Китайское чудо. Год 2009

Для того чтобы понять каким образом КНР удалось превратиться из аграрной страны в индустриальную державу соперничающую с развитыми странами нужно проследить как формировался путь развития какие принципы были положены в его основу. Долгосрочные принципы для экономики КНР были установлены еще в 80-е годы ХХ века: политика открытости внешней экономики и ее экспортная ориентация постепенная либерализация экономики стимулирование рыночной конкуренции развитие национального частного предпринимательства как дополнения к экономике основанной...

2015-09-03

123.48 KB

0 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


урова Д.Д., Финансовая Академия при Правительстве РФ, Москва

Китайское чудо. Год 2009.

Современный экономический кризис характеризуется тем, что он негативно отразился на всех странах мирового сообщества. Я предлагаю проанализировать основные направления экономической политики Китая как страны, вес которой в международном масштабе неуклонно растет. Некоторые эксперты считают, что от того, какую политику будет проводить руководство Китая во время кризиса, зависит не только само протекание кризиса, но и дальнейшая расстановка сил на мировой арене. Для того чтобы понять, каким образом КНР удалось превратиться из аграрной страны в индустриальную державу, соперничающую с развитыми странами, нужно проследить, как формировался путь развития, какие принципы были положены в его основу. Долгосрочные принципы для экономики КНР были установлены еще в 80-е годы ХХ века: политика открытости внешней экономики и ее экспортная ориентация, постепенная либерализация экономики, стимулирование рыночной конкуренции, развитие национального частного предпринимательства как дополнения к экономике, основанной на общественной собственности. В целом планировалось придерживаться курса «четырех модернизаций»: обновление промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Для выполнения намеченных целей для страны сложилась позитивная комбинация внешних и внутренних факторов: представилась возможность использовать дешевый и дисциплинированный труд, привлечь передовые технологии ТНК, переводящих в Китай свои производственные мощности для снижения издержек, а также перенять наработанные ими  эффективные методы управления. «Социализм с китайской спецификой», строящийся на указанных выше принципах и целях и с проведением постепенной модернизации «сверху» позволяет поддерживать высокие темпы экономического роста на протяжении более чем 30 лет. На XVII съезде ЦК КПК в октябре 2007 года руководство КНР установило цель четырехкратного увеличения ВВП на душу населения за 20 лет. Рассмотрим, как различные институты страны вносят свой вклад в устойчивый и стабильный рост экономики.

Промышленное производство КНР получило первоначальное развитие благодаря прямым иностранным инвестициям, а также созданию предприятий нерезидентами в КНР. Для того чтобы привлечь инвестора в страну на долгий срок, необходима устойчивая доходность инвестиций, стабильность политической системы, а также надежности финансового и банковского секторов.

Высокая доходность прямых иностранных инвестиций обеспечивается главным конкурентным преимуществом страны - «китайской цене». Низкий уровень издержек обеспечивается за счет

  •  экономии на проведении масштабных дорогостоящих разработок;
  •  минимальных расходов на охрану окружающей среды;
  •  незначительного роста затрат на труд при постоянно повышающейся производительности - она достигается за счет наличия резервной армии труда на замену неэффективным работникам. Такие резервы создаются из-за закрытия устаревших госпредприятий, а также за счет миграции трудоспособного населения из сельской местности в города.

Политическая система КНР вызывает доверие у зарубежных инвесторов, способствуя разрешению проблем законодательного регулирования инвестиционной деятельности. КНР на собственном примере показывает, что для страны с населением более 1,3 млрд. человек приемлемой и, возможно, наиболее оптимальной властью является централизованная власть с единым центром принятия решений.

Банковская система КНР успешно справляется с функцией кредитования реального сектора. Ее основу составляют 4 банка – Банк Китая, Промышленно-Торговый, Народный строительный и Сельскохозяйственный. Кроме них существуют также несколько крупных банков со смешанной собственностью, городские банки и кредитные кооперативы. Все элементы этой системы подчиняются центральному банку страны – Народному Банку Китая. Благодаря привлечению иностранных управляющих на руководящие должности в финансовый сектор, китайские менеджеры имеют возможность изучить новейшие методики и системы ведения дела, которые обеспечивают более эффективную и результативную работу банковского сектора.

