Управление конкурентоспособностью предприятия

Одной из важнейших предпосылок экономического выживания предприятия является создание системы управления его конкурентоспособностью то есть способностью хозяйствующего субъекта удовлетворять потребности рынка на основе более эффективного использования ограниченных экономических ресурсов в сравнении с конкурентами. Конкурентоспособность предприятия - это обобщающее синтетическое понятие которое складывается под влиянием совокупности различных факторов воздействующих на все сферы хозяйствования субъекта. К числу этих факторов...

2015-09-03

44.32 KB

6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Управление конкурентоспособностью предприятия.

     Дютина А.О.

     Южно-уральский государственный

     университет, факультет экономики

     4 курс, г.Златоуст

 

Одной из важнейших предпосылок экономического выживания предприятия является создание системы управления его  конкурентоспособностью, то есть способностью хозяйствующего субъекта удовлетворять потребности рынка на основе более эффективного использования ограниченных экономических ресурсов в сравнении с конкурентами.

Конкурентоспособность предприятия - это обобщающее, синтетическое понятие которое  складывается под влиянием совокупности  различных факторов, воздействующих на все сферы хозяйствования субъекта. К числу этих факторов относятся: финансовая устойчивость, доходность предприятия, уровень механизации и автоматизации труда, доступ к рынку ресурсов и новых технологий, качество производимых товаров, масштабность проведения и внедрения НИОКР и др.  Разработка эффективного механизма оценки, и в последующем управление конкурентоспособностью предприятия является актуальной проблемой.

Формирование механизма управления конкурентоспособностью предприятия требует решения целого ряда задач:

- систематизация факторов, оказывающих влияние на конкурентные позиции хозяйствующего субъекта;

- выявление основных показателей, отражающих воздействие указанных факторов на формирование конкурентных преимуществ;

- установление количественных   взаимосвязей  выявленных показателей с уровнем конкурентоспособности предприятия;

- определение целевых нормативов приращения конкурентоспособности на основе установленных взаимосвязей и использование инструментов управления, меняющих параметры деятельности предприятия.

Системным подходом и практической реализуемостью отличается методика формирования механизма управления конкурентоспособностью  предприятия предложенная профессором В.В. Криворотовым [1]. В данной работе представлена классификация факторов конкурентоспособности предприятия, выстроена система показателей  конкурентоспособности предприятия,  позволяющая перейти от качественной оценки к количественной определенности, а так же разработаны основные составляющие механизма управления конкурентоспособностью.

В рамках предложенной концепции  многообразие факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия, систематизированы и  сгруппированы по содержанию:

- факторы операционной  эффективности предприятия;

- факторы рыночной адаптивности предприятия;

- факторы инновационной  активности предприятия.

Функционируя на рынке, предприятие вступает в отношения с внешней средой, которая характеризуется динамичностью и неопределенностью. Способность предприятия приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды  является основополагающей для характеристики  его рыночной адаптивности. Высокий уровень рыночной адаптивности предполагает умение быстро и гибко реагировать на изменение рынка и перестраивать стратегию и тактику экономического управления.

В то же время конкурентная среда, в которой находится каждое предприятие, в современных условиях непрерывно меняется. Возможность выбора товаров и услуг, интересующих покупателя, расширяется под  влиянием рекламной деятельности. Естественно, что в подобной ситуации необходимы гибкость ведения реализационной деятельности и индивидуальный подход к потребителю на рынке. Но с другой стороны, конкурентная обстановка стимулирует производителя на проведение инновационных мероприятий для того, чтобы  предложить покупателю новые товары и услуги, существенно отличающиеся от продукции фирм конкурентов.  Насколько эффективна инновационная деятельность предприятия отражает коэффициент инновационной активности. Эффективное внедрение инноваций способствует повышению уровня рыночной адаптивности, а это, в свою очередь, приводит к более выгодному позиционированию фирмы в конкурентной среде. Одной из важнейших составляющих конкурентоспособности предприятия является его операционная эффективность, так как, опираясь на рациональное использование имеющихся ресурсов, предприятие способно быстро реагировать на изменение внешних условий и внедрять инновации.

С учетом воздействия системы факторов на конкурентоспособность предприятия предложена количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия построенная на основе интегрально-индексного метода. Предложенная модель оценки уровня конкурентоспособности предприятия имеет вид [1]:

,            (1)

где К- уровень конкурентоспособности предприятия;

- коэффициент операционной эффективности;

- коэффициент инновационной активности;   

- коэффициент рыночной адаптивности.

