ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Особенности географического положения природных и трудовых ресурсов Чистопольского муниципального района. Разработка современного урока при изучении курса экономического района. Хозяйственный комплекс Чистопольского муниципального района сложился под влиянием ряда факторов в числе которых особую роль сыграли особенности его географического положения и исторического освоения территории.

2014-06-18

34.79 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА……………………...5

1.1. Особенности географического положения, природных и трудовых ресурсов Чистопольского муниципального района…………………………………5

1.2. Структура и размещение производственных сил по территориям

и отраслям……………………………………………………………………………10

1.3. Анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития региона………………………………………………………12

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ………………………………...16

2.1. Разработка современного урока при изучении курса экономического района………………………………………………………………………………….16

2.2. Применение статистических материалов при изучении административных районов Республики Татарстан……………………………..…23

2.3. Основные принципы создания социально-экономических карт

и их научное значение………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…30

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйственный комплекс Чистопольского муниципального района сложился под влиянием ряда факторов, в числе которых особую роль сыграли особенности его географического положения и исторического освоения территории. Чистопольский муниципальный район входит в состав Закамской экономической зоны и расположен в южной части Республики Татарстан.

В экономическом отношении Закамская экономическая зона – индустриальноаграрный район, ориентированный на добычу нефти, точное машиностроение, а также производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Актуальность темы. Приоритетными направлениями стратегического развития экономической зоны Чистопольского муниципального района являются интенсификация сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитие легкой промышленности (текстильного и швейного производства), развитие сферы услуг (развитие гостиничного сервиса, водного и аграрного туризма, туризма выходного дня и пр.), переработка древесины, производство строительных материалов, развитие рыбного хозяйства.

Целью данной работы является:  оценка экономгеографического состояния Чистопольского муниципального района и рассмотреть методику изучения экономических районов.

Задачи исследования:

- провести анализ производственного сектора экономики Чистопольского муниципального района;

- показать основные промышленные предприятия района;

- рассмотреть перспективные направления Чистопольского района;

- выявить основные факторы, сдерживающие развитие промышленности Чистопольского муниципального района.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том что, дает представление об экономике Чистопольского района и предоставляет методику в обучения  экономической географии.

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в изучении и сравнении  экономики Чистопольского района в определенный период развития района.

Глава 1. Экономико-географическое положение Чистопольского муниципального района

1.1. Особенности экономико-географического положения Чистопольского муниципального района.

Чистопольский муниципальный район располагается в центральной части

Республики Татарстан, на левобережье р.Кама. По территории района проходят федеральные и региональные автомобильные дороги, судоходный водный путь, район имеет достаточную ресурсную обеспеченность (полезные ископаемые, лесные, водные и земельные ресурсы). Ландшафтная карта Чистопольского муниципального района представлена в (приложении А).

Район занимает значительную территорию Западного или Низкого Закамья.

Рельеф территории Чистопольского района представляет собой слабо приподнятую, слегка волнистую, наклоненную на север и запад равнину, которая хорошо дренируется современной речной сетью. Максимальные гипсометрические отметки расположены на юге, достигая 182 м. Полезные ископаемые: нефть, глина, песок.

Административное устройство Чистопольского муниципального района на 1.01.2012 г. представлено городским поселением и 23 сельскими поселениями, включающими в себя 61 населенный пункт, в числе которых 1 город, 33 села, 6поселка, 21 деревня. Административным центром района является г.Чистополь.

В г.Чистополе сосредоточены административно-управленческие учреждения района, объекты агропромышленного комплекса, основные предприятия промышленного производства Чистопольского муниципального района и большинство объектов торговли, культуры, бытового обслуживания, здравоохранения и образования. В 22 поселениях района (91,7% от всего количества поселений района) имеются производственные объекты агропромышленного комплекса, в 15 (62,5% от всего количества поселений района): Чистопольское ГП, Булдырское, Данауровское, Кубасское, Кутлушкинское, Муслюмкинское, Нижнекодратинское, Совхозно-Галактионовское, Татарско-Баганинское, Татарско-Елтанское, Татарско-Сарсазское, Четырчинское, Чистопольское, Чистопольско-Высельское, Чувашско-Елтанское сельские поселения – представлена также производственная деятельность предприятий добычи нерудных полезных ископаемых, пищевой и легкой промышленности и промышленности строительных материалов, машиностроения [14]. 

На начало 2011 г. плотность населения Чистопольского муниципального района составила 44,0 чел. на 1 кв.км. Среди муниципальных районов Республики Татарстан показатель Чистопольского района имеет среднее значения (оценка 3по пятибалльной шкале). Для сравнения - среднереспубликанский показатель составляет 55,8 чел. на 1 кв.км. Динамика изменения численности населения Чистопольского муниципального района показана в (приложении Б).

Чистопольский муниципальный район граничит с муниципальными образованиями Республики Татарстан:

– на севере – с Рыбно-Слободским и Мамадышским муниципальными районами;

– на востоке – с Нижнекамским и Новошешминским муниципальными районами;

– на юге – с Аксубаевским муниципальным районом;

– на западе – с Алексеевским муниципальным районом.

В составе Республики Татарстан Чистопольский муниципальный район входит в Приволжский Федеральный округ, в Европейскую макроэкономическую зону и Поволжский экономический район[14].