Фондовый рынок КНР, несмотря на свою незрелость, имеет большой потенциал роста. На фондовых рынках Китая существует 2 вида акций: А и В. Только акции класса В доступны для внутренних и иностранных инвесторов. Также некоторые китайские предприятия выпускают акции класса Н, которые обращаются на гонконгской бирже, а также котируются на других мировых биржах. Акции класса Н недоступны для материковых китайцев и служат инструментом привлечения иностранных инвестиций. Полной либерализации фондового рынка противостоит китайское законодательство. По мнению экспертов, абсолютная либерализация грозит китайским фондовым рынкам валютным кризисом. Она может привести к резкой ревальвации юаня, причем спрос на него повысится не со стороны реального сектора, а из-за спекуляций на финансовых рынках.

Особенностью монетарной политики КНР в 2008-2009 годах является накачивание банковской системы страны ликвидностью. Эта процедура проводится не только и не столько эмиссией юаня, сколько отменой кредитных лимитов, введенных в середине 2007 года; снижением базовой процентной ставки и резким понижением нормативов обязательных банковских резервов.

Внутренний рынок КНР имеет потенциал к росту: во-первых, благодаря наличию сбережений у населения (около 50% от ВВП КНР); во-вторых, благодаря постепенному улучшению благосостояния граждан; в-третьих, большое влияние имеет политика социальной поддержки граждан со стороны государства.

Социальная политика КНР включает в себя предоставление бесплатного начального, среднего и высшего образования, постоянное повышение порога нулевого налогообложения и возврата налога на отдельные виды деятельности, возврат подоходного налога на операции с ценными бумагами, особое налогообложение сельских предприятий, увеличение дотаций сельским жителям, строительство доступного жилья, развитие комплексных социальных программ, политика автомобилизации. Таким образом, мы видим, что социальная поддержка служит не только средством стимулирования внутреннего спроса, но и толчком к дальнейшей интенсификации производства.

Итак, вышеперечисленные меры и инструменты позволили Китаю выйти в мировые лидеры по экспорту обрабатывающей продукции. По данным МВФ, ВВП КНР за период с 1979 по 2008 год вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Китай вышел на второе место в мире по ВВП, посчитанному по ППС, после США.

Из приведенных графиков мы можем сделать вывод о том, что к 2006-2007 годам экономика Китая оказалась в несколько перегретом состоянии: слишком интенсивное развитие промышленности привело к ускоренному росту цен как на средства производства, так и на потребительские товары. Кроме того, продолжала расти безработица и падать уровень жизни в городах. Чтобы предупредить негативные последствия такого резкого развития, руководство КНР решило ввести некоторые ограничения. В первую очередь были усилены меры социальной защиты; так, правительство уже в 2007 году запланировало направить средства на субсидирование потребительского спроса.

Дело в том, что в КНР один из самых высоких процентов валовых сбережений к ВВП в связи с неразвитой социальной политикой. КПК Китая предпринимает активные меры с целью заставить людей тратить сбережения, причем действует сразу в нескольких направлениях: в августе 2008 были снижены ставки возврата НДС на 5-9 п.п. ; в декабре 2008 была введена система субсидий сельскому населению на покупку бытовой электроники и мобильных телефонов, рассчитанная на четыре года. Предусматривается 13% скидка на некоторые наименования указанных товаров. На осуществление программы направлено 134 млрд. долл.; также производится выдача беспроцентных кредитов крестьянам на покупку бытовой техники; к китайскому новому году всему населению раздали ваучеры (по 100 юаней)1.

Таким образом, впервые за последние 6 лет отмечена отрицательная динамика индекса потребительских цен (CPI). В феврале этот показатель упал на 1.6%, достигнув рекордной отметки; в первом квартале года индекс снизился  на 0,6% по сравнению с концом 2008 года2.

Но КПК не ограничивается субсидиями для потребителей; в стране активно развивается система внебанковского кредитования малого и среднего бизнеса (микрокредитование), при котором кредитор сам может выбрать своего заемщика. Именно это позволяет малому бизнесу выжить в условиях кризиса. Меры по поддержке кредитования малого и среднего бизнеса дает положительный эффект сразу по двум направлениям: с одной стороны, обуславливает возможность постепенного роста производительности, с другой стороны, способствует увеличению доходов населения. Введены «золотые недели отдыха» на главные китайские праздники, что привело к бурному росту внутреннего туризма. Был снят ряд административных ограничений, мешавших развитию розничной торговли, в первую очередь для иностранных компаний. С одной стороны, последняя мера показывает негативное отношение Китая к протекционизму, и страна не ограничивает доступ к своей экономике; с другой же - ни одна иностранная компания не выдержит ценовой конкуренции с китайской на внутреннем рынке и конкурентоспособности национального производителя ничто не угрожает. Китайское правительство будет поощрять использование автомобилей, работающих на энергосберегающих двигателях или новых источниках энергии, в первую очередь в сфере общественного транспорта, государственной службы, коммунального хозяйства, почты.

