Образовательная услуга в вузе и ее финансовое обеспечение в условиях реформирования бюджетной сферы

Одной из ключевых проблем реформирования финансовых отношений в сфере образования является расчет величины норматива финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений на оказание образовательной услуги. До настоящего времени проблемным и как следствие дискуссионным является также вопрос о том какие расходы следует включать в норматив финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения по оказанию образовательной услуги. Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета был...

2015-09-03

18.96 KB

1 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Н.Ю.Гарифуллина

Петрозаводский государственный университет

г. Петрозаводск

Образовательная услуга в вузе и ее финансовое обеспечение

в условиях реформирования бюджетной сферы

По мере формирования в экономике Российской Федерации рыночных отношений в системе российского образования наблюдается тенденция к расширению самостоятельности со стороны образовательных учреждений и ослаблению централизованного управления ими со стороны государственных органов власти. Эта тенденция находит отражение в изменениях и дополнениях, вносимых в действующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность вузов.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах  говорится о необходимости со всей серьезностью подойти к совершенствованию правового положения государственных учреждений, чтобы в результате реально повысилось качество предоставляемых ими услуг, а затраты на эти цели были оптимальными [1]. В свете реализации послания Президента Российской Федерации очередным шагом на пути к децентрализации российского образования стало принятие Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” [2], который вносит существенные изменения в действующий порядок финансирования высших учебных заведений.

Как сказано в пояснительной записке к проекту этого Федерального закона, он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети [3]. 

Целью реформы бюджетного процесса, проводимой в Российской Федерации,  является создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами. Основным механизмом, позволяющим повысить эффективность бюджетных расходов в образовании, считается переход от сметного финансирования образовательных учреждений к финансовому обеспечению их деятельности по оказанию образовательных услуг на основе государственного задания и принципов нормативного подушевого финансирования.

Одной из ключевых проблем реформирования финансовых отношений в сфере образования является расчет величины норматива финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений на оказание образовательной услуги. До настоящего времени проблемным и, как следствие, дискуссионным является также вопрос о том, какие расходы следует включать в норматив финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения по оказанию образовательной услуги. Автором доклада предлагается вариант решения существующих проблем на примере образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Рассматривая экономическое содержание понятия “образовательная услуга”, автор предлагает собственную трактовку этого понятия, которая содержит два важных момента:

  1.  образовательная услуга в сфере высшего профессионального образования  предоставляется путем реализации профессиональной образовательной программы определенного уровня;
  2.  формирование профессиональных знаний, умений и навыков предполагает возмездный характер оказания образовательных услуг не только при обучении студентов с полным возмещением затрат, но и на бюджетной основе [4, с.11].

Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета был проведен анализ динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации, используемых в вузах на оказание образовательной услуги, по сравнению с общим объемом средств федерального бюджета, выделяемых для системы высшего профессионального образования (ВПО); определены численные значения базового норматива финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений, отражающие характер реализуемых ими образовательных программ. Для расчета численных значений базового норматива финансирования использовалась фактическая величина расходов, относящихся на образовательные услуги, в расчете на 1 студента приведенного контингента, поскольку, по нашему мнению, именно значения показателя “приведенный контингент обучающихся” позволяют более корректно рассчитывать душевые расходы на оказание образовательной услуги [5, с.127].

Анализ проводился на основе данных, представленных Федеральным агентством по образованию за период с 2008 по 2010 годы по подведомственным ему вузам (при отборе учитывался тот факт, что численность студентов, обучающихся в этих вузах на бюджетной основе, составляет 71,9% от общей численности обучающихся в вузах на бюджетной основе по всем федеральным органам исполнительной власти), а также отчетности об исполнении федерального бюджета Российской  Федерации и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за период с 2008 по 2010 годы  [6].  Рассматриваемый период времени интересен тем, что, в условиях реформирования бюджетной сферы, расходы на оказание образовательной услуги в сфере высшего профессионального образования за последние три года являются своеобразным ориентиром на ближайшие несколько лет, поскольку увеличения объемов финансирования на эти цели пока не предполагается.

При расчете базового норматива финансового обеспечения деятельности вуза на оказание образовательной услуги были учтены расходы образовательных учреждений высшего профессионального образования на:

  •  оплату труда работников вуза и  начисления на оплату труда;
  •  проведение производственной, учебной и других видов практики;
  •  формирование и пополнение библиотечного фонда;
  •  услуги связи и транспортные услуги;
  •  коммунальные услуги (в соответствии с Методическими рекомендациями Минфина России и Минэкономразвития России [7]);
  •  приобретение в учебных целях предметов снабжения и расходных материалов и другие виды затрат, непосредственно связанных с оказанием образовательной услуги в вузе.