Чистопольский район является одним из 43 муниципальных районов Республики Татарстан и входит в состав Закамской экономической зоны, которая включает семь муниципальных районов – Алькеевский, Алексеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Чистопольский.

В экономическом отношении Закамская экономическая зона – индустриально-аграрный район, ориентированный на добычу нефти, точное машиностроение, а также производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основными отраслями специализации промышленности Закамской экономической зоны являются: топливная промышленность, пищевая промышленность, машиностроение, а также промышленность строительных материалов, энергетика, лесная и легкая промышленность.

Основная промышленность сосредоточена в городах Нурлат и Чистополь, вменьшей степени — в других административных центрах муниципальных районов.

Приоритетными направлениями стратегического развития этой экономической зоны являются интенсификация сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, развитие легкой промышленности (текстильного и швейного производства), развитие сферы услуг (развитие гостиничного сервиса, водного и аграрного туризма, туризма выходного дня и пр.), переработка древесины, производство строительных материалов, развитие рыбного хозяйства [24].

Экономика Чистопольского муниципального района в настоящее время может быть условно поделена на три сектора хозяйственной деятельности: сырьевой сектор: добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство; производственный сектор: приборостроение, машиностроение, судостроение, автомобильная, легкая, мукомольно-крупяная и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, а также деревообрабатывающая и мебельная промышленность; инфраструктурный сектор: транспорт, строительство, связь, финансы, торговля, образование, здравоохранение, рекреационная деятельность и другие виды производственных и социальных услуг.

Основная доля сырьевого сектора района приходится на сельское хозяйство, которое в свою очередь представлено следующими сельхозпроизводителями: ООО АПК «Чистое Поле», ООО АФ «Вамин Чистай», ООО «Кутлушкино», ООО«Родник», ООО «Закамье Агро», ООО «Луч», ООО АФ «Сарсазы», ОАО ПТФ «Чистопольская», ООО «Колос», ООО «Чулпан», КФХ «Мукатдисов», ООО «Галактионово», ООО «Алтынай», ООО «Акбулат» и рядом других.

Производственный сектор в хозяйственном комплексе района в первую очередь представлен предприятиями приборостроения, такими как ОАО Инновационно-производственный технопарк «Восток», ООО ПКФ «Бетар», ООО «Восток-Амфибия», ЗАО «Восток-Скай», ООО «Паскаль», ЗАО РК «Вектор», ООО «Металлсервис и К», предприятиями машиностроения и металлообработки: ООО«Чистопольский судостротельно-судоремонтный завод», ООО «Чистопольскиесемена», ООО ТПК «Татполимер», ООО «Новые технологии», ООО ТПК «Чистон и К», предприятиями автомобильной промышленности: ООО «ПФ «КонтиненталАутомотив РУС», ООО ПКФ «Персей», предприятиями пищевой промышленности: ОАО «Чистопольский хлебозавод», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», Филиал ОАО «Татспиртпром» «Чистопольский ликероводочный завод», ОАО «Чистопольская кондитерская фабрика» и другими [14]. 

Инфраструктурный сектор экономики Чистопольского муниципального района развит в наибольшей степени благодаря предприятиям транспорта, строительства, торговли, связи, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.

Данный сектор в Чистопольском муниципальном районе обеспечивает нормальное функционирование сырьевого и производственного секторов экономики.

Земельный фонд Чистопольского муниципального района на 01.01.2012 г.составил 181,827 тыс.га (2,7% от территории Республики Татарстан). На сельскохозяйственные угодья (138,02 тыс.га) приходится 75,91% от общей площади района. Площадь пашни составляет 113,6 тыс. га (82,3% сельскохозяйственных угодий района), площадь пастбищ – 19,5тыс. га (14,1 %), площадь сенокосов – 3,62 тыс. га (2,6%), многолетних насаждений – 1,3 тыс. га (0,94%).

Основная сельскохозяйственная специализация районов этой зоны – молочно-мясное скотоводство и растениеводство.

Согласно данным, приведённым в статистическом сборнике федеральной службы государственной статистики «Сельское хозяйство Республики Татарстан» (на 1.01.2011 г.),[15]сельскохозяйственными организациями всех форм собственности произведено 2438 млн. руб. валовой продукции, что составляет 2,34% от данного показателя по республике. Среди всех районов республики Чистопольский район по валовому производству продукции занимает 14 место.[20]На долю растениеводства в Чистопольском муниципальном районе приходится 598,04 млн. руб., на долю животноводства – 1839,96 млн. руб. По показателям производства продукции растениеводства Чистопольский район занимает 21место по республике, по показателям производства продукции животноводства –15 место. 

На территории Чистопольского района проживают 80,1 тыс. чел. (2,1% населения Республики Татарстан). В период с 2000 по 2011 гг. численность населения уменьшилась на 8,6 тысяч человек, что составило 9,7% от общей численностинаселения 2000 г

Численность населения г.Чистополь – центра района составила 60,7 тыс. чел. (75,8% от общей численности населения Чистопольского муниципального района)[23].

1.2. Структура и размещение производственных сил

по территориям и отраслям

В числе промышленных предприятий Чистопольского муниципального района главную роль играют предприятия нефтедобычи, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.

Общий объем отгруженной продукции промышленности Чистопольского муниципального района за 2010 г. составил 7266,9 млн. руб., аналогичный показатель за 2009 г. составил 4604,6 млн. руб.

