ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В последние годы перед государством в целом и в частности перед субъектами Российской Федерации стояла задача формирования стратегии социально-экономического развития территории. К ним можно отнести такие фирмы как Международный центр социально-экономических исследований Леонтьевский центр Фонд Центр стратегических разработок Северо-Запад и просто Центр стратегических разработок Группа компаний Прогрессор и многие другие. Например это Концепция...

2015-09-03

217.93 KB

3 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Васин С.М.

Пензенский государственный

педагогический университет им. В.Г. Белинского

г. Пенза

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В последние годы перед государством в целом и, в частности, перед субъектами Российской Федерации стояла задача формирования стратегии социально-экономического развития территории. Индикатором того, что процесс стратегирования  набирает обороты, явилось, в частности, широкое появление предложений от ряда организаций, активно позиционирующих себя на общероссийском рынке в качестве разработчиков стратегий. К ним можно отнести такие фирмы, как Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и просто «Центр стратегических разработок», Группа компаний «Прогрессор», и многие другие. Появились крупные законодательные акты и концептуальные документы на правительственном уровне, призванные урегулировать процесс разработки стратегии и формализовать получаемые на выходе результаты. Например, это Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, предложенная Министерством регионального развития РФ (разработчик – ЦСР «Северо-Запад») и одобренная Правительством РФ 30 июня 2005 г., последним крупным документом стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

Регионы бурно отозвались на инициативу Правительства РФ. Одна за другой стали появляться Концепции и Стратегии территориального развития, охватывающие как Федеральные округа, так и отдельные небольшие муниципальные районы. Выставлены для общего доступа Концепции стратегий и Стратегии социально-экономического развития Владимирской, Кемеровской, Тамбовской, Пензенской области, г. Череповца, г. Томска, г. Чебоксары, г. Пскова, г. Пензы и т.д.

Структура таких документов сходна, однако нередко, особенно, если это касается городов и районов, различия значительны как по качественному отражению, так и по содержанию.

Позитивна ли такая тенденция? Действительно ли необходимы эти исследования? Время, затраченное на разработку стратегий – немалое. Более того, в большинстве случаев значительны и денежные средства, потраченные на подготовку такого документа. Отметим, что субъекты нередко желают видеть разработчиком солидную организацию со значительным стажем работы и серьезным опытом подобных работ, часто не учитывая слабое знание конкретной территории, специфики протекания социально-экономических процессов. Такие разработчики не знакомы с традициями субъекта, теми или иными общественными правилами управления и даже иногда с особенностями менталитета региона.

Итогом, как правило, является стандартный документ, основанный на самых общих статистических данных, экстраполяционных прогнозах без учета колебаний экономической конъюнктуры.

Зачем региону нужен такой документ? Можно предположить, что его создание – это дань моде, и сформированная стратегия не что иное, как составная часть имиджа субъекта по типу «Каждая уважающая себя фирма должна иметь стратегию развития». В большинстве случаев такая стратегия не определяет ход развития субъекта, не влияет на содержание планов и программ.

Тем не менее, если социально-экономическая ситуация во внешней и внутренней среде стабильна, мировые рынки занимают устойчивое положение, создается реальное представление, что данная стратегия работает, регион развивается именно по заданному сценарию и планы по ее созданию и утверждению верны, средства, выделенные на ее разработку, обоснованы. Остается только дожидаться результатов.

К сожалению, России еще далеко до стабильного состояния, до относительной независимости от колебаний внешней конъюнктуры. Нашу экономику трудно назвать самоорганизующейся системой – системой, которая автоматически может нивелировать негативное влияние факторов внешней среды. Как правило, стабильность, которую время от времени ощущает население, лишь кажущаяся, внезапно и неожиданно исчезающая и ввергающая людей в поток неожиданных, случайных и часто необъяснимых событий. Более того, в такую же пучину ввергаются и правительственные структуры, для которых происходящие изменения также неожиданны и нередко ужасны. Такие факты, как нехватка бюджетных средств, невозможность закончить начатые проекты, банкротства предприятий, дестабилизация социальной сферы приводит иногда к кризису власти. Как правило, никто в такой период не вспоминает о принятом недавно документе, называемом Стратегией социально-экономического развития региона.

Почему так происходит? Причина, в общем-то, проста. Разработка стратегии в большинстве случаев фактически основывается на тенденциях прошлых лет. Ожидаемые перспективы роста часто детально не сопоставляются с возможными неожиданностями и случайностями, как благоприятными, так и неблагоприятными. Однако если все стабильно, это означает часто, что субъект выбрал правильное направление развития и ему остается только его реализовывать – стабильно и планомерно. Совсем другое дело, когда динамика социально-экономического развития высока. Эти колебания нередко – следствие влияния факторов внешней среды, которые создают новые возможности и угрозы. В этих условиях необходимо быстрое и четкое принятие решений по снижению негативного влияния давлеющих факторов, а также по использованию позитивных возможностей, открывающихся в условиях нестабильности. При этом принимаемые решения не должны быть суетливыми, разбросанными друг от друга, не обоснованными с позиции требований существующей стратегии. Как раз в данном случае стратегия необходима более всего. Именно она и создает системность управления, позволяет подключить возможности системы к самоорганизации, помогает стабилизировать ситуацию.