Для определения данных коэффициентов величину рассчитанных показателей хозяйствующего субъекта соотносят с соответствующими показателями предприятий-конкурентов ,  и . Синтетический анализ инновационной активности, рыночной адаптивности и операционной эффективности предприятия позволяет сформировать механизм управления конкурентоспособности предприятия.

Для апробации практической реализуемости методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия была рассмотрена в динамике деятельность выбранного промышленного предприятия.  Результатом операционной деятельности предприятия  выступают произведенные товары и оказанные услуги. В случае, когда выручка от реализации товаров, работ, услуг, превышает совокупные затраты по всем видам деятельности производства и сбыта продукции можно говорить об операционной эффективности предприятия. Операционная эффективность вбирает в себя комплексную оценку рациональности использования  имеющихся у него факторов производства.

. Показатель операционной эффективности предприятия в отчетном периоде рассчитывается по формуле[1]:

,                    (2)

где Э- операционная эффективность предприятия;

В- выручка предприятия от всех видов деятельности;

З- суммарные затраты на производство.

Показатель операционной эффективности в прогнозируемом периоде может быть получен на основе построения модели корреляционно-регрессионного анализа. Исходными данными, для модели вида:

, где                  (3) y-  операционная  эффективность работы предприятия (Э);

- фондоотдача (Фо);

- выработка на одного работающего (Пт);

- себестоимость продукции (С);

- рентабельность продукции(R)

являются ретроспективные значения технико-экономических показателей входящих в модель.

Первый этап определения перспективного показателя операционной эффективности предприятия - построение трендовых моделей на основе ретроспективных значений Фо, Пт, С , R. Вторым этапом является нахождение коэффициентов зависимости между показателями модели ,  по фактическим значениям коэффициента операционной эффективности, себестоимости продукции, выработки, фондоотдачи и рентабельности продукции.

Третий и заключительный этап - это прогнозирование показателя операционной  эффективности предприятия методом множественной линейной корреляции на основе трендовых моделей и рассчитанных коэффициентов.

Модель оценки операционной эффективности, построенная на основе анализа данных выбранного промышленного предприятия, имеет вид:

Э=1,3297-0,143474*Фо-0,00075998*Пт+0,00000046*С+2,42432*R

Анализ коэффициента детерминации (81,33%) и скорректированного коэффициента детерминации (73,87%) указывает на достаточную близость расчетных и фактических значений.

Сравнение расчетных и фактических значений показателя операционной эффективности представлено на рис.1

Рис.1 Фактические и расчетные значения показателя

операционной эффективности предприятия.

Целью построения данной модели корреляционно-регрессионного анализа, является определение перспективных значений показателя операционной эффективности предприятия.  Моделирование данного показателя раскрывает основные тенденции в  операционной эффективности предприятия, которые приобрели устойчивый характер и нуждаются в анализе, регулировании и контроле. Современный количественный анализ, а также рассмотрение показателя операционной эффективности на будущие периоды, т.е. прогнозирование, поможет в регулировании эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, поддержит его инновационность и будет способствовать формированию необходимой рыночной адаптации.

Безусловно, операционная эффективность одна из составляющих, непосредственно влияющих на конкурентоспособность предприятия, но каждое предприятие находится в уникальной конкурентной ситуации, в соответствующей стадии своего жизненного цикла, функционирует в определенной рыночной структуре. В зависимости от перечисленных особенностей функционирования предприятия  необходимо выделять приоритетные составляющие, определяющие уровень  его  конкурентоспособности. Те или иные   составляющие конкурентоспособности  могут быть более  или менее значимы в зависимости от перечисленных особенностей, и, соответственно, их необходимо в первую очередь анализировать, контролировать и корректировать в механизме управления конкурентоспособностью. Операционная эффективность наиболее значима для предприятий на этапе его роста в структуре жизненного цикла. В период роста необходимо контролировать быстро возрастающий объем производства и связанные с ним издержки. На данном этапе возможно увеличение цен на ресурсы и отсутствие резервных запасов основных ресурсов. Все это свидетельствует о необходимости уделять большое внимание внутрифирменным показателям, таким как рентабельность, коэффициенты оборачиваемости и операционной эффективности. В олигополистической структуре и в ситуации активной конкуренции между несколькими предприятиями на рынке необходимо приоритетно отслеживать и контролировать операционную эффективность предприятия. Эти особенности должны найти отражение в количественной оценке уровня конкурентоспособности предприятия  и механизме управления ею.