Промышленный потенциал Чистопольского муниципального района характеризует возможности его развития на основе эффективного использования всех структурных составляющих территориального производственного комплекса и определяется структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования производственных фондов, а также состоянием

развития инфраструктуры[16].

Индекс промышленного производства показывает темп роста показателя

промышленного производства. Сравнение значений индекса промышленного

производства Чистопольского муниципального района разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы производственныхпредприятий, изменениях рисков, связанных с производством продукции, изменении ситуации на рынках сбыта промышленной продукции территории. Для обеспечения дальнейшего роста ВТП предприятиям обрабатывающей промышленности следует работать над расширением ассортимента, повышением качества выпускаемой продукции, снижением себестоимости[18].

Следует отметить, что Чистопольский муниципальный район по объемам промышленного производства опережает почти все муниципальные районы, входящие в состав Закамской экономической зоны, однако существенно уступает Нурлатскому муниципальному району. Согласно экономическим показателям основных промышленных предприятий Чистопольского муниципального района, объем отгруженных товаров собственного производства постоянно увеличивался на протяжении 2006-2010 гг., наибольший вклад в объем произведенной продукции внесли предприятия обрабатывающей промышленности.

В структуре промышленности Чистопольского муниципального района наибольший удельный вес приходится на обрабатывающие производства - 89,1%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 10,9% В динамике промышленного производства Чистопольского муниципального района в последние докризисные годы отмечался стабильный рост. Кризисные явления оставили свой след в экономике Чистопольского муниципального района, он проявился, в первую очередь, замедлением экономического роста, вызванное в частности замедлением динамики промышленного производства.

Основные промышленные предприятия района Чистопольском муниципальном районе присутствуют все три сектора промышленности, а именно добывающая промышленность, обрабатывающие производства и производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Наибольшую долю в промышленности составляет нефтедобыча, обрабатывающая промышленность представлена предприятиями пищевой, деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов.

Добывающая промышленность Чистопольского муниципального района представлена предприятиями по добыче нерудных полезных ископаемых ООО«ОРП "Бакалея"», ООО «Основа-Стройресурсы», ООО «ТрансКомФлот», ООО«Чистопольагрохим», ООО «Юнион», ООО «Чистый город».Основными предприятиями обрабатывающих производств Чистопольского муниципального района являются ООО ПКФ «Бетар», ООО «Восток-Амфибия», ЗАО «Восток-Скай», ООО «Чистопольский судостротельно-судоремонтный завод», ООО «ПФ «Континентал Аутомотив РУС», ОАО «Чистопольский элеватор», ОАО «Чистопольский хлебозавод», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», Филиал ОАО «Татспиртпром» «Чистопольский ликероводочный завод», ОАО «Чистопольский завод «Автоспецоборудование» идругие [13]. 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в Чистопольском районе представлено предприятиями ОАО «Чистопольское ПТС», ЭПУ «Чистопольгаз», Фл ОАО «Сетевая компания ЧЭС», Чистопольское отделение Фл ОАО «Татэнергосбыт», Фл ОАО «Водоканалсервис» «Чистополь-Водоканал».

Добыча нерудных полезных ископаемых в Чистопольском муниципальном районе осуществляется на Кубасском, Галактионовском-2, Утяковском, Черемуховском, Чистопольском-3, Слободском и Черепашинском месторождениях (см. табл. 2.4.2.5)[21]. 

1.3. Анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития региона

Стратегию своего экономического и социального развития Чистопольский муниципальный район формирует, опираясь на внутренний потенциал и внутренние источники саморазвития.

В настоящее время Исполнительным комитетом Чистопольского муниципального района совместно с Министерством экономики Республики Татарстан, Агентством инвестиционного развития РТ продолжается работа по привлечению резидентов для реализации инвестиционных проектов на территории Индустриального парка «Чистополь».

11 февраля 2014г. состоялась рабочая встреча главы Чистопольского муниципального района Ильдуса Ахметзянова с делегацией из Китая. Представители и генеральный директор компании «NewHopeLiuhe» Юе Ин побывали на Индустриальной площадке «Чистополь» и обсудили возможность реализации в Чистополе проекта этой крупной компании. 27 марта2014г.  Члены Совета директоров крупной китайской компании «Аеоnmed» посетили наш город. Цель визита - ознакомление с инфраструктурой, планами дальнейшей работы Индустриального парка «Чистополь». Китайский производитель Aeonmed занимает первое место по производству оборудования для операционных залов и отделений интенсивной терапии в Китае[19]. 

В качестве положительного момента гостями была отмечена готовность Чистопольского муниципального района способствовать установлению тесных связей с Китайской компанией и оказывать содействие в реализации совместных проектов.

В конце марта текущего года состоялась встреча с белорусской компанией «БелАсептика» на предмет размещения данной компании на территории Индустриального парка «Чистополь». Компания «БелАсептика» занимается производством фармацевтической продукции, потребительской косметики, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств. Данная компания является партнером ООО ПО «Дельрус Чистополь» и рассматривает возможность размещения своего производства на территории индустриального парка «Чистополь».

Также в конце марта состоялась рабочая встреча с предпринимателями из Израиля, которые занимаются выращиванием голубых креветок.