Численное значение базового норматива в 2008 году составило 52,1 тыс. руб., в 2009 году – 66,2 тыс. руб., в 2010 году - 67,2 тыс. руб. в расчете на одного студента приведенного контингента.

Поскольку оценка затрат по уровням высшего профессионального образования на сегодняшний день не ведется, для расчета дифференцированных нормативов бюджетного финансирования высших учебных заведений, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ, рассчитанные средние показатели нуждаются в дальнейшей корректировке по уровням ВПО. Также при определении величины базового норматива финансового обеспечения деятельности вуза по оказанию образовательной услуги необходимо учитывать специфику обучения студентов как в разрезе укрупненных групп специальностей, так и в различных типах вузов (МГУ, СПбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты). Кроме этого, поскольку в Российской Федерации существует межрегиональная дифференциация рыночных цен, от которых зависит стоимость затрат, включаемых в базовый норматив финансового обеспечения, то для регионов этот норматив  следует рассчитывать по каждому субъекту Федерации с использованием индекса бюджетных расходов, который учитывает территориальную и природно-климатическую специфику регионов.

Выполненное исследование позволило обозначить ряд сложившихся тенденций:

  •  увеличение расходов, приходящихся на одного студента приведенного контингента, в целом по подразделу “Высшее и послевузовское образование” (со 127,3 тыс. руб. в 2008 году до 158,7 тыс. руб. в 2010 году) и по группе расходов, непосредственно связанных с оказанием образовательной услуги (соответственно, с 52,1 тыс. руб. до 67,2 тыс. руб.);
  •  динамика изменения расходов федерального бюджета в расчете на одного студента приведенного контингента в сопоставимых ценах позволяет говорить о том, что существующая в 2008-2010 гг. тенденция к увеличению душевых расходов в текущих ценах на одного студента приведенного контингента по подразделу “Высшее и послевузовское образование” и по группе расходов, непосредственно связанных с оказанием образовательной услуги, “съедается” инфляцией. Фактически наблюдается снижение этих показателей в 2010 году по сравнению с 2009 годом, соответственно, на  7,9% и  на 7,8%;
  •  существенное увеличение в 2009 году душевых расходов по целевым статьям расходов “Высшие учебные заведения” и “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений”, при их заметном уменьшении в 2010 году. Эта тенденция связана с тем, что в 2010 году произошло снижение финансирования вузов по некоторым статьям и подстатьям экономической классификации по сравнению с 2009 годом. Так, например, объем финансирования вузов, подведомственных Рособразованию, по подстатье 224 “Арендная плата за пользование имуществом” в 2010 году составил 40% по отношению к уровню 2009 года, по подстатье 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” – 33,7%, по статьям 310 “Увеличение стоимости основных средств” и 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” – соответственно, 52,1% и 65,2%. Если сравнивать финансирование 2010 года с уровнем финансирования 2008 года, то это снижение будет еще более существенным;
  •  на протяжении исследуемого периода времени доля средств, используемых в процессе реализации образовательной услуги, в общем объеме средств федерального бюджета, расходуемых на сферу высшего профессионального образования, составляла 42%.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на увеличение в течение 2008-2010 гг. объемов финансирования системы образования в целом, инфляционные факторы оказывают негативное влияние на положительную динамику роста объемов бюджетных средств, направляемых на реализацию образовательной услуги. Действующий объем финансирования, по нашему мнению, не позволяет бюджетным образовательным учреждениям  высшего профессионального образования качественно обеспечивать предоставление образовательной услуги.

Таким образом, с одной стороны, переход от сметного финансирования к финансовому обеспечению выполнения государственного задания на оказание образовательной услуги в виде субсидии, рассчитанной на основе норматива подушевого финансирования, расширяет финансовую самостоятельность вузов, способствует использованию выделяемых денежных средств в соответствии с их реальными потребностями, с другой стороны, в условиях отсутствия научно-обоснованных нормативов затрат на оказание образовательной услуги, а также сохранении, а, возможно, и уменьшении объемов финансирования, выделяемых по этой группе бюджетных расходов, по отношению к объемам 2010 г., введение нового механизма финансирования лишь отчасти сгладит остроту существующей на сегодняшний день проблемы, связанной с финансовым обеспечением деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования в условиях реформирования бюджетной сферы.