В худшем случае (хотя иногда это является и спасением), при отсутствии должного управления, система преобразовывается в совершенно новый уклад.

Логику изменений системы можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

Если деформационный процесс переходит лимиты самоорганизации существующей системы, она преобразуется (трансформируется), т.е. претерпевает изменения, затрагивающие все или большинство элементов. В итоге возникает вероятность ее качественной реорганизации и возникновения новой формы общественного устройства.

Рис. 1. Процесс изменения системы

 

График динамики изменений социально-экономической системы проявляет наличие различных периодов в ее функционировании. Период 1 – деформация – изменения в системе не столь значительны, чтобы превысить ее самоорганизующиеся способности. Период 2 обозначает прогрессивные изменения, сопровождающиеся увеличением показателей уровня развития. Период 3 показывает стабилизацию в функционировании социально-экономической системы, когда наблюдается незначительная (иногда слабоволновая) динамика. Период 4 характеризуется спадом показателей функционирования системы, так называемыми регрессивными изменениями.

Данный период свидетельствует, в частности, о появлении и развитии деформационного процесса, который может перейти в пятый период – период трансформации социально-экономической системы, когда самоорганизующиеся возможности недостаточны для поддержания ее прежней структуры, и система преобразовывается в качественно новую. При этом дальнейшее изменение потенциально может происходить в двух направлениях: в – прогрессивные посттрансформационные изменения (наблюдается положительный рост показателей), с – регрессивные посттрансформационные изменения (характеризуется меньшим по сравнению с исходной системой уровнем показателей функционирования социально-экономической системы).

Вообще, в развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла (становление, рост, зрелость, спад). Поэтому есть мнение что, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса.

В качестве примера рассмотрим некоторые детали Стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2021 года. Данная стратегия была разработана еще в 2007 году и в настоящее время корректируется.

_______________

Составляющие графика динамики социально-экономической системы:

а – фактическая динамика изменений социально-экономической системы;

в и с – потенциальные направления посттрансформационных изменений, где в – прогрессивные посттрансформационные изменения; с – регрессивные посттрансформационные изменения.

Периоды динамики социально-экономической системы: 1 – деформация, 2 – прогрессивные изменения, 3 – стабилизация, 4 – регрессивные изменения, спад, 5 – трансформация.

l, l', l" – линии лимита самоорганизации системы (существующей (исходной), прогрессивной, регрессивной систем соответственно)

Рис. 2. Динамика изменений социально-экономической системы

На рис 3 приведена уже скорректированная диаграмма ежегодного прироста валового регионального продукта с 2006 по 2021 гг. Отметим, что в первоначальном виде эта диаграмма выглядела без особых колебаний (рис. 4). Был спрогнозирован определенный уровень стабильного роста. В реальности проявились иные результаты. Подобные различия заметны и в других показателях, в частности – динамике реальных доходов населения. К сожалению, провал не был предсказан, иначе – ситуация могла сложиться более спокойно. Причем подобная картина характерна для многих регионов и даже для России в целом.

Рис. 3. Годовые прогнозные темпы роста ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария (2006–2021 годы, в процентах к предыдущему году)

Рис. 4. Примерный первоначальный прогноз прироста ВРП

Еще один показатель формализации создания и реализации стратегии. В 2007 г. в той же стратегии социально-экономического развития Пензенской области разработчиками были выделены ключевые точки роста – отрасли, от развития которых зависит развитие и региона в целом. Это металлообрабатывающий и машиностроительный кластер, приборостроительный кластер и сельскохозяйственный (сахарно-свекольный) кластер. Акценты в стратегии были сделаны именно на эти отрасли. Спустя 2 года в скорректированном документе мы находим следующее. Ведущими отраслями являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля. А динамика структуры производства ВРП по видам экономической деятельности, показывает, что пятью ключевыми направлениями являются  обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. При этом по «ключевым производствам» наблюдается стабильное снижение доли в ВРП, а рост – в направлениях торговли, строительства и операциям с недвижимостью, которые вообще не считаются (по стратегии) базовыми отраслями экономики региона. Возникает вопрос – была ли вообще реальная потребность в такой стратегии?

Подводя итог, отметим, что отличие процессов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития территории в условиях устойчивого развития значительно отличается от аналогичных процессов в условиях кризиса. При дестабилизации стратегическому управлению должно уделяться намного больше внимания в направлении анализа и корректировки вплоть до изменения ключевых позиций. И, конечно, недопустимо использовать стратегию, лишь отмечая ее наличие.