Экологическими ограничениями на использование территории Чистопольского муниципального района являются санитарно-защитные зоны предприятий, скотомогильников, инженерных сооружений и территорий специального назначения; водоохранные зоны поверхностных водных объектов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, особо охраняемые природные территории. Природными экологическими ограничениями являются территории распространения склоновых, эрозионных процессов, подтопляемые участки и заболоченные территории [22]. 

По данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан комплексная техногенная нагрузка в Чистопольском муниципальном районе оценивается ниже среднереспубликанского уровня. Наибольший вклад в комплексную техногенную нагрузку вносят распаханность и эродированность почв, отходы животноводства. Состояние окружающей среды в целом по району характеризуется как умеренно-напряженное. Динамика распределения образовавшихся отходов в Чистопольском муниципальном районе представлена в (приложении В).

В Чистопольском муниципальном районе сосредоточен основной промышленный потенциал Волжско-Камского региона Республики Татарстан – территориально на район приходится более 50% стационарных источников выбросов загрязняющих веществ региона. Развитое промышленное производство оказывает негативное влияние на состояние компонентов окружающей среды.

Чистопольский муниципальный район обладает высоким природно-экологическим потенциалом. Главными экологическими проблемами территории являются проблема утилизации животноводческих отходов, доля распаханности и эродированности земель района.

Важным элементом территориального планирования является применение комплексного подхода к решению задач обеспечения эффективного природопользования. В приложении «Г» представлена карта возможных направлений развития Чистопольского муниципального района Чистопольский муниципальный район относится к районам, в которых равносильно развиты и сельское хозяйство, и промышленный сектор экономики. В этой связи использование современных подходов, предусматривающих комплексное освоение и развитие территории, становится необходимой составной частью стратегии развития района.

Одним из перспективных направлений развития Чистопольского муниципального района является развитие сферы экологического туризма и рекреации. Как известно, развитие рекреационной деятельности оказывает стимулирующее воздействие на многие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы.

Градостроительство, решая вопросы долгосрочного территориального прогнозирования и планирования, формирует условия благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечивает функционирование и развитие крупнейшего сектора экономики, имеющего дело с использованием земель, рынком недвижимости, формированием транспортной инфраструктуры, развитием поселений и их жилищно-коммунального хозяйства, нормированием строительства жилых, общественных, административных, промышленных зданий и сооружений. Дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства в районе способствует социальному контролю над территорией, сохранению исторически сложившихся агроландшафтов, экологическому благополучию природной среды. График природно-экологического потенциала Чистопольского района представлена в (приложении Д).

Глава 2. Применение экономико-краеведческой информации в обучении географии

2.1. Разработка современного урока при изучении курса

экономического района

При разработке теории обучения и воспитания, методика опирается на методологию и содержание научной географии, достижения всех отраслей педагогики и педагогической психологии. Исследуя закономерности обучения и воспитания учащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощь в повышении качества учебной и воспитательной работы. Конкретно эта помощь практике выражается (задачи методики обучения географии): 

- в раскрытии значения и задач географии в системе общего образования, трудового, нравственного и эстетического воспитания, и формирования научного мировоззрения учащихся.

- в научном анализе и совершенствовании содержания курсов школьной географии.

- в вооружении учителя научно обоснованными и практически проверенными знаниями.

- в  разработке форм организации обучения.

- в  раскрытии наиболее рациональных способов обучения ученика и его развития.

- в разработке требований к учебникам, хрестоматиям и книгам для внеклассного чтения по географии.

- в разработке учебного оборудования для географии и методики его использования.

- в  ознакомлении учителя с формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы.

В своих исследованиях методика обучения экономической географии исходит из общих закономерностей и положений, установленных дидактикой[7]. Вместе с тем, положения и закономерности, исследуемые методикой обучения географии, (например об особенностях обучения ученика и обучающей деятельности учителя), обогащают дидактику и в определённой мере оказывают положительное влияние на ее дальнейшее развитие. Например, основные положения методики использования географических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработке теории воспитывающего обучения, методика также опирается на общие закономерности теории воспитания, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику (например, теорией воспитания разработаны основы формирования научного мировоззрения). Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное, вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения о формировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе (например, разработанные общей теорией воспитания), в методике географии получают свой специфический аспект – у учащихся формируются знания о законе целостности и неразрывности географической оболочки [10].

Методика обучения экономической географии имеет связь с психологией, изучающей закономерности психической деятельности школьников. Опосредованная связь осуществляется с использованием данных психологии в том виде, как они отражаются в закономерностях общей дидактики. Например, методика обучения географии использует обще дидактические закономерности, касающиеся вопросов психологии понимания и запоминания. Вместе с тем, методика обучения географии прибегает и непосредственно к данным психологии. Это необходимо делать тогда, когда требуется установить специфические закономерности процесса обучения географии, например особенности усвоения пространственных соотношений объектов на географической карте.

Для овладения знаниями учащиеся применяют приемы логического мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д. В задачу методики входит определение наиболее целесообразных сочетаний логических процессов в обучении и упражнений учащихся в их применении. Этим обуславливается необходимость связи методики обучения экономической географии с логикой. Использование логических процессов и законов в методических выводах – необходимое условие правильного мышления и следовательно, познания действительности.