 

Таким образом, Китай благодаря своей предусмотрительной и дальновидной политике оказался более подготовленным к мировому кризису. В  условиях сокращения экспорта государство располагает возможностями направить капитал во внутренние секторы экономики, например, такие, как автомобильная промышленность и инфраструктура. Проанализируем конкретные меры, принятые руководством КНР в кризисный 2009 год.

Основные решения в рамках антикризисного стимулирования китайской экономики были приняты на ВСНП в начале марта. В соответствии с решением КПК антикризисный пакет мер пока ограничен заявленными 4 трлн. юаней. При этом центр готов взять на себя лишь около трети инвестиций – 1.18 трлн. юаней, из них 595 млрд. уже в этом году, остальное должны внести местные бюджеты и частно-государственный бизнес; для финансирования дополнительных расходов местных властей центр выпустит от их имени бонды на 200 млрд. юаней плюс корпоративные облигации на 100 млрд. юаней3. Из утвержденных 4 триллионов более 60% будет потрачено на развитие инфраструктуры, в том числе строительство дорог, жилья, различных газо- и нефтепроводов, а также восстановительные работы в провинции Сычуань. Благодаря такой политике КНР решает для себя проблемы:

  1.  обеспечения оперативности связи между различными регионами страны;
  2.  упрощения доступа к ресурсам, необходимым для удовлетворения потребностей экономического роста;
  3.  обеспечения занятости населения;
  4.  диверсификации инвестиций.

В соответствии с решениями ВСНП Китай взял курс на достижение роста ВВП в 8%; при этом бюджетный дефицит в 2009 году составит около 3% (2,5% связано с созданием антикризисного пакета мер, 0,5% - с потерями из-за кризиса).

. Говоря о валютной политике КНР, нельзя не упомянуть о предложении, высказанном Народным Банком Китая незадолго до весеннего саммита G20, о реформировании наднациональной валюты СДР , в частности,  о возможности введения юаня в корзину СДР). Идеальная цель реформирования международной валютной системы заключается в создании всемирной резервной валюты, не привязанной к суверенным государствам и способной сохранять стабильность в долгосрочной перспективе, и таким образом избежать внутренних пороков, присущих использованию кредитных денег суверенных государств в качестве резервной валюты. Вопреки ожиданиям, Китай не стал высказывать это предложение  на саммите. Вместо этого страна продолжает продвигать национальную валюту: 12 декабря 2008 года заключены соглашения-свопы уже с 6 странами-партнерами. В условиях глобального финансового кризиса Народный банк Китая подписал подобные соглашения также с Центробанком Республики Корея, Монетарным управлением САР Сянган, Центробанками Малайзии, Беларуси, Бразилии, Аргентины и Индонезии. Общий объем сделок равняется 650 млрд. юаней (95,6 млрд. долларов США) Таким образом, осуществляется постепенный переход на расчеты в национальных валютах в двусторонней торговле.

Экономическое благополучие Китая и США сильно зависят друг от друга. В ЗВР Китая находится почти 2 трлн. долл. (см. рисунок). Пекин обладает самыми большими в мире валютными резервами. Курс же американской валюты за последний год серьезно ослаб в связи с тем, что США вливают в свою экономику триллионы долларов для борьбы с последствиями финансового кризиса. Китайские власти уже неоднократно выражали обеспокоенность по этому поводу: слабый доллар снижает стоимость госрезервов, большая часть которых держится в валюте и ценных бумагах США. Для того чтобы в случае падения курса доллара Китай мог скомпенсировать убытки ростом других валют в ЗВР, по прогнозам европейских экономистов, страна должна «сбросить» 500 млрд. долл. При этом КНР не нужна паника на валютных рынках, поэтому Китай планирует постепенно вкладывать доллары в покупку месторождений и ресурсов. Кроме того, КНР постепенно увеличивает долю золота в своих запасах. Наращивание золотого запаса — один из способов диверсификации резервов, активно используемый во всем мире, а в Китае и Индии это особенно заметно.

Значимость и вес КНР в различных международных организациях позволяет ему выступать в роли дипломатического защитника установившихся в некоторых странах, зачастую недемократических режимов на международной арене, а взамен получать новые источники ресурсов, энергии и рынки для сбыта продукции от стран Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. 

