Москва Проблемы эффективности государственного регулирования в период кризиса.

Кризисное состояние российской экономики является не только платой за интеграцию в мировую экономику включая падение экспортных цен на энергоносители расходы на импортируе-мую продукцию плату за внешние заимствования сокращение экспорта российской продукции в связи с падением мирового спроса международные валютные бифуркации в связи с очевидной долларизацией российской экономики отток из страны иностранного капитала но и обострением в условиях кризиса накопившихся за предшествующие десятилетия внутрироссийских экономических проблем –...

2015-09-03

9.61 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Воробьев Юрий Федорович

Доктор экономических наук, профессор,

Институт экономики Российской Академии Наук г. Москва

Проблемы эффективности государственного регулирования в период кризиса.

Исходным пунктом в оценке эффективности деятельности государства является сопоставление приоритетных целей и конкретных мер антикризисной политики с теми результатами, которые были достигнуты в острой фазе современного кризиса и в начале наступившей относительной стабилизации. Речь идет о таких приоритетных направлениях, подкрепленных соответствующими финансами и экономическими механизмами, как выпол-нение принятых социальных обязательств, сохранение и модернизация промышленного по-тенциала, активизация внутреннего спроса, таргетирование инфляции, поддержка банковс-кого сектора, снижение административных барьеров для бизнеса и стимулирование иннова-ций, создание условий для реализации задач перспективного развития. Наряду с выбором стратегических целей не менее важны тактические меры и экономические решения оперативного характера, учитывая фактор времени в условиях кризиса, ибо не принятые меры именно сегодня, могут оказаться завтра уже бесполезными. Запаздывание с осущест-влением регулятивных мер приводит к сужению ресурсной базы. Перерастание потрясения мировой финансовой системы в общеэкономическую рецессию, в том числе и в России, свидетельствует о возрастании широкого спектра рисков как на фондовых и товарных рынках, так и в сферах производства, потребления и валютного регулирования. Кризисное состояние российской экономики является не только платой за интеграцию в мировую экономику, включая падение экспортных цен на энергоносители, расходы на импортируе-мую продукцию, плату за внешние заимствования, сокращение экспорта российской продукции в связи с падением мирового спроса, международные валютные бифуркации в связи с очевидной долларизацией российской экономики, отток из страны иностранного капитала, но и обострением в условиях кризиса накопившихся за предшествующие десятилетия внутрироссийских экономических проблем – общего отставания обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, структурных деформаций, низкой инновационной активности. Если преодоление финансового кризиса в России тесно связано с изменением мировой конъюнктуры и, следовательно, в значительной мере с влиянием внешних факторов (мировые цены на энергоресурсы, валютные курсы, долговые обязательства и т.п.), то общеэкономический спад обусловлен не только финансовым импульсом, но и в определяющей степени всей совокупностью негативных факторов предшествующего развития национальной экономики, включая проблемы модернизации, импортозамещения, диверсификации экономики, что требует целого комплекса мер текущего и перспективного характера, ибо не являются лишь следствием финансового кризиса. Отсутствие четкого разделения принимаемых антикризисных краткосрочных мер и долговременных экономических решений, в том числе и законодательного оформления, касающегося налоговой сферы, торговли, конкуренции, приводит к снижению эффективности выбора принимаемых решений.

В числе антикризисных мер антиинфляционной политике отводится одно из центральных мест, поскольку раскручивание инфляции расшатывает экономику, снижает эффективность принимаемых решений и чревато усилением социальной напряженности вследствие роста потребительских цен и обесценивания сбережений граждан.

Констатируя влияние на динамику инфляции немонетарных и монетарных факторов, в условиях кризиса последние становятся более актуальными, поскольку, например, структурные сдвиги или изменения в уровне производительности труда требуют достаточно длительного времени. Однако оперативный характер монетарных мер еще не свидетель-ствует об их реальной эффективности. В предшествующие кризису годы удавалось удерживать значение инфляции на уровне 11-12% (в 2010 г. прогнозируется снижение) путем аккумуляции растущих доходов от сырьевого экспорта в резервных фондах, гибкой курсовой политики и мягких ограничений бюджетных расходов. Государственное регули-рование количества денег в экономике, валютного курса, инфляции в условиях кризиса направлено на сохранение стабильности макроэкономики с учетом финансовой глоба-лизации, межстрановой мобильности капиталов. В результате резкого сокращения доходов от экспорта нефти и соответственно бюджетной базы государственная поддержка адресуется лишь наиболее приоритетным инвестиционным проектам и за счет накопленных государственных резервов страхования компаний и банков.

