосредственно на рабочем месте. Это делалось для того, чтобы укомплектовать каждое судно и создать некоторые резервы учеников для замены выбывавших, вследствие высокой текучести кадров. В течение навигации таким путем было подготовлено 367 человек и еще 145 находилось в стадии обучения.

Широкое распространение получил метод повышения знаний по программе технического минимума непосредственно на судах во время плавания, однако не везде он эффективно работал. В НВРП из плавсостава таким образом обучалось 666 речников. Весь выпуск по техминимуму составил 1095 человек. Всего в 1943 г. с помощью индивидуального обучения и техминимума для флота было подготовлено 1462 человека5.

Повышение квалификации рядового и командного состава флота проводилось в связи с тем, что в течение войны массовый прием на работу людей со стороны, не имевших отношения к водному транспорту, в целом ухудшил качественный состав флота. Так, из 358 человек комсостава транзитного флота НВРП меньше половины (154 человека) имели среднетехническое образование, остальные были опытными практиками без соответствующих документов на право управления судном6.

За навигацию 1943 г. основная часть (293 из 358 человек) комсостава транзитного флота НВРП была аттестована Государственной квалификационной комиссией, еще 39 речников прошли курсовую подготовку7. Также для получения специального среднетехнического образования Управление пароходства впервые за годы войны направило 42 человека комсостава флота на отделения стажистов при волжских речных техникумах. В результате этих мероприятий в течение навигации потребность в кадрах была удовлетворена, несмотря на недостаток по местному флоту, особенно Астраханскому, работавшему на двухсменной вахте8. Большинство же судов работало при трехсменной вахте. Периодически лоцманы и штурманы НВРП использовались смежными волжскими пароходствами для сопровождения караванов и проводки судов не только в границах Нижней Волги, но и в верхнем течении реки.

За 1943 г. судоремонтными профессиями овладело 612 речников (на 20% меньше, чем в предыдущую навигацию), еще 182 были переданы для обучения на заводы на зимний период9. Это нововведение имело целью сохранить работников плавсостава к навигации 1944 г. и подготовить таким специальностям, которые приобрести на корабле нельзя или нецелесообразно. Иногда обучение на судах носило формальный характер из-за отсутствия необходимой производственной базы10.

Подготовка новых кадров непосредственно для заводов и мастерских затруднялась по причинам плохого оборудования цехов, отсутствия помещений, инструментов и материалов, а также опытных преподавателей и пособий. С помощью индивидуального обучения подготовлено было 309 специалистов массовых профессий и еще 216 проходили учебу. Техминимумом овладел 141 человек, повысили свою квалификацию 130 заводских рабочих. Всего промпредприятиями НВРП было получено 580 подготовленных работников для нормального проведения зимнего судоремонта, за исключением нехватки квалифицированных котельщиков и кузнецов11.

Еще одним направлением в подготовке кадров НВРП в 1943 г. являлась организация обучения новых и штатных рабочих пароходства строительным профессиям. Строительное Управление НВРП, созданное после Сталинградской битвы для восстановления разрушенного речного хозяйства, нуждалось в огромном количестве рабочей силы. Наряду с черкасовскими бригадами возникли аналогичные коллективы речников разной квалификации. Так, по Сталинградскому порту было организовано 20 таких бригад (360 человек)12.

В течение 1943 г. для работы в портах и на восстановление НВРП поступало трудоспособное население по мобилизации13. Постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) из Наркомата обороны было выделено более 1000 человек, еще 1000 была направлена из районов Сталинградской области14. Однако часть мобилизованных пришлось откомандировать обратно из-за непригодности к физическому труду15. Рабочей силы не хватало. На 1 июля Стройуправление обеспечено было кадрами на 50%. Из-за недостатка работников и для быстрейшего восстановления НВРП вводился 11-часовой рабочий день.

Из 910 работников Стройуправления НВРП основную массу (83%) составляли неквалифицированные рабочие16. Подготовка как новых кадров, поступавших по мобилизации, так и работников пароходства велась с помощью индивидуально-бригадного обучения. За 1943 г. был подготовлен 91 строитель, продолжали учебу еще более 120 человек, в т.ч. 87 рабочих и служащих НВРП17. Однако проводимая подготовка не восполняла недостаток в строительных специалистах.

Помимо вышеуказанных видов обучения для улучшения подготовки кадров в августе 1943 г. по постановлению ГКО часть училищ и школ трудовых резервов была реорганизована в специальные ремесленные училища и школы ФЗО речного флота. В НВРП открылись три школы ФЗО на заводах им. Урицкого, Красноармейском и Владимировских мастерских, где обучалось 557 человек. Еще 215 человек проходило подготовку в ремесленном училище Сталинградского завода18.

Однако существовали серьезные недостатки в работе этих учебных заведений. В школах ФЗО и ремесленных училищах (РУ) не хватало инструментов. Не все учащиеся были снабжены спецодеждой. Кроме того, зачастую учеников нерационально расставляли на производстве (завод им. Урицкого).

За 1943 г. УНВРП получило 236 выпускников школ ФЗО. В 1944 г. школами ФЗО и РУ Нижневолжского пароходства было подготовлено уже около 700 человек19. Кроме того, по приказу НКРФ в 1943 г. была организована подготовка воспитанников-юнг, по НВРП утвержденный контингент составлял 170 человек. Летом они проходили обучение на судах. В зимнее время размещались в интернате в Астраханском порту и занимались в общеобразовательной школе Наркомата просвещения, а практиканты участвовали в судоремонте20. До 1 января 1944 г. удалось набрать и распределить по судам транзитного флота 47 юнг (в навигацию 1944 г. их численность увеличилась на треть до 150 человек, в т.ч. 75 юнг судоводителей и 75 механиков)21.