Связь методики географии с географическими науками (по методологии и содержанию школьного предмета) определяет выделение двух ее разделов: 1) методики физической географии и 2) методики экономической географии. При наличии общих черт в содержании этих подразделений имеются и существенные особенности, обусловленные различием методологии, содержаниям методов научного исследования физической и экономической географии [11]. 

Важнейшую задачу методики при разработке содержания школьного предмета составляет достижение тесной и неразрывной связи физической и экономической географии, так как в школе нельзя изучать природу без людей, а человеческое общество без географической среды.

Цель частных методик изучения экономической географии – разрабатывать задачи, содержание и методические основы обучения и воспитания учащихся применительно к конкретным курсам школьной географии, с учетом уровня подготовки и развития учащихся, для которых они предназначены. К разделу частных методик относится также разработка отдельных проблем, таких как формирование географических представлений и понятий по ступеням обучения, практических умений и навыков, внеклассной работы и т.д.

Как показывает анализ практики опытных учителей, одним из наиболее важных условий, обеспечивающих успешное усвоение учащимися географических понятий на всех ступенях обучения, является четкое определение содержания формируемого понятия. Выполнение этого условия предполагает установление учителем существенных признаков формируемого понятия, которые могут быть усвоены учащимися данного возраста, с учетом их предшествующей подготовки и уровня развития их познавательной деятельности. При определении содержания географического понятия существенные признаки выделяются с таким расчетом, чтобы каждый из них был необходим, а все вместе взятые, признаки были бы достаточны для того, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от другого. Выявление предварительной подготовки учащихся позволяет заметить, какие представления и знания учащихся следует уточнить, конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений – исправить, какие представления необходимо сформировать заново (с помощью картин, опытов, тщательного разъяснения и пр.)[8].

К необходимости отбора материала из учебника для урока подводит дидактическое требование единства содержания урока. Это требование означает, что должен быть выделен основной вопрос, содержание которого отражало бы главную идею всего урока и служило бы «осью», скрепляющей весь фактический материал. Без такой «оси» урок никогда не будет цельным по своему содержанию. Этот вопрос должен быть, очевидно, основным для материала темы, должен иметь большое образовательное и воспитательное значение, должен быть интересным для учащихся. Отбор необходим не только при изложении на уроке нового материала, но и при проверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опросить учащихся по всему материалу, изложенному в учебнике, они не смогут дать достаточно глубоких объяснений ни по одному вопросу [9]. Если же учитель будет уделять главное внимание при проверке знаний основному, то они позволят учащимся в своих ответах раскрыть материал полностью, глубоко и достаточно детально.

Основная цель и задача изучения экономической географии сформировать у учащихся систему понятий о закономерностях размещения и развития отраслей хозяйства, ее населения на всей территории России и в отдельных экономических районах.

У школьников формируются общие понятия: об экономико-географическом положении России, принципах размещения производства, об экономическом районировании и экономических районах, о специализации народного хозяйства различных районов, о производственно-территориальных комплексах, о типах городов. Большое значение придается изучению природных и экономических ресурсов, изучению многообразия форм организации и проблем экономики при осуществлении реформ ее реорганизации. Изучение природных ресурсов и богатств нашей Родины способствует развитию чувства патриотизма. Задача состоит в правильном подборе материала для того, чтобы он имел воспитывающий характер[5].

При изучении курса экономической географии учащиеся должны научиться читать экономические карты, уметь сопоставлять физико-географические и экономические карты, на основе анализа комплекса карт давать характеристики территорий.

Учащиеся должны знать закономерности размещения основных отраслей хозяйства и понимать существующие связи между ними и природно-экономическими условиями, а также связи между разными отраслями хозяйства.

Учитель географии в своей профессиональное деятельности должен иметь ясное представление о методологии науки географии, и соответственно методике преподавания географии в школе. Основные положения методологии экономической графий разработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своего значения до настоящего времени.

Методология – путь или метод добывания истины, а методика – путь и способ обучения истинам, уже ранее добытым.

Методология методики экономической географии содержит следующие основные положения:

В основе методики обучения экономической географии, равно как и других школьных дисциплин, лежит материалистическая диалектическая теория познания, сущность которой состоит в том, что процесс познания идет от обобщения к практике[4].

Наиболее прогрессивная дидактическая теория, разработана В.В. Давыдовым. Сущность ее состоит в том, что учащийся в процессе учебы рассматривается в качестве саморазвивающегося индивида. Задача учителя состоит в создании условий для этого саморазвития.

Существуют общие методы обучения экономической и физической географии. Методы обучения географии, основанные на источниках знаний: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения географии, основанные на характере познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение, частично-поисковый и исследовательский.

Существуют специфические методические приемы, применяемые лишь в экономической географии: работа с экономическими картами, установление экономико-географического положения и его оценка на карте, а отсюда и необходимость работы с экономической картой [6].

При изучении учащимися экономических районов необходимо:

– проследить тесную взаимосвязь между отраслями народного хозяйства. Это особенно необходимо по отношению к районам России, где эта связь происходила не стихийно, а в результате развития хозяйства, формирования производственно-территориальных комплексов (ПТК).

– дать характерные для данного района отрасли, т.е. дать тип хозяйства. Характеристику страны или района надо обязательно увязывать с особенностями природы и географического положения, экономикой и историческим прошлым.