PAGE   \* MERGEFORMAT 6


Незначительные изменения системы –
деформации

Преобразования системы - трансформации

Лимиты самоорганизации существующей системы, направленные на поддержание исходной структуры

Рост масштаба изменений

а

l'

l"

1

2

3

4

5

в

с

l



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
2704. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ФОРСАЙТА 25.27 KB
  Эти обстоятельства предопределяют необходимость разработки новых подходов к региональному стратегическому планированию и формированию приоритетов развития наиболее жизненно важной отрасли – электроэнергетики. Прогноз перспектив развития направлений которые выбраны для форсайта включает: прогноз результатов фундаментальных научных исследований в выбранных сферах; прогнозирование развития новых технологий и выхода на рынок принципиально новых видов продукции работ и услуг. Вовлеченность commitment различных общественных сил бизнеса...
6051. Сущность стратегического управления 16.12 KB
  Процесс стратегического управления: анализ среды определение миссии и целей альтернативные варианты выбор стратегии реализация стратегии оценка и контроль выполнения Сравнительные характеристики систем управления
3117. Особенности регионального фармацевтического рынка. Организация и экономика фармации 1.35 MB
  Настоящая работа посвящена анализу некоторых направлений формирования региональной политики лекарственного обеспечения, наиболее важных в условиях модернизации системы здравоохранения на основе изучения современных тенденций в ряде субъектов Российской Федерации.
16714. ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ 10.26 KB
  Проблема разработки стратегий регионального развития находится в центре внимания российских ученых государственных деятелей самого высокого ранга и управленцев на местах. Особо актуальными являются вопросы определения приоритетов развития страны и регионов разработки комплексных социально-экономических программ развития выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания механизма реализации принятых стратегий. На современном этапе...
16249. Оценка эффективности стратегического управления в кредитных организациях 12.82 KB
  Учитывая что по первым итогам мирового финансово-экономического кризиса понятия стратегия и минимизация риска рассматриваются кредитными организациями как единое целое а интегрированные подходы к риск-ориентированным моделям оценки качества управления становятся единственно адекватными для применения на практике в условиях нестабильности рынков предлагаем оценивать эффективность стратегии через определение уровня стратегического риска. Со стороны многих управленцев в настоящее время наблюдается стремление оценивать стратегические риски...
15615. Совершенствование системы стратегического управления организацией ООО «КАМСС» 509.28 KB
  Внешние факторы в рыночной модели хозяйствования задают направление стратегического развития предприятий и актуализируют поиск адекватных сложившимся условиям методов и механизмов управления включающих оптимальное сочетание роста внутреннего потенциала компании и стремление к изменению её внешнего окружения для максимальной реализации возможностей в опоре на сильные стороны. Необходимость формирования эффективной модели стратегического управления организацией для достижения намеченных перспективных целей и приоритетов развития определяет...
19989. Изучение стратегического управления человеческими ресурсами в ТОО «ЭКОКУРЬЕР Int» 164.63 KB
  Концепция стратегического управления человеческими ресурсами УЧР привлекла особое внимание многих практиков ученых и консультантов в этой области хотя и некоторые из них указывают на большое расхождение между терминологией стратегического УЧР и реальностью. Это положение является основополагающим в концепции управления. Сейчас же хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности исключительно важным становится осуществление такого управления которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро...
10452. Финансовый менеджмент в условиях кризиса 621.04 KB
  Основные причины банкротства организаций Основными наиболее типичными причинами приводящие к банкротству предприятия являются: недостаточность собственных средств и отказ кредитных организаций в выделении финансирования. Непосредственные причины банкротства у предприятий приведенных групп были различны.
17002. Модель инвестиций в условиях ожидания кризиса 87.31 KB
  Оценка темпа роста капитала Будем далее рассматривать систему при . на каждом шаге применяется один из операторов Каждый из операторов задается матрицей Оценки сверху на темп роста капитала. В системе оценкой сверху на максимальный темп роста капитала будет совместный спектральный радиус операторов. Из примеров видно что возможны ситуации когда более качественную оценку сверху на темп роста капитала в системе дает IRR возможны ситуации когда наблюдается обратная картина.
16547. Государственно-частное партнерство в условиях кризиса 9.28 KB
  При определенной положительной оценке национальных проектов они все же не являются в полной мере механизмом обеспечивающим национальные интересы а формы их реализации не выдерживают критики как в плане существенного улучшения положения населения страны так и развития цивилизованных партнерских отношений с бизнесом. Между тем с развитием партнерских отношений проблема доверия все больше выходит на первый план а выработка и устойчивое поддержание отношений доверия в среде социально-экономических взаимодействий становится одной из...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.