Все виды государственной поддержки, направленные в банковскую сферу, малый и средний бизнес и в аграрный сектор экономики, в том числе в кредитные учреждения, финансирующие сельское хозяйство, субсидии отдельным компаниям и предприятиям и др. означают дополнительное вливание денежной массы. Но при этом нельзя не учитывать возросший отток капиталов за рубеж и резкое сокращение привлечения банками зарубеж-ных капиталов, сокращение государственных расходов, обострившиеся проблемы в кредитовании реального сектора – все эти факторы оказывают в итоге противоречивое влияние на динамику инфляционных показателей. Опираясь на достаточно крупные золотовалютные резервы Центральный банк удерживает курс рубля от резких колебаний. Осуществленная в течение нескольких месяцев плавная девальвация рубля стимулировала экспорт сырьевых ресурсов и, прежде всего, энергоресурсов и благотворно повлияла на производство, связанное с импортозамещением. Если высокие цены на нефть в годы, предшествовавшие кризису, стимулировали увеличение государственных расходов, то с падением цен на нефть остро был поставлен вопрос о сокращении бюджетных расходов. Если цены на продовольствие растут на мировых рынках и в период кризиса, то растет цена и на импортируемое продовольствие. Таким образом, внешние факторы существенно влияют на уровень и на  темп инфляции внутри страны. Весьма тревожны стагфляционные признаки, проявляющиеся в высоком уровне инфляции при вызванном кризисом сокраще-нии производства в 2009 году– 6% до 8% по прогнозной оценке Министерства экономичес-кого развития. Однако система антиинфляционных мер и в условиях кризиса отнюдь не ограничивается стерилизацией избыточной денежной массы, хотя при этом не менее важно не затромбировать финансовые потоки, ибо спектр решений не включает обеспечение со стороны государства конкурентных условий и преодоления монополизма и неоправданного контроля над ценами и тарифами в первую очередь естественных монополий, регулирова-ние импортных и экспортных пошлин, сокращение внешних заимствований компаний и банков с государственным участием и др. При этом монетизация ВВП составила на конец 2007 года – 40,2%, а с учетом прогнозируемого темпа роста денежной массы М2 к концу 2011 года монетизация ВВП составит 50% ВВП. При всей условности данного прогноза можно констатировать, что более глубокие причины инфляции заключаются не столько в абсолютном избытке денежной массы в экономике, а в неэффективности и неоптимальности производства, денежно-кредитной политики и недостаточного развития банковского сек-тора. Однако понятна и зависимость динамики инфляции внутри страны от глобальных факторов. Антиинфляционной мерой является укрепление рубля. Но эта мера должна быть компенсирована повышением производительности труда и качества продукции и, тогда она не окажет антистимулирующего воздействия на экспортеров и их конкурентоспособность. Проблематичность данной меры совершенно очевидна, учитывая ограничения в условиях кризиса по улучшению качества экономической динамики. Высокий уровень инфляции в кризисных условиях сочетается со спадом производства, с ухудшением мировой конъюнк-туры, с дополнительным масштабным вливанием ликвидности и в то же время с дефицитом денежных ресурсов в основных сферах хозяйства, с оттоком капиталов и сокращением национальных резервов, с необходимостью выполнения социальных обязательств государства. Сама инфляция, плюс инфляционные ожидания дестабилизируют экономику, ослабленную кризисом, подрывают инвестиционные процессы, расшатывают  финансово-кредитную сферу, обесценивают накопления граждан.