– показывать специализацию района в системе общероссийского хозяйства. Экономико-географическая характеристика должна завершаться не только достигнутым уровнем развития, а также включать основные пути перспективного роста района или страны в целом.

– широко использовать сравнительный метод для установления видов различий районов и их причины. Сравнение должно быть проведено по нескольким ведущим признакам, имеющим существенный характер.

Понятие об экономическом районе является центральным в экономической географии как в науке, а также и в школьном предмете.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы.

1. Географическое разделение труда. Учитель объясняет, что различные территории нашей страны отличаются друг от друга природными и экономическими условиями.

2. Специализация территории – производство какой-либо продукции.   Специализация – форма общественного разделения труда, выраженная в делении старых и новых отраслей промышленности. Выделяются предметная, подетальная, технологическая специализации. Следовательно, географическое разделение труда выражается в специализации отдельных территорий, которое дает стране экономию общественного труда и способствует повышению производительности труда.

3. Комплексное развитие экономического района обычно выражается в формировании нескольких территориально-производственных комплексов (ТПК). Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное сочетание предприятий на общей территории, при котором достигается значительная народнохозяйственная экономия и повышается производительность труда [1].

В связи с этим рассматриваются образовательные задачи при изучении экономического района. На примере конкретного района учитель показывает состав цикла и последовательность стадий при производстве конечной продукции, состав вспомогательных отраслей производства, возникающих на основе отходов. В результате такого анализа учащиеся подводятся к пониманию производственно-территориального комплекса как сочетания разнообразных производств на определенной территории, составляющих основу, экономического района. Необходимо показать тесную связь административного деления территории с экономическим.

Важная задача состоит в овладении учащимися умением давать характеристику экономических районов по типовому плану и картам.

Такой план надо иметь в виде наглядного настенного пособия.

По наличию ресурсов определенных типов следует изучить, какие отрасли промышленности будут иметь здесь благоприятные условия для развития. Важно оценивать природные условия (рельеф, климат и почвы) при изучении соответствующих отраслей сельского хозяйства.

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

2.2. Применение статистических материалов при изучении административных районов Республики Татарстан

Статистические материалы являются основой статистического метода исследований географии. В наши дни в зависимости от цели исследований и характера изучаемых объектов в географии применяются как методы математической статистики, так и методы социально-экономической статистики. Методы математической статистики позволяют оценивать надежность и точность выводов, сделанных на основе ограниченного статистического материала. В географии наиболее употребительны математико-статистические методы проверки гипотез, корреляционньий и регрессивный анализ, методы многомерной статистики (факторный анализ, метод главных компонент), статистическое моделирование и др. А социально-экономическая статистика применяется прежде всего при изучении различного рода социальных, экономических и других явлений и процессов, в том числе и в территориальном разрезе.. В социально-экономической географии широко применяется экономическая и социальная статистика, характеризующая количественную сторону явлений и процессов размещения и территориальной организации производительных сил и шире — общества. Большую роль играет многофакторный анализ, сущность которого состоит в замене большого числа показателей, варьирующих по странам или районам, меньшим набором комплексных параметров. А изучение географии населения фактически целиком и полностью основывается на использовании статистических материалов с применением прежде всего метода группировок как первичной основы научной обработки всех данных о сети поселений.

Министерство экономики Республики Татарстан является центром ответственности в части формирования государственной политики обеспечения органов власти Республики Татарстан информацией, необходимой для принятия управленческих решений. 

Ключевым инструментом обеспечения республиканских органов власти информацией является государственное задание для органов статистики на формирование информационного ресурса по результатам социально-экономического мониторинга на планируемый год (Государственное задание на информационный ресурс), которое ежегодно утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан в форме соответствующего постановления и изменений, уточнений к нему. 

Государственное задание на информационный ресурс учитывает заявленную потребность органов государственной власти Республики Татарстан в информационном ресурсе и одновременно ориентировано на удовлетворение потребностей в информации органов местного самоуправления. 
За Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу закреплены полномочия по формированию и актуализации баз данных, характеризующих уровень экономической самодостаточности хозяйствующих субъектов, актуальный ввод данных, составляющих информационный ресурс Республики Татарстан по результатам социально-экономического мониторинга, в Информационно-аналитическую систему поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти Республики Татарстан. 

Министерством экономики разрабатываются и инициируются к внедрению новые оптимизированные схемы (модели) информационного обеспечения деятельности органов власти, органов местного самоуправления. Периодичность обновления информации регламентируется периодичностью ее формирования органами статистики.

Министерство экономики разрабатывает региональные сценарии социально-экономического развития Республики Татарстан на среднесрочный и долгосрочный периоды на основе применение статистических материалов при изучении административных районов Республики Татарстан дает возможность организует и координирует разработку предварительного варианта основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан с учетом сценарных условий функционирования российской экономики и региональных сценарии в развития; 

осуществляет координацию работ министерств и ведомств по уточнению показателей прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан (с учетом результатов рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предварительного прогноза развития страны, оценки социально-экономической ситуации в текущем году, а также уточненных макроэкономических прогнозных оценок); 

- обеспечивает представление вышеназванных разработок в Министерство экономического развития РФ, Правительство Республики Татарстан. 