В целом, экономическая политика КНР нацелена на получение выгоды в долгосрочной перспективе. Средства вкладываются в развитие  инфраструктуры, а также делается акцент на систему социального обеспечения и на развитие деревенской экономики. При самом благоприятном исходе Китай должен выйти из кризиса с более сбалансированной экономикой – инвестиции в деревню, рост субсидий для сельского хозяйства и повышение минимальных закупочных цен на зерно должны помочь сократить разрыв в доходах между городским и сельским населением. А смещение акцента с экспорта на внутреннее потребление – сблизить экономические показатели прибрежных районов и глубинных провинций Китая.  «Китайская специфика» проявляется в целостном и основательном подходе к решению каждой задачи, которая ставится высшим руководством Поднебесной: в начале года поставлена, как казалось МВФ, недосягаемая цель – 8% роста ВВП. Подходит конец года – китайская экономика с достоинством выдержала планку. Это было бы невозможно, если бы каждый сектор не внес в этот рост свою лепту, свои эффективные решения, свой капитал. КНР успешно конкурирует с развитыми странами на рынках высокотехнологичных товаров и завоевывает все больший авторитет на международной арене и, достойно воздерживаясь от резких ответов на вызовы развитых стран, продолжает процветать. 

1 По данным «Женьминь Жибао»  - http://russian.people.com.cn

2 По данным Национального Бюро статистики КНР – http://www.stats.gov.cn/english/

3 По данным Агентства  Синьхуа – http://russian.news.cn

PAGE  5



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17017. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ И КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 26.64 KB
  В приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с Китайской народной республикой экономика которой в последние годы развивалась быстрыми темпами. Направления сотрудничества разнообразны: торгово-экономическое образовательное и научное сотрудничество взаимодействие в сфере предоставления туристических услуг и др. Вместе с тем в основных программных и стратегических документах...
16318. Научные и научно-педагогические кадры России 2009 г. 13.34 KB
  Волгоградский государственный университет Волгоград ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Работа выполнена при поддержке Федерального агентства по образованию в рамках реализации Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры России 2009 г. государственный контракт № П904 Взаимосвязанные процессы регионализации и информатизации являются закономерным этапом процесса эволюции хозяйственной системы общества. Необходимость оценки масштабов и уровня развития...
16387. доклада Российский Экономический Конгресс 7-12 декабря 2009 года 1. 22.34 KB
  с учениками являет собой яркий пример операционализации концепции системного анализа СА. Римана повезло – он дружил с Ernst Weber и Gustv Fechner двумя основоположниками экспериментальной психологии и психофизики. Здесь несколько операциональных линий развития СА соединяются с линиями развития СП. ДЦ задают нереалистичную структуру влияния и их использование – механический перенос понятия дерево решений на совершенно другую ситуацию.
17005. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ГЛУБИНЫ КРИЗИСА 2008–2009 ГГ. И НЕКОТОРЫХ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ 187.59 KB
  Между тем успешное усвоение уроков кризиса обеспечивается не только прогрессом теории но и корректным анализом эмпирических данных характеризующих динамику развития стран мира в 2008–2009 гг. Данный доклад обобщает имеющиеся результаты эмпирических исследований факторов определявших глубину экономического спада в различных странах мира в 2008–2009 гг. Краткий обзор эмпирических исследований факторов глобального кризиса1 Эмпирические работы посвященные факторам которые определяли глубину рецессии в отдельных странах стали появляться...
16999. Региональные эффекты антикризисной монетарной политики: экономический шок в России в 2008-2009 годах 83.44 KB
  Вместе с тем нередко за пределами анализа остаются вопросы формирования и функционирования денежного сектора экономики. В связи со все более глубоким проникновением финансовых рынков в структуру современной экономики они стали все чаще приобретать черты системообразующего сектора который в ряде стран стал устойчиво превалировать над реальным производством. Но это стало источником повышенной нестабильности экономики которая стала зависимой от слишком подвижных переменных фондового кредитного и валютного рынков. Для успешного регулирования...
16333. доклада для Российского экономического конгресса-2009 В настоящее время мировая экономика переживает тяжел 116.69 KB
  доцент доцент МГИМОУ Москва Институциональные инвесторы во время и после кризиса 2007-2008 г. По нашему мнению большую роль в возникновении и главное в распространении кризиса сыграли именно институциональные инвесторы прежде всего инвестиционные и коммерческие банки а также инвестиционные и хеджевые фонды. При этом кредитные организации пострадали от кризиса в большей степени чем иные типы институциональных инвесторов. К кризисам переходных экономик все уже привыкли а американская экономика крупнейшая в мире она является...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.