К числу текущих и особенно перспективных задач, относятся технологическая модернизация производства и эффективная перестройка структуры экономики, но при этом приходится принимать во внимание спад производства, снижение инвестиционной активности и внутреннего спроса, возрастание рисков на фондовых, товарных и валютных рынках и, особенно, в  сфере банковского кредитования, расшатывающих взаимодействие

финансового и реального секторов экономики. В большей степени, на наш взгляд, следует ориентироваться на обеспечение макроэкономической стабилизации и подготовку усло-вий для будущего радикального обновления экономического потенциала в посткризисный период. Приоритетные направления развития целесообразно осуществлять в выборочном режиме. Если результаты деятельности государства в стабилизации банковской системы можно оценить позитивно, то очевидна недостаточность государственного влияния на развитие реального сектора экономики. Так, за первое полугодие ВВП сократился на 11% и некоторое оживление экономической активности в третьем и четвертом квартале 2009 года далеко не компенсирует масштабы столь значительного спада производства. Факти-чески не реализованы те задачи, которые ставились перед рядом госкорпораций, что при-вело к признанию нерациональности данной структурной организации по ряду направле-ний. Приходится констатировать распыление инвестиционных ресурсов при одновремен-ных ограничениях долгосрочного банковского кредитования предприятий и компаний, рискованность которого обусловлена не только высокими процентами, но и низкой рен-табельностью производственного сектора экономики. Таким образом, проблемы развития экономики не решаются точечными решениями, поскольку имеют системный характер. Учитывая имеющиеся возможности форсированного выхода из рецессии, следует акти-визировать формирование законодательной базы налогового регулирования, стимулирую-щего инвестиционную деятельность. На данном этапе совершенствование перспективного правового регулирования имеет не меньшее значение, чем точечная поддержка отдельных предприятий и компаний. В условиях выхода из рецессии вновь возникает вопрос о пределах государственного вмешательства в экономику и о новых ограничениях государственного регулирования с целью предоставления более широких возможностей для предпринимательской активности, формирования соответствующей общественной среды для поддержки инновационной ориентации предпринимательских структур.

Антикризисные меры правительств развитых и крупных развивающихся стран, направленные на поддержку финансовых институтов и отдельных производственных компаний, сопровождаются вмешательством государства в их деятельность в различных формах - от санации процедур банкротства и усиления контроля до национализации. Таким образом, активизация вмешательства государства с его распределительными и перераспределительными функциями в условиях кризиса, представляет собой обще-мировую тенденцию и в определенной степени компенсирует «провалы» рынка и обеспечивает относительную стабилизацию экономической системы. Эта тенденция повышения роли государства в реальном секторе экономики проявилась и в осуществлении крупных национальных проектов с участием государства и частного бизнеса.