Статистические материалы при изучении административных районов Республики Татарстан дают возможность сведения о родившихся и умерших, данные о браках и разводах и.т.д. Проанализиров данные статистические материалы можно определить направление дальнейшего развития, учесть совершенные и совершаемые ошибки и прийти определенному выводу.

2.3. Основные принципы создания социально-экономических карт

и их научное значение

Создание социально-экономических карт в целом проходит с соблюдением всех основных этапов, характерных для общегеографических и физ.-геогр. карт: это редакционные, авторские и издательские работы. Среди них особенно важны редакционные работы, под которыми в картографии понимается вся система научно-технического руководства созданием карты. Поэтому изменения представляет собой непрерывный процесс, который пронизывает все этапы создания социально-экономической карты - от подготовительных работ до ее издания. При создании любого картографического произведения социально-экономической тематики основные подготовительные работы проводится на первом этапе - этапе проектирования карты. В состав работ этого этапа входят: формулирование требований к карте, составления предыдущей программы, сбор, анализ и оценка источников, изучение объектов и территории, составление программы карты.

Разработке программы карты предшествует еще один раздел работ - выбор и анализ имеющихся источников. В результате выполнения всего объема работ на этапе проектирования создается программа карты, с должным детальностью и полнотой характеризует все основные параметры создаваемой карты, ее легенду и методику разработки. Разработка математической основы карт включает в общем случае выбор масштаба, проекции, координатных сеток и компоновки. При разработке компоновки предполагается наличие места для размещения дополнительной информации, необходимой для более полного понимания картографованих явлений. Это могут быть различные диаграммы, графики и просто текстовые пояснения или количественные данные. Выбор способов изображения на картах социально-экономической тематики обусловлен особенностями пространственной локализации информации, содержащейся в источниках и показателей социально-экономического картографирования. Разработка легенды - это начало создания карты и авторской работы. Вместе с тем окончательная систематизация легенды возможна только при завершении авторского оригинала, так как в процессе использования источников возникают дополнения и изменения. В результате авторских работ автор готовит различные по точности и качеству картографические материалы - эскиз или макет, реже - оригинал карты. Значительная часть авторских работ входит во второй этап - этап составления карты. На этом этапе проводится: подготовка и обработка источников, перенос содержания из источников на карту, его генерализация, составления и оформления элементов содержания. Результат этапа сборки - первичный оригинал карты, который служит для подготовки карты к изданию - третьем завершающему этапу. В состав работ на этом этапе входят: изготовление издательского оригинала, вспомогательные работы по обслуживанию полиграфических процессов, изготовление штриховых и цветных проб. После этого производится печать карты в рамках издательских работ.

Общие принципы проектирования и составления социально-экономических карт сложились при большом влиянии географических и других наук, которые определяют сущность и изучающих пространственно-временные характерные особенности размещения и развития социально-экономических явлений и процессов и вооружают картографов и других специалистов, участвующих в создании социально-экономических карт необходимыми знаниями. Социальная, политическая и экономическая география, экономика, социология, демография, этнология и другие научные дисциплины вооружают создателей карты информацией о закономерности общественного развития и их конкретном проявлении на картографований территории, а сами получают, используя картографический метод исследования социально-экономических картографических моделей, новую информацию , необходимую для решения задач науки и практики. Углубление запросов потребителей, растущая новизна задач, решаемых с помощью социально-экономических карт, делает все более необходимым картографирования текущих социальных и политических процессов, обусловленности ухудшение экологической обстановки и условий жизни населения негативными последствиями индустриализации, урбанизации и другими аспектами хозяйствования. Поэтому возникает необходимость расширения взаимных контактов социально-экономической картографии с различными географическими, картографическими, экономическими и другими научными дисциплинами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфраструктурный сектор экономики Чистопольского муниципального района развит в наибольшей степени благодаря предприятиям транспорта, строительства, торговли, связи, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Данный сектор в Чистопольском муниципальном районе обеспечивает нормальное функционирование сырьевого и производственного секторов экономики.

Проведенный анализ производственного сектора экономики Чистопольского муниципального района позволяет сделать следующие выводы:

- для территориальной организации промышленного производства свойственна высокая степень концентрации и централизации обрабатывающих производств на территории города Чистополя, а также наличие малыхформ промышленного производства в других населенных пунктах Чистопольского муниципального района;

- распространенность добывающих производств практически по всей территории муниципального района с наличием опорных точек производственной инфраструктуры;

- высокая доля предприятий приборостроения, машиностроения и промышленности строительных материалов в обрабатывающем производстве Чистопольского муниципального района.

В процессе изучения экономических районов у учащихся формируются экономические и политико-экономические понятия рыночной экономики, которое осуществляется по мере изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства, трудовых ресурсов, эффективности общественного производства, национального дохода, себестоимости и производительности труда. Учащиеся не только усваивают экономические понятия, но и приобретают некоторые экономические умения и навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. География. Россия. 9 класс. /Николина В.В. - М.: Просвещение,

2. География России. Население и хозяйство. /Ром В.Я., Дронов В.П. – М.: Дрофа, 2002, 2012. 

3. Морозовой – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА, 2004.

4. Методика преподавания экономической географии./ Баранский Н. Н. - М., 2000.

5. Методика обучения географии/ Душина И.В., Пятунин В.Б. – М. Дрофа, 2007.