Таким образом, всего в течение 1943 г. в НВРП для флота, пристаней, промпредприятий и строительно-восстановительных работ прошло обучение около 4000 человек. Следует заметить, что на протяжении всего года происходило как увеличение коллектива пароходства вследствие привлечения новых кадров, в т.ч. мобилизации, так и сокращение из-за высокой текучести. Несмотря на все проводимые Управлением НВРП меры по привлечению и сохранению кадров, проблема обеспечения пароходства рабочими сохранялась до конца войны.

1


ПРИМЕЧАНИЯ


Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. Р-1491. Оп. 1. Д. 33. Л. 3 – 3 об.

2 Там же. Л. 4.

3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9469. Оп. 6. Д. 47. Л. 65 об.

4 ГАВО. Ф. Р-1491. Оп. 1. Д. 33. Л. 6 об.

5 Там же. Л. 7 об.

6 Архив Волгоградского речного порта. Оп. 23. 1942 – 1943 гг. Л. 10 – 11.

7 ГАВО. Ф. Р-1491. Оп. 1. Д. 33. Л. 5 – 5 об.

8 Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 2353. Оп. 4. Д. 4. Л. 6.

9 РГАЭ. Ф. 9469. Оп. 6. Д. 47. Л. 66.

10 Там же. Оп. 5. Д. 11. Л. 9.

11 ГАВО. Ф. Р-1491. Оп. 1. Д. 33. Л. 7, 8 – 8 об.

12 Там же. Д. 14. Л. 14 об.

13 Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 71. Оп. 2. Д. 125. Л. 31 об.; Д. 130. Л. 128.

14 ГАВО. Ф. 2653. Оп. 2. Д. 10. Л. 9.

15 РГАЭ. Ф. 9469. Оп. 5. Д. 11. Л. 9; Оп. 6. Д. 47. Л. 65 об.

16 ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 110. Л. 22 – 23.

17 ГАВО. Ф. Р-1491. Оп. 1. Д. 33. Л. 9.

18 РГАЭ. Ф. 9469. Оп. 6. Д. 47. Л. 66 об.

19 ГАВО. Ф. Р-1491. Оп. 1. Д. 33. Л. 10 об. – 11.

20 Там же. Л. 12.

21 РГАЭ. Ф. 9469. Оп. 6. Д. 72. Л. 59.

PAGE  1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2880. еликая Отечественная Война. Период коренного перелома. (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.) 5.34 KB
  Курская битва 5 июля 23 августа 1943 г. Битва за Днепр Сентябрьноябрь 1943 г. Сталинградская битва Рубеж Сталинградская битва. Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 г.
4746. Завершение Великой Отечественной войны 491.52 KB
  Наши ровесники в период Великой Отечественной войны отдали все свои силы для разгрома фашистской Германии, преградили путь фашизму и спасли народы нашей общей Родины от порабощения. В настоящее время фашизм вновь поднимает голову, активно ведется националистическая пропаганда
1414. Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны 83.39 KB
  Бронетанковые силы Западных держав в предвоенный период. Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны. В войнах прошлого подвижность и маневренность войск полностью зависела от физических возможностей человека и коня а...
19421. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) 25.77 KB
  Развитие права в военное время. Введение Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права Советского государства в период Великой Отечественной войны которая была тяжелейшим испытанием для Советского государства.
21552. Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени 25.21 KB
  В соответствии с указом ВПС СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены указанные категории заключённых с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию. В целях пресечения подобных действий и укрепления дисциплины в лагерях и колониях в феврале 1942 года была введена Инструкция о режиме содержания и охране заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время. Основной задачей ГУЛАГа НКВД СССР в годы войны являлось...
16193. .О. Добрякова И.Н. ВЗФЭИ Москва Подготовка и переподготовка кадров для бизнеса в условиях кризиса В у 12.08 KB
  ВЗФЭИ Москва Подготовка и переподготовка кадров для бизнеса в условиях кризиса В условиях экономической нестабильности проблема подготовки и переподготовки кадров беспокоит как представителей бизнеса так и представителей образования и науки. Ценность работника как носителя человеческого капитала существенно зависит от качества полученного образования. В концепции человеческого капитала разработанной в рамках ЮНЕСКО подчеркивается что качество человеческого капитала оказывает прямое влияние на экономический рост государства и что...
1418. Беларусь в первой мировой войне 102.54 KB
  Первые боевые действия на территории Беларуси Военные действия на территории Беларуси в начальный период войны Военная кампания 1916-1917 гг. Заключение Брестского мира Окончание первой мировой войны и ее итоги для Беларуси Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Изучение первой мировой войны не утратило своей актуальности и в наши дни ибо оно непосредственно связано с решением одной из самых важных проблем современности проблемой войны и мира. Политика германского империализма в Беларуси...
17263. РОССИЯ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914-1918 ГОДАХ 24.57 KB
  Освоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое — это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной.
14490. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОКУНЯ РЕЧНОГО (PERCA FLUVIATILIS LINNAEUS) ИЗ РЕКИ ХОДЗЬ 659.52 KB
  Для достижения целей были поставлены следующие задачи: Определение возрастного и полового состава окуня речного; Определение линейномассовых характеристик; Изучение роста по возрастным группам; Исследование характера питания; Физиология особей упитанность анализ ЖКТ...
2902. Деятели Великой Французской революции о революционной диктатуре и терроре 17.81 KB
  Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции в число которых может попасть почти каждый. Уже здесь в этих словах они из Цепей рабства содержится в зародыше та идея выдвижения народного трибуна или установления диктатуры на древнеримский манер которую Марат особенно настойчиво развивает и пропагандирует в годы революции. Не исключено правда что в борьбе с врагами революции придется сначала разоблачать и осуждать их происки использовать против них легальные средства.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.