ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ

Балычева ЦЭМИ РАН Москва ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ Интеллектуальная собственность ИС полученная предприятием может применяться для: завоевания новых конкурентных преимуществ путем использования интеллектуальной собственности в инновационной деятельности; получения дохода от продажи прав собственности на интеллектуальный продукт или от передачи прав на его использование путем лицензирования; создания препятствий для входа на рынок фирм-соперников то есть защиты...

2015-09-03

5.38 KB

11 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Ю.Е. Балычева

ЦЭМИ РАН, Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЫНКЕ

Интеллектуальная собственность (ИС), полученная предприятием, может применяться для:

  1.  завоевания новых конкурентных преимуществ путем использования интеллектуальной собственности в инновационной деятельности;
  2.  получения дохода от продажи прав собственности на интеллектуальный продукт или от передачи прав на его использование путем лицензирования;
  3.  создания препятствий для входа на рынок фирм-соперников, то есть защиты достигнутых конкурентных преимуществ.

Возникает вопрос: какая из перечисленных стратегий доминирует в поведении российских предприятий при разработке рыночной стратегии использования ИС? Существует мнение, что процесс создания интеллектуальной собственности предприятиями в наибольшей степени обусловлен необходимостью ее использования в инновационной деятельности. Иными словами, часто полагают, что у предприятия, как правило, доминирует первая из перечисленных стратегий. Но всегда ли это так?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, при анализе выбора стратегии предприятия в отношении использования интеллектуальной собственности, принимается во внимание такой фактор, как его размер, точнее говоря его принадлежность к  определенному размерному классу. В качестве размерных классов используются следующие группировки предприятий: -  до 49 человек (включительно) - от 50 до 99 человек; - от 100 до 199 человек; - от 200 до 499 человек; - от 500 до 999 человек; - от 1000 до 4999 человек; - от 5000 до 9999 человек; - более 10000 человек. При анализе используется статистика Росстата. Принят девятилетний временной период исследования с 2000 по 2008 гг.

В работе показано, что выбор типа стратегии использования интеллектуальной собственности предприятием существенно зависит от его размера. Причем, среди предприятий не всегда доминирует стратегия завоевания новых конкурентных преимуществ путем использования интеллектуальной собственности в инновационной деятельности. В большинстве случаев связь между патентной деятельности с инновационным процессом на предприятии тем сильнее, чем больше размер предприятия. Данный факт можно объяснить трудностями осуществления инновационной деятельности на небольших предприятиях, связанный с их существенными ресурсными ограничениями. Сказывается и то обстоятельство, что малые и средние инновационно-активные фирмы, активно занимающиеся ИиР, иногда защищают свои результаты за счет высоких скоростей создания инноваций, а не путем их патентования.

Стратегии создания интеллектуальной собственности также существенно зависят от того, является ли предприятие инновационно активным. Изменчивость стратегических установок определяется действием двух факторов – типов интеллектуальной собственности и размерами предприятий. Типы интеллектуальной собственности во многом определяют затратность их получения и временной период коммерциализации. Затратность и временной период коммерциализации различных видов интеллектуальной собственности во много определяют изменчивость стратегических установок предприятий на использование этого вида ИС в инновационной деятельности. Стремление организаций придерживаться определенной стратегии, устойчивость выбора этой стратегии возрастают по мере перехода к более затратным видам интеллектуальной собственности. Кроме  того, для затратных видов промышленной собственности устойчивость стратегических установок повышается по мере перехода к классам предприятий имеющих значительную ресурсную базу, то есть к классам крупных предприятий. В то же время значительно меньшая затратность создания интеллектуальной собственности в области авторского права делает весьма гибким поведение предприятий всех размерных классов по отношению к изменению внешней среды.

В отличие от других показателей процесса создания интеллектуальной собственности инновационно-активными предприятиями зависимость производительности этого процесса от размеров предприятий носит нелинейный характер. Для создания изобретений данная зависимость  принимает вид близкий к опрокинутой параболе. Этот результат хорошо согласуется с  полученной ранее в литературе «опрокинутой» параболической зависимостью масштабов инновационной деятельности от интенсивности конкуренции, а также выводами, о том, что для инновационной деятельности оптимальным является средний размер предприятия. Сопоставление данных фактов позволяет прийти к заключению, что максимальная производительность процесса создания изобретений приходится на инновационно-активные предприятия, которые  в наибольшей степени вовлечены в конкурентную борьбу и имеют наиболее оптимальные размер для инновационной деятельности.