Используемые источники:

1.  Методология формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия: монография /  В.В. Криворотов. Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2007. 238с

PAGE   \* MERGEFORMAT 1



 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.
17122. Совершенствование управления конкурентоспособностью продукции строительных организаций на локальном рынке жилья 695.56 KB
  Анализ экономической ситуации в России свидетельствует о нерешенности ряда принципиально важных проблем и задач в число которых входит проблема обеспечения конкурентоспособности как отечественных товаров и предприятий их выпускающих так и всей национальной экономики. Изучение проблем конкурентоспособности предопределяет необходимость разработки наиболее эффективных и в тоже время простых в применении методик позволяющих с максимальной степенью достоверности оценить уровень конкурентоспособности экономических объектов рынка. В современной...
19698. Управление активами предприятия 130.55 KB
  Анализ состава состояния динамики долгосрочных и текущих активов баланса предприятия. Анализ показателей рентабельности и оборачиваемости активов. Основные направления улучшения использования оборудования и оборотных активов предприятия. Изучение динамики размера структуры активов в целом и их отдельных групп внеоборотные активы – иммобилизованные средства и оборотные активы – мобильные средства позволяет судить о рациональном их размещении.
17654. Разработка стратегии управления конкурентоспособностью магазина автозапчастей «Авто-Форд» экономическими методами 467.97 KB
  Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью торгового предприятия. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия. Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Стратегии управления конкурентоспособностью предприятия.
5931. Управление оборотным капиталом предприятия 45.71 KB
  Процесс производства и продажи продукции может осуществляться бесперебойно при наличии у организации не только необходимых основных фондов, нематериальных активов, но и оборотного капитала. Под оборотным капиталом понимают капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла
20300. ИС Планирование и управление ресурсами предприятия 973.77 KB
  Более быстрая обработка данных и централизация их хранения с использованием клиент серверных технологий позволяют сберечь значительные средства а главное и время для получения необходимой информации а также упрощает доступ и ведение данных. Оценка накопление и развитие интеллектуального капитала и управление им для достижения целей организации стали важной задачей для ведущих мировых компаний Одним из способов решения описанной проблемы является построение автоматизированной системы сбора накопления и обработки информации вписывающейся в...
11132. Управление сбытовой деятельностью предприятия 125.22 KB
  Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них - это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
14402. Финансовая устойчивость и управление капиталом предприятия 233.21 KB
  Теоретические основы управления финансовой устойчивостью и капиталом предприятия 6 Понятие и оценка финансовой устойчивости 6 Сущность и задачи управления капиталом 22 Принципы подходы и политика формирования капитала Предприятия 26 Взаимосвязь финансовой устойчивости и управления Капиталом 34 Анализ финансовой устойчивости и эффективности управления капиталом ООО АгроСтандарт 38 Финансовоэкономическая характеристика ООО АгроСтандарт 38 Анализ состава и структуры...
741. Управление собственным капиталом предприятия ООО «Аверск К» 79.97 KB
  Собственный капитал – это визитная карточка предприятия. По величине собственного капитала можно судить о солидности предприятия, масштабе его деятельности. Банки при предоставлении ссуд коммерческим организациям обращают внимание, прежде всего на величину их собственного капитала. Только собственный капитал обеспечен имуществом, свободным от долговых обязательств. Капитал является экономическим ресурсом необходимым для осуществления финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
2347. Управление товарными запасами торгового предприятия 15.84 KB
  На одном из них назовем его микроуровень можно говорить о вопросах связанных с оптимизацией процедур обработки заказа всеми задействованными сотрудниками предприятия –от его оптовых сэйлов до персонала складского комплекса. При решении задач этой области нам предстоит организовать управление товарными запасами так чтобы в заказах поставщикам учитывались запланированные отгрузки клиентам. На разных предприятиях есть свои особенности но надеемся описанная схема поможет читателю в общих чертах представить механизм закупки...
15139. Управление товарным ассортиментом торгового предприятия 695.81 KB
  Данная дипломная работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу формирования ассортимента продукции. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения. С нашей точки зрения постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента как развивающегося во времени процесса установления такой...
© "REFLEADER" http://refleader.ru/
Все права на сайт и размещенные работы
защищены законом об авторском праве.