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16219. -ве РФ Москва Проблемы совершенствования регулирования мирового финансового рынка Бурный рост миро. 14.34 KB
  Финансовая академия при Пр-ве РФ Москва Проблемы совершенствования регулирования мирового финансового рынка Бурный рост мирового финансового рынка в докризисный период привел к возникновению на нем ряда новых явлений таких как: функциональная интеграция участников и новые глобальные игроки финансовые конгломераты хедж-фонды суверенные инвестиционные фонды разработка сложных инновационных инструментов усиление взаимосвязей между сегментами финансового рынка преобладание спекулятивных виртуальных сделок и снижение воспроизводственной...
16313. -американских отношениях в период кризиса. 13.52 KB
  США демонстрирует некоторые успехи по выходу из кризиса. Скорее всего в ближайшие несколько кварталов показатель роста ВВП США будет положительным но затем темпы роста американской экономики вновь начнут замедляться. В нынешней переживающей глубокие и сложные изменения международной обстановке и на фоне дальнейшего углубления и распространения международного финансового кризиса ответственность Китая и США за обеспечение мира и стабильности еще больше возрастает. За три десятилетия Китай и США перешли от изоляции и конфронтации к диалогу и...
16193. .О. Добрякова И.Н. ВЗФЭИ Москва Подготовка и переподготовка кадров для бизнеса в условиях кризиса В у 12.08 KB
  ВЗФЭИ Москва Подготовка и переподготовка кадров для бизнеса в условиях кризиса В условиях экономической нестабильности проблема подготовки и переподготовки кадров беспокоит как представителей бизнеса так и представителей образования и науки. Ценность работника как носителя человеческого капитала существенно зависит от качества полученного образования. В концепции человеческого капитала разработанной в рамках ЮНЕСКО подчеркивается что качество человеческого капитала оказывает прямое влияние на экономический рост государства и что...
16340. -ВШЭ Москва Анализ инвестиционного поведения нефтегазовых компаний в условиях экономического кризиса . 188.29 KB
  Протасов младший эксперт департамента энергетики Института энергетики и финансов студент ГУ-ВШЭ Москва Анализ инвестиционного поведения нефтегазовых компаний в условиях экономического кризиса В настоящее время наиболее важной задачей правительств всех стран мира является противодействие экономическому кризису.3 Поэтому цель настоящего исследования – определить механизм влияния экономического кризиса на инвестиции нефтегазовых компаний в мире. Для достижения цели: выявлены факторы влияющие на инвестиции компаний отрасли;...
16136. Особенности бюджетной политики в период кризиса 14.99 KB
  аудитор Счетной палаты РФ Москва Особенности бюджетной политики в период кризиса Характерной особенность нынешней бюджетной политики является то что она по сути находится на изломе своего вектора развития: от профицитного бюджета к дефицитному. В эти годы не многого удалось достичь для того чтобы уменьшить зависимость российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы. Что же касается зависимости российского реального сектора от банковских кредитов то здесь ситуация несколько иная чем в западных экономиках. Но...
5007. Процесс переживания жизненного кризиса в период с 27 до 32 лет 68.68 KB
  Процесс развития продолжается на протяжении всей жизни как в детском так и во взрослом зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы успехи и неудачи самопознание и самосовершенствование поиски смысла жизни и пути их достижения надежды и разочарования конфликты и их разрешение в семье на работе в межличностных отношениях. В процессе переживания кризиса происходит изменение отношения к жизни взглядов...
13480. Государственного строя Англии в период абсолютизма 33.51 KB
  Наконец в противовес склонности Якова I рассматривать права и вольности общин олицетворяемые привилегиями парламента в качестве дарованной и временной уступки со стороны короля ограничившей действие этих прав сроком заседаний каждого данного парламента Апология напротив рассматривала их в качестве исконного изначального своего права подтвержденного Великой хартией вольностей и другими...
21565. Социальная политика организации в период экономического кризиса 17.8 KB
  Одни считают что социальная политика предприятия – локальный нормативный акт компании определяющее концепцию стратегию и принципы принятия решений в процессах нематериальной и материальной мотивации персонала компании. Социальная политика организации должна решать ряд задач: Повышение привлекательности компании на рынке труда привлечение квалифицированных специалистов. Следует разделять следующие виды социальных программ компании: Материальные социальные программы – социальные программы в результате применения которых работник получает...
16372. .А. ИЭ РАН Москва Государственные механизмы регулирования эмиссий парниковых газов в корпоративном секто. 33.49 KB
  ИЭ РАН Москва Государственные механизмы регулирования эмиссий парниковых газов в корпоративном секторе экономики. Для борьбы с глобальными изменениями мировое сообщество поддержало идею организации международного рынка прав на загрязнение с целью более эффективного снижения эмиссий. Мировой кризис привел к снижению уровня производства а следовательно к сокращению эмиссий парниковых газов ПГ без соответствующих усилий со стороны государств взявших на себя обязательства в рамках Киотского протокола. Существующие прогнозы показывают...
16212. .Москва Противоречия регулирования рынка биржевых услуг: американский и европейский опыт Экономичес. 19.12 KB
  Москва Противоречия регулирования рынка биржевых услуг: американский и европейский опыт Экономическая наука утверждает что для нормального функционирования экономики страны необходимо нормальное функционирование финансовых рынков. Однако не каждый кто представляет себе биржу задумывается о том что биржа в сущности является обычным участником рынка биржевых услуг услуг по организации торгов. В силу того что поставщики биржевых услуг как организаторы торгов оказывает прямое воздействие на потребителей этих услуг и финансовую систему в...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.