Характер и уровень взаимодействия между разными классами предприятий в процессах создания интеллектуальной собственности также не зависит линейно от размеров предприятий. Из анализа уровня корреляции плотности процессов создания интеллектуальной собственности следует, что к замкнутости отношений внутри класса при создании интеллектуальной собственности в наибольшей степени стремятся средние предприятия. Это, в частности, может свидетельствовать о том, что некоторые из данных фирм, входя в модульные цепи создания добавленной стоимости,  стремятся захватить и поставить под свой контроль стратегическое звено в соответствующей цепи. Для достаточно крупных предприятий характерен высокий уровень корреляции плотности создания интеллектуальной собственности с предприятиями максимального размерного класса. Продавая лицензии более крупным компаниям, менее крупные компании могут тем самым добиваться быстрого и широкого распространения своих технологий, повышая свои шансы на установление де-факто  стандартов в соответствующих видах экономической деятельности. Что же касается малых предприятий, то для них характерен высокий уровень корреляции в процессах создания ИС с предприятиями среднего размерного класса. По всей видимости, между ними существуют отношения продавца-покупателя, когда малые предприятия продают разработанные ими интеллектуальные продукты или право на их использование более крупным организациям. Данные устойчивые связи характерны только в области создания такого вида интеллектуальной собственности как изобретения. Для остальных видов интеллектуальной собственности устойчивые тенденции не выявляются.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного  научного фонда (проекты № 08-02-00314а и 09-02-00303а).



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
12873. Пути достижения конкурентных преимуществ турагентством «Клуб путешествий» на рынке туристских услуг 48.43 KB
  Объектом исследования данной курсовой работы является состояние конкурентоспособности турагентства Клуб путешествий. Для достижения цели в данной работе поставлены следующие задачи: раскрыть понятие конкурентного преимущества предприятия в сфере туризма; выявить факторы определяющие конкурентные преимущества туристского предприятия...
14586. КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 23.15 KB
  Коммерциализация результатов интеллектуальной научно-технической деятельности является сложной сферой деятельности как с позиции нормативно-законодательного обеспечения, так и с точки зрения практики. Каждое значимое для общества или отдельного предприятия изобретение требует решения целого комплекса взаимосвязанных задач технического характера и влечет за собой социально-экономические последствия.
20943. Проект мероприятий по повышению конкурентных преимуществ ООО «Империя Окон» 243.36 KB
  Тенденции развития рынка пластиковых окон в России. Развитие Волгоградского рынка пластиковых окон. Анализ деятельности ООО Империя Окон на рынке пластиковых окон. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО Империя Окон.
14450. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН 764.79 KB
  Повышение качества жизни местного населения во многом определяется результатами реализуемой социально-экономической политики в муниципальном образовании и регионе. В свою очередь, действенность указанной политики зависит от достаточности бюджетных ресурсов, активности внутренних и внешних инвесторов, присутствия высокотехнологичных фирм, достаточности социальных объектов и организаций, развитости транспортной и инженерной инфраструктуры
16580. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 10.83 KB
  Интеллектуальная собственность является центральным элементом современной информационной экономики. Собственность авторов на информацию и знания произведенные в результате их интеллектуальной деятельности в области промышленности науки литературы и искусства которые поступая на рынок приобретают экономическую ценность называют интеллектуальной собственностью ИС. Для их защиты общество формирует такой институт как права интеллектуальной собственности ПИС: это...
16152. Кредитование под залог объектов интеллектуальной собственности 367.37 KB
  Инвестор кредитор будь то банк финансовый институт венчурный капиталист или бизнес-ангел при осуществлении оценки запроса о вкладе в акционерный капитал или о получении кредита будет оценивать новый или инновационный продукт или услугу предлагаемую предприятием с точки зрения защищенности патентом полезной модели торговой марки конструкции авторских прав или сопутствующих прав. В рамках данного исследования при разработке механизма получения кредита под залог ОИС были построены схемы отражающие ситуацию выгодную фирме-заемщику;...
18597. Стоимость интеллектуальной собственности, нематериальные активы и их оценка 137.3 KB
  Международные стандарты оценки объектов интеллектуальной собственности и анализ возможностей их применения в РК. Теоретические основы сравнительного анализа международных европейских и национальных стандартов оценки. Международные стандарты оценки...
17614. Понятие интеллектуальной собственности, ее охрана и правовое регулирование 19.4 KB
  Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме.
20277. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности и практика ее применения 132.55 KB
  Международные стандарты оценки объектов интеллектуальной собственности и анализ возможностей их применения в РК. Теоретические основы сравнительного анализа международных европейских и национальных стандартов оценки. Международные стандарты оценки...
20037. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах Европейского Союза для экономики Российской Федерации 35.17 KB
  Поскольку рейтинги ведущих мировых институтов, связанные с оценкой инновационной системы, показывают, что Финляндия входит в группу мировых лидеров, то изучение ее опыта в качестве одной из стран ЕС в области формирования инновационной системы, безусловно, представляет интерес. Все вышеизложенное обуславливает актуальность и своевременность темы данной работы.
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.