Список литературы

1  Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах [Электронный ресурс] / Президент РФ. – Режим доступа:  HYPERLINK "http://президент.рф/news/8192/print" http://президент.рф/news/8192/print

2  Федеральный закон от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” // Российская газета. – 2010. – 12 мая. - № 100.

3  Пояснительная записка  HYPERLINK "http://www.educaltai.ru/files/docs/Poyasnitelnaya_zapiska__K_proektu_Federalnogo_zakona__O_vnes.rtf" к проекту Федерального Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. - Режим доступа: http://www.educaltai.ru/doc/page-2.html

4  Гарифуллина Н.Ю., Гуртов В.А. Образовательная услуга в бюджетных расходах системы высшего образования // Финансы. – 2010. - № 11. - С.11-14

5  Сигова С.В., Гуртов В.А. Бюджетное финансирование науки и образования в субъектах Российской Федерации. - М.: Экономика, 2008. - 688 с.

6     Информация об исполнении бюджетов [Электронный ресурс] / Федеральное казначейство. –  Режим доступа: HYPERLINK "http://www.roskazna.ru/"http://www.roskazna.ru/

7  Приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации № 137н / 527 от 29 октября 2010 г. “О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений” // КонсультантПлюс.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
16617. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ 9.5 KB
  В условиях проведения бюджетной реформы одной из основных ее целей провозглашается переход к системе бюджетирования ориентированного на результат которая позволит существенно повысить качество планирования расходов государственных муниципальных учреждений к числу которых относятся и учреждения высшего профессионального образования. Действующая система финансирования бюджетных учреждений не отвечает задачам достижения этой цели поскольку в ней отсутствует связь между объемом предоставляемых бюджетных средств и достижением конечных...
939. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ 717.29 KB
  Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства
9831. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на социальное обеспечение 221.41 KB
  С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности
3184. Финансовое обеспечение туроператорской деятельности 38.9 KB
  Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии.: В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по...
5947. Финансовое обеспечение инвестиционного проекта 16.56 KB
  Сложность выбора инвестиционной стратегии связанный с поиском и оценкой альтернативных вариантов инвестиционных решений которые более всего отвечают цели предприятия и перспективам его развития. Важнейшим элементом финансовой стратегии предприятия есть стратегия формирования инвестиционных ресурсов предприятия которая должны основываться на таких принципах: учет перспектив развития инвестиционной деятельности. обеспечение соответствия объема привлеченных инвестиционных ресурсов объема инвестиционных нужд предприятия. обеспечение...
17722. Финансовое обеспечение социальной защиты населения 80.1 KB
  Организации социальной сферы и их роль в экономике государства. Сущность социальной защиты населения. Организация социальной работы. Методы финансирования организаций социальной сферы.
11251. Инновационная модель личности преподавателя в условиях реформирования высшей школы России 6.45 KB
  Одной из центральных задач является повышение качества образования в связи с существенным повышением роли образования и осознанием ценности человека как основного капитала общества. Но другого пути нет так как рынок труда диктует свои условия. До сих пор актуальными остаются взгляды на учителя Толстого и Монтессори основывающиеся на принципах антропологизма индивидуализации обучения развития самостоятельности и инициативы обучающегося для раскрытия его творческих способностей при глубоком уважении к личности учащегося так как именно...
16187. .А. Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования . 14.55 KB
  Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования Модернизация системы образования осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций их содержательному определению включению в организационные управленческие образовательные исследовательские производственные подсистемы образовательного учреждения разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта – образовательных услуг а также достижение...
5022. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ЕГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ 791.38 KB
  Ведь финансовая неустойчивость чревата отсутствием у предприятия ресурсов и денежных средств для дальнейшего развития производства что приведет к неплатежеспособности и в конечном счете к банкротству. В то же время избыточная устойчивость мешает развиваться организации отягощая расходы предприятия излишними резервами и запасами. Основываясь на результатах анализа разрабатываются способы совершенствования финансового состояния...
19019. Антикризисное финансовое управление холдингом в современных условиях на примере компании юнимилк 127.82 KB
  Предотвращение финансового кризиса предприятия эффективное его преодоление и ликвидация негативных его последствий обеспечивается в процессе особой системы финансового менеджмента которая получила название антикризисного финансового управления предприятием. Вместе с тем теоретические основы антикризисного финансового управления предприятием сформированы ещё недостаточно полно и носят...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.