6. Методика обучения географии в средней школе, /Панчешникова Л.М. и др. М.: «Просвещение», 1983, 1987.

7. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. /Петрова Н.Н. – М., 2010.

8. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. /Понурова Г.А. – М.: Просвещение, 2004.

9. Планирование учебного процесса по курсу экономической и социальной географии мира / А. П. Кузнецов. — М., 2001.

10. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г.

11. Экономическая география России: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишков. – М.: ЮНИТИ, 2003.

12. Проект решения О внесении изменений в Правила благоустройства города Чистополь.[Нормативный документ].

13. Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» .[Нормативный документ].

14. Схема территориального планирования Чистопольского муниципального района.[Нормативный документ].

15. Решение № 29/4 от 30 апреля 2014 года Об итогах социально-экономического развития муниципального образования «Город Чистополь» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан за I квартал 2014 года.[Нормативный документ].

16. Устав муниципального образования "Чистопольский муниципальнеый район" Республики Татарстан.[Нормативный документ].

17. 2009.http://internetanketa.ru/?utm_source=adr&utm_medium. [Интернет ресурс].

18. http://www.bestreferat.ru/referat-171625.html. [Интернет ресурс].

19.http://www.docme.ru/doc/177003/kraevedenie-i-kraevedcheskij-princip-v-obuchenii-geografii. [Интернет ресурс].

20.http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/repor. [Интернет ресурс].

21.http://vse-uchebniki.com/teoriya-statistiki/svodka-gruppirovka-statisticheskih-28574.html. [Интернет ресурс].

22. http://tatarstan.ru/about/symbol_msu/chistopol.htm. [Интернет ресурс].

23. http://www.regionz.ru/index.php?ds=1620620. [Интернет ресурс].

24. http://zakon-region3.ru/2/173743/. [Интернет ресурс].

25. http://www.business-gazeta.ru. [Интернет ресурс].

PAGE   \* MERGEFORMAT 5



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
13170. ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 8 MB
  Расчёт вегетационного индекса почвенно-растительного покрова. Выделение поверхностной и линейной (овражной) эрозии почв. Определение площади деградированных земель в результате подтопления и заболачивания территории. Определение уровня заболачиваемости территории от отстойников горно-обогатительных комбинатов.
219. Применение алгоритма Роббинса-Монро для формирования изображений видов технического состояния в условиях множественной определенности информации об объекте 61.21 KB
  Применение алгоритма Роббинса-Монро для формирования изображений видов технического состояния в условиях множественной определенности информации об объекте. Формирование изображений в условиях когда известны диапазоны изменения контролируемых признаков для всех видов технического состояния. Наблюдаемое состояние о котором известно что оно принадлежит iму виду технического состояния преобразуется аналогично...
11332. Проблемные обучения географии 39.48 KB
  Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса
867. Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии 2.39 MB
  Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта. В пределах ландшафтоведения сформировался ряд направлений: морфология ландшафта геотопология геохимия ландшафта физика ландшафта прикладное ландшафтоведение и др. В отечественной научногеографической лексике понятие культурный ландшафт отчасти корреспондируется с пониманием антропогенного ландшафта и во многом синонимично понятию исторический ландшафт.
3769. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 93.36 KB
  География по своей сути экологична, поскольку в наиболее общем виде её центральной проблемой является взаимодействие природы и общества. Именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности.
18222. Применени на уроках географии личностно-ориентированного обучения 990.27 KB
  Это противоречия между: – потребностью общества в гражданах владеющих ключевыми социальными кoмпетенциями способных применять усвоенные знания и умения в практической повседневной деятельности имеющих опыт творческой деятельности и личной ответственности и направленностью современной массовой пpактики обучения географии преимущественно на формирование знаний и умений часто без актуализации социального и личного опыта школьников его дальнейшего развития; – сформулированными в нормативных документах задачами школьных курсов геогрфии по...
18315. Проблемы внедрения элементов туризма в школьный курс географии 239.18 KB
  Иванов писал: Советское школьное краеведение можно определить как доступное и посильное для учащихся всестороннее и многообразное по форме и методам познание местного края города села микрорайона области и т. Занятия различными видами туризма с детских лет способствует воспринимать идеологию гостеприимства как общегосударственную идею при реализации которой возможно реальное развитие отечественного туризма с минимальными последствиями для природы. В условиях экономических рыночных отношениях в ряде регионов Казахстана сохраняется...
21556. Методы наглядного обучения на примере учебно-материальной базы школьной географии 419.23 KB
  Проблема методов наглядного обучения возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей. В отечественной педагогике и психологии теорию средств обучения разрабатывали К.Шмаков Умелое методически правильное использование наглядных методов обучения невозможно без знания педагогических основ восприятия и деятельности школьников учителя и учащихся.
11488. Изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии 50.44 KB
  Среди них такие как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода обновление методов средств и форм организации обучения. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы...
14550. Экономико-математическое моделирование 160.16 KB
  Причем задачи из разных областей экономики могут иметь похожие модели и решаться одинаковыми методами. Под моделированием понимается конструирование модели и работа с ней состоящие из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий: постановка задачи построение модели ее исследование проверка и оценка полученного на основе модели решения реализация результатов решения. Предварительная оценка целесообразности построения модели; 2 переход от описания предметной области в содержательных терминах к формализованным описаниям